3.8. ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ПОСТРОЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
Студенецкая Вероника Александровна, аспирантка. Место учебы: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Должность: эксперт. Место работы: Фонд инфраструктурных и образовательных программ. Email: [email protected]
Аннотация: Анализируется законодательство, регламентирующее построение национальной инновационной системы России. Автор рассматривает нормативно-правовые акты, входящие в основу законодательства. По методологии регулирования правовых отношений, нормы инновационного законодательства относятся к разным отраслям права. Отмечается несистемный и фрагментарный характер совершенствования правовой базы регулирования национальной инновационной системы и необходимость принятия системообразующего закона. Однако преждевременность его разработки и принятия по различным причинам объективного и иного вида.
Ключевые слова: национальная инновационная система, инновационное законодательство, правовое регулирование инновационной деятельности, закон об инновациях, системообразующий закон.
THE FUNDAMENTALS OF LEGISLATION, REGULATING THE FORMATION OF THE NATIONAL INNOVATION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION
Studenetskaya Veronika Alexandrovna, postgraduate student. Place of study: The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation. Position: expert. Place of employment: Fund for Infrastructure and Educational Programs. E-mail: [email protected]
Annotation: The article is dedicated to the legislation, regulating the formation of the national innovation system of Russia. The author considers the legal acts, including in the system of legislation. According to the methodology of regulation of legal relationships, rules of innovation legislation belong to different branches of law. The article deals with the nonsystematic and fragmental way of improving the legal framework of the national innovation system and the necessity of adopting a system-law. However, it is premature to develop and adopt a system law, because of the various objective reasons and others. Keywords: national innovation system, innovation legislation, legal regulation of innovational activity, law of innovations, system law.
Провозглашение основной задачей государственной экономической политики России переход от сырьевой зависимости к развитию и становлению инновационной экономики, является важным направлением долгосрочного стратегического планирования. Учитывая примеры развитых стран, в которых 80-95% прироста ВВП приходится на долю новых знаний и идей, воплощенных в технологических достижениях, реформирование и структурирование сложившихся экономиче-
ских отношений представляется приоритетом для России.
Жилинский С.Э. справедливо отмечает, что «экономические знания, лишенные правовой формы, опоры на юридический фактор, внутренне не связанные с правом, регулирующим экономические отношения, дают мало пользы их обладателям»1. В соответствии с этим, основным правовым инструментом регулирования инновационной деятельности является законодательство. Нормы права, ее характеризующие, сосредоточены в различных отраслях.
В основе юридической структуры предметной дифференциации права и законодательства по предмету и методу правового регулирования лежит разделение права на отрасли, институты и другие структурные элементы.
Однако принимая во внимание высокие темпы развития законодательства в юридической науке и практике, наряду с дифференциацией правовых норм по отраслям и институтам складываются комплексные объединения правовых норм, где главным является не выделение особых юридически дифференцированных отраслей права, а, наоборот, интеграция специальных для той или иной сферы деятельности общества разнородных норм права, т.е. «норм, различных по первоначальной юридической дифференциации права и законодательства»2. Такое объединение норм права обеспечивается наличием определенных предпосылок развития новых отраслей законодательства в соответствующих фундаментальных отраслях права. Актуализация возникающих экономических и правовых отношений предполагает учет накопившегося экономического опыта и реализацию его основных практик в современном праве и законодательстве.
Нормы права, регулирующие построение национальной инновационной системы (далее - НИС) носят комплексный характер и присутствуют в различных отраслях законодательства (таможенное, гражданское и т.д.).
Право в сфере инноваций в настоящее время выступает в качестве активного стимулирующего и развивающего фактора. В этом одна из причин того, что некоторые авторы выделяют инновационное законода-тельство.3
Наличие норм, относящихся к гражданскому, трудовому, административному, финансовому законодательству, которые в идеале должны дополнять друг друга, усиливая общее регулятивное воздействие в сфере производства научной продукции и ее реализации, позволяет, по мнению Волынкиной М.В. говорить о существовании самостоятельной отрасли законодательства об инновациях. По методологии регулирования правовых отношений, нормы инновационного законодательства относятся к разным отраслям права и подпадают под регулирование предпринимательских отношений. Наличие комплекса разноотраслевых элементов, воплощение большинства правовых норм об инновациях в сферах своих специфических отно-
1 Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. — 3-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА - М), 2001 С.7.
