ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ. КРИТЕРИИ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ Аветисян А.А.1, Захарченко А.Е.2
1Аветисян Анжелика Ардашевна - студент;
2Захарченко Анжелика Евгеньевна - преподаватель, кафедра физвоспитания, факультет экономики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
г. Ростов-на-Дону
Аннотация: в данной статье рассмотрены основы здорового образа жизни студентов. Приведены основные критерии здорового образа жизни.
Ключевые слова: здоровый, образ, жизнь, студент, основы.
FUNDAMENTALS OF A HEALTHY LIFESTYLE OF STUDENTS. CRITERIA FOR A
HEALTHY LIFESTYLE Avetisyan A.A.1, Zakharchenko A.E.2
1Avetisyan Angelica Ardashevna - Student;
2Zakharchenko Anzhelika Evgenievna - Teacher, DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION, FACULTY OFECONOMICS, RUSSIAN ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION UNDER THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN
FEDERATION, ROSTOV-ON-DON
Abstract: this article discusses the basics of a healthy lifestyle for students. The main criteria for a healthy lifestyle are given.
Keywords: healthy, lifestyle, life, student, basics.
УДК 7.79
Сегодня существует более 300 вариантов определения понятия «здоровье» одни характеризуют здоровье как отсутствие болезней, другие — как способность сохранять равновесие между организмом и постоянно меняющейся внешней и внутренней средой, третьи — как гармоничное физическое развитие.
В настоящее время широкое распространение получило определение здоровья, данное в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) [1].
Здоровье — динамическое состояние физического, духовного и социального благополучия, обеспечивающее полноценное выполнение человеком трудовых, психических и биологических функций при максимальной продолжительности жизни.
Принято выделять несколько компонентов здоровья:
- соматический — текущее состояние органов и систем органов человеческого организма. Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека [2].
- физический — уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основа физического здоровья — это морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов.
- психический — состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.
- сексуальный — комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви [3].
- нравственный — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека.
Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Компонент связан с общечеловеческими истинами добра, любви, красоты и в значительной мере определяется духовностью человека, его знаниями и
Совершенно очевидно, что понятие «здоровье» имеет комплексный характер. Каждый образованный человек должен, если не досконально знать, то хотя бы иметь представление о своем организме, об особенностях строения и функциях различных органов и систем, своих индивидуально-психологических особенностях, способах и методах коррекции своего состояния, своей физической и умственной работоспособности [4].
Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности. Это время поисков молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические, научные, общекультурные, экономические и политические вопросы, которые отражаются в их образе жизни.
Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о его неупорядоченности и хаотичной организации.
Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др.
Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности увеличивают число заболеваний. А так как эти процессы наблюдаются в течение 5-6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов.
Здоровье рассматривается в качестве одного из необходимых и важнейших условий активной, творческой и полноценной жизни человека. Природная способность организма к самообновлению и совершенствованию открывает путь к сохранению здоровья на долгие годы при рациональной его эксплуатации, но для этого каждому человеку необходимо постоянно прилагать определенные усилия по организации здорового образа жизни.
Основными составляющими элементами ЗОЖ являются:
- разумное чередование труда и отдыха;
- рациональное питание;
- преодоление вредных привычек;
- оптимальная двигательная активность;
- соблюдение правил личной гигиены;
- закаливание;
- психогигиена.
В реализации задачи осуществления ЗОЖ в обществе большие надежды возлагаются на выпускников высшей школы, будущих руководителей различного уровня в сфере бизнеса, на производстве, в научных учреждениях и в учебных заведениях.
Мотивацию к занятиям физической культурой в ВУЗе можно сформировать или повысить, используя, например, следующие меры:
- музыкальное сопровождение занятий;
- разнообразие форм занятий, видов физической нагрузки и упражнений с учетом пожеланий студентов; привлечение студентов к проведению занятий (например, разминки) и так далее. Стоит отметить, что в России уже есть положительный опыт организации учебного процесса с целью мотивирования студентов к посещению занятий по физической культуре.
Мотивация к ведению ЗОЖ формируется не только на занятиях физической культурой, но и в других повседневных ситуациях жизни
Так, в качестве мер, мотивирующих студентов к рациональному питанию, можно предложить:
1. Расположение в зданиях образовательных учреждений, студенческих общежитиях и на близлежащих территориях лотков «здорового питания», в которых студенту предлагает выбор полезных, натуральных продуктов питания и напитков по доступным ценам.
2. Размещение в зданиях ВУЗов и студенческих общежитиях кулеров с водой для поддержания оптимального количества употребляемой жидкости в течение дня студентом.
3. Размещение информации о здоровом образе в зданиях образовательных учреждений и студенческих общежитиях.
4. Составление учебного расписания с учетом достаточного времени для перерывов на принятие пищи [5].
Список литературы /References
1. Коновалов В.П. Совсем другая медицина. М.: АРСМИ; Русская книга, 2016. С. 416.
2. Коростылева Л.А. Психология самореализацииличности: затруднения в профессиональной сфере. СПб.,
2015. С. 87.
3. Косенкова Т.В., Дмитренко Л.Б., Кравчук Е.В. Физкультурно-оздоровительные мероприятия как фактор
формирования здорового образа жизни инвалидов // Прикладные информационные аспекты медицины, 2016.
Т. 19. № 2. С. 77-82.
4. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности //
Психологический журнал, 2015. Т. 21. № 1. C. 24-25.
5. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2016. С. 65.