УДК: 338.4:338(575.2):658.1
Рыспаева Н. С.
ст. преподаватель экономического факультета, Кыргызский национальный университет имени Жусупа Баласагына,
г. Бишкек, Кыргызская Республика
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И СТЕПЕНЬ РИСКА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ
МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
В статье автором рассматривается факторы, влияющие на качество управления коммерческой деятельностью и степень риска при использовании различных методов управления. По мнению автора, усиление роли предприятий в общественной жизни, ставшее одним из важных факторов выживания в условиях экономической глобализации, способствует значительному росту социальных рисков в их деятельности.
Ключевые слова: управление коммерческой деятельностью, степень риска, экспорт, импорт, спрос, товары и услуги, Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
В Кыргызстане продолжает развиваться смешанная экономическая система, предусматривающая совершенствование механизма рыночного саморегулирования и рациональное использование мер государственного регулирования, развитие предпринимательства и достижение стабильной экономики.
В то же время большинство предприятий, которые сегодня функционируют в Кыргызской Республике, являются убыточными. Финансово-хозяйственное состояние этих предприятий в основном неудовлетворительное: низкий технико-технологический уровень производства при высокой степени износа основных фондов, отсутствие управленческого опыта работы в рыночных условиях и специалистов по менеджменту качества — все это является тормозом стабильного функционирования предприятий.
Для реализации стратегических целей, стоящих перед страной, прежние способы хозяйствования недостаточны, нужны новые подходы.
Обеспечение функционирования предприятий в современных рыночных условиях связано с изысканием и использованием потенциальных возможностей производства. Предприятия постоянно должны адаптироваться к меняющимся экономическим условиям.
Углубление рыночных отношений тесно связано с развитием коммерческой деятельности, которая, являясь составной частью воспроизводственного процесса, соединяет производителей продукции с ее потребителями, осуществляет обменные операции на внутренних и внешних рынках и функционирует посредством коммерческих субъектов, имеющих свои правовые статусы и нормативные положения.
В коммерческой деятельности большое значение имеет рыночное пространство, в пределах которого осуществляются обменные операции, товарная структура рынков, способы передвижения товаров и сбыта в определенное время.
В коммерческой деятельности имеет огромное значение региональный разрез экономического потенциала и закрепленные за регионом природные, трудовые и материальные ресурсы. В этом же ряду находится торговля продуктами сельского хозяйства и готовыми изделиями на внутреннем и внешнем рынках, а также в пределах региональных объединений стран ЕАЭС и др.
Вместе с тем, исследователями мало изучены проблемы коммерческой деятельности, возможности их решения применительно к отдельным территориям и в рамках различных объединений, например, в пределах ЕАЭС. Отчасти это связано с тем, что Кыргызстан в состав ЕАЭС вошел относительно недавно (12 августа 2015 г.) [1].
Субъекты коммерческой деятельности отличаются друг от друга как по структуре выполняемых работ, так и по масштабу, географии расположения, охвату рыночного пространства и т. д. От предприятий рыночного сектора субъекты торговли отличаются тем, что они не привязаны к конкретному технологическому процессу, определенной структуре основных фондов и достижению конкретных качественных характеристик товаров и услуг, поскольку у коммерческих объектов вышеперечисленные задачи не входят в основное содержание выполняемых ими работ. Следовательно, в торговой деятельности ставятся другие задачи, основными из которых являются купля-продажа, посредническая деятельность, изучение спроса и др.
Основные фонды в торговле формируются исходя из решения вышеизложенных задач, то есть купли и продажи, хранения товаров, доведения их до потребителей и др. От эффективности всей деятельности торговли зависят результаты не только чистой коммерции, но и смежных секторов экономики, в частности, поставщиков товаров и их потребителей. Отсюда факторы, влияющие на состояние управления коммерческой деятельностью и его эффективность, можно классифицировать и систематизировать по определенным признакам.
Основная задача коммерческой деятельности сводится к покупке и продаже товаров и услуг такого набора по ассортименту и объема, чтобы максимально удовлетворить потребности как покупателей, так и продавцов.
