Научная статья на тему 'Особеннности государственного контроля, осуществляемого Федеральной службой по оборонному заказу'

Особеннности государственного контроля, осуществляемого Федеральной службой по оборонному заказу Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
265
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / РОСОБОРОНЗАКАЗ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Слепенкова Л. В.

Рассмотрены основные особенности и правовая основа процедуры государственного контроля, проводимого федеральной службой по оборонному заказу Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особеннности государственного контроля, осуществляемого Федеральной службой по оборонному заказу»

кредита. На основе анализа и обобщения практики по уголовным делам, возбужденным по ст. 176 УК РФ, были выделены четыре типичные следственные ситуации, возникающие на первоначальном этапе расследования. Однако могут иметь место и иные следственные ситуации, обозначить их все не представляется возможным, так как их типизация применительно к конкретным сложившимся обстоятельствам будет насчитывать значительное количество вариантов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Шурухнов Н.Г. Криминалистика / Н.Г. Шурухнов. М.: ЮРИСТЪ,

2002.

2. Криминалистика (актуальные проблемы) / под ред. Е.И. Зуева. М.,

1988.

3. Лисиченко В.К. Следственная ситуация и ее значение в криминалистике и следственной практике / В.К. Лисиченко, О.В. Батюк // Крими-налистикаи судебная экспертиза. 1988. Вып. 36. С. 5-7.

4. Кривенко Т. Расследование преступлений в кредитно-финансовой сфере / Т. Кривенко, Э. Куранова // Законность. 1996. № 1. С. 19-25.

O.A. Petruhina

The characteristics of typical situation under investigation on the first stage of investigation of illegal getting credits

The essence of typical situation under investigation is discussed. The kinds of typical situation under investigation on the first stage of investigation of illegal getting credits are given and described.

УДК 342.951:351.864.253

Л.В. Слепенкова, соискатель, (Россия, Москва, МГЮА)

ОСОБЕНННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ОБОРОННОМУ ЗАКАЗУ

Рассмотрены основные особенности и правовая основа процедуры государственного контроля, проводимого федеральной службой по оборонному заказу Российской Федерации.

Ключевые слова: государственный контроль, государственный заказ, Рособоронзаказ.

Контроль является одним из способов обеспечения законности в области размещения государственного оборонного заказа. Из множества различных определений контроля автору импонирует определение контроля как системы наблюдения и проверки процесса функционирования объекта в целях устранения отклонений от заданных параметров [1. С. 388]. Орга-

ны исполнительной власти могут осуществлять разные виды контроля, в том числе отраслевой и межотраслевой. Контроль при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд осуществляется на федеральном уровне Федеральной антимонопольной службой, Федеральной службой по оборонному заказу, Министерством экономического развития и торговли РФ, Счетной палатой РФ.

Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ) образована согласно указу Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [2] в результате преобразования Государственного комитета Российской Федерации по оборонному заказу при Министерстве обороны Российской Федерации (Госкомоборонзаказ) с соответствующей передачей Рособоронзаказу полномочий правопреемника Госкомоборонзаказа. В соответствии с указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» [3] Федеральная служба по оборонному заказу осталась в неизменном виде.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по оборонному заказу [4] Рособоронзаказ является федеральным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации. Эта служба осуществляет деятельность по контролю и надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами РФ норм и правил в сфере государственного оборонного заказа, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну.

Рособоронзаказ уполномочен осуществлять: 1) контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну; 2) государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований технических регламентов в отношении продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу.

В целях реализации указанных функций Рособоронзаказ имеет следующие полномочия:

1) контроль (надзор): а) за реализацией федеральных (целевых, государственных) программ, предусматривающих мероприятия (задания), вы-

314

полняемые в рамках государственного оборонного заказа; б) за деятельностью государственных заказчиков и организаций-исполнителей государственного оборонного заказа при размещении и выполнении заказов на поставку продукции (работ, услуг) на предмет ее соответствия основным показателям и направлениям расходов государственного оборонного заказа;

в) за соблюдением организациями-исполнителями государственного оборонного заказа обязательных требований к продукции (работам, услугам) по государственному оборонному заказу в области унификации и стандартизации в процессе ее разработки, испытаний и серийного производства;

г) за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией, конкурсной, аукционной или котировочной комиссией требований нормативных правовых актов РФ в сфере размещения заказов на поставки продукции (работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну; д) за заключением и выполнением государственных контрактов (договоров) по государственному оборонному заказу; е) за реализацией государственной ценовой политики, применением государственных регулируемых цен при размещении и выполнении государственного оборонного заказа; ж) за реализацией предусмотренных государственным оборонным заказом мер по сохранению и развитию стратегических организаций оборонно-промышленного комплекса и критических технологий.

