УДК: 338.4:338(575.2):658.1
Рыспаева Н. С.
ст. преподаватель экономического факультета, Кыргызский национальный университет имени Жусупа Баласагына,
г. Бишкек, Кыргызская Республика
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СУБЪЕКТАМИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКИ
В статье автором рассматривается основы управления субъектами коммерческой деятельности в условиях интегрированной экономики. По мнению автора, не следует относить роль коммерческой деятельности лишь к торговле и посредничеству обменных операций, поскольку она выступает связующим элементом между производством, распределением товаров и услуг и их потреблением.
Ключевые слова: субъекты коммерческой деятельности, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), коммерция, инвестиция, экспорт, импорт, товары и услуги.
Коммерция составляет основное содержание стадии обращения воспроизводственного процесса в экономике и связана с обменными процессами на рынке товаров и услуг, а также служит одной из мотиваций прогресса общественного развития, поскольку она также связана с удовлетворением растущих потребностей людей в материальных и духовных благах.
Отсюда, на наш взгляд, не следует относить роль коммерческой деятельности лишь к торговле и посредничеству обменных операций, поскольку она выступает связующим элементом между производством, распределением товаров и услуг и их потреблением.
Широкая трактовка коммерции как предпринимательской деятельности обосновывается, на наш взгляд, тем, что она (предпринимательская деятельность) в воспроизводственном процессе выступает как основная мотивация для качественного и своевременного выполнения предназначения и функций, присущих каждой стадии воспроизводственного процесса, так как в предприимчивости заложена мотивирующая сила получения экономической выгоды.
Современная трактовка предпринимательства сводится к тому, чтобы найти потребность и наилучшим образом удовлетворить ее для получения экономической выгоды. В формулировке можно увидеть по крайней мере три аспекта содержания предпринимательства: во-первых, необходимость предпринимательской деятельности возникает там, где есть потребность (платежеспособный спрос); во-вторых, необходимо удовлетворить эту потребность наилучшим образом, чтобы потребитель добровольно смог возместить стоимость потребляемых товаров и услуг; в-третьих, сторона, оказывающая услуги в виде производителя, посредника и т.д., получила выгоды в соответствии с объемом и качеством услуг на рынках.
Из вышеизложенного прослеживается, что коммерческая деятельность как гость предпринимательской деятельности возникает не только в момент купли-продажи товаров и услуг или в посреднической деятельности, а далеко до этого, то есть в процессе производства, поскольку потребитель или посредник, безусловно, хотят иметь качественные товары и услуги. Это желание потребителей передается по цепочке производителя, которые в той или иной степени должны приспосабливаться к их желаниям.
В Кыргызской Республике определение предпринимательской деятельности впервые появилось в Законе «О защите прав предпринимателей», принятом Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 29 декабря 2000 г. В Законе говорится: «Предпринимательство (предпринимательская деятельность) представляет собой инициативную, самостоятельную экономическую деятельность физических и юридических лиц, осуществляемую от своего имени за счет собственных или заемных средств, на свой
риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли» [1].
Из данной формулировки видно, что предпринимательская деятельность присуща любой сфере экономической деятельности, в частности, производственной, посреднической, торговой и др. Проявление предпринимательства, коммерческой деятельности, на наш взгляд, выражается в поиске потребностей среди продавцов и покупателей товаров и услуг в продаже и покупке их по выгодной цене, в оказании услуг по обслуживанию продавцов и покупателей с целью извлечения прибыли.
С нашей точки зрения, государственное предпринимательство — это такой же факт экономической жизни, как частное, но оно имеет отличия от частного предпринимательства. В частности, государственное предпринимательство обладает строго определенным составом субъектов и направлено на извлечение дохода для общественного потребления, что несвойственно частному сектору. Государственное предпринимательство охватывает отрасли, в каких отдача либо невелика, либо наступает через длительное время. Это капиталоемкие и малорентабельные звенья производственной и социальной инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь, сферы образования и здравоохранения. Государственное предпринимательство распространяется на национальную оборону и безопасность, поддержание экологической безопасности и др. Кроме того, сюда относится и деятельность государства по «оздоровлению» отраслей, переживших кризис, или активизации экономики в целом.
На наш взгляд, к государственному предпринимательству относятся и такие сферы, как государственно-частное партнерство по выпуску и реализации товаров и услуг, где каждая сторона получает свою долю прибыли в зависимости от вклада; организация с помощью государственных органов выхода товаров и услуг на внутренние и внешние рынки; организация внешнеэкономической деятельности, в том числе в рамках различных союзов и объединённых групп (например, ЕАЭС и т.д.).