В условиях свободного предпринимательства решить такую задачу весьма сложно из-за чрезвычайно большого количества как продаваемых, так и потребляемых товаров. Кроме этого, естественным является непрерывное обновление ассортимента товаров и их качественных характеристик. В этом отношении потребности как бы не ограничены, однако в каждом историческом отрезке времени существуют проблемы удовлетворения безграничных потребностей в товарах и услугах, связанных с ограниченными ресурсами, из которых изготавливаются эти товары.
Кроме этого, существуют ограничения общественного характера, когда люди сообща ставят преграды потреблению по экономическим, политическим, религиозным и другим соображениям, что, как правило, оформляется в виде законодательных актов.
Тем не менее, с учетом общественно необходимых ограничений, а также в соответствии с отношением спроса и предложения на товары на рынке работники коммерческой деятельности стараются добиться такого ее уровня, чтобы в данное конкретное время можно было получить максимальную выгоду от торговой деятельности. Это естественно, поскольку соответствует содержанию и духу рыночных отношений.
Следующим фактором, влияющим на коммерческую деятельность, является нахождение покупателей и продавцов товаров и услуг в определенных пространственных координатах и их соединение. Решение этой задачи также непросто, если учесть, что в торговле по сути не должно быть этнических и религиозных границ и других препятствий, поскольку коммерческая деятельность относится к интернациональному типу отношений людей в основе которых лежит удовлетворение потребностей.
Вышесказанное в свою очередь нуждается в мощной информационной базе, где бы содержались сведения о продавцах и покупателях, ассортиментной структуре товаров и услуг в условиях их продвижения и ценах на товары и услуги. Информационная база выполняет также функцию, согласно которой продавцы и покупатели могли бы реализовать то, что нужно, то есть продавцу продать, а покупателю купить.
Основным фактором, влияющим на управленческие процессы, является повышение профессионального уровня работников, занятых в коммерческой деятельности. Помимо повышения культуры торговли поиска потребностей и т. д., требуется умение анализировать ситуации, предвидеть будущие тенденции, строить
правильные прогнозы.
Следующий фактор, влияющий на состояние управления, заложен в самом коллективе и управленце. В частности, от руководителей компании, организации во многом зависит создание стабильного, высококвалифицированного коллектива, совершенствование организации труда и управления и т. д.
Состояние управления во многом зависит от методов управления, в частности, от того, в какой мере учитываются риски и используются методы их уменьшения. Коммерческая деятельность в силу своей специфики подвержена риску больше других секторов экономики, например, промышленность или строительство, где проявление тенденций потребления и неиспользования продукции этих секторов экономики носит долгосрочный и долговременный характер, а значит, легче строить прогнозы.
Что касается коммерческой деятельности, то ее параметры управления, например, спрос, цена продажи другие, весьма изменчивы даже в пределах небольшого промежутка времени. Поэтому в этой деятельности диапазон риска больше, и рисковые ситуации в отдельных случаях могут возникнуть внезапно, например, в случае введения санкций на торговлю.
К методам управления рисками очень часто можно отнести методы минимизации риска, улучшения эффективности производства или структуры предприятия, проектных переговоров, страховой деятельности, однако все они имеют сходную цель привести риск в соответствие с получаемой выгодой. В комплексе эта деятельность называется управлением риском. В соответствии с этой позицией методы управления риском можно объединить в два крупных блока (рис. 1.5).
Рис. 1.5. — Методы управления риском Источник: составлено автором.
Методы распределения риска предполагают передачу части риска другим субъектам экономической деятельности за определенную плату через:
- биржевые механизмы (хеджирование);
- страхование коммерческой деятельности.
Методы оптимизации риска предполагают снижение риска посредством осуществления мероприятий внутри (организационных, технических, структурных) и вне (переговоры, синдицированное финансирование, консорциум, правительственные гарантии и т. д.) предприятия. Последние называются проектными, так как в полной мере учитываются и осуществляются в ходе инвестиционных проектов.
Исследование показало, что к методам распределения риска можно отнести страхование и хеджирование, так как риск полностью или частично перекладывается на других субъектов экономической деятельности [2].
Риски делятся на подлежащие обязательному страхованию и риски, которые страхуются по усмотрению компании-производителя. Порядок обязательного страхования объясняется следующими причинами: законодательством стран, где осуществляется хозяйственная деятельность экономических субъектов, нормами международного права и правилами деловой этики. Случайности и опасности в качестве страховых рисков характеризуются тем, что они должны носить именно возможный, а не неизбежный характер. Страхование является одним из действенных рычагов управления риском.
