compliance ЛП [5]. Митральная регургитация - состояние, сопровождающееся перегрузкой объемом ЛП и левого желудочка (ЛЖ) и являющееся самым частым клапанным поражением в клинической практике. Обычно заболевание протекает бессимптомно многие годы, но в конце концов приводит к сердечной недостаточности. Наличие тяжелой митральной регургитации (МР) является ведущим фактором риска сердечной недостаточности и внезапной кардиальной смерти [10].Согласно международной классификации, все случаи МР разделяют на 2 группы - острую и хроническую. Причинами острой митральной регургитации (ОМР) могут быть инфаркт миокарда, инфекционный эндокардит, тупая травма сердца, при этом в левом желудочке происходит внезапная перегрузка объемом. Однако в результате того, что левое предсердие оказывается неподготовленным, быстро развиваются застой в малом круге кровообращения и острая сердечная недостаточность. Развитие ОМР требует срочного оперативного вмешательства. Частыми причинами развития хронической МР являются: воспалительные (ревматическая лихорадка, системная красная волчанка. Для ревматического генеза характерно появление первых симптомов заболевания (атаки полиартрита, ревмокардита, хореи) в детском и подростковом возрасте. У таких больных часто проведение пластики клапана затруднительно, так как сам клапан обычно сохраняет нормальное анатомическое строение, а МР является результатом повреждения папиллярных мышц. К числу других причин МС относятся: ревматические заболевания (ревматоидный артрит, системная красная волчанка); кальцификация митрального кольца; инфекционный эндокардит и другие редкие причины. Для МС характерно отсутствие жалоб в течение длительного времени, а именно, до уменьшения площади митрального отверстия более 1,5 см.
Список литературы /References
1. Сторожаков Г.И., Честухин В.В., Гендлин Г.Е. и др. Легочная гипертензия у больных с ревматическими пороками сердца // Сердечная недостаточность, 2002. № 3. С. 128-133.
2. Беленков Ю.Н., Агеев Ф.Т. Эпидемиология и прогноз хронической сердечной недостаточности // Рус. мед. журн., 1999. №7(2). С. 23-31.
3. Преображенский Д.В., Столярова И.И., Сидоренко Б.А. и др. Особенности лечения хронической сердечной недостаточности у больных артериальной гипертензией // Consilium medicum, 2004. № 6(11). С. 810-815.
4. Черепенин Л.П., Привалова Е.В., Иванов А.С. и др. Программа обследования больных с изолированными митральными пороками сердца для оценки степени легочной гипертензии // Клин. мед., 2000. № 3. С. 28-32.
5. Привалова Е.В., Черепенин Л.П., Ершов В.И. и др. Течение легочной гипертонии у больных, оперированных по поводу ревматических митральных пороков сердца // Тер. арх., 2000. № 4. С. 58-62.
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТА Абдулмуталимова Н.Р. Email: Abdulmutalimova 1184@scientifictext.ru
Абдулмуталимова Наиля Радиковна - студент, Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, г. Ханты-Мансийск
Аннотация: здоровый образ жизни студента зависит от его ценностных ориентаций, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Ценности, выработанные общественным сознанием, не всегда совпадают с ценностями здорового образа жизни студента. Личность студента имеет реальную возможность выбора значимых для нее форм жизнедеятельности, типов поведения, обладая определенной автономностью и
ценностью, каждый студент формирует свой образ действий и мышления. Личность способна оказывать влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в которых она находится.Ответственность за здоровье в условиях ЗОЖ формируется у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни.
Ключевые слова: здоровый образ жизни (ЗОЖ), студент, здоровье, сон, питание.
HEALTHY LIFESTYLE OF A STUDENT Abdulmutalimova N.R.
Abdulmutalimova Naila Radikovna - student,
Khanty-Mansiysk State Medical Academy, Khanty-Mansiysk
Abstract: a healthy lifestyle of a student depends on his value orientations, worldview, social and moral experience. The values developed by the public consciousness do not always coincide with the values of a healthy lifestyle of a student. The student's personality has a real opportunity to choose life forms and types of behavior that are significant for her, having a certain autonomy and value, each student forms his own way of acting and thinking. The personality is able to influence the content and nature of the lifestyle of the group, the collective in which it is located.Responsibility for health in a healthy lifestyle is formed in a student as part of general cultural development, manifested in the unity of stylistic features of behavior, the ability to build himself as a person in accordance with his own ideas about a full-fledged spiritual, moral and physical life.
Keywords: healthy lifestyle (HLS), student, health, sleep, nutrition.