2 Мицкевич А.В. Система права и система законодательства: развитие научных представлений и законотворчества // В сб. Проблемы современного гражданского права. М., Городец, 2000. С. 26.
3 Волынкина М.В. Инновационное законодательство и его
предмет. Материалы пятой Всеросссийской научной конферен-
ции «Информации, Инновации, Инвестиции».2004.
шений, различных принципов регулирования, которые характерны базовым, фундаментальным отраслям -главным образом праву гражданскому, позволяют ей сделать вывод об отнесении инновационного законодательства к комплексным отраслям.
Однако, несмотря на это, выделение самостоятельного инновационного законодательства, представляется нецелесообразным и неправильным главным образом потому, что необходимо учитывать сложившуюся систему права и законодательства при формировании массива актов, относящихся к правовому обеспечению НИС.
Отраслевая особенность венчает систему законодательства. Подобное обособление возможно при условии, если оно отражает особенности содержания правового регулирования. Обособить в законодательстве можно только то, что обособляется в действительности. Отрасли законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода.
Как утверждал В.А. Дозорцев, исследовавший проблемы систематизации законодательства о научно-техническом прогрессе, «основные категории, порожденные научно-технической революцией, естественно и свободно размещаются в рамках данных Основ (Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961г.) Легче всего объявить вновь возникшую категорию новой, вполне самостоятельной категорией особого «рода», не установив ее связи с уже существующими категориями».4
Система законодательства - внешняя форма права, выражающая строение его источников, то есть систему нормативно-правовых актов.5
Система, как упорядоченный единый комплекс выступает в качестве естественного свойства законодательства.
Рассматривая систему законодательства с широкой точки зрения с позиции теории права и включая в нее всю совокупность нормативно-правовых актов как «по вертикали», так и «по горизонтали», действующих на территории Российской Федерации, система законодательства, регулирующая функционирование НИС, может быть представлена следующим образом:
Во-первых, следует отдельно выделить документы программного характера (концепции, программы, соглашения и др.), которые служат основным направлением и стимулом для принятия более детализированных и узконаправленных правовых актов. Не только правовая система России содержит такие документы, но практически каждая система законодательства зарубежных стран. В особенности подобные документы получили развитие в нормативно-правовый базе КНР. Впервые задача построения в Китае инновационной экономики была поставлена в начале 2006 г., когда Госсовет принял «Основы государственного плана среднесрочного и долгосрочного развития науки и техники на 2006-2020 гг.». Инновационный курс объявлен новой национальной стратегией.
Совершенно справедливо подмечает Грибанов Д.В., утверждая, что сегодня в условиях отсутствия полно-
4 Цит. по: Волынкина М.В. Гражданско-правовая форма инновационной деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Москва, 2007.
5 Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах/ отв.ред.М.Н.Марченко.-3-е изд., перераб. и доп.-М.:Норма.2007.Том 2.С.580.
ценного правового регулирования инновационной деятельности основная нагрузка по организации рассматриваемых процессов ложится именно на специфические правовые документы программно-целевого характера, которые в правовой форме определяют на-направления развития инновационных отношений.6
В 2006 году государствами-участниками Содружества независимых государств был принят Модельный закон об инновационной деятельности,7 который служит основой для уточнения понятий и положений национального законодательства, кодификации и гармонизации нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, необходимой для выработки стандартов, принципов и правил, лежащих в основе создания общего инновационного пространства государств-участников СНГ.
Однако, модельное законодательство СНГ, призванное обеспечить развитие и гармонизацию нормативно-правовой базы государств-участников в области формирования национальных инновационных систем и регулирования инновационной деятельности, устарело, содержит пробелы и противоречия, не соответствует лучшей мировой практике.
