Научная статья на тему 'Особая экономическая зона технико-внедренческого типа в Санкт-Петербурге'

Особая экономическая зона технико-внедренческого типа в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
456
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлов Юрий Анатольевич

Статья содержит информацию о правовых основах создания особых экономических зон, порядке получения статуса резидента, предоставляемых компаниям-резидентам льготах, таможенном режиме, предназначенную для руководителей компаний, индивидуальных предпринимателей, рассматривающих возможность ведения бизнеса на территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа в г. Санкт-Петербурге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Article includes information about law basement of special economic zone creation on the territory of Russia, the zone's resident status, tax incentives for residents of the zone, customs regime on a territory of the zone, aimed at CEO of innovative companies and individual entrepreneurs considering possibility to make business in the special economic zone.

Текст научной работы на тему «Особая экономическая зона технико-внедренческого типа в Санкт-Петербурге»

Особая экономическая зона

технико-внедренческого типа в Санкт-Петербурге

Ю. А. Михайлов,

руководитель Территориального управления Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по Санкт-Петербургу

Статья содержит информацию о правовых основах создания особых экономических зон, порядке получения статуса резидента, предоставляемых компаниям-резидентам льготах, таможенном режиме, предназначенную для руководителей компаний, индивидуальных предпринимателей, рассматривающих возможность ведения бизнеса на территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа в Санкт-Петербурге.

The Article includes information about law basement of special economic zone creation on the territory of Russia, the zone's resident status, tax incentives for residents of the zone, customs regime on a territory of the zone, aimed at CEO of innovative companies and individual entrepreneurs considering possibility to make business in the special economic zone.

Понятие особой экономической зоны

Особая экономическая зона (ОЭЗ) — определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности (ст. 2 Федерального закона от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 116-ФЗ).

Решение о создании особой экономической зоны на территории Санкт-Петербурга принято Правительством Российской Федерации на основании проведенного конкурса заявок субъектов РФ (постановление Правительства РФ от 13 сентября 2005 г. № 563 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон», постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. № 780 «О создании на территории Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа). Правительство Российской Федерации и Правительство Санкт-Петербурга 18 января 2006 года заключили Соглашение о создании особой экономической зоны.

Особая экономическая зона технико-внедренческого типа в Санкт-Петербурге создана сроком на двадцать лет. Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит.

Технико-внедренческая особая экономическая зона создается не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более чем три квадратных километра.

В Санкт-Петербурге в настоящее время особая экономическая зона состоит из двух участков территории общей площадью около 138 га (территория «Ной-дорф» 18 га и территория «Ново-Орловская» 120 га).

Правительство РФ может определять виды деятельности, осуществление которых не допускается в особой экономической зоне.

На территории особой экономической зоны не допускается размещение объектов жилищного фонда.

По решению Правительства РФ досрочное прекращение существования особой экономической зоны возможно в случаях, если:

1. Это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. В течение трех лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты.

3. В течение трех лет подряд в особой экономической зоне ее резидентами не осуществляется технико-внедренческая деятельность.

Порядок приобретения статуса резидента ОЭЗ

Под технико-внедренческой деятельностью понимается создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 116-ФЗ).

Резидентом технико-внедренческой особой экономической зоны признаются индивидуальный пред-

ИННОВАЦИИ № 02 (100), 2007

ИННОВАЦИИ № 02 (100), 2007

приниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, отвечающие одновременно следующим требованиям.

1. Они зарегистрированы в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона.

2. Они заключили соглашение о ведении техниковнедренческой деятельности (приказ Минэкономразвития РФ от 10 марта 2006 г. № 64 «Об утверждении типовых форм соглашений о ведении промышленно-производственной и технико-внедренческой деятельности на территории особых экономических зон») с Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами.

Соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности может предусматривать обязанность органов управления особыми экономическими зонами (Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами и территориального управления Федерального агентства) заключать с резидентом особой экономической зоны договор аренды земельного участка (приказ Минэкономразвития РФ от 12 апреля 2006 г. № 95 «Об утверждении примерных форм договоров аренды недвижимого имущества и земельных участков для обеспечения функционирования особых экономических зон»), расположенного в пределах территории особой экономической зоны и прошедшего кадастровый учет за счет резидента, на срок действия соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности, если меньший срок не заявлен резидентом.

Для получения статуса резидента особой экономической зоны заинтересованное лицо представляет в территориальное управление Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по Санкт-Петербургу заявку (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 116-ФЗ) на заключение соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности.