2) Принимает предусмотренные законодательством РФ меры предупредительного, ограничительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений обязательных требований в установленной сфере деятельности. Так, в 1 квартале 2008 г. Ро-соборонзаказом в пределах установленных полномочий принимались необходимые меры по предупреждению и устранению негативных последствий нарушений порядка и правил размещения государственного оборонного заказа. По итогам было выдано более 100 предписаний. Однако не всегда выданные предписания соответствуют действующему законодательству. В качестве примера можно привести судебное дело, рассмотренное Арбитражным судом г. Москвы. Заявитель Федеральное агентство по промышленности (Роспром) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения Рособоронзаказа от 29 декабря

2007 г. № 277-рж по жалобе ЗАО «Автопромимпекс» на действия государственного заказчика при проведении открытого конкурса № 283к-711 на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по утилизации вооружения и военной техники в рамках федеральной целевой программы «Промышленная утилизация вооружений и военной техники (2005-2010 годы)». Решением Арбитражного суда г. Москвы от 5 июня

2008 г., оставленным без изменений постановлением Девятого арбитраж-

ного апелляционного суда от 5 сентября 2008 г, решение Рособоронзаказа от 29 декабря 2007 г. № 277-рж признано недействительным. Как усматривается из материалов дела, Роспромом был объявлен открытый конкурс на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по утилизации вооружения и военной техники в рамках федеральной целевой программы «Промышленная утилизация вооружения и военной техники (2005-2010 годы)» (бронетанковая техника). Извещение о проведении конкурса № 283к-711 и конкурсная документация были опубликованы в бюллетене «Конкурсные торги» № 39(283) от 08 октября 2007 г. и на Интернет-сайте www.zakupki.gov.ru 09 октября 2007 г. В конкурсную документацию 24 октября 2007 г. были внесены изменения, касающиеся требований о наличии нотариально заверенных копий действующих лицензий на заготовку, переработку и реализацию лома цветных и черных металлов, изменения даты начала и даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, а также даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Указанные изменения были опубликованы на официальном Интернет-сайте Правительства РФ www.zakupki.gov.ru, а также в Бюллетене «Конкурсные торги» от 29 октября 2007 г. № 42(286) на стр. 436.

Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе состоялось 22 ноября 2007 г. Протоколы оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе подписаны 29 ноября 2007 г. По итогам рассмотрения заявок на участие в конкурсе победителями конкурса признаны по лоту № 1 и лоту № 2 ООО «Борисоглебсквторма», по лотам № 3, 4, 5 — ООО «Фирма-Радар», по лоту № 6 — ООО «Центр утилизации «Резерв», по лоту № 7 — ЗАО «Автопромимпекс». ЗАО «Автопромимпекс» обратилось в Рособоронзаказ с жалобой на действия государственного заказчика (Роспрома) и его конкурсной комиссии при проведении вышеуказанного конкурса. По результатам рассмотрения жалобы Рособоронзаказ вынес решение от 29 декабря 2007 г. № 277-рж, согласно которому Рособоронзаказ признал жалобу ЗАО «Автопромимпекс» обоснованной. На основании решения Рособоронзаказом выдано Роспрому предписание от 18 февраля

2008 г. № 3/667 аннулировать торги.

Арбитражные суды считают, что требования и положения норм п. 1 ст. 21, п. 4.1 ст. 21, ч. 1 ст. 23 федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ) Роспромом были соблюдены.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 декабря

2006 г. № 813, ч. 3 ст. 11 федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ дополнительными требованиями к участникам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства путем проведения торгов являются наличие у них соответствующих производственных мощностей, технологи-

316

ческого оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом заказа.

Перечни товаров, работ и услуг для нужд обороны страны и безопасности государства определялись государственными заказчиками по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой по оборонному заказу. В рассматриваемом случае арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о том, что включение дополнительных требований в конкурсную документацию не ставится в зависимость от согласования перечня товаров, работ и услуг для нужд обороны страны и безопасности государства с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой по оборонному заказу. Следовательно, учитывая, что при проведении открытого конкурса нарушений закона и прав участников размещения заказа допущено не было, у Рособоронзаказа отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения и выдачи предписания.

Исходя из этого судом признано недействительным указанное решение и предписание Рособоронзаказа.