Разумеется, между индивидуальным и государственным предпринимательством имеются как общие черты, так и существенные расхождения. К общим относятся преследуемые цели, методы предпринимательской деятельности, коммерческие операции на основе нормы и нормативов, а также рыночной конъюнктуры. К различиям относятся формы собственности, с помощью которых осуществляется предпринимательская деятельность, присвоение результатов в коммерческой деятельности и др.
Предпринимательской деятельностью занимаются также отдельные организации некоммерческого сектора (НКО): потребительские кооперативы, религиозные организации, фонды, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации. Но НКО может осуществлять предпринимательскую деятельность только в случае, если это не противоречит законодательству Кыргызской Республики и соответствует целям деятельности данной организации, предусмотренным ее учредительными документами.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что в предпринимательской деятельности участвуют не только коммерческие организации, государственный и некоммерческий секторы являются такими же ее полноправными участниками, как и частный. При этом порядок и условия участия в предпринимательстве государства и НКО регулируются рядом специальных законов и нормативных актов.
Таким образом, предпринимательство как явление рыночной экономики следует рассматривать как систематическую, целенаправленную, самостоятельную, юридически закрепленную деятельность субъектов экономической деятельности, сопряженную с риском, приносящую доход и направленную на извлечение прибыли через производство и поставку на рынок товаров, работ или услуг.
Преодоление экономического кризиса, эффективное функционирование рыночной экономики во многом обусловлено уровнем выполнения коммерческих операций как формы взаимодействия между отдельными производствами, предпринимателями, компаниями и
фирмами. Вопросы экономически грамотной коммерции лежат в основе функционирования рыночной экономики.
Коммерция — это деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями по извлечению природных благ, по производству или приобретению и продаже товаров или оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций [2].
Принцип экономической свободы предполагает, что субъекты коммерческой деятельности свободны в выборе партнеров по сделкам, а также форм и методов взаимодействия с ними. Реализация этого принципа возможна только в условиях рыночных отношений, когда отсутствуют лимиты, фонды, квоты, планы и другие административные меры.
Концепция коммерческой деятельности в рыночной экономике предполагает четкое обоснование ее стратегии и выработку эффективной тактики реализации. Исходя из данной концепции, на наш взгляд, коммерческая деятельность должна выполнять следующие функции:
1) обоснование поведения организации на рынке, усиление влияния на него с целью оптимизации ассортимента и прибыли, повышения конкурентоспособности;
2) комплексный подход к организации коммерческой деятельности, обеспечивающий эффективную работу всех подразделений предприятия;
3) управление куплей-продажей с целью обеспечения экономической заинтересованности всех участников коммерческого процесса, стабильности хозяйственных связей;
4) изучение и развитие потенциальных потребностей рынков, сегментов с целью своевременной и адекватной реакции на ее изменения;
5) оптимизация издержек, связанных с коммерческой деятельностью, подготовкой и совершением коммерческих сделок.
В процессе коммерческой деятельности комплексно решаются как эконометрические, так и социальные задачи.
Таким образом, можно обозначить следующие основные задачи коммерческой деятельности:
1) формирование отношений хозяйствующих субъектов на взаимовыгодной основе;
2) увеличение договоров поставки, укрепление договорной дисциплины;
3) развитие стабильных хозяйственных связей, повышение их эффективности;
4) защита интересов потребителей, обеспечение их приоритета;
5) внедрение прогрессивных методов оптовой и розничной торговли;
6) повышение уровня работы по изучению спроса, экономическому обоснованию потребности в товарах;
7) совершенствование механизма управления товарными ресурсами, спросом и предложением, формирование конкурентоспособного ассортимента;
8) стимулирование сбыта товаров, сервисное обслуживание, оказание дополнительных
услуг;
9) своевременная и адекватная реакция на изменения, происходящие на рынке.
Для достижения положительного результата коммерческая работа должна проводиться активно, обеспечивая систематическое увеличение объемов продажи, рентабельности предприятия.
Таким образом, коммерческая деятельность состоит из двух укрупненных составляющих. Одна из них ориентирует производственные службы на выпуск продукции, требуемой рынком, другая представляет собой непосредственно коммерческую деятельность: закупки по приемлемым ценам сырья, материалов и комплектующих изделий, необходимых для производства продукции, а также организация продаж произведенной продукции с наименьшими издержками обращения.
Можно выделить еще одну сторону коммерческой деятельности — это изучение потребностей потребителей и формирование спроса на товары и услуги. Несмотря на то, что данная сторона во многом переплетается с маркетинговой деятельностью, тем не менее четкой границы между ними нет, так как обе сферы связаны с функционированием рынка. Если маркетинговая деятельность связана с выработкой рекомендаций по результатам изучения рынка, то коммерческая деятельность непосредственно осуществляет обменные операции.