Страховые компании предъявляют жесткие требования к тем рискам, которые они могут принять на себя в рамках договора страхования. Это связано с тем, что, как и любое другое коммерческое предприятие, страховая компания стремится обезопасить себя от убытков и получить прибыль. Из всего набора рисков, присущих деятельности конкретного предприятия, она отбирает только ту их часть, которая удовлетворяет следующим критериям:
- случайный и непредсказуемый характер событий;
- измеримость риска;
- ограниченность потерь;
- относительно небольшая вероятность наступления страхового случая.
Требование случайности и непредсказуемости событий проистекает из самой природы
риска. Причем для страховой компании важнее соблюдение этого условия не столько для самих событий, сколько для размера убытков.
Измеримость риска означает возможность рассчитать на основании статистики или теоретических моделей его вероятностные характеристики. Ограниченность потерь означает наложение определенных условий на максимальный размер убытков, подлежащих страхованию. Обычно это требование выражается в устанавливаемой по договору страховой сумме.
Вероятность наступления страхового случая не должна быть слишком большой по двум причинам. Первая связана с тем, что реальная частота наступления страховых событий подвержена флуктуациям относительно своих средних значений. Следовательно, для страховой компании в этом случае реально наступление максимальных убытков. Вторая причина связана с тем, что высокая вероятность наступления страховых случаев соответствует большому размеру страховой премии, которую должен уплатить страхователь. Премия, которая составляет 20-30% страховой суммы, невыгодна страхователю.
Как правило, из страхования финансовых и инвестиционных рисков исключаются случаи, произошедшие вследствие форс-мажорных обстоятельств.
Хеджирование — один из способов страхования от нестабильной конъюнктуры, через биржевые механизмы рыночных отношения. Такая практика в Кыргызстане пока отсутствует. Хеджированием называется практика заключения на фьючерсной или опционной бирже срочных сделок на продажу или покупку валюты или ценных бумаг для страхования от предполагаемых в будущем колебаний цен или процентных ставок [3].
Сущность хеджирования заключается в покупке или продаже фьючерсных или опционных контрактов одновременно с продажей или покупкой базисного актива с тем же сроком поставки, а затем проведении обратной операции с наступлением дня поставки. Хеджирование способно оградить хейджера от больших потерь, но в то же время либо полностью лишает его возможности воспользоваться благоприятным развитием конъюнктуры, либо снижает его прибыль. Хеджирование бывает полным или частичным. Полное хеджирование полностью исключает риск потерь, частичное хеджирование осуществляет страховку только в определенных пределах. Для хеджирования своей позиции инвестор должен определить размер возможных расходов и необходимое число контрактов, которое требуется купить или продать.
Необходимо отметить, что коммерческая деятельность тесно связана с выбором сегмента рынка. В свою очередь освоение совершенно нового сегмента рынка всегда сопряжено с
массой неизвестных факторов, противодействием конкурентов и изменением стереотипов потребителей — все это негативным образом влияет на деятельность самой компании. Сегментация нового производства происходит в том случае, если компания осваивает эту сферу деятельности с нуля, а не покупает фирму, уже действующую на данном сегменте рынка. Также осваивает новую рыночную нишу в уже освоенном сегменте рынка. Эта сегментация связана с тем, что новая выпускаемая продукция идет в разрез с установившимся имиджем компании. Деньги, получаемые от завышенных цен, в основном используются на разработку различных инноваций и позволяют компании быть лидером в этой отрасли, а снижение цен приведет к тому, что она утратит лидирующее положение, а значит, снизится и конкурентоспособность компании.
Еще одним направлением снижения риска коммерческой деятельности является процесс диверсификации. Он применим, в частности, в случае, когда текущая экономическая ситуация сопряжена с кризисами, характеризующимися высокими рисками и усилением конкурентной борьбы при сужающемся платежеспособном спросе.
Безусловно, коммерческая деятельность связана с выходом на новые рынки сбыта продукции. Однако для этого продукция должна обладать достаточной конкурентоспособностью, для того чтобы завоевать новые сегменты рынка. Однако это выходит за рамки чистой коммерческой деятельности, так как первоначально производственная сфера должна подготовить к продаже продукцию, отвечающую требованиям новых рынков.