На международном уровне Решением Совета глав правительств СНГ была принята Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств-участников сНг на период до 2020 года8, которая содержит отдельное направление по совершенствованию законодательства в инновационной сфере, которое предусматривает актуализацию модельного законодательства СНГ, регламентирующего инновационную деятельность.
В частности, планируется разработка:
1) модельного инновационного кодекса для государств-участников СНГ;
2) новой редакции Модельного закона СНГ "Об инновационной деятельности";
3) предложений по внесению изменений в отраслевое модельное законодательство СНГ (гражданское, налоговое, таможенное).
Несмотря на то что, данные акты носят также рекомендательный характер, они играют важную роль для целей поиска направлений совершенствования российского законодательства и реализации вопросов правоприменения в нашей действительности.
В развитие таких документов принимаются двух и многосторонние соглашения, в том числе Соглашение о создании информационной инфраструктуры инновационной деятельности государств-участников СНГ9,
6 Изменения в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (Грибанов Д.В.)//Российский юридический журнал. 2011. N 6.
7 "Модельный закон об инновационной деятельности"(Принят в г. Санкт-Петербурге 16.11.2006 Постановлением 27-16 на 27-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) //Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2007. N 39 (часть 2). С. 371 - 427.
8 Решение Совета глав правительств СНГ "О Межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года" (Вместе с Методическими документами и рекомендациями>, "Информационной картой инновационного проекта", "Раскрытием магистральных направлений развития науки, технологий и техники в развитых странах", "Дорожной картой...", "Показателями оценки эффективности реализации...", «Организационными мероприятиями на 2011 - 2012 годы>, "Словарем терминов (глоссарием)...") (Принято в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011) // Документ опубликован не был.
9 Соглашение о создании информационной инфраструктуры инновационной деятельности государств-участников СНГ в фор-
заключенное для создания общей информационной системы и портала СНГ "Информация для инновационной деятельности государств-участников СНГ".
В России такими правовыми актами, принимаемыми Правительством РФ, являются:
Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»10. Стратегия определяет цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики. Вместе с тем, Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок. В структуре данного документа отдельно выделен раздел о направлениях совершенствования законодательства для стимулирования инновационного развития. Раздел носит достаточно общий и непредметный характер, что, однако, не мешает его практической реализации, выражаемой в принятии конкретных правовых актов для его исполнения. К примеру, совершенствование правового регулирования корпоративных отношений предполагает создание и совершенствование организационно-правовых и договорных форм, необходимых для осуществления коллективного и венчурного инвестирования, а также ведения малого инновационного бизнеса. Так, в 2012 году вступили в силу два новых федеральных закона «Об инвестиционном товариществе»11 и «О хозяйственных партнерствах»12.
Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года13, в которой отмечен недостаточный уровень развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса. Современное экономическое законодательство должно обеспечивать экономический рост и структурную модернизацию экономики. Для этого, в том числе был принят Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения)
■ ■ 14
результатов интеллектуальной деятельности"14, который позволил бюджетным научным учреждениям и созданным государственными академиями наук науч-
ме распределенной информационной системы и портала СНГ "Информация для инновационной деятельности государств-участников СНГ (Заключено в г. Минске 19.05.2011) // Документ опубликован не был.
10 Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»//Собрание законодательства РФ. 02.01.2012^ 1. ст. 216.
11 Федеральный закон от 28.11.2011 N З35-Ф3 "Об инвестиционном товариществе" // Парламентская газета. N 52-53. 0208.12.2011.
12 Федеральный закон от 03.12.2011 N 380-Ф3 "О хозяйственных партнерствах"// Российская газета. N 278.09.12.2011/
13 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ.24.11.2008. N 47. ст. 5489.
14 Федеральный закон от 02.08.2009 N 217-ФЗ "О внесении из-
менений в отдельные законодательные акты Российской Феде-
рации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности"// Парламентская газета. N 39. 01.09.2009.
