Основы цифровой экономики и кадровое обеспечение сферы закупок
Гладилина Ирина Петровна,
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», gladilinaIP@edu.mos.ru
В работе показано, что методологическое обеспечение новой идеологии информационного общества вводит в научный и повседневный оборот такие категории как цифровое доверие, трансграничное цифровое доверие, цифровые траектории. Исследования реальные угрозы и вызовы Евразийского Экономического союза отмечает, что необходимо учитывать риски общества и риски индустрии, потерю личностного суверенитета, безработицу, размывание национальных границ, нехватку квалифицированных кадров, потерю суверенитета предприятия, государства, киберугрозы, отсутствие нормативной базы и инфраструктуры.
Показано, что в такой ситуации приоритетность вопросов профессиональной подготовки кадров для всех сфер и отраслей становится абсолютно очевидной. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» среди основных показателей, достижения которых планируется к 2024 г. включает показатель - количество выпускников-специалистов - 120 000, имеющих высшее образование в области цифровой экономики, 800 000 -высшее и среднее. При реализации данной цели за рамками остаются тысячи специалистов разных направлений, которым так или иначе приходится уже сегодня работать с прообразами будущих цифровых продуктов, том числе специалистов по закупкам. В этих условиях информационная компетентность сегодня является одной из профессиональных компетенций, требующих постоянного целенаправленного расширения ее содержания, формирования способности и готовности к реализации нового знания в повседневной профессиональной закупочной деятельности.
Ключевые слова: закупки, кадровое обеспечение, систематизации и гармонизации информации, основы цифровой экономики.
С0 ^
0
сч
01
Кадровое обеспечение сферы закупок - вопрос проблемный, малоизученный и требующий глубоких научных исследований. Профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок» далеки от реальных закупочных практик и содержат отражение ситуации тех зарубежных документов, которые и легли в основу данных стандартов. Отсутствие образовательного стандарта подготовки специалистов для осуществления закупочной деятельности свидетельствует о недооценке востребованности профессиональных кадров в сфере закупок. Вместе с тем в последнее время достаточно часто звучат высказывания о скором исчезновении такого профессионального направления как специалист в сфере закупок из - за цифровизации закупочной деятельности. Анализ сегодняшних закупочных практик не позволяет полностью согласиться с такими высказываниями. Безусловно, как и во всех сегментах экономики цифровизация принесет изменения, но сейчас заказчикам предстоит работать в условиях систематизации и гармонизации информации, что является предметом повышенного внимания из- за многих проблем своевременности информации, ее достоверности и др.
Проект Федерального закона «О систематизации и гармонизации информации в Российской Федерации» рассматривает вопросы регулирования отношений, связанных с созданием и использованием информационных ресурсов, а также с гармонизацией содержащейся в ней информации [ 1 ].При этом проект содержит указание на то, что информационный ресурс - это совокупность систематизированной информации с определенной структурой информационного ресурса, порядком его формирования, ведения, изменения, применения содержащейся в ней информации. Для специалистов в сфере закупок данное положение имеет принципиальное значение, так как успешная закупка во многом зависит от профессионального использования закупочной информации на всех этапах закупочного цикла. Применение информации приобретает особое значение в связи с ее цифровизацией. Заказчик должен быть готов выполнять свои функциональные обязанности в новых социально - экономических условиях - условиях цифровизации экономики. В связи с этим остро встает вопрос о расширении знаний заказчика об основах цифровой экономики. Сейчас об этом не пишет только ленивый и достаточно противоречивая информация зачастую не позволяет быстро и четко разобраться не только в сложных , но и в элементарных вещах.
Первые вопросы возникают уже на этапе понимания сущности понятия цифровая экономика. Анализ научной литературы позволил выделить
наиболее цитируемые определения, представлены в таблице 1.
Таблица 1
которые
Автор Цифровая экономика - это...
Никола Негропон-те (1995 г.)