Заявка должна содержать следующие сведения: сведения о предполагаемой деятельности заявителя, соответствующие содержанию бизнес-плана заявителя. В случае последующего заключения соглашения о технико-внедренческой деятельности предмет соглашения должен соответствовать содержанию заявки. Соглашение определяет виды деятельности, по которым резидент получает налоговые льготы. Исполнение соглашения контролируется Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами, налоговыми органами, таможенной службой, другими контролирующими органами;

сведения о государственном и (или) муниципальном имуществе, необходимом для предполагаемой деятельности заявителя, площади арендуемого земельного участка (при необходимости), площади и иных технических параметрах арендуемого имущества.

К заявке прилагаются:

1. Копия свидетельства о государственной регистрации.

2. Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

3. Копии учредительных документов.

4. Бизнес-план (приказ Минэкономразвития РФ от 23 марта 2006 г. № 75 «Об утверждении форм бизнес-планов, представляемых для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, критериев оценки бизнес-планов, проводимой экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам»).

Не позднее чем через десять рабочих дней с даты получения документов территориальный орган Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами направляет заявителю решение о передаче заявки на заключение соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности и бизнес-плана в экспертный совет по технико-внедренческим особым экономическим зонам или об отказе в рассмотрении бизнес-плана с указанием причины отказа. Экспертный совет (приказы Минэкономразвития РФ от 9 декабря 2005 г. № 327 «Об утверждении Положения об Экспертном совете по технико-внедренческим особым экономическим зонам», приказ от 17 марта 2006 г. № 72 «Об Экспертном совете по технико-внедренческим особым экономическим зонам», приказ от 17 апреля 2006 г. № 101 «О внесении изменений в состав Экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам») формируется Министерством экономического развития и торговли РФ. Оценка бизнес-плана осуществляется Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам на основании установленных критериев (Приложение № 4 к приказу Минэкономразвития РФ от 23 марта 2006 г. № 75).

Не позднее чем через тридцать рабочих дней с даты получения заявки и бизнес-плана Экспертный совет по технико-внедренческим особым экономическим зонам принимает и направляет территориальному органу Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами решение о поддержке (либо об отказе в поддержке) бизнес-плана.

В течение трех дней с даты получения решения Экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам территориальный орган Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами направляет заявителю в письменной форме уведомление о заключении соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности.

Соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности заключается заявителем и Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами в письменной форме в течение 10 рабочих дней с даты вынесения Экспертным советом решения о поддержке бизнес-плана.

Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация признаются резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны с даты внесения записи в реестр резидентов особой экономической зоны. Записи в реестр о регистрации лица в качестве резидента технико-внедренческой особой экономической зоны вносятся Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами в течение трех дней с даты подписания соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности. После внесеия записи в реестр резиденту техниковнедренческой особой экономической зоны выдается свидетельство (приказ Минэкономразвития РФ от 31 марта 2006 г. № 84 «Об утверждении формы свидетельства, удостоверяющего регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны»).

Предоставление земельного участка

Органы управления особыми экономическими зонами могут предоставлять резидентам особой экономической зоны во временное владение и пользование земельные участки исключительно на основании договора аренды. Арендаторы земельных участков — резиденты особой экономической зоны, собственники созданных ими объектов недвижимости имеют право выкупа расположенных под указанными объектами земельных участков (ст. 32 ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»).

Налоговый режим

1. Для организаций — резидентов особой экономической зоны на весь период существования особой экономической зоны законом Санкт-Петербурга устанавлена пониженная ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Санкт-Петербурга, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны в размере 13,5% (ст. 11-3 закона Санкт-Петербурга от 2 мая 2006 года № 190-29 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Санкт-Петербурга, регулирующие вопросы предоставления налоговых льгот»). Совокупная ставка налога на прибыль для ор-ганизаций-резидентов составляет 20%.

2. Организации — резиденты особой экономической зоны освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, учитываемого на балансе организации в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет (п. 17 статьи 381 Налогового кодекса РФ).

3. Организации — резиденты особой экономической зоны освобождаются от уплаты земельного налога сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту особой экономической зоны (п. 9 статьи 395 Налогового кодекса РФ).

4. Организации — резиденты особой экономической зоны, расположенной на территории Санкт-Петербурга, освобождаются от уплаты транспортного

налога на срок 5 лет с момента регистрации транспортного средства в установленном законодательством Российской Федерации порядке (ст. 5-1 закона Санкт-Петербурга от 2 мая 2006 года № 190-29 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Санкт-Петербурга, регулирующие вопросы предоставления налоговых льгот»).

Виды налогов Общие условия В границе ОЭЗ Срок

ЕСН 26% 14% На время существования ОЭЗ

Земельный налог (% от кадастровой стоимости) Макс. 1,5% 0% В течение 5 лет с момента возникновения права собственности

Налог на имущество 2,2% 0% В течение 5 лет с момента постановки имущества на учет

Транспортный налог (руб./л. с.) Макс. 200 руб. 0 руб. В течение 5 лет с момента регистрации транспортного средства

Налог на прибыль 24% 20% На время существования ОЭЗ

Таможенный режим

На территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа действует экономический таможенный режим свободной таможенной зоны.

