11.5. ПРОБЛЕМАТИКА ПРАВОВОГО ПОНЯТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тускаев Георгий Григорьевич, аспирант. Место учебы: кафедра гражданского права, Всероссийская государственная налоговая Академия. E-mail: [email protected]
Аннотация: статья посвящена актуальным вопросам проблем определения правового понятия инновационной деятельности. В работе исследуются вопросы, посвященные источникам правового регулирования инновационной деятельности и определению понятия инновационной деятельности.
Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, законодательство об инновационной деятельности.
THE ISSUE OF THE LEGAL CONCEPT OF INNOVA TION
Tuskaev Georgy Grigorievich, postgraduate student. Place of study: civil law chair, All-Russian state tax academy. E-mail: [email protected]
Annotation: The article deals with topical issues of problems of defining the legal concept of innovation. This paper investigates the questions on sources of legal regulation of innovation and the definition of innovation. Keywords: Innovation, innovation, legislation on innovation.
В российском обществе уже сложилось единое мнение о том, что научная, научно-техническая и инновационная деятельность являются решающим фактором экономического развития, способствующем стабилизации экономики и преодолению кризисных явлений.
В настоящее время одним из важнейших направлений государственной политики является переход страны к инновационной экономике. Однако на сегодняшний день государство не создало достаточных условий развития инновационной деятельности.
Рост доли инноваций, может быть обеспечен только целенаправленным перераспределением информационных, финансовых и иных ресурсов, что в свою очередь требует серьезных институциональных изменений, в частности изменения законодательства.
Законодательство об инновационной деятельности должно быть взаимосвязано с другими нормативными правовыми актами, которые в совокупности должны составлять гармоничную систему законодательства Российской Федерации.
В общем виде специальная законодательная база об инновациях включает следующие виды актов:
а) документы декларативного характера (указы, концепции, законы, постановления, соглашения и др.). Они являются плодом компромиссных решений, к тому же определяют целевые установки государственной политики;
б) постановления и распоряжения, определяющие функции органов исполнительной власти и аппарата в части инновационной деятельности. Эта группа документов небольшая, она определяет самые общие функции государственных ведомств при их участии в регламентации инновационных отношений;
в) программные документы, а также документы, определяющие облик и порядок формирования инфраструктуры поддержки, виды прямой поддержки инноваций, льготы и иные механизмы поддержки. Докумен-
ты этой группы по своему содержанию охватывают такие аспекты, как программы развития и поддержки инноваций, формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности;
г) инструкции о порядке предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера.
Из числа основополагающих нормативно-правовых актов являющихся базовыми, регулирующих научнотехнический прогресс в целом следует выделить Конституцию Российской Федерации, которая гарантирует свободу научного, технического и других видов творчества.
Конституция России в статье 73 закрепляет за субъектами право осуществления государственной власти, в части вопросов не отнесенным Конституцией (ст.ст. 71,72) к ведению Российской Федерации, и совместному ведению Федерации и субъектов, ввиду того, что инновационная деятельность не упомянута в вышеуказанных статьях субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти в регулировании данных правоотношений.
Следующим основополагающим нормативно правовым актом является Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научнотехнической политике», который регулирует отношения между субъектами научной или научнотехнической деятельности, органами власти и потребителями. Основной целью, которую ставили перед собой создатели данного Закона - формирование основной базы для других нормативно-правовых актов регулирующих отношения в научной и научнотехнической сфере. Вышеуказанный Закон определяет, что научно-техническая политика представляет собой определенную часть государственной политики в области социально-экономических правоотношений. Законодатель выделил научно-техническую политику в отдельную область отношений, так как ее реализация в части научно-технического прогресса важна для всех классов и остальных сообществ Российского общества.