Для того, чтобы строить стратегию выхода на новые рынки, необходимо обновить оборудование или даже перераспределить существующие мощности через реструктурирование активов или их продажу (и реинвестирование выручки от продаж). Другие стратегии могут предусматривать покупку исследовательского оборудования на том основании, что развитие продукта или процесса может дать потенциальную прибыль. Значительные средства могут быть включены в продвижение товаров на рынок с целью увеличения в долгосрочном периоде доли рынка, принадлежащей компании [4].
В качестве смягчающей риски меры можно предложить так называемый фонд, предназначенный для уменьшения степени риска. Создание внутреннего фонда риска может происходить на краткосрочной основе либо как средство распределения убытков на более длительный период. В первом случае временным периодом обычно является финансовый год, и фонд формируется из средств, предусмотренных в бюджете предприятия на эксплуатационные расходы. Такой способ подходит для небольших и сравнительно частых убытков. Во втором случае фонд формируется как особая расходная статья в годовом бюджете организации и накапливается в течение нескольких лет.
Внешний фонд риска — это механизм обхода налоговых проблем, которые существуют для внутреннего фонда. Фонд риска формируется как особый счет, ведущийся в дружественной страховой компании, которая накапливает денежные средства таким же образом, как и в случае внутреннего фонда. Вклады в него делаются периодически в виде страховых премий. Размещение вкладов в страховых компаниях удобно тем, что они работают в условиях льготного налогового режима и накопление фонда происходит быстрее.
Организации также имеют некоторые льготы по порядку налогообложения при уплате страховых взносов, которые, возможно, в будущем будут расширены. Отличие такого способа формирования фонда от обычного страхования заключается в том, что страховщик будет оплачивать убытки организации по ее требованию и только в объеме накопленных в страховой компании средств.
Важнейшим условием для эффективного использования самострахования как метода защиты от рисков является адекватное определение размера фонда риска — он должен соответствовать возможностям предприятия и его потребностям. Малый размер фонда риска приведет к тому, что его будет недостаточно для компенсации убытков. Но если средства, имеющиеся в фонде риска, совсем не использовать в сфере производственной
деятельности предприятия, то это приведет к уменьшению прибыли [5]. Как правило, внутренний фонд риска формируется постепенно, и он достигает планируемой величины в течение нескольких лет.
Приемлемый уровень риска фирма будет определять из расчета ожидаемой доходности как от инвестиционного проекта, так и от деятельности компании в целом. Размеры фонда не должны превышать необходимый уровень, так как они предназначены элиминировать риски, связанные с неопределенностью поля деятельности в целом, а не покрывать другие типы рисков, которыми можно управлять с более низкими издержками. Временной предел функционирования фонда определяется либо устранением неопределенности, либо преодолением ее в ходе дальнейшего осуществления проекта.
Преимущества самострахования можно подразделить на две группы: экономические и управленческие [6]. Экономические преимущества состоят в следующем:
- экономия на страховых премиях, позволяющая снизить затраты и увеличить прибыль;
- получение дополнительного дохода на капитал при отказе от уплаты страховых премий за счет инвестирования сохраненных средств;
- экономия за счет более тщательного анализа прошлых убытков.
С точки зрения эффективности менеджмента самострахование также обладает определенными преимуществами. Они обусловлены увеличением гибкости управления риском, сохранением контроля над денежными средствами и большим контролем над качеством дополнительного сервиса.
Для всех описанных методов управления риском оптимальным является следующее правило: осуществлять управление риском проектными методами до той точки, пока предельная полезность не уравновесит его предельные издержки.
Таким образом, в условиях экономической глобализации деятельность субъектов хозяйствования подвержена значительному числу угроз, возрастающих пропорционально углублению интеграционных процессов как в мировой экономике в целом, так и между национальными экономиками. Значительное расширение рынка за счет экономической и политической интеграции стран, ослабление трансграничных барьеров способствуют увеличению экономических (рыночных) и политических рисков в деятельности субъектов хозяйствования. Усиление роли предприятий в общественной жизни, ставшее одним из важных факторов выживания в условиях экономической глобализации, способствует значительному росту социальных рисков в их деятельности.