Любой субъект коммерческой деятельности создается для функционирования или осуществления какой-либо хозяйственной или иной деятельности. Для осуществления деятельности предприятия создается механизм функционирования в виде организационно-экономической системы, имеющей свой порядок, организационную структуру и управление. Огромное значение для обеспечения функционирования имеет деятельность управляющей системы.
В связи с этим организационное управление можно рассматривать в одном из трех значений:
- как метод управления (основанный на процессе организации и свойстве организации);
- как управление процессом организации (например, развитие процесса);
- как управление организационной системой (например, компанией).
Структурируя виды деятельности по таким критериям, как ориентация на рынок или
внутренние процессы, текущая коммерческая деятельность или развитие, можно выделить следующие основные типы:
1) Внешняя деятельность:
- основная, производственная или торговая бизнес-деятельность;
- вспомогательная деятельность, обслуживающая основную;
- деятельность, направленная на развитие рынков и продуктового портфеля;
2) Внутренняя деятельность:
- внутреннее развитие, совершенствование, оптимизация основных процессов, ресурсов, организации, менеджмента, маркетинговые исследования;
- стратегические преобразования компании и бизнеса;
3) Иная деятельность:
- благотворительность, выполнение обязательств и т. п.
На наш взгляд, имеет значение и организация коммерческой деятельности в рамках отдельных территорий. Данная необходимость вытекает из того, что любое территориально-административное деление выступает в качестве единицы управления социально-экономическим развитием, имеет официальный статус управленческих органов, функционирующих для определенных целей. Кроме этого, каждая территория имеет свой экономический потенциал, ресурсы, расселение населения по местностям, внешние и внутренние связи. Рассмотрение коммерческой деятельности в рамках такой территории, с одной стороны, можно представить как часть региональной экономической системы, а другой коммерции предоставляется возможность учесть региональные особенности, что немаловажно с точки зрения достижения эффективности как торговли, так и предпринимательской деятельности.
Еще одна сторона, представляющая интерес как для науки, так и для практики, — это рыночное пространство, в рамках которого осуществляется коммерческая деятельность и в то же время включаются субъекты как внутри страны, так и вне ее. В качестве примера можно назвать Евразийский экономический союз (ЕЭАС), полноправным членом которого Кыргызстан стал с 12 августа 2015 г. [3].
Важным условием использования экономического потенциала регионов Кыргызстана в составе Евразийского экономического союза следует рассматривать в контексте укрепления и углубления Евразийской экономической интеграции как единого целого. В Договоре о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. подчеркивается «решимость придать новый импульс развитию более тесной
интеграции, сближению экономик сторон в целях социального развития и улучшения благосостояния народов» [4]. При этом необходимо соблюдать следующие принципы:
1) эффективность и конкурентоспособность производства;
2) справедливость распределения материальных и духовных благ;
3) социально-политическая стабильность.
Необходимо сказать, что все вышеназванные принципы касаются и организации коммерческой деятельности. Так, коммерческая деятельность может быть осуществлена успешно лишь при достижении эффективности производства за счет выпуска конкурентоспособной продукции, в условиях справедливого решения внешнеэкономических связей, а также при непременном соблюдении социально -политической стабильности не только в стране, но и в отдельных регионах.
В качестве следующей составляющей содержания управления можно привести постановку целей различных объектов управления в промышленности, строительстве, торговле и т.д., в которых используются схожие методические приемы. Рассмотрим методику разработки цели промышленного предприятия (табл 1.1).
Таблица 1.1 — Примеры ключевых целей промышленного предприятия
Функциональная Ключевая модель
подсистема
Маркетинг Выйти на первое место по продаже продукции (определенного вида) на рынке
Производство Достичь наивысшей производительности труда при производстве всех (или определенных) видов продукции
НИР (инновации) Завоевать лидерские позиции по вводу новых видов продукции (услуг), используя на исследования и разработки определенный процент доходов от объема реализации (продаж)
Финансы Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов
Персонал Обеспечить условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе
Менеджмент Определить критические области управленческого воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие получение запланированных результатов
Конкретно поставленные цели дисциплинируют производственные отношения между сотрудниками, так как их достижение легко измерить. При этом, с одной стороны, работники имеют представление, каковы их достижения, с другой стороны, нереальные завышенные цели могут вызвать слишком сильное давление на работника.
Вышеприведенные случаи полностью относятся к коммерческой деятельности в еще большей степени, чем в промышленности, так как коммерция связана с быстроменяющейся средой спроса и предложения, а также определенным риском в области сбыта продукции, связанным неизвестностью точных измерителей покупки товаров и услуг в пространстве и во времени.