Следующим основополагающим нормативноправовым актом регулирующим инновационную деятельность является Гражданский Кодекс РФ(далее -ГК), в котором определены важнейшие моменты в гражданско - правовом регулировании охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, так в нем определены: гражданско - правовая принадлежность данных правоотношений, основания возникновения и порядок осуществления вышеуказанных отношений, понятие объекта, виды обязательств. ГК регулируются отношения связанные с созданием и эксплуатацией результатов интеллектуальной деятельности. Исходя из характеристик даваемых ГК инновационному процессу можно выделить следующие правовые отношения: отношения возникающие в процессе создания нового интеллектуального продукта; отношения возникающие при оформлении нового интеллектуального продукта в материально - вещественный результат; отношения возникающие при передаче прав на новый интеллектуальный продукт. Исходя из вышеизложенного инновационные правоотношения можно определить как отношения возникающие в сфере инновационной деятельности, представляющие собой имущественные отношения урегулированные нормами гражданского права.
Определенная роль в правовом регулировании инновационной деятельности принадлежит Налоговому
Кодексу РФ. Говоря о роли налогового законодательства в инновационных отношениях, следует отметить, что налоговое стимулирование является одной из наиболее эффективных форм государственной поддержки инновационного процесса. Налоговое стимулирование представляет собой экономически обоснованную систему налоговых льгот, которые позволяют за счет уменьшения налогового бремени компенсировать затраты возникающие у налогоплательщиков в ходе осуществления предпринимательской и иной деятельности, снижение затрат позволяет направлять финансовые средства в инвестиционные проекты. Уменьшение налогового бремени способствует снижению стоимости научных и опытно - конструкторских работ, что приводит к экономической привлекательности данных проектов. Зарубежная практика показывает, что предоставление налоговых льгот компаниям участвующим в инновационных отношениях, привело к прогрессу экономического роста в этих странах.
Следующим нормативно - правовым актом, регулирующим отношения, возникающие в инновационном процессе, является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". В статье 22 данного закона дается перечень поддержки предпринимательства, который является закрытым, однако поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрена в ряде других нормативных документов:
Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1460 "О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности";
Модельный закон об инновационной деятельности (принят в г. Санкт-Петербурге 16 ноября 2006 г. Постановлением N 27-16 на 27-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ);
Модельный закон об инновационно - инвестиционной инфраструктуре (принят в г. Санкт-Петербурге 8 июня 1997 г. Постановлением N 9-11 на 9-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств -участников СНГ).
Однако, вышеперечисленные нормативные акты регулируют только лишь общие элементы регулирования данной сферы деятельности, в свою очередь конкретные элементы регулирования поддержки инновационной деятельности предусматриваются только региональным законодательством. Таким образом, региональные законы могут восполнять бреши в федеральном инновационном законодательстве. На региональном уровне принято довольно большое количество нормативно правовых актов регулирующих инновационную деятельность. Примером тому могут служить закон Оренбургской области «Об инновационной деятельности в Оренбургской области», закон Алтайского края «О государственной поддержке инновационной деятельности в агропромышленном комплексе Алтайского края», закон Владимирской области « О научно-технической политике и мерах государственной поддержки в научной деятельности инноваций во Владимирской области», закон Вологодской области «Об осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Вологодской области», также законы «Об основах научнотехнической политики города Москвы», « Об инновационной деятельности в городе Москве», Концепция
развития инновационной деятельности в Свердловской области на 2002-2010 годы, и т.д. Задачи региональных нормативно-правовых актов связаны с формированием оптимального механизма поддержки и стимулирования инновационной деятельности в регионе, а также инновационной активности предприятий и привлечение инвестиций в инновационную сферу и т.д.
При более детальном рассмотрении современного законодательства становится понятным, что инновационная деятельность в нашей стране пока не имеет должного правового регулирования (что в частности, отмечается в вышеперечисленных документах), не создана нормативно-правовая база инновационной деятельности, не сформированы эффективные механизмы взаимодействия государства с предпринимательским сектором, не создаются стимулы для предприятий и научных организаций к инновационной деятельности, отсутствует единый законодательный акт, определяющий понятие, виды инноваций, порядок осуществления инновационной деятельности. В такой ситуации не представляется возможным стимулировать и интенсифицировать инновационную деятельность в России без разработки федерального закона, направленного на его развитие.