Хохлова М.Н. (2017 г.) ключевой тренд построения современного информационного общества, включая электронные правительства, управления знаниями, финтех, индустриализацию 4.0, кластеры, экосистемы, генерируя новые фундаментальные преобразования во всех дисциплинах и отраслях
Аверьянов М.А., Евтушенко С.Н. и др. (2017 г.) представляет собой новый вариант экономических отношений; новый уровень отношений между обществом и государством -цифровое правительство; создание высокотехнологической инфраструктуры - цифровое пространство
Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017 -2030 гг. (2016 г.) деятельность, где ключевым фактором являются данные в цифровом виде
Программа «Цифровая экономика РФ» (2017 г.) инструментальный метод, основным элементом которого будут являться модели; необходимы системность, стратегический фокус, адаптация инфраструктуры - создание программно-технических платформ, усовершенствование методологии и методики построения цифровых моделей
Т.У. Садыков отмечает, что методология цифровой экономики основывается на представлении информации как первоосновы цифры. Учёный обосновывает это положение тем, что информация отражает материальный мир[7]. Научная категория «информация» приобретает новое звучание в процессе её цифровизации. Автор предлагает информационную позицию видения единой картины мира рассматривать как всеобщую методологическую основу всех исследований (в том числе, и в области экономики).
Г.Б.Клейнер отмечает, что цифровая экономика как самостоятельная стадия экономического развития возможна при условии: «главным предметом потребления станут цифровые образы реальных продуктов»[2;с. 13].
Методологическое обеспечение новой идеологии информационного общества через цифру вносит и в научный язык, и в повседневную жизнь абсолютно новые понятия:
• цифровое доверие, подразумевающее идентификацию в сети Интернет; наличие электронной подписи;
• трансграничное цифровое доверие, включающее в себя идентификацию граждан национальных государств во всеобщей сети Интернет; создание единой глобальной базы данных;
• цифровые траектории, как траектории жизни человека с оцифровкой информации о нём (учёба, перемещения и др.).
При всей положительности происходящего существуют реальные угрозы и вызовы человечеству. Е.С. Копкова, исследуя стратегические аспекты цифровой экономики Евразийского Экономического
союза отмечает, что необходимо учитывать риски общества 5.0 и риски индустрии 4.0: потерю личностного суверенитета; безработицу; «расчеловечивание»; размывание национальных границ; нехватку квалифицированных кадров; отставании; потерю суверенитета предприятия, государства; киберугро-зы; отсутствие нормативной базы и инфраструктуры^].
В такой ситуации приоритетность вопросов профессиональной подготовки кадров для всех сфер и отраслей становится абсолютно очевидной. При общем понимании угрозы безработицы из - за цифровизации труда все же кадровое обеспечение - проблема актуальная. Сингапурская модель образования признана авторами доклада Всемирного банка «Цифровые дивиденды» (14.01.2016) как модель, позволяющая решать проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в социально-экономическое развитие государств.
Сингапурская модель образования предусматривает:
• креативность;
• умение работать в команде;
• навыки решения проблем и критическое мышление в постоянно изменяющейся обстановке;
• проекты;
• образовательные игры;
• практические навыки вместо тестов;
• формирование навыков владения современными технологиями;
• поощрение обучения на протяжении жизни.
Программа «Цифровая экономика Российской
Федерации» среди основных показателей, достижения которых планируется к 2024 г. включает показатель - количество выпускников-специалистов - 120 000, имеющих высшее образование в области цифровой экономики, 800 000 - высшее и среднее. Безусловно, цель четкая и понятная, но за рамками остаются тысячи специалистов разных направлений, которым так или иначе приходится уже сегодня работать с прообразами будущих цифровых продуктов. Сфере закупок - одно из таких направлений. Поэтому информационная компетентность сегодня является одной из профессиональных компетенций, требующих постоянного целенаправленного расширения ее содержания, формирования способности и готовности к реализации нового знания в повседневной профессиональной закупочной деятельности. Литература
1. Федеральный закон «О систематизации и гармонизации информации в Российской Федерации». Проект [электронный ресурс] http://regulation.gov.ru/project#npa=80844
2. Клейнер Г.Б. Системные основы цифровой экономики//Философия хозяйства. Альманах Центра Общественных наук и экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Специальный выпуск. 2017. Декабрь - с. 11 - 21.