ным учреждениям без согласия собственника их имущества быть учредителями хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, а также вносить в качестве вклада в уставные капиталы таких хозяйственных обществ право использования результатов интеллектуальной деятельности.
Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года15 определяет, что формирование инновационной системы России, отвечающее новым реалиям и перспективам долгосрочного развития страны, сталкивается с такими системными проблемами, как отсутствие развитой нормативной правовой (законодательной) базы для осуществления инновационной деятельности, а также мер ее государственной поддержки, включая прямые (бюджетное финансирование) и косвенные (налоговые преференции, государственные гарантии и т.п.) механизмы.
Программные документы по сути не регулируют напрямую инновационную деятельность субъектов национальной инновационной системы России, а лишь закрепляют ориентиры для последующего развития инноваций в стране. Однако упомянутые стратегии и концепции разрабатываются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти с привлечением высококвалифицированных специалистов и экспертного сообщества на основе анализа экономической ситуации в стране. Таким образом, играют принципиальную роль в правовом регулировании инновационной деятельности.
Важно указать на особое значение документов программного характера для федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, поскольку они должны ими руководствоваться при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности.
Практическая реализация упомянутых документов также происходит и в принимаемых правовых актах. В частности, Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 596 "О долгосрочной государственной экономической по-литике"16 в области модернизации и инновационного развития экономики предписано Правительству РФ предусмотреть до 1 июля 2013 г. в составе разрабатываемых государственных программ Российской Федерации мероприятия по развитию национальной инновационной системы в соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Во-вторых, законы об инновациях и инновационном развитии, а также иные законы, способствующие функционированию национальной инновационной системы. В данную группу входит большой объем нормативно-правовых актов, регулирующих основы действующих финансовых инструментов, прав интеллектуальной собственности, поддержки малого и среднего бизнеса, взаимодействия научно-исследовательского сектора и предприятий и т.д.
15 "Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года" (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 № 1)).Документ опубликован не был.
16 Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" // Собрание законодательства РФ. 07.05.2012. № 19. ст. 2333.
В мировой практике также отсутствует единый подход к законодательной модели инновационной деятельности.17
Анализируя опыт других стран, можно выделить следующие варианты правового регулирования инновационной деятельности:
1. Принятие специального общего комплексного нормативно-правового акта, регулирующего государственную поддержку развития инновационной деятельности. Поскольку невозможно затронуть все аспекты правового регулирования в одном законе, не исключается внесение изменений и дополнений в действующие правовые акты в целях всестороннего отражения в законодательстве особенностей осуществления инновационной деятельности. Описанная модель законодательной регламентации действует во Франции и КНР.
2. Внесение изменений и дополнений в действующие правовые акты в целях регулирования всех аспектов поддержки развития инновационной деятельности (Германия, Израиль, США).18
До июля 2012 года в российском законодательстве отсутствовал понятийный аппарат, связанный с инновационными отношениями. И лишь 21 июля были приняты изменения в ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»19 по вопросам предоставления государственной поддержки инновационной деятельности и оценки ее эффективности.
Статья 1 определяет инновационную деятельность, как деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленную на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности. Однако, данное понятие пригодно лишь для целей регулирования отношений между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг).
В-третьих, Постановления и распоряжения, регламентирующие функции органов исполнительной власти и государственного аппарата в части инновационной деятельности. Особенностью государственной инновационной политики США является «ведомственная» концентрация решений по выработке и реализации инновационных проектов (ведомственные акты Американского научного фонда, НАСА, Администрации по делам малого бизнеса, Национального бюро стандартов 20 и т.п.).
Нельзя не упомянуть значение регионального законодательства об инновационной деятельности. Законодательство субъектов РФ, регламентирующих инновационное развитие регионов России, играет важную роль в виду отсутствия единых основ правового регулирования на федеральном уровне. Во многих субъектах уже приняты и успешно действуют такого рода законы. Одним из примеров может служить зако-
17 Предпринимательское право РФ: учебник/ Отв.ред.Е.П.Губин, П.Г.Лахно. 2-е изд., перераб. и доп.-М.:Норма:Инфра-М.2010. С.824.
