Литература:
1. Шабозов М.Ш - Укр.мат.журн.1986, Т,17, N11 с.1540-1557.
2. Азизов М. Пулатов М- Изв. АН РТ. физ-мат., хим., геол. и тех.н., 2013, №2 (151), с. 7 - 17
ТОЧНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ n-ПОПЕРЕЧНИКОВ ОДНОГО КЛАССА ФУНКЦИЙ
М. Пулатов
В статье рассматривается вопрос нахождения значения n- поперечников одного класса функций возникающих при решение задач уравнений математической физики в гильбертовых пространствах.
Ключевые слова: точное значение колмогоровского, доказана следующая
AN EXACT VALUES OF n - WIDTHS OF ONE CLASSES OF FUNCTIONS
Pulatov M.
The main purpose of this paper is to find the exact values of n- width of one classes of functions.
Key words: exact value Kolmogorov, the following is proved
Сведения об авторе: Пулатов М. - аспирант кафедры математического анализа Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел.(991) 224-83-17
Information about the author: Pulatov M. - the graduate student of chair of the mathematical analysis of the Tajik state pedagogical university of a name of Sadriddin Ayni, ph.: (991) 224-83-17
ОСОБЕННОСТЬ АСТРОНОМИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА КУРСА «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» В ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ СТУДЕНТОВ
X. Бобоев
Технологический университет Таджикистана
XXI век принес много нового в мышление человечеству, главное из которых является осознание роль и место образование в жизни человека. В связи с этим, в последние годы в системе подготовке специалистов высшего профессионального образования произошли коренные изменения, что обусловлены требованиями рынка труда к специалистам новой формации.
В зависимости от происходящих изменений в природе, обществе и окружающем мире появились новые научные направление и предметы(дисциплины).
К числу таких новшеств и относятся предмет Концепции современного естествознания. Следует отметить, что на изучение данного предмета в зависимости от специальностей, профиля подготовки и требования государственного стандарта выделяется от 32 часов(2 кредита при кредитной системе обучения) и до 48 часов в традиционной системе подготовки специалистов.
По содержанию, «Концепции современного естествознания» является продуктом междисциплинарного синтеза естественных наук, это значит, что этот курс появился вследствие крупных достижений в области естественных наук, влияющих на современное миропонимание.
Проблема формирования естественнонаучного мировоззрения в учебном процессе курса «Концепции современного естествознания» исследовалась Н.С. Пурышевой, А.А. Сенявиной, А.Н. Малининым, А.И. Тимошенко, К.Г. Эрдынеевой, Э.Д. Новожиловым, В.Ф. Ефименко, В.В. Мултановским, В. Усовой, ЛЯ. Зориной, В.Г. Ивановым, Н.В. Шароновой, И.Загвязинским, Г.М. Голиным, Р.Н. Щербаковым и другими учеными. Изучение данного курса содействует получению широкого базового высшего образования, способствует всестороннему развитию личности, а также формирует целостного мировоззрения студентов об окружающем мире. Учебный курс содержит вес арсенал идей концепций современного естествознания, что позволяет раскрыть и показать панораму наиболее известных методов и законов современной науки, а также демонстрирует специфику рационального метода познания явлений и процессов происходящих в природы[1].
Главная задача курса заключается в формирование представлений о действительной картины мира, как основе целостности и многообразия природы. С этой целью, в программу курса введены важнейшие принципы и концепции современного естествознания, такие как: представления о пространстве, времени и материи; законы сохранения в мире; концепции происхождения и эволюции Вселенной, жизни и человека; биосфера и экология; специфика самоорганизации, системных методов исследования и др[1]. Известно, что миропонимание человека берет свое начало от целого ряда первобытных эмпирических знаний, мифологических, религиозных представлений к философско-теоретическому мировоззрению. Исторический анализ показывает, что в учениях мыслителей древнего мира религиозные и рациональные компоненты познания, переплетаясь между собой, создавали почву для дальнейшего развития.