3. Копкова Е.С. Методологические подходы для анализа деятельности 1системы «Компания -
00
0
сч
01
Наукоград - Регион»// Философия хозяйства. Альманах Центра Общественных наук и экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Специальный выпуск. 2017. Декабрь -с. 185 - 196..
4. Отчёт «Россия online? Догнать нельзя отстать» Бостонской консультационной группы // The Boston Consult Group // http://bcg.ru
5. Хиллер Б. Индустрия 4.0 - умное производство будущего. Опыт «цифровизации» Германии // VI Международный форум «Информационное моделирования для инфраструктурных проектов развития бизнесов Большой Евразии» (Москва, 10 июня 2017 г.) // http://3ctconf.ru/reports-2017
7. Егоров А.Ю., Валинурова Л.С. Современная Россия: ситуация в инвестиционной сфере // Инновации и инвестиции. 2004. № 1.
8. Конотопов М.В., Новицкий Н.А. Модель стабильного экономического роста при переходе к новому технологическому укладу // Инновации и инвестиции. 2016. № 9. С. 6-13.
9. Самарин И.В. О целесообразности иерархии в системе стратегического планирования и управления крупным предприятием // Инновации и инвестиции. 2014. № 8. С. 109-114
10. Маренков Н.Л., Косаренко Н.Н. Рынок ценных бумаг в России: учеб. пособие: [для студентов и аспирантов финансовых и экон. специальностей вузов] / Н. Л. Маренков, Н. Н. Косаренко. Москва, 2004.
11. Сысоева Е.В. Управление формированием конкурентоспособности трудового потенциала организации на основе разработки ее кадровой стратегии с учетом изменений во внешней и внутренней среде // Инновации и инвестиции. 2017. № 1. С. 8590.
12. Петропавловская А.В. Кадровый потенциал инновационного развития экономики России // Нормирование и оплата труда в промышленности. 2017. № 9. С. 39-44.
13. Организация и оплата труда в отраслях экономики / Асалиев А.М., Новикова Е.В., Шубенкова Е.В., Камалова А.Т., Лунева Н.К., Макушина Л.В., Петропавловская А.В., Титов А.А., Цикорин А.И., Шишков Г.Б.: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Экономика" / Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. Москва, 2011.
14. Экономическая теория. Макроэкономика-1, 2. Мегаэкономика. Экономика трансформаций / Журавлева Г.П., Александров Д.Г., Громыко В.В., Забелина М.И., Прохорова М.С., Добрынин А.И., Дубовик М.В., Киселева Т.Ю., Лонская Г.М., Лычковская М.А., Мильчакова Н.Н., Ракута Н.В., Рябова Г.В., Савинова М.В., Сапор А.К., Синев В.М., Смагина В.В., Тихонова О.Б., Чередниченко Л.Г., Чередниченко Т.М. и др. Москва, 2011. (3-е издание)
15. Матюнин Л.В., Александров Д.Г., Белоте-лова Н.П. Роль государства в регулировании инновационной деятельности в России // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2013. № 2 (29). С. 91-94.
16. Попова Е.В. Будущее России - технологическая держава или сырьевой "придаток"? // Инновации. 2007. № 1. С. 3-7.
Fundamentals of the digital economy and staffing of the procurement sphere
Gladilina I.P.
Moscow city university of management of the Government Moscow
The paper shows that the methodological support of the new ideology of the information society introduces into the scientific and daily turnover such categories as digital trust, cross-border digital trust, digital trajectories. Research real threats and challenges of the Eurasian Economic Union notes that it is necessary to consider the risks of