18 Гутников О.В.Сопоставительный анализ и оценка законодательных моделей регулирования инновационной деятельности/Законодательство и экономика.2006.№10.
19 Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"// Российская газета. N 167, 03.09.1996.
20 Бакланов А.О., Диденко Н.И. Роль инноваций в мировых про-
цессах экономического роста и развития / Санкт-Петербург : Изд-
во Политехнического ун-та , 2007.С.186.
нодательство Москвы. В 2012 году был принят Закон г. Москвы "О научно-технической и инновационной деятельности в городе Москве"21, который содержательно основывается на ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и по сути кратко повторяет его основные положения о возможных формах государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности в городе Москве.
Постановление Правительства Москвы "О поддержке инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства Москвы"22 регулирует государственную поддержку субъектов малого предпринимательства Москвы в сфере материального производства, науки и высоких технологий, содействие их инновационной деятельности признается одним из важнейших направлений деятельности органов исполнительной власти города. Данным Постановлением предусмотрены конкретные меры поддержки и сформирован Экспертный совет для выполнения следующих задач:
- анализ действующих нормативных правовых актов в сфере инноваций, механизмов взаимодействия участников рынка инноваций, социологические исследования;
- обобщение состояния дел в сфере инновационного предпринимательства Москвы, практики государственной поддержки и развития инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства Москвы, выявление и определение способов устранения причин, препятствующих развитию венчурного малого бизнеса;
- формирование методических основ реализации программ и планов поддержки и развития инновационного малого предпринимательства Москвы, разработка мероприятий по созданию и реализации концепций, программ и планов государственной поддержки и развития инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства Москвы;
- выработка предложений по совершенствованию нормативной базы города Москвы и Российской Федерации в области инноваций;
- разработка и содействие внедрению административных и рыночных механизмов взаимодействия субъектов малого предпринимательства, промышленных предприятий, научных организаций, органов патентования и лицензирования.
Для решения задач инновационного развития локальные правовые акты также принимаются в компаниях. В частности, в соответствии с Рекомендациями по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий 23 в ОАО "РЖД" для целей роста научно-технического потенциала, реализации эффективных инновационных проектов, имеющих реальный потенциал практического приме-
21 Закон г. Москвы от 06.06.2012 N 22 "О научно-технической и инновационной деятельности в городе Москве"//Вестник Мэра и Правительства Москвы. N 36. 29.06.2012.
22 Постановление Правительства Москвы от 24.12.2002 N 1038-ПП "О поддержке инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства Москвы"// Вестник Мэра и Правительства Москвы. N 3.09.01.2003.
23 "Рекомендации по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий" (утв. решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 03.08.2010, протокол № 4)
нения, повышения доходности и эффективности производственно-хозяйственной деятельности принят СТО РЖД 08.013-2011. Стандарт ОАО "РЖД". Инновационная деятельность в ОАО "РЖД". Основные положения".
Стандарт определяет основные цели и принципы осуществления инновационной деятельности и основные механизмы ее реализации, в том числе комплекс мероприятий, направленных на разработку и внедрение новых технологий, инновационных продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню, содействующих модернизации и технологическому развитию компании путем значительного улучшения основных показателей эффективности производственных процессов. В стандарте определяется система управления инновационной деятельностью и ее финансирование.
Для эффективного и результативного построения и функционирования национальной инновационной системы России следует проводить разумную инновационную политику, которая отражалась бы в принятии соответствующих нормативно-правовых актах.
В соответствии с эволюционным подходом государство лишь определяет правила игры, т.е. создает законодательную базу для развития различных видов деятельности субъектов инновационной деятельности.