Свободная таможенная зона — таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам мер нетарифного регулирования.

Российские товары размещаются и используются на территории особой экономической зоны на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

В отношении российских и иностранных товаров таможенный режим свободной таможенной зоны может быть заявлен только резидентом особой экономической зоны.

Использование резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны таможенного режима свободной таможенной зоны возможно в течение всего срока существования особой экономической зоны.

Таможенный режим свободной таможенной зоны носит разрешительный характер.

До подачи таможенной декларации резидент особой экономической зоны обязан не позднее чем за пятнадцать дней до начала каждого календарного года, а в отношении первой партии товаров, ввозимых на территорию особой экономической зоны, — не позднее чем за пятнадцать дней до подачи таможенной декларации представить в письменной форме:

ИННОВАЦИИ № 02 (100), 2007

ИННОВАЦИИ № 02 (100), 2007

1. Сведения о товарах, предполагаемых к ввозу в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны.

2. Сведения о совершаемых с товарами операциях и о товарах, изготавливаемых в результате совершения таких операций.

Перечисленные сведения подлежат согласованию с органами управления особыми экономическими зонами.

Под таможенный режим свободной таможенной зоны могут помещаться:

1. Иностранные товары, ввозимые на таможенную территорию РФ с территорий иностранных государств.

2. Российские и иностранные товары, ввозимые на территорию особой экономической зоны с остальной части таможенной территории РФ.

3. Российские и иностранные товары, находящиеся на территории особой экономической зоны и приобретаемые у лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны.

В двух последних случаях иностранные товары рассматриваются как вывозимые за пределы таможенной территории РФ с возможностью освобождения от уплаты или возврата ранее уплаченных ввозных таможенных пошлин и ввозного налога на добавленную стоимость.

При нахождении товаров в режиме свободной таможенной зоны допускается совершение с ними любых операций в соответствии с условиями соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности.

Территория особой экономической зоны имеет статус постоянной зоны таможенного контроля. Резиденты и нерезиденты обязаны вести учет ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых, перерабатываемых, приобретаемых и реализуемых товаров на территории особой экономической зоны и представлять таможенным органам отчетность в отношении этих товаров.

Таможенный режим свободной таможенной зоны может быть завершен одним из следующих способов.

1. Выпуск товаров для свободного обращения на остальной части таможенной территории РФ или отчуждение товаров в пользу нерезидентов особой экономической зоны.

При выпуске для свободного обращения иностранных товаров (в том числе продуктов их переработки, их отходов или остатков) подлежат уплате ввозные таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость и акцизы по ставкам, действующим на дату принятия таможенным органом таможенной декларации в связи с завершением режима свободной таможенной зоны. Акцизы подлежат уплате только при выпуске для свободного обращения продуктов переработки, если продуктами переработки являются товары, изготовленные из иностранных и (или) российских товаров, не являющихся подакцизными при помещении их под таможенный режим свободной таможенной зоны

1.1. Исчисление таможенных пошлин (ч. 20 ст. 37 ФЗ «Об Особых экономических зонах в Российской Федерации») возможно:

• с применением ставок таможенных пошлин, установленных для иностранного товара, ввезенного на территорию особой экономической зоны;

• с применением ставок таможенных пошлин, установленных для продуктов переработки (товара, изготовленного на территории особой экономической зоны). Платеж рассчитывается исходя из таможенной стоимости и количества иностранных товаров, в том числе подвергшихся переработке, на день их помещения под таможенный режим свободной таможенной зоны (без учета добавленной стоимости переработки, в том числе без учета стоимости и количества российских товаров, использованных для изготовления продуктов переработки).

1.2. Исчисление НДС и акциза.

Для исчисления налога на добавленную стоимость и акцизов таможенная стоимость и количество товаров (в том числе продуктов переработки) определяются на день принятия таможенной декларации таможенным органом при завершении таможенного режима свободной таможенной зоны.

Законом предусмотрены некоторые особенности определения таможенной стоимости иностранных товаров, выпускаемых для свободного обращения, а именно:

• в случае применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами таможенной стоимостью считается цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары, продаваемые резидентом особой экономической зоны нерезиденту особой экономической зоны;

• местом прибытия декларируемых товаров на таможенную территорию РФ считается место их вывоза с территории особой экономической зоны, а при продаже товаров нерезиденту особой экономической зоны — территория последней. При вывозе российских товаров, помещенных

под таможенный режим свободной таможенной зоны, с территории особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории РФ, а также при отчуждении их в пользу лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны, подлежат уплате:

• налог на добавленную стоимость;

• акциз (в отношении продуктов переработки российских товаров, не являющихся подакцизными при помещении их под режим свободной таможенной зоны).