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение. Другие излишествуют в еде, вызывая, тем самым, развитие ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета. Третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от умственных и бытовых забот, всегда беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что, в конечном итоге, приводит к заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволять до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, человек не вправе перекладывать её на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что
человек неправильным образом жизни уже к 20- 30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить нас от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, он должен за него бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья Д. Н. Давиденко и его соавторы доказали, что распорядок жизни студентов, в частности, такие его элементы, как упорядоченность, дисциплинированность, организованность, систематичность, являются важным условием успеха обучения в современном вузе. Бережное отношение к своему здоровью необходимо воспитывать у человека с детства. Однако нередко молодые люди нарушают элементарные правила гигиены быта, режим питания, сна и др. По данным Д.Н. Давиденко и А.И. Плотникова, более 40% студенческой молодежи приходят на занятия без завтрака, из-за этого у них автоматически снижается работоспособность на 15—20 %. Более 50 % студентов принимают горячую пищу всего один раз в день, а то и реже. Но необходимо отметить: ученые доказали, что студенты должны питаться не менее четырех раз в день. Огромную роль в жизни учащейся молодежи играет режим учебной работы и отдыха. Подавляющее большинство студентов (около 90 %), проживающих в общежитии, ложатся стать после полуночи. По мнению А. И. Плотникова, более половины обучающихся (60 %) начинают выполнять домашнее задание после 20.00, и на это у них уходит в среднем три часа.Умственный труд в такое позднее время требует от организма повышенных энергозатрат и максимального напряжения нервной системы, что впоследствии напрямую отражается на качестве их сна. Но необходимо помнить, что для полноценного отдыха студентам необходимо семь-восемь часов сна. Поэтому многие студенты из-за нехватки ночного сна прибегают к дневному, и он длится в среднем от одного до трех часов. Из-за постоянного недостатка полноценного отдыха у студентов снижается умственная работоспособность в среднем на 20% в течение всего дня, а к концу учебной недели эта цифра может достигать 80 %.До 65 % студентов откладывают выполнение своих домашних заданий на выходные дни, которые предназначены для отдыха и восстановления сил всего организма. Более половины студентов практически не бывают на свежем воздухе при гигиенической норме не менее двух часов в сутки. Современные студенты практически не делают даже утренней гимнастики, а самостоятельно занимаются физической культурой и спортом около 8%. Менее 2 % обучающихся проводят элементарные закаливающие процедуры, поэтому до 80 % студентов в течении учебного года вынуждены пропускать учебные занятия из-за простудных заболеваний. К основным составляющим здорового образа жизни относят:
1. режим труда и отдыха;
2. организацию сна;3. режим питания;
4. организацию двигательной активности;
5. выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания;
6. профилактику вредных привычек;
7. культуру межличностного общения;
8.психофизическую регуляцию организма;
9. культуру сексуального поведения.
В своей работе я бы хотела отразить наиболее главные составляющие здорового образа жизни студента, которые будут представлены ниже.
Рассмотрим режим труда и отдыха и организация сна.
1. Режим труда и отдыха.
Понимание важности хорошо организованного режима труда и отдыха основано на закономерностях протекания биологических процессов в организме. Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов. В том случае, если резервы нашей адаптации исчерпываются, мы начинаем испытывать дискомфорт, утомляемость, а то и заболеваем, Следовательно, необходимо вести четко организованный
105
образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебе, отдыхе, питании, сне, и заниматься физическими упражнениями, При ежедневном повторении обычного уклада жизни, довольно быстро между этими процессами устанавливается взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов. Благодаря этому физиологическому свойству предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей, подготавливая организм к легкому и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечивает ее лучшее выполнение. Режим дня - нормативная основа жизнедеятельности для всех студентов. В то же время он должен быть индивидуальным, т.е. соответствовать конкретным условиям, состоянию здоровья, уровню работоспособности, личным интересам и склонностям студента. Важно обеспечить постоянство того или иного вида деятельности в пределах суток, не допуская значительных отклонений от заданной нормы. Режим будет реальным и выполнимым, если он динамичен и строится с учетом непредвиденных обстоятельств. 2. Организация сна.
Сон - обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для студента необходимо считать обычной нормой ночного монофазного сна 7,5 -8 ч. Часы, предназначенные для сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице , другим нервным расстройствам .
Напряженную умственную работу необходимо прекращать за 1,5 ч. До отхода ко сну, так как она создает в коре головного мозга замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью. Интенсивная деятельность мозга продолжается даже тогда, когда человек закончил заниматься. Поэтому умственный труд, выполняемый непосредственно перед сном, затрудняет засыпание, приводит к ситуативным сновидениям, вялости и плохому самочувствию после пробуждения. Перед сном необходимо проветривание комнаты, а еще лучше сон при открытой форточке.
Список литературы /References
1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://megion-pnb.ru/info/novosti-i-stati/stati/793/ (дата обращения: 23.12.2021).
2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dipacademy.ru/documents/67/%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8 %D 1%8F_3.pdf/ (дата обращения: 23.12.2021).
3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studme.org/356928/meditsina/zdorovyy_obraz_zhizni_studentov/ (дата обращения: 23.12.2021).