Сама категория «инновационная деятельность» получила широкое распространение в экономической науке, в юридической же науке этот термин пока еще не нашел должного применения, причем за последние десять лет институт правового регулирования инновационной деятельности практически не подвергался комплексному исследованию.
В терминологических словарях инновация трактуется следующим образом. Инновация (innovation):
1) внедрение новых форм организации труда, управления и технологии производства;
2) новые исследования и разработки1.
Исследуя литературные источники, можно сделать вывод, что при определении сущности инновации наиболее распространены две точки зрения, в одном случае инновация представляется как результат научнотехнической деятельности в виде новой продукции; в другом - как процесс создания и использования новых изделий, методов и т.д. На наш взгляд, инновацию следует понимать как результат творческого процесса, которая связана с интеллектуальной деятельностью, а не как сам процесс, в ходе которого создается новый продукт. Поэтому считаем, что вторая точка зрения не совсем удачно отражает сущность инновации.
Инновации это, прежде всего результаты интеллектуальной деятельности. Последние относятся к объектам права интеллектуальной собственности. Результаты интеллектуальной деятельности могут становиться объектами правоотношений только тогда, когда они облекаются в какую-либо объективную форму, обеспечивающую их восприятие другими людьми.
Результатом инновационной деятельности может быть информация любая, оказывающая прогрессивное влияние на различные сферы общества.
В рамках разработки законодательных актов регулирующих инновационную деятельность необходимо определить понятия инновационной деятельности.
Рассматривая понятие инновационной деятельности, следует отметить, что главное значение имеет термин «инновация», который характеризуется двумя опре-
1 Новиков В.А. Практическая рыночная экономика. Толкование 4000 терминов: Словарь. - М.: Флинта, 1999.
делениями. Так данный термин означает результат научного исследования и продукт научно - технической деятельности с одной стороны, с другой стороны это процесс внедрения новшеств в производство, что подразумевает под собой переход результатов научно - технической деятельности в качество товара.
В тоже время в разрабатываемый нормативно - правовой акт, с целью разграничения продукта на разных стадиях инновационной деятельности, необходимо ввести понятие «новация» (от лат. Novatio - обновление, изменение).
Под термином «новация» следует понимать результат научного исследования и продукт научно - технической деятельности, и иных разработок ранее не известный на рынке, либо обладающий новыми свойствами аналогичных известных продуктов.
Отличие новации от инновации заключается в том, что новация не несет за собой предпринимательскую направленность в части получения прибыли и не содержит направленности на рыночную реализацию (например тефлон выпущенный фирмой Du Pont, является новацией, а сковородки с антипригарным тефлоновым покрытием реализуемые на рынке являются инновацией).
Понятие «инновация» охватывается понятием «интеллектуальная собственность» только в части той информации, которая является продуктом интеллектуального творчества. Не всякая инновация - результат творческого интеллектуального труда.
Рассматривая понятие инноваций в правовом ракурсе, следует привести определения данные в Модельном законе «Об инновациях», принятом Постановлением Межпарламентского Комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, в которых инновации были определены как «конечный результат инновационной деятельности в виде нового или недостающего на рынке товара (услуги), или товара с улучшительными характеристиками.2
В свою очередь в законе Украины от 04.07.2002 «Об инновационной деятельности» инновации определены как вновь созданные (примененные) и (или) усовершенствованные конкурентоспособные технологии, продукции или услуги, а так же организационно - технические решения производственного, административного, коммерческого или другого характера, что существенно улучшит структуру и качество производства и (или) социальной сферы3.
Так же Волынкина М.В. отмечает, что российский законодатель дал определение инноваций в Концепции инновационной политики РФ на 1998-2000гг., через «нововведение»-категорию, обобщающую определенный исторический опыт человечества в области научно - технического творчества.
Рассматривая понятие инновации, стоит отметить, что данное понятие содержит в себе как технические, так и предпринимательские значения, технический аспект подразумевает то, что инновация представляет собой технологические новшества, которыми могут являться изобретения, полезные модели, ноу-хау, селекционные достижения и иные объекты интеллектуальной творческой деятельности, в свою очередь предпринимательский аспект подразумевает под собой направленность объектов на рыночную реализацию.