Также по фактам выявленных нарушений в сфере размещения заданий государственного оборонного заказа в отношении должностных лиц государственных заказчиков и их структур в отчетном периоде Рособоронзаказом возбуждено более 200 дел об административных правонарушениях [8] в отношении руководителей и работников заказывающих структур. Преобладающее количество административных правонарушений относится к нарушению порядка определения победителей среди участников конкурса на право заключить государственный контракт, в том числе отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством РФ, т. е. по ст. 7.30 КоАП РФ. Имели место и нарушения норм ст. 7.29, 7.31, 7.32 КоАП РФ (несоблюдение требований законодательства о размещении заказов, предоставление и опубликование недостоверной информации о размещении заказов, нарушение условий контракта на поставки товаров).

3) По результатам контрольно-надзорной деятельности Рособоронзаказ разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения: по совершенствованию системы контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа; по оптимизации номенклатуры и типажа продукции (работ, услуг), а также по исключению дублирования (пересечения) научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственному оборонному заказу и пр.

4) Рособоронзаказ наделен полномочиями по согласованию в установленном порядке: предложений по внесению изменений в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, реестр организа-ций-разработчиков и поставщиков стратегических материалов, перечни

стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, а также в перечень организаций, в отношении которых установлена специальная процедура банкротства; перечня продукции (работ, услуг) по государственному оборонному заказу, в отношении которой осуществляется экспортный контроль и других.

5) Рособоронзаказ организует и проводит в соответствии с законодательством Российской Федерации аккредитацию органов по оценке соответствия в области продукции (работ, услуг) по государственному оборонному заказу и систем управления качеством продукции в организациях оборонно-промышленного комплекса.

6) Рособоронзаказ в установленном порядке ведет: реестр заключенных государственных контрактов (договоров) по государственному оборонному заказу в целях контроля за их соответствием показателям государственного оборонного заказа, условиям и результатам проведенных конкурсов (торгов) на размещение государственного оборонного заказа; реестр аккредитованных органов по оценке соответствия в области продукции (работ, услуг) по государственному оборонному заказу и систем управления качеством продукции в организациях обороннопромышленного комплекса и выданных ими сертификатов соответствия; реестр результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по государственному оборонному заказу, а также полученных при их выполнении результатов интеллектуальной деятельности.

7) К числу необходимых функций относится осуществление: функций государственного заказчика по тематике и вопросам, находящимся в ведении Рособоронзаказа, в том числе по совершенствованию системы государственного оборонного заказа; лицензирования отдельных видов деятельности в сфере государственного оборонного заказа в соответствии с законодательством РФ [6].

Интересно следующее дело из судебной практики. ЗАО «НПП "ИЛ-ТТКОМ"» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Росо-боронзаказу о признании недействительными распоряжения от 24 мая 2007 г., предписания от 24 августа 2007 г., акта проверки от 10 июля

2007 г., незаконными действий лиц, проводивших проверку. Решением Арбитражного суда г. Москвы от 31 января 2008 г. признан недействительным п. 1 предписания Рособоронзаказа от 24 августа 2007 г. № 9/3269, в остальной части — отказано. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 марта 2008 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба — без удовлетворения. Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 июня 2008 г. решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения, кассационная жалоба

— без удовлетворения.

Признавая недействительным п. 1 предписания Рособоронзаказа от 24 августа 2007 г. № 9/3269, суды правильно указали, что в соответствии с предоставленными полномочиями Рособоронзаказ вправе проверять лишь наличие лицензии на разработку, производство, ремонт и утилизацию вооружения и военной техники, которые являются предметом государственного оборонного заказа, и в случае выявления фактов нарушения лицензионных требовании и условий Рособоронзаказ вправе сообщить лицензирующему органу о выявленных нарушениях для дальнейшего принятия мер. Поэтому в данном случае Рособоронзаказ превысил свои полномочия.

В остальном, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые ненормативные акты и действия соответствуют закону, вынесены и совершены в рамках полномочий Рособоронзаказа, предоставленных Положением о Ро-соборонзаказе.

Одним из полномочий Рособоронзаказа является анализ выявленных в ходе контрольных проверок недостатков и нарушений, а также рекламационных актов и претензий к качеству продукции (работ, услуг), поставленной по государственному оборонному заказу, и иные полномочия в установленной сфере деятельности.