НДС и акциз уплачиваются по ставкам, действующим на дату принятия таможенным органом декларации в связи с завершением таможенного режима свободной таможенной зоны.

При уплате НДС и акцизов в отношении российских товаров применяются стоимость и количество товаров (в том числе продуктов переработки российских товаров), имевшие место на день принятия таможенной декларации о завершении режима свободной таможенной зоны.

Стоимость товаров определяется в соответствии с Налоговым кодексом РФ с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее налога на добавленную стоимость, а для акцизов — без включения в нее акцизов.

2. Вывоз товаров (российских и иностранных) с территории особой экономической зоны за пределы таможенной территории РФ.

При вывозе товаров с территории особой экономической зоны за пределы таможенной территории РФ:

• ввозные таможенные пошлины, налоги не взимаются;

• подлежат уплате вывозные таможенные пошлины в соответствии с таможенным режимом экспорта, за исключением иностранных товаров, ввезенных на территорию особой экономической зоны с территории иностранного государства и вывозимых за пределы таможенной территории РФ в неизменном состоянии.

Таблица 1

Таможенные пошлины, НДС, уплачиваемые резидентом и соблюдаемые им ограничения

Ввоз на территорию ОЭЗ (ст.158 ТК РФ, п.1 ст.37 ФЗ от 22.07.05 г. «Об особых экономических зонах в РФ» № 116-ФЗ) Вывоз на территорию РФ Отчуждение в пользу нерезидента (п.19, 20, 23-28 ст.37 ФЗ от 22.07.05 г. «Об особых экономических зонах в РФ» № 116-ФЗ) Вывоз за пределы территории РФ (п. 30 ст. 37)

Иностранные товары Российские товары Иностранные товары Российские товары

Таможенный режим: свободной таможенной зоны. Не уплачиваются: таможенная пошлина, НДС. Не применяются: запреты и ограничения экономического характера. Применяются: запреты и ограничения неэкономического характера Таможенный режим: свободной таможенной зоны (в соответствии с таможенным режимом экспорта). Не уплачиваются: таможенная пошлина. Уплачивается: акциз. Применяются: запреты и ограничения экономического и неэкономического характера Таможенный режим: выпуск для свободного обращения. Уплачиваются: таможенная пошлина, НДС, акциз. Применяется размер ставки: на день принятия таможенной декларации в связи с вывозом. Ставка таможенной пошлины: а) для иностранного товара, ввезенного на территорию ОЭЗ или б) для товара, изготовленного на территории ОЭЗ. Таможенная стоимость (количество товаров) для исчисления таможенной пошлины: на день помещения товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны (без учета стоимости и количества добавленных операций, в т. ч. без учета стоимости и количества российских товаров). Для исчисления НДС: применяется общий порядок определения таможенной стоимости и применяемой ставки. Применяются: ограничения экономического и неэкономического характера Таможенный режим: выпуск для свободного обращения. Уплачиваются: НДС, акциз. Применяется размер ставки: на день принятия таможенной декларации в связи с вывозом. Таможенная стоимость: на день принятия таможенной декларации в связи с вывозом. Стоимость товаров в соответствии с Налоговым кодексом РФ, без включения НДС (для акцизов - без включения акциза). Применяются: ограничения экономического и неэкономического характера. Таможенное оформление по правилам, установленным для таможенного оформления иностранных товаров при их выпуске для свободного обращения на таможенной территории РФ Таможенный режим: экспорта. Уплачиваются: таможенная пошлина. Применяют- ся:запреты и ограничения экономического и неэкономического характера. Таможенное оформление по правилам, установленным для таможенного оформления при вывозе товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта

Основные параметры строителства, предполагаемого на территории особой экономической зоны Санкт-Петербурга

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель Участок «Нойдорф»

Общая площадь, тыс. м2 182

Офисные помещения, тыс. м2 146

Научные, лабораторные и производственные здания, тыс. м2 27

Склады, тыс. м2 9

Электрическая мощность, кВА 12879

Офисные помещения, кВА 9055

Научные, лабораторные и производственные здания, кВА 3303

Склады, кВА 201

Водопотребление и водоотведение

Расход холодной воды, м3/сутки 795,3

Расход горячей воды, м3/сутки 164,9

Расход стоков м3/сутки 960,2

Тепловая нагрузка, Гкал/час 15,34

Офисные помещения, Гкал/час 11,88

Научные, лабораторные и производственные здания, Гкал/час 2,35

Склады, Гкал/час 1,11

Расход газа, м3/час 2301

Офисные помещения, м3/час 1781

Научные, лабораторные и производственные здания, м3/час 351

Склады, м3/час 169

ИННОВАЦИИ № 02 (100), 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.