Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТЬ ДИНАМИКИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ОСОБЕННОСТЬ ДИНАМИКИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТУДЕНТЫ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бажин А.С., Светайло Р.В., Овчинников А.С.

В статье рассматривается проблема развития карьерных ориентаций студентов вуза в зависимости от курса обучения. Приводятся результаты эмпирического исследования динамики карьерных ориентаций студентов вуза. Даются рекомендации по использованию результатов исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТЬ ДИНАМИКИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

показывает, что для максимально точной оценки необходимо владеть не только знаниями процедуры оценки, но и понимать специфику и технологические особенности деятельности самой компании, ее миссии и целей.

Однако, несмотря не имеющиеся объективные трудности в организации данного исследования следует отметить, что цели и задачи, безусловно, были достигнуты. Практическая значимость состоит в возможности применения использованных методик на других предприятиях.

Бажин А. С. доцент

кафедра управления персоналом и экономики труда

Светайло Р.В. магистрант

направление подготовки «Управление персоналом»

Овчинников А.С. магистрант

направление подготовки «Управление персоналом» Дальневосточный федеральный университет

Россия, г. Владивосток ОСОБЕННОСТЬ ДИНАМИКИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

СТУДЕНТОВ ВУЗА Аннотация. В статье рассматривается проблема развития карьерных ориентаций студентов вуза в зависимости от курса обучения.

Приводятся результаты эмпирического исследования динамики карьерных ориентаций студентов вуза. Даются рекомендации по использованию результатов исследования.

Ключевые слова: карьерные ориентации, студенты, вуз. На протяжении всей учебной деятельности в среднем или высшем образовательном учреждении у студента изменяются взгляды по поводу каких-либо намерений в развитии своей карьеры. Причин этому может быть множество: будь то изменившаяся экономическая ситуация в стране, или осознание своих истинных мотивов в профессиональной деятельности и ее карьерном развитии под влиянием учебного процесса (увеличение информации, прохождение практики или начало трудовой деятельности во время учебы). Рассмотрение особенностей карьерных ориентаций у студентов 1 и 5 курсов являлось целью данной дипломной работы. Для этого были решены следующие задачи:

во-первых, были описаны основные теоретические моменты относительно понятия карьеры, ее типы и этапы. Этот феномен авторы рассматривают с разных сторон, но наиболее полное определение с точки зрения психологии дает И.Д. Ладанов, который считает, что карьера — это не только продвижение по служебной лестнице, но и главное - это процесс

реализации человеком своих возможностей в условиях профессиональной деятельности. Авторы выделяют несколько характеристик для выделения типов карьеры: в зависимости от признака индивидуальной профессионализации, направления движения сотрудника в структуре организации, содержания, происходящих в процессе карьерного движения изменений, протекания процесса карьерного развития, степени устойчивости, возможности осуществления, времени их осуществления, направленности происходящих изменений. Также авторами выделяется несколько этапов карьерного развития: предварительный, становления, продвижения, завершения, пенсионный.

во-вторых, были описаны основные теории, рассматривающие карьерные ориентации и установки. Дж. Голланд выделяет шесть типов профессиональной направленности: реалистичная, интеллектуальная, социальная, конвенциональная, предприимчивая и художественная. Э. Роу описывает восемь классификаций профессий, которые соотносятся с карьерными установками: сфера услуг, контактная работа в учреждении, офисная работа, технологии, работа на открытом воздухе, наука, работа с общественностью, искусство. Э. Шейн выделяет восемь карьерных якорей: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность на работе и дома, служение, вызов, интеграция стилей жизни и предпринимательство.

в-третьих, были рассмотрены особенности карьерных ориентаций в процессе обучения, их динамика и некоторые изменения. В результате изучения теоретического материала было отмечено, что выводы разных исследователей отличаются друг от друга и поэтому нельзя сделать четкого определения есть ли какая-то динамика или нет. Причиной этому могут служить как различные выборки (в зависимости от факультета, в зависимости от возраста и прошлого опыта изменяются результаты), так и изменения обстановки в стране. Хотя можно сделать выводы о том, что некоторая часть студентов все-таки меняет свои карьерные ориентации в процессе обучения в образовательном учреждении, а главное карьерные ориентации у студентов 1 курсов отличаются от карьерных ориентаций студентов 5 курсов. В основном эти различия связаны с тем, что на первых курсах у большинства студентов преобладают мотивы «предпринимательского» характера и выраженной ориентацией является стабильность работы и места жительства, потребность в безопасности; но уже на более старших, выпускных курсах выраженным якорем является профессиональная компетентность и интеллектуальная ориентация.

Также были рассмотрены три методики, определяющие карьерные ориентации: это методика определения профессиональной направленности Дж. Голланда, «Якоря карьеры» Э. Шейна и методика определения карьерной самоэффективности Н.Бетц.

