Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТЬ ЛЮБОВНОЙ ИСТОРИИ В РУССКОЙ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ПРОЗЕ'

ОСОБЕННОСТЬ ЛЮБОВНОЙ ИСТОРИИ В РУССКОЙ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ПРОЗЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
89
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮБОВНЫЕ ИЛЛЮЗИИ / ЛЮБОВНЫЕ ИСТОРИИ / ЛЮБОВЬ / ТЕМА ЛЮБВИ / ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ПРОЗА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чжан Юй

Исследуются особенности описания любви в русской постмодернистской прозе на основе учения о «любовных стилях», разработанного канадским социологом и психологом Джоном Алланом Ли. Автор анализирует главных героев и сюжеты любовной тематики в произведениях современной русской прозы и, исследуя художественные тексты С. Соколова, В. Пелевина и Т. Толстой, выявляет присущие постмодернизму условность и виртуальность сюжетов. Научная новизна исследования заключается в междисциплинарном рассмотрении постмодернистских любовных сюжетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFIC FEATURES OF THE LOVE STORY IN THE RUSSIAN POSTMODERN PROSE

The article deals with the study of the peculiarities of the description of love in the Russian postmodern prose based on the study of the “love styles” developed by the Canadian sociologist and psychologist John Alan Lee. The author analyzes the main characters and plots of the love topic in the works of the modern Russian prose and reveals the related to postmodernism conditionality and virtuality of the plot studying the fictional texts by S. Sokolov, V. Pelevin and T. Tolstoy. The scientific novelty of the research consists in the interdisciplinary consideration of the postmodern love plots.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТЬ ЛЮБОВНОЙ ИСТОРИИ В РУССКОЙ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ПРОЗЕ»

ЧЖАН Юй (Санкт-Петербург)

ОСОБЕННОСТЬ ЛЮБОВНОЙ ИСТОРИИ в русской постмодернистской прозе

Исследуются особенности описания любви в русской постмодернистской прозе на основе учения о «любовных стилях», разработанного канадским социологом и психологом Джоном Алланом Ли. Автор анализирует главных героев и сюжеты любовной тематики в произведениях современной русской прозы и, исследуя художественные тексты С. Соколова, В. Пелевина и Т. Толстой, выявляет присущие постмодернизму условность и виртуальность сюжетов. Научная новизна исследования заключается в междисциплинарном рассмотрении постмодернистских любовных сюжетов.

Ключевые слова: любовные иллюзии, любовные истории, любовь, тема любви, постмодернистская проза.

Введение. Тема любви как одна из вечных тем мировой литературы не обошла стороной и современные художественные произведения постмодернистского направления. При этом данная тема практически не рассматривалась литературоведами.

Хотя понятие «любовь» и широко распространено в работах различных современных авторов, но границы исследований по данной теме все еще остаются размытыми и неточными. Согласно типологии, разработанной канадским социологом и психологом Джоном Аланом Ли, так называемые любовные истории можно разделить на три основных разновидности: эрос, людус и сторге. Эрос связан со страстной, романтической или сексуальной любовью. Находясь под влиянием того чувства, которое ли называет эросом, влюбленные интуитивно ощущают себя погруженными, по выражению исследователя, в реку любви. Особым видом эроса является маниакальная любовь, которая представляет собой вид психического расстройства и подразумевает болезненную страсть, одержимость. Под лю-дусом Ли подразумевает то, что другими словами можно назвать «любовной игрой». Этот стиль, или манера поведения, присуща тем, кто не стремится к постоянным отношениям и не желает отвечать за объект своей страсти.

Третий стиль, так называемый сторге, - это семейная любовь, зародившаяся на основе чувства дружбы и взаимного доверия [9, с. 15-16].

А.О. Большев, посвятивший литературному изображению любви монографическое исследование, много внимания уделил феномену так называемой любовной иллюзии - «очевидному самообману, основанному на подмене действительного желаемым, когда объекту любовного влечения приписываются несуществующие черты и свойства» [3, с. 5]. По мнению А.о. Большева, «очень многие известные описания любви на самом деле являют собой изображение именно любовной иллюзии, они носят характер проекции собственных идеалов героев и героинь вовне» [Там же].

Представляется, что специфика постмодернистского изображения любви обусловлена фактором явного доминирования иллюзий над объективными реалиями. основу типичной постмодернистской любовной истории, как правило, составляет ситуация маниакального влечения к заведомо виртуальному, фиктивному объекту, на который проецируются собственные идеалы охваченного страстью персонажа.