Тем не менее, учитывая опыт зарубежных стран, стоит понимать, что правовое регулирование должно следовать за уже естественно сформировавшимися экономическими отношениями, лишь закрепляя основы и меры государственной поддержки. При этом искусственное и навязанное сверху государственной властью принятие правовых актов ни только не создаст действенных правовых норм в виду отсутствия на практике предмета правового регулирования, но и приведет к избыточному и ненужному законодательному закреплению. Такая ситуация может усугубляться еще и «сужением» предмета правового регулирования, терминологическими неточностями, содержательным искажением и неправильным правоприменением.
Алексеев С.С. писал, что "В самом процессе возникновения, особенностях и свойствах права довольно явственно ощущается "дыхание" экономических отно-
'-'м24
шений.
Восполнение законодательных пробелов в современной правовой базе, касающейся регулирования НИС, носит точечный характер. Внесение изменений и дополнений в отдельные нормативно-правовые акты не компенсирует отсутствие комплексного федерального закона, определяющего концептуальные основы и фиксирующего терминологическую регламентацию инновационной деятельности. Однако на стадии разработки комплексного законопроекта требуется согласование его положений с нормами основополагающих нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Бюджетного кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и других.
Всесторонность поддержки инновационной деятельности должна стать одним из нормативно закреплен-
24 Алексеев С.С. Теория права. М., 1994. С. 43 - 44.
ных принципов государственной поддержки. Инновационная система представляет собой совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой в России инновационной политики.
Для целей совершенствования законодательства, регламентирующего создание и развитие в России национальной инновационной системы необходимо затронуть и охватить все аспекты инновационной деятельности. Особое значение имеет определение стадий жизненного цикла инноваций, а также инновационных проектов, как процесса осуществления инновационной деятельности.
Необходимо четко определить всех субъектов инновационной деятельности, урегулировать их взаимодействие и определить роль существующих институтов государственной поддержки инновационной деятельности, создав эффективную законодательную базу технологической модернизации экономики страны. Меры и формы государственной поддержки инновационной деятельности должны распространяться на все стадии жизненного цикла инноваций, начиная с разработки новой продукции и формирования спроса на нее и до сбыта продукции и развития рынка для сохранения конкурентных позиций и получения преимуществ для компании. Государственная поддержка инновационной деятельности должна касаться всех видов инноваций, чтобы создать единую результативную систему развития инноваций.
Стимулировать инновационную активность субъектов следует во всех направлениях развития науки и технологий, поскольку прорывы в науке и технологиях в настоящее время наиболее вероятны на стыке научных отраслей.
Следует признать, что российское законодательство об инновационной деятельности в дальнейшем нуждается в совершенствовании и устранении пробелов. Важно не просто определить терминологию инноваций, инновационных отношений, а разработать и принять системообразующий законопроект, который бы комплексно осветил все необходимые вопросы для стимулирования и развития инновационной деятельности. Однако на данный момент представляется, что разработка и принятие такого нормативно-правового акта преждевременно. Во-первых, из-за объективно сложившихся в действительности причин. Прежде всего, потому, что правовые нормы должны быть востребованы субъектами инновационных процессов и регулировать существующие на практике отношения, а российская экономика совсем недавно встала на инновационный этап развития и потребность общества в таком системообразующим законе отсутствует. Следствием этого является фрагментарное и непоследовательной изменение действующего законодательства. Во-вторых, из-за сложной комплексной природы инновационных отношений и отсутствием специальных знаний о таком объекте изучения, как инновации.
Список литературы:
Бакланов А.О., Диденко Н.И. Роль инноваций в мировых процессах экономического роста и развития / Санкт-Петербург : Изд-во Политехнического ун-та , 2007.
Волынкина М.В. Гражданско-правовая форма инновационной деятельности. Автореферат диссертации
на соискание ученой степени доктора юридических наук. Москва. 2007.
Волынкина М.В. Инновационное законодательство и его предмет. Материалы пятой Всеросссийской научной конференции «Информации, Инновации, Инвести-ции».2004.
Грибанов Д.В. Изменения в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" // Российский юридический журнал. 2011. N 6.