Необходимо сказать, что у коммерческой деятельности также, как у любого товара промышленного или строительного и т.д. имеется жизненный цикл, показывающий рождение и прекращение деятельности. В свою очередь жизненный цикл зависит от многих факторов и в первую очередь от продолжительности потребности потребителей в осуществлении
коммерческой деятельности. Поскольку коммерческая деятельность есть отношения между продавцом и покупателем по поводу объема, цены, места торговли и т.д., то жизненный цикл показывает пространственное и временное протекание коммерческой деятельности в определенных размерностях.
В жизненном цикле продолжительность его протекания во многом зависит как от предыдущих, так и будущих событий какой-то деятельности, а также психологических аспектов, которые имеют место в поведении людей, осуществляющих ту или иную деятельность. Так, при создании своей очень известной модели Л. Грейнер [5] опирался на теорию европейских психологов о том, что поведение определяется предыдущими событиями, а также в некоторой степени будущими поведениями (рис. 1.1).
Рис. 1.1. — Этапы жизненного цикла организации по Л. Грейнеру
Перенося эту аналогию на развитие компании, он предположил, что будущее организации определено организационной историей в значительно большей степени, чем внешними силами. Взяв за основу эту теорию, Л. Грейнер рассмотрел ряд стадий, через которые должны пройти развивающиеся компании [6]. Жизнь компании по этой модели состоит в ее продвижении через стадии, где каждый эволюционный период создает его собственную революцию. Путь организации из одной стадии своего развития к следующей, лежит через преодоление соответствующего кризиса данного переходного периода.
Приведенную модель с некоторой условностью можно принять и для коммерческой деятельности, поскольку и здесь управление осуществляют специалисты с заданными организационными структурами и соответствующей психологической атмосферой [6]. Однако при этом надо иметь в виду, что жизненный цикл компании, например, в промышленности во многом связан с производственной мощностью, ее способностью адаптироваться к изменениям степени подготовленности рабочей силы к освоению новшеств и инноваций, в то время как коммерческая деятельность больше зависит от умения удовлетворять потребности людей в материальных и духовных благах.
Некоторые специалисты жизненный цикл сфер деятельности сравнивают с эволюцией живых организмов. При этом процесс организационного развития представляется как естественный, запрограммированный и заранее предусматривающий неизбежное и поэтапное прохождение организацией в ходе развития ряда обязательных фаз (стадий) (рис. 1.2).
Принципиально эта модель отличается от других еще и потому, что она уделяет внимание не только росту, но и регрессии, организационному упадку и смерти. Приведенные примеры моделей помогут лучше понять природу и текущее состояние развивающихся компаний, их особенности, влияние на способы и варианты развития, серьезность сопротивления [8].
Коммерческая деятельность хотя и представляет собой специфический тип обменного процесса, тем не менее указанные выше модели в принципе пригодны и для нее.
Время
Рис. 1.2. — Модель жизненного цикла организации по И. Адизесу
Таким образом, рассмотрение коммерции как социально-экономической системы позволяет повысить организованность, качество и эффективность управляемых объектов, рассмотреть в единстве технические, экономические, социальные, психологические и управленческие аспекты. Регулирование организационной системы с учетом всех факторов внешней и внутренней среды обеспечивает заданное состояние функционирования системы.
Литература
1. Закон Кыргызской Республики «О защите прав предпринимателей» от 29 декабря 2000 г. (по состоянию на декабрь 2016г.).
2. Рыспаева Н. С. Реформа бухгалтерского учета Кыргызской Республики: Вопросы и проблемы дальнейшего развития //Наука Новые технологии и инновации Кыргызстана №5, Б.: 2016. С. 142.
3. Токсобаева Б. А., Рыспаева Н. С. Качественная и количественная оценка коммерческой деятельности региона в рамках ЕАЭС. «Наука новые технологии и инновации Кыргызстана» №9, 2016.Бишкек. С.119-124.
4. Рыспаева Н. Стратегия развития конкурентных преимуществ в развитии экспортоорентированных сфер деятельности. // Международный теоретический и научно-практический журнал «Известия». №1-2(12,13) Б. — 2016. — С.451.
5. Рыспаева Н. С. Использование методов оптимизации риска в обеспечении функционирования предприятий. // «Проблемы современной науки и образования» Журнал научных публикаций №14(56) М., 2016. — 53с.
6. Рыспаева Н. С. Проблемы организационного развития риска субъектов коммерческой деятельности в современных рыночных условиях. / Известие вузов Кыргызстана, Бишкек. ISSN 1694-. Б.2016 — 82с.
7. Кулова Э. У. Методы учета и распределения затрат по объектам строительства //Международный теоретический и научно-практический журнал «Известия». №1-2(12,13) Б. — 2016.С. 428.
8. Рыспаева Н. С. Пути улучшения управления субъектами коммерческой деятельности. «Проблемы современной науки и образования» Журнал научных публикаций №35(77). ISSN 2304-2338. — М. 2016. — С.62с.