Основная часть. Рассмотрим роман Саши Соколова «Школа для дураков». Герой произведения, слабоумный мальчик, именующий себя Нимфеей, влюблен в женщину, которую зовут Вета Акатова. Из текста произведения неясно, кто такая Вета: учительница или привокзальная проститутка. Представляя читателю Вету, автор как будто склоняется ко второй версии: «...пританцовывая в такт своему деревянному сердцу смейся на станциях продавайся проезжим и отъезжающим плачь и кричи обнажаясь в зеркальных купе как твое имя меня называют Веткой я Ветка акации я Ветка железной дороги я Вета беременная от ласковой птицы по имени Найтингейл я беременна будущим летом и крушением товарняка вот берите меня берите я все равно отцветаю это совсем недорого я на станции стою не больше рубля я продаюсь по билетам а хотите езжайте так бесплатно ревизора не будет он болен погодите я сама расстегну видите...» [6, с. 6]. Но затем, в самом начале третьей главы, Вета предстает в образе учительницы: «в ночь твоего прихода в Край Одинокого Козодоя тридцатилетняя учительница нашей школы Вета Аркадьевна, строгая учительница по ботанике, биологии, анатомии, танцует в луч-

О Чжан Юй, 2022

шем ресторане города и пьет вино с каким-то молодым...» [6, с. 34].

Читатель вряд ли может достоверно определить, кто такая Вета, где она работает, самое же главное, что не совсем понятно, существует ли Вета на самом деле. Если судить по тексту («я Вета чистая белая ветка цвету» и «вдоль главного рельсового пути созвездия Веты в гущах вереска» [Там же, с. 7, 12]), то можно предположить, что она лишь плод подростковой фантазий, некое виртуальное производное от ветки акации и железнодорожной ветки.

В еще большей степени сомнителен факт существования Розы Ветровой - школьницы, в которую якобы был влюблен учитель географии Павел (Савл) Норвегов. По тому, как описывает автор голос Розы Ветровой, у читателя может сложиться впечатление, что ее просто-напросто не существует: «Савл Петрович шепотом сказал, шепотом очарованного и восхищенного, - вы слышите, или мне чудится?» [Там же, с. 134]. Возможно, возлюбленная географа - виртуальное производное от розы ветров. Вместе с тем, весьма вероятно, что речь идет о действительной связи учителя с малолетней и к тому же слабоумной семиклассницей. Так, полагает Д. Баранов, указывая, что «мотив платонической любви Савла и Розы на уровне предметного ряда оборачивается близостью и физической, т. е. педофилией» [1, с. 350]. Перед нами любовная история, которая попросту ускользает от восприятия и не поддается фиксированной интерпретации.

В этом плане квинтэссенцией постмодернистской любовной истории можно признать рассказы Т. Толстой, чьи герои, влюбляясь, часто стремятся попасть (и попадают) в мир собственных грез. В рассказе «Соня» главная героиня страстно полюбила фиктивное существо, Николая, выдуманного ради шутки ее подругой Адой и компанией. Спустя какое-то время всем шутникам, кроме Ады, надоедает эпистолярная мистификация. Во время войны и Ада и Соня остаются в блокадном Ленинграде. Умирая от голода, Ада пишет Соне прощальное письмо, в котором признается, «что все ложь, что она всех ненавидит, что Соня -старая дура и лошадь, что ничего не было и что будьте вы все прокляты» [7, с. 15].

Вопрос о том, получила ли Соня письмо, остается открытым: героиня, стремясь спасти Николая, отправляется на квартиру к умирающей Аде. Хотя Соня никогда и не видела Николая, но в тяжелый момент именно в Аде она видит образ своего возлюбленного. Как отме-

чает Е.А. Богданова, «образ героини Толстой оказывается вовлеченным в число героев-праведников русской литературы» [2, с. 50]. В религиозно-философской литературе понятие «праведность» имеет нравственное, благочестивое значение [5, с. 13]. Следует подчеркнуть, однако, что перед нами специфическое праведничество: героиня жертвует собой ради несуществующего человека.

Симеонов, герой рассказа Татьяны Толстой «Река Оккервиль», - молодой мечтатель, влюбленный в певицу Веру Васильевну, которая, по его убеждению, давно умерла. Мало обращая внимания на окружающую его пошлую действительность, романтичный Симеонов не расстается со светлым образом Веры Васильевны.

В мечтах героя они как бы живут вместе, «хорошо ему было в его одиночестве, в маленькой квартирке, с Верой Васильевной наедине, и дверь крепко заперта от Тамары... романс мужской, романс одиночества, и бесплотная Вера Васильевна будет петь его, сливаясь с Симеоновым в один тоскующий, надрывный голос» [8, с. 435]. Вдруг выясняется, что Вера Васильевна жива, Симеонов узнает домашний адрес старой певицы и наведывается к ней с подарками. однако реальный облик Веры Васильевны разительно расходится с грезами охваченного маниакальной страстью героя, мечты его рушатся, и он с небес падает на землю.

отчасти аналогичную картину мы можем наблюдать в рассказе Толстой «Круг». Герой произведения, как и другие персонажи Т. Толстой, живет в двух мирах: реальном и идеальном, автор ярко описывает контраст этих двух миров. Правда, в отличие от рассмотренных ранее надмирных мечтателей Сони и Си-меонова, Василий Михайлович, главный герой «Круга», является романтичным обывателем. он вполне преуспел, многого добился в житейско-бытовой сфере, однако жаждет вырваться из привычного круга.