Гутников О.В. Сопоставительный анализ и оценка законодательных моделей регулирования инновационной деятельности/Законодательство и экономи-ка.2006.№10.
Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. — 3-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА— ИНФРА - М).
Мицкевич А.В. Система права и система законодательства: развитие научных представлений и законотворчества // В сб. Проблемы современного гражданского права. М., Городец.2000.
Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах/ отв.ред.М.Н.Марченко.-3-е изд., пе-рераб. и доп.-М.:Норма.2007.Том 2.
Предпринимательское право РФ: учебник/ Отв.ред.Е.П.Губин, П.Г.Лахно. 2-е изд., перераб. и доп.-М.:Норма:Инфра-М.2010.
Literature list:
Baklanov A., N. Didenko The role of innovation in the global processes of economic growth and development / St. Petersburg: Publishing House of the Polytechnic University, 2007.
Volynkina M.V. Civil legal form of innovation. Dissertation for the degree of Doctor of Laws. Moscow. 2007.
Volynkina M.V. Innovative legislation and its object. Proceedings of the Fifth Vserosssiyskoy scientific conference "Information, Innovation, Investment," .2004.
Gribanov D.V. Amendments to the Federal Law "On Science and State Science and Technology Policy" / / Russian Law Journal. , 2011. N 6.
Gutnikov O.V. A comparative analysis and evaluation of legislative regulatory models of innovation / / Legislation and ekonomika.2006. № 10.
Zilinskiy S.E. Business Law (legal basis of business): Textbook for high schools. - 3rd ed., Rev. and add. - Moscow: Publishing RATE (Publishing group NORM-INFRA -M).
Mitskevich A.V. The system of law and legal system: the development of scientific ideas and law / / In the Collection «The problems of the modern civil rights». M. Gorodets.2000.
General Theory of State and Law. Academic course in three volumes / executive editor M.N.Marchenko.-3rd ed., Rev. and add.-M.: Norma.2007.Tom 2.
Business Law of the Russian Federation: the textbook / Executive editors. E.P.Gubin, P.G.Lahno. 2nd ed., Rev. and add.-M.: Norm: Infra-M.2010.
Рецензия
на статью «Основы законодательства, регламентирующего построение национальной инновационной системы России» аспирантки Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Студенецкой Вероники Александровны
Статья В.А.Студенецкой посвящена анализу нормативно-правовых актов, регламентирующих построение национальной инновационной системы России.
Актуальность тематики настоящего исследования не вызывает сомнений, поскольку совершенствование законодательства, направленного на стимулирование инновационного развития России является своевременным и необходимым для формирования благоприятной инновационной среды.
Автор обращает внимание, что по методологии регулирования правовых отношений нормы инновационного законодательства относятся к комплексным отраслям права. Описываются различные зарубежные подходы к законодательной модели инновационной деятельности, и делается вывод о том, какой подход воспринят российской правовой системой.
Материал статьи основан на детальном анализе основ законодательства, регламентирующего построение национальной инновационной системы России. Рассматриваются правовые акты, действующие на федеральном, региональном и локальном уровнях. Также особое внимание в исследовании уделено гармонизации нормативно-правовой базы государств-участников СНГ и справедливо подчеркивается потребность в актуализации модельного законодательства СНГ.
К положительным сторонам работы можно отнести указание на принципиальную роль документов программного характера, которые хотя и носят рекомендательный характер, но являются основным направлением в практической деятельности федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Отмечается несистемный и фрагментарный характер совершенствования правовой базы регулирования национальной инновационной системы и необходимость принятия системообразующего закона, в котором были бы всесторонне охвачены все аспекты государственной поддержки инновационной деятельности с учетом стадий жизненного цикла инноваций и взаимодействия субъектов инновационных отношений. Однако преждевременность его разработки и принятия по различным причинам объективного и иного вида.
Научная статья В.А.Студенецкой "Основы законодательства, регламентирующего построение национальной инновационной системы России " соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.
Научный руководитель,
Заместитель заведующего отделом гражданского законодательства и процесса к.ю.н. Гутников О.В.