2 Инсформационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. 1998 № 17-пр.
3 М.В. Волынкина . Правовое регулирование инновационной деятельности.М. Аспект Пресс, 2007.
В связи с вышеизложенным представляется необходимым привести предлагаемое определение инновационной деятельности, которое должно содержаться в разрабатываемом законе РФ «Об инновационной деятельности»: Инновационная деятельность - это направленная на создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг); создание, внедрение и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, а так же создание, внедрение и применение в научно - технологических и иных процессах и коммерциализация результатов научных исследований, результатов интеллектуальной творческой деятельности и иных разработок, деятельность имеющая цель обеспечение экономии затрат или создающих условия для такой экономии, выпуска на рынок конкурентоспособных товаров и услуг, реализуемых как на внутреннем так и на внешнем рынке.
Отмечая то, что разработка правовых норм регулирующих инновационную деятельность в нашей стране уже имеет свою историю, необходимо базируясь на вышеприведенном определении инновационной деятельности разработать специализированный закон, регулирующий рассматриваемые правоотношения, который должен занять свое опосредованное место в системе нормативно - правовых актов Российской Федерации регулирующих инновационную деятельность.
Список литературы:
1. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США / пер. с англ. - М.: Прогресс, 1966;
2. Новиков В.А. Практическая рыночная экономика. Толкование 4000 терминов: Словарь. - М.: Флинта, 1999;
3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1999;
4. Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. 1998 № 17-пр;
5. М.В. Волынкина . Правовое регулирование инновационной деятельности.М. Аспект Пресс, 2007.
6. Евсеева Л.А. Правовое регулирование инновационной деятельности: Дис...канд. Юр. Наук. М., 2005;
7. Сафина З.З. Совершенствование механизмов поддержки малого предпринимательства с учетом экономических интересов // Экономические науки. №5. 2008.
Рецензия
В настоящее время российская экономика находится на этапе перехода от промышленно-сырьевой экономики к новой инновационной экономике «Экономике знания».
Не вызывает сомнения тот факт, что именно широкомасштабное развитие инноваций сегодня может обусловить экономический прорыв России на этапе происходящего мирового экономического кризиса.
Как показывает мировая практика, инновационная деятельность занимает лидирующее положение на всем спектре разнообразных видов предпринимательской деятельности, в виду того, что только она связана с высокими технологиями, дающими внушительный экономический эффект.
Рассматривая опыт зарубежных стран можно отметить, что именно инновационная деятельность является одним из приоритетных факторов способствующих экономическому развитию, и как следствие стабилиза-
ции экономики, что является немаловажной частью антикризисных мер. В связи с этим стратегия инновационного развития государства должна быть направлена на создание благоприятных условий для повышения инновационной активности российского общества.
Возвращаясь к сущности инновационной деятельности необходимо заметить, что она основывается на рисковых началах, и является одной из самых рисковых видов предпринимательской деятельности, что обуславливает важность качественного государственного регулирования инновационной деятельности, которая должна осуществляться посредством разработки соответствующих правовых и экономических мер влияния.
Одновременно с этим, переход России к инновационной экономике должен происходить на базе реформирования правовых норм связанных с реализацией инновационной деятельности на разных этапах.
В тоже время, нормативно-правовой акт, непосредственно регулирующий инновационную деятельность в Российской Федерации отсутствует, а принимаемые законодателем шаги, выразившиеся в принятии ряда законодательных актов, а также множества подзаконных актов частично регулирующих различные аспекты инновационной деятельности, не придают полноценного облика правового режима инновационной деятельности в связи с отсутствием в них единого определения рассматриваемой нами деятельности.
В статье Тускаева Георгия Григорьевича раскрыта необходимость принятия нормативно-правового акта регулирующего правовые отношения на базе приведенного автором определения инновационной деятельности.
Статья рекомендована к публикации.
Рецензент
Зав. Кафедрой, профессор, д.ю.н. Чаадаев С.Г.