Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ. КРИТЕРИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ'

ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ. КРИТЕРИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
689
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ / ОБРАЗ / ЖИЗНЬ / СТУДЕНТ / ОСНОВЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аветисян А.А., Захарченко А.Е.

в данной статье рассмотрены основы здорового образа жизни студентов. Приведены основные критерии здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS OF A HEALTHY LIFESTYLE OF STUDENTS. CRITERIA FOR A HEALTHY LIFESTYLE

this article discusses the basics of a healthy lifestyle for students. The main criteria for a healthy lifestyle are given.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ. КРИТЕРИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ. КРИТЕРИИ ЗДОРОВОГО

ОБРАЗА ЖИЗНИ Аветисян А.А.1, Захарченко А.Е.2

1Аветисян Анжелика Ардашевна - студент;

2Захарченко Анжелика Евгеньевна - преподаватель, кафедра физвоспитания, факультет экономики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Ростов-на-Дону

Аннотация: в данной статье рассмотрены основы здорового образа жизни студентов. Приведены основные критерии здорового образа жизни.

Ключевые слова: здоровый, образ, жизнь, студент, основы.

FUNDAMENTALS OF A HEALTHY LIFESTYLE OF STUDENTS. CRITERIA FOR A

HEALTHY LIFESTYLE Avetisyan A.A.1, Zakharchenko A.E.2

1Avetisyan Angelica Ardashevna - Student;

2Zakharchenko Anzhelika Evgenievna - Teacher, DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION, FACULTY OFECONOMICS, RUSSIAN ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION UNDER THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN

FEDERATION, ROSTOV-ON-DON

Abstract: this article discusses the basics of a healthy lifestyle for students. The main criteria for a healthy lifestyle are given.

Keywords: healthy, lifestyle, life, student, basics.

УДК 7.79

Сегодня существует более 300 вариантов определения понятия «здоровье» одни характеризуют здоровье как отсутствие болезней, другие — как способность сохранять равновесие между организмом и постоянно меняющейся внешней и внутренней средой, третьи — как гармоничное физическое развитие.

В настоящее время широкое распространение получило определение здоровья, данное в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) [1].

Здоровье — динамическое состояние физического, духовного и социального благополучия, обеспечивающее полноценное выполнение человеком трудовых, психических и биологических функций при максимальной продолжительности жизни.

Принято выделять несколько компонентов здоровья:

- соматический — текущее состояние органов и систем органов человеческого организма. Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека [2].

- физический — уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основа физического здоровья — это морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов.

- психический — состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.

- сексуальный — комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви [3].

- нравственный — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека.

Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Компонент связан с общечеловеческими истинами добра, любви, красоты и в значительной мере определяется духовностью человека, его знаниями и

Совершенно очевидно, что понятие «здоровье» имеет комплексный характер. Каждый образованный человек должен, если не досконально знать, то хотя бы иметь представление о своем организме, об особенностях строения и функциях различных органов и систем, своих индивидуально-психологических особенностях, способах и методах коррекции своего состояния, своей физической и умственной работоспособности [4].

Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности. Это время поисков молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические, научные, общекультурные, экономические и политические вопросы, которые отражаются в их образе жизни.

Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о его неупорядоченности и хаотичной организации.

Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др.

Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности увеличивают число заболеваний. А так как эти процессы наблюдаются в течение 5-6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов.

Здоровье рассматривается в качестве одного из необходимых и важнейших условий активной, творческой и полноценной жизни человека. Природная способность организма к самообновлению и совершенствованию открывает путь к сохранению здоровья на долгие годы при рациональной его эксплуатации, но для этого каждому человеку необходимо постоянно прилагать определенные усилия по организации здорового образа жизни.

Основными составляющими элементами ЗОЖ являются:

- разумное чередование труда и отдыха;

- рациональное питание;

- преодоление вредных привычек;

- оптимальная двигательная активность;

- соблюдение правил личной гигиены;

- закаливание;

- психогигиена.

В реализации задачи осуществления ЗОЖ в обществе большие надежды возлагаются на выпускников высшей школы, будущих руководителей различного уровня в сфере бизнеса, на производстве, в научных учреждениях и в учебных заведениях.

Мотивацию к занятиям физической культурой в ВУЗе можно сформировать или повысить, используя, например, следующие меры:

- музыкальное сопровождение занятий;

- разнообразие форм занятий, видов физической нагрузки и упражнений с учетом пожеланий студентов; привлечение студентов к проведению занятий (например, разминки) и так далее. Стоит отметить, что в России уже есть положительный опыт организации учебного процесса с целью мотивирования студентов к посещению занятий по физической культуре.

Мотивация к ведению ЗОЖ формируется не только на занятиях физической культурой, но и в других повседневных ситуациях жизни

Так, в качестве мер, мотивирующих студентов к рациональному питанию, можно предложить:

1. Расположение в зданиях образовательных учреждений, студенческих общежитиях и на близлежащих территориях лотков «здорового питания», в которых студенту предлагает выбор полезных, натуральных продуктов питания и напитков по доступным ценам.

2. Размещение в зданиях ВУЗов и студенческих общежитиях кулеров с водой для поддержания оптимального количества употребляемой жидкости в течение дня студентом.

3. Размещение информации о здоровом образе в зданиях образовательных учреждений и студенческих общежитиях.

4. Составление учебного расписания с учетом достаточного времени для перерывов на принятие пищи [5].

Список литературы /References

1. Коновалов В.П. Совсем другая медицина. М.: АРСМИ; Русская книга, 2016. С. 416.

2. Коростылева Л.А. Психология самореализацииличности: затруднения в профессиональной сфере. СПб.,

2015. С. 87.

3. Косенкова Т.В., Дмитренко Л.Б., Кравчук Е.В. Физкультурно-оздоровительные мероприятия как фактор

формирования здорового образа жизни инвалидов // Прикладные информационные аспекты медицины, 2016.

Т. 19. № 2. С. 77-82.

4. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности //

Психологический журнал, 2015. Т. 21. № 1. C. 24-25.

5. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2016. С. 65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.