Андеграундная поэтесса Изольда представляется Василию Михайловичу тем самым сказочным созданием, которое поможет ему преодолеть гнетущую трехмерность окружающего мира. Разумеется, надежды героя обнаруживают иллюзорный характер, конфликт мечты и реальности завершается крушением иллюзий.

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что для любовной ситуации в постмодернизме характерен резкий сдвиг в

условность, когда объект страсти приобретает заведомо симулятивный и виртуальный характер.

В этом плане очень показательным является рассказ В. Пелевина «Ника». Основу сюжета составляет история маниакальной любви героя-рассказчика к некоей загадочной Нике, покинувшей возлюбленного, которая поначалу представляется девушкой, наделенной «по-кошачьи гибким телом» [4, с. 530] и типичными чертами гордой femme fatale: «Ей было совершенно наплевать на все, что я говорю» [Там же, с. 533]. Только в финале обнаруживается, что речь идет на самом деле о кошке.

Рассматривая приведенные в данной статье художественные тексты, можно заключить, что любовь в постмодернистской прозе, как правило, отражает личностные идеальные устремления героев повествований. В таких текстах объект страсти зачастую всецело виртуален: это и загадочные Вета Акатова и Роза Ветрова («Школа для дураков»), и мифический Николай, выдуманный Адой («Соня»), и Вера Васильевна, придуманная Симеоно-вым («Река Оккервиль»), и Изольда, сочиненная Василием Михайловичем («Круг»), и кошка Ника из рассказа «Ника». Герои постмодернистских художественных произведений зачастую отвергают реальных людей, стремясь попасть в мир грез.

Традиционную романтическую схему, когда порыв к неземным идеалам принимает форму влечения к реальному человеческому существу, современные русские писатели трансформируют в соответствии с законами постмодернистской условности, вследствие чего любовь оказывается еще более виртуальной и иллюзорной.

Список литературы

1. Баранов Д.К. Эпиграфы «Школы для дураков» Саши Соколова как ключ к пониманию структуры романа // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Язык и литература. 2019. Т. 16. Вып. 3. С. 338-353.

2. Богданова Е.А. Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой: дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2015.

3. Большев А.О. Морфология любовной истории. СПб., 2013.

4. Пелевин В. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 3: Generation «П». Рассказы. М., 1999.

5. Смирнова С.А. Святость как феномен русской культуры (семантическое и лингвокульту-рологическое описание): автореф. ... канд. филол. наук. Архангельск, 2005.

6. Соколов Саша. Школа для дураков. М., 2017.

7. Толстая Т.Н. Круг. М., 2003.

8. Толстая Т.Н. Река Оккервиль: рассказы. М., 2002.

9. Lee J.A. Colours of love: an exploration of the ways of loving. Ontario, 1973.

10. Lee J.A. Love-Styles // The Psychology of

Love. New Haven; London, 1988.

* * *

1. Baranov D.K. Epigrafy «Shkoly dlya dura-kov» Sashi Sokolova kak klyuch k ponimaniyu struk-tury romana // Vestn. S.-Peterb. un-ta. Yazyk i literatura. 2019. T. 16. Vyp. 3. S. 338-353.

2. Bogdanova E.A. Motivnyj kompleks pro-zy Tat'yany Tolstoj: special'nost' 10.01.00 «Literaturovedenie»: dis. ... kand. filol. nauk. SPb., 2015.

3. Bol'shev A.O. Morfologiya lyubovnoj istorii. SPb., 2013.

4. Pelevin V. Sobranie sochinenij: v 3 t. T. 3: Generation «P». Rasskazy. M., 1999.

5. Smirnova S.A. Svyatost' kak fenomen russkoj kul'tury (semanticheskoe i lingvokul'turologicheskoe opisanie): avtoref. ... kand. filol. nauk. Arhangel'sk, 2005.

6. Sokolov Sasha. SHkola dlya durakov. M., 2017.

7. Tolstaya T.N. Krug. M., 2003.

8. Tolstaya T.N. Reka Okkervil': rasskazy. M., 2002.

The specific features of the love story in the Russian postmodern prose

The article deals with the study of the peculiarities of the description of love in the Russian postmodern prose based on the study of the "love styles" developed by the Canadian sociologist and psychologist John Alan Lee. The author analyzes the main characters and plots of the love topic in the works of the modern Russian prose and reveals the related to postmodernism conditionality and virtuality of the plot studying the fictional texts by S. Sokolov, V. Pelevin and T. Tolstoy. The scientific novelty of the research consists in the interdisciplinary consideration of the postmodern love plots.

Key words: love illusion, love stories, love, love topic, postmodern prose.

(Статья поступила в редакцию 25.12.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.