Возникшая сегодня тенденция к гармоничному синтезу двух традиционно различных культур, гуманитарной и естественнонаучной, отвечает потребностям общества в целостном мировоззрении и подчеркивает актуальность данной дисциплины.
Поэтому для формирования целостного взгляда на окружающий мир и на ее основе формирование научного мировоззрения студентов - будущим специалистам необходимо изучения такого курса.
Как известно, для формирования научного мировоззрения огромное влияние наряду с физикой, имеет и астрономия. В связи с этим, при разработке программы курса Концепции современного естествознания авторам следует обратить особое внимание на роль и задачи астрономического материала в изучение этого предмета, который отражает его мировоззренческий характер.
Астрономия - древняя наука, несущая во все исторические эпохи две функции: мировоззренческую и утилитарно-прикладную. Соответственно, уровень астрономических знаний и представлений о мироздания всегда служит одним из критериев уровня экономики и культуры человеческого общества. Огромного философское, теоретико-познавательное и мировоззренческое значение достижений классической астрономии состоит в фактическом утверждении материалистического понимания мироздания. Однако последние достижения современной астрономии поставили ряд новых философско- мировоззренческих проблем, которые должны оцениваться в русле диалектикоматериалистического учения. К таким достижениям относятся открытие пульсаров, радиогалактик, реликтового излучения, квазаров и др. Развитие космологии 70-80-х гг. XX столетия отмечено существенными успехами: получены новые факты об эволюции Вселенной в больших масштабах; было доказано, что сингулярность, описывающая начало расширения Вселенной, свойственна весьма значительному классу уравнений обще теории относительности; разработана теория первых стадий эволюции Вселенной - теория «горячей Вселенной», заново стали бурно дискутироваться проблемы места человека во Вселенной и поиска жизни во Вселенной, антропный принцип и другие [3].
Современные достижения астрономии должны найти конкретное отражение при изучении курса Концепции современного естествознания. Задача преподавателя состоит в нахождении наиболее эффективных форм философского, диалектико-материалистического анализа современного, астрономического познания и формирования на этой основе подлинно научного мировоззрения студентов.
Студентам необходимо разъяснить, какие виды вещества и какие поля обнаружены во Вселенной и как они взаимодействуют между собой, показать грандиозную картину механического движения небесных тел во Вселенной и подчеркнуть, что небесные тела не только перемещаются в пространстве, но и непрерывно эволюционируют. Проследить на примере явлений в солнечной системе и в мире звезд всеобщую связь явлений в природе. Четко и ясно показать взаимосвязь и взаимообусловленность структурных единиц, входящих в состав Вселенной, указать место человека во Вселенной и его уникальность. Дать основополагающие сведения о проблеме поиска жизни во Вселенной и их возможности существования. Показать проявления некоторых философских законов в астрономических явлениях, таким как законы единства и борьбы противоположностей, взаимопереходов количественных и качественных изменений, отрицания и др.
Особенно, следует отметить, что при изучение любой темы курса астрономии можно выделить ее мировоззренческий аспект, т.е. любой материал этого курса проникновенны своими мировоззренческими понятиями.
При анализе содержание программы курса Концепции современного естествознания, с точки зрения мировоззренческого вклада, очень легко можно определить следующее темы астрономического содержание, что представляют наибольшее интерес в данном плане. Например, при изучение тем: «Система мира античных философов»; «Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы строения мира»; «Антропный космологический принцип»; « Большой взрыв и расширяющаяся Вселенная»; «Космологические модели Вселенной»; «Происхождение и эволюция галактик и звезд»; «Происхождение планет Солнечной системы»; «Происхождение и эволюция Земли»; «Проблемы происхождения жизни во Вселенной»; «Проблемы поиска внеземных цивилизаций»; «Проблема связи с внеземными цивилизациями» и других, безусловно, видно большой мировоззренческий потенциал изучаемых вопросов.