Управление риском субъектов коммерческой деятельности в экономике в целом основывается на управлении внешними рисками на уровне каждого предприятия в отдельности. Система управления риском на предприятии включает выявление риска, анализ и оценку риска, управление ситуацией риска или ее избежание, мониторинг среды и промежуточных результатов, оценку управления. Данные структурообразующие элементы взаимосвязаны системой прямых и обратных связей и представляют непрерывный во времени процесс управления риском.
Анализ и оценка риска деятельности предприятий основаны на оценке факторов общего внешнего риска деятельности хозяйствующих субъектов: экономических, политических, природно-техногенных и социальных, совокупной доходности деятельности предприятий в экономике; уровню экономической интеграции стран с остальными странами мира [7].
Снижение риска, последствий кризиса субъектов хозяйствования возможно посредством комплексного и эффективного применения методов оптимизации и распределения внешних рисков, направленных на нормализацию риска, точечного и комплексного воздействия на факторы негативного влияния во внутренней и внешней среде организации. Основным критерием использования методов управления риском является оптимальное соотношение эффективности воздействия и экономичности реализации.
На основании вышеизложенного, предлагаем следующие выводы:
1.Сущность и содержание коммерческой деятельности в условиях глобализации экономики и деления интеграционных процессов претерпевают существенные изменения, связанные с проникновением единообразия форм и методов хозяйствования, единством рыночных отношений и способов товародвижения, все более стирающим национальные границы.
2. В то же время коммерческая деятельность имеет особенности территории, принадлежащих ей ресурсов, традиций введения хозяйственной деятельности, исторического расселения людей по местностям и т.д., что в известной мере определяет характер коммерческой деятельности. Что касается особенностей объединений стран для экономического сотрудничества (например, ЕАЭС), для них также характерны определенные черты, связанные с географическим расположением стран, исторической общностью жизнедеятельности людей, сетью коммуникаций и т.д., что также отражается на характере коммерческой деятельности.
3. Управление коммерческой деятельностью тесно связано с ее организацией. Между управлением и организацией имеется сходство, так как они преследуют одну и ту же цель, имеют общий объект. В то же время между ними есть разница. Если управление строится на выработке решений, передаче их управляемой системе выполнении и контроле управляемых функций, то организация означает соединение управленческого труда с его средством и предметом во времени и пространстве. Чем эффективнее организован управленческий процесс, тем выше его результат.
4. На качество управления и его результаты влияет множество факторов социального, технико-экономического, природно-климатического характера. При этом действия этих факторов носят разнонаправленный характер и во многом включают в себя неопределенность, поэтому коммерческая деятельность связана с большим риском, уменьшение которого представляет одну из важнейших задач управления. Различают два подхода к уменьшению рисков. Это — страхование и хеджирование самой коммерческой деятельности и снижение рисков внутри и вне коммерческих субъектов путем модернизации производства, ведения переговоров с поставщиками и потребителями товаров, объектом рынка и т.д.
Литература
1. Рыспаева Н. С. Использование методов оптимизации риска в обеспечении функционирования предприятий. //«Проблемы современной науки и образования» Журнал научных публикаций №14(56). М.,2016. — 53с.
2. Кулова Э. У. Методы учета и распределения затрат по объектам строительства //Международный теоретический и научно-практический журнал «Известия». №1-2(12,13) Б.
— 2016.С. 428.
3.Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013- 2017 гг.: указ Президента Кыргызской Республики от 21 янв. 2013 г. № 11.
4. Рыспаева Н. С. Коммерциялык ишкердигинин тобокелчилик субъектилерин башкаруу методдорун пайдалануу // Наука. Новые технологии и инновации Кыргызстана №5, Б.: 2016. С.122.
5. Рыспаева Н. С. Качественная и количественная оценка коммерческой деятельности региона в рамках ЕАЭС. // Наука. Новые технологии и инновации Кыргызстана №9, Б.: 2016.
— С. 124.
6. Рыспаева Н. С. Совершенствование государственного регулирования субъектов коммерческой деятельности в Кыргызской Республике в рамках ЕАЭС. «Проблемы современной науки и образования» Журнал научных публикаций №35(77). ISSN 2304-2338.
— М. 2016. — С. 53с.
7. Рыспаева Н. С. Основные направления экспертной и импортной политики региона в рамках ЕАЭС // Международный теоретический и научно-практический журнал «Известия». №1-2(12,13) Б. — 2016. — С. 446.