Указом Президента Российской Федерации от 19 января 2007 г. № 60 «О внесении изменений в указ Президента Российской Федерации от 21 января 2005 г. № 56с «Вопросы Федеральной службы по оборонному заказу» и в Положение, утвержденное этим указом», Рособоронзаказу разрешено иметь свои территориальные органы. Сейчас образовано шесть межрегиональных управлений. Деятельность территориальных органов Рособоронзаказа урегулирована приказом Минобороны от 23 апреля 2007 г. № 154 «Об утверждении типового положения о территориальном органе Федеральной службы по оборонному заказу» [7]. Территориальный орган Федеральной службы по оборонному заказу осуществляет деятельность по контролю и надзору за выполнением установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами РФ норм и правил в сфере государственного оборонного заказа. Также территориальный орган Рособоронзаказа вправе принимать предусмотренные законодательством РФ меры предупредительного, ограничительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений обязательных требований в установленной сфере деятельности.

В целях оптимизации своих полномочий территориальный орган Рособоронзаказа подготавливает в установленном порядке заключения, проводит в установленном порядке аккредитации органов по оценке соответствия в области продукции (работ, услуг) по государственному оборонному заказу и систем управления качеством продукции в организациях оборонно-промышленного комплекса.

Как и в центральном аппарате, в территориальном органе рассматриваются в установленном порядке жалобы участников размещения заказов по государственному оборонному заказу на действия (бездействие) государственных заказчиков, уполномоченных органов, специализированных организаций, конкурсных, аукционных и котировочных комиссий. Преобладающим предметом обжалования в 1 квартале 2008 г. стал незаконный отказ в допуске к торгам: 65 % от общего числа жалоб признаны обоснованными.

Территориальный орган Рособоронзаказа осуществляет и иные полномочия, предоставляемые Рособоронзаказом в пределах его компетенции.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Рособоронзаказ совместно с территориальными органами является очень важным федеральным органом исполнительной власти, наделенным функцией по контролю и надзору в сфере размещения государственного оборонного заказа. Вместе с тем считаем необоснованным наделение широкими полномочиями по контролю в указанной области Федеральную антимонопольную службу (ФАС России) [5]. Так, при осуществлении проверок ФАС России:

- проверяет соблюдение законодательства РФ и (или) иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов в части организации и порядка проведения конкурсов;

- устанавливает факт наличия или отсутствия совершения заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной комиссией действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или преступления;

- проверяет соблюдение требований антимонопольного законодательства к проведению конкурсов на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Считаем необходимым за ФАС России оставить только последнее полномочие, а остальные передать в специализированную контрольнонадзорную службу, которой является Рособоронзаказ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Административное право: учебник /под ред. Л.Л. Попова. М.: Норма, 2008.

2. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 314 // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

3. Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 // СЗ РФ. 2008. № 20. Ст. 2290.

4. Положение о Федеральной службе по оборонному заказу // СЗ РФ. 2005. № 5. Ст. 358.

5. О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд: постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 94 // СЗ РФ. 2006. № 9. Ст. 1017.

6. О лицензировании деятельности в области боеприпасов: постановление Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. № 891 // СЗ РФ. 2008. № 49. Ст. 5836.

7. Об утверждении типового положения о территориальном органе Федеральной службы по оборонному заказу: приказ Минобороны от 23 апреля 2007 г. № 154 // БНА ФОИВ. 2007. № 23.

8. О должностных лицах федеральной службы по оборонному заказу, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях: приказ Рособоронзаказа от 07 ноября 2006 г. № 321.

L.V. Slepenkova

State control peculiarities, performed by state service of defense order

Main peculiarities and legal basis for the state control procedure are concerned, which is held by Federal Service of defense order of the Russian Federation.

УДК 351.74:[343.711.6:629.331]

А.Н. Сретенцев, адъюнкт, (4862) 41-57-50, [email protected], (Россия, Москва, МосУ МВД России)

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ КРАЖ АВТОТРАНСПОРТА

Выявлены и изложены основные способы подделки документации на автотранспортные средства и способы внесения изменении в первоначальные маркировочные обозначения узлов и агрегатов похищенного автотранспорта. В работе показано информационное значение результатов предварительных и экспертных исследовании в процессерасследования краж автотранспорта.

Ключевые слова: взаимодействие, сотрудники ГИБДД, эксперты-

криминалисты, следователи, кража, транспортное средство, подделка, анализ, предварительные исследования, экспертные исследования, документы, маркировочные обозначения, узлы и агрегаты, расследование ираскрытие.

Взаимодействие подразделений органов внутренних дел в деятельности по раскрытию и расследованию краж автотранспорта регламентировано УПК РФ и ведомственными нормативно-правовыми актами [1]. Данными актами организация и проведение работы по розыску похищенных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.