Целью данного исследования было рассмотрение особенностей и

выявление возможных различий в карьерных ориентациях у студентов 1-х и 5-х курсов. Для этого были решены следующие задачи: подобрана определенная выборка с учетом пола, количества людей и специальности; выбраны методики, которые рассматривают, измеряют и исследуют карьерные ориентации; проведено тестирование данной выборки студентов; затем были обработаны результаты тестирования и сделаны первые выводы; следующим шагом был выбор метода математической обработки; затем непосредственно - математическая обработка.

Изначально результаты исследования перед математической обработкой имели следующие показатели: у студентов 1 -го курса преобладающими карьерными ориентациями были предпринимательство и стабильность (по Шейну), предприимчивая (по Голланду), профессиональная осведомленность (по Бетц), у студентов 5-го курса преобладающими карьерными ориентациями были предпринимательство (по Шейну), предприимчивая (по Голланду), профессиональная осведомленность (по Бетц). То есть карьерные ориентации у студентов 1 и 5 курса были схожи между собой. Таким образом, изначально можно было сделать вывод о неподтверждении гипотезы.

Математическая обработка дала совершенно противоположные и интересные результаты. По всем трем методикам действительно выявились различия между карьерными ориентациями у студентов 1 и 5 курсов. Таким образом, некоторая часть гипотезы подтвердилась. При математической обработке данных методики «Якоря карьеры» получились следующие результаты: хотя различия в выборе карьерных ориентаций и присутствуют между студентами 1 и 5 курса, но они достаточно невыраженные, у обеих выборок выявилась схожая тенденция выбора определенных предпочтений. И у студентов 1 и у студентов 5 курса наиболее выраженной карьерной ориентацией является профессиональная компетентность.

Таким образом, большинство студентов и на 1 -ом и на 5-ом курсах склонны к желанию быть мастерами своего дела, получать позитивные эмоции при достижении успеха в профессиональной сфере и быстрой потере интереса к работе, которая не позволяет развивать их способности и таланты, скорее всего в будущем готовы развиваться, но в сфере своей компетентности и совсем не склонны управлять другими, поэтому скорее всего не выберут профессии менеджера или руководителя. Корреляция между упорядоченными перечнями карьерных ориентаций у 1 и 5 курсов не достигает уровня статистической значимости. Поэтому нельзя предполагать, что выбор карьерных ориентаций на 1 курсе каким-либо образом связан с выбором на 5 курсе.

При математической обработке данных методики определения профессиональной направленности Дж. Голланда получились следующие результаты: тенденции выбора также схожи, но выделяется контраст между более и менее выраженными направленностями у 2 выборок. Наиболее

выраженная и у 1 и у 5 курсов - реалистичная. Таким образом, большинство студентов из обеих выборок склонны к занятию конкретными делами, которые давали бы ощутимые результаты, физическому труду, работе с техникой, подчинению и исполнению инструкций. Корреляция между упорядоченными перечнями направленностей в 1 и 5 курсах достигает уровня статистической значимости, поэтому возможно есть какая-либо зависимость между выборами на 1 и 5 курсах.

При математической обработке данных методики определения карьерной самоэффективности выявились следующие результаты: различия в выборах хотя и присутствуют, но не явно выражены. Большая разница у 1 и 5 курса выявлена в выборе установки решение проблем. Большинство студентов 1 курса выбрали установку решение проблем. Таким образом, они скорее ориентированы в будущем на решение проблем и их деятельность должна включать практические аспекты, склонны к предпринимательской деятельности, где нужно находить быстрые и эффективные решения. Большинство студентов 5 курса выбрали установку планирование. Таким образом, чтобы ощущать себя эффективными им нужно четко распланировать все шаги в будущей деятельности. Разработка планов должна занимать ключевое место в будущей деятельности этих студентов. Корреляция между упорядоченными перечнями установок в 1 и 5 курсах не достигает уровня статистической значимости, поэтому также нельзя допускать какую-либо связь между выборами на этих курсах.

Итак, подтверждена гипотеза о том, что карьерные ориентации студентов 1 курса отличаются от карьерных ориентаций студентов 5 курса, при этом у студентов 1 курса преобладающей карьерной ориентацией является предприимчивая, а у 5 курса - профессиональная компетентность.

Бажин А. С. доцент Головачев С.Б., к.ф.н.

профессор Кленина А.Н., к.п.н.

доцент

кафедры управления персоналом и экономики труда Дальневосточный федеральный университет

Россия, г. Владивосток ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «СОВРЕМЕННЫЕ ЛИДЕРСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ» КАК МЕТОДА

ОЦЕНКИ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ

ПЕРСОНАЛОМ

Аннотация. В статье рассмотрена деловая игра «Современные лидерские компетенции» как метод развития и оценки коммуникативных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.