Как известно, самыми древними формами мировоззрения являются мифология и религия, как особое отражение действительности, возникавшее в сознании первобытного человека, что привело к формированию его культуры.
Поэтому, при разъяснение вопросов мировоззренческого характера данного курса, было бы целесообразно в начале привести существующее варианты высказывания религиозного и мифологического содержания явлений и процессов исходя из древности и хронологической констатации. Затем с точки зрения научного диалектизма дать убедительное объяснение данных вопросов, с приведением доказательных научно установленных фактов и примеров. Безусловно, что сопоставление двух точек зрения без унижения друг-друга, приведет к более ясному и твердому формированию мировоззренческих взглядов, чем голословное отрицание религиозных и теологических высказывания, что иногда приводить к разногласию и разочарованию студентов.
Прежде чем объяснять те или иные явления астрономического характера, необходим фактический материал. Его предоставляют наблюдения за звездным небом, движением Солнца, Луны, планет. Путь развития подлинной науки о Вселенной начинается с решения проблем перехода от видимого к истинному. Наблюдения играют важную роль в формировании астрономических знаний и научного мировоззрения. Объекты астрономических наблюдений доступны и увлекательны, сами наблюдения создают положительные мотивы в обучении. Наблюдения можно рассматривать как первый шаг к научному познанию окружающего мира. Непосредственное же формирование знаний о природе космических тел, о многообразных связях
астрономических объектов должно происходить постепенно, по мере изучения необходимых для этого фактов[2].
Таким образом, исходя из основных положений диалектического развития природы и общества, приведенных наблюдательных фактов и доказательств, а также сопоставляя имеющихся взглядов и мнений, можно сформировать действительную картину мира и происходящих в нем процессов, что позволяет эффективно и всесторонне развивать мировоззренческую позицию студентов.
Литература:
1. .Карпенков С.Х.Концепции современного естествознания:- М, Академический проспект, 2006. - 626
2. Бобоев X. Мир астрономии и энциклопедия космоса, (на тадж.яз.): - Душанбе, Маориф, 2010, 181с.
Сведения об авторе: Бобоев Хаёл Бобоевич- доктор исторических наук, профессор, проректор по международным делам Технологического университета Таджикистана. Тел.: (991): 91-867-29-43.
Information about the author: Boboyev Hayol Boboyevich-doctor of historical sciences, professor, vice rector for the international affairs of Technological university of Tajikistan. Ph.: (991) : 91-867-29-43.
УДК 517.512
О СВЯЗИ СТЕПЕНИ СУММИРУЕМОСТИ И КОЭФФИЦИЕНТОВ ФУРЬЕ ПОЧТИ-ПЕРИОДИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
Ю.Х.Хасанов, М.Г.Ахмадиев
Российско- Таджикский Славянский университет, Казанский национальный исследовательский технологический университет
Пэли [1] доказал, что если /(х) е Ьр , 1 < р й 2 , с 1,с2 ,..., сп ,.. - ее коэффициенты Фурье по ортонормированной системе (рп (х) на [а, Ь ], | срп (х) |й М , п = 1,2,..., а й х й Ь , то
Г . 1 17 р Г Ь 1 17 р
|гЫРпр -21 й Лр Ы/|М ,
I п = 1 J I а )
где у1,у2,. ., уп, .. числа |сх |, |с21,... \сп |,..., расположенные в порядке убывания и Лр
зависит только от р и М . Если же р > 2 и с 1,с2,..., сп ,... - последовательность чисел, для которой
од
-т. I |р р - 2 п = 1
то существует функция / (х) е £ (а, Ь), для которой числа сп являются
коэффициентами Фурье по системе [фп (х)} и
Г ь Л17 Р Г » Л17 Р
Ul f ( х )| PdxT < Bp Г »\rn\Pnp - 2 L I a J L n = 1 J
где B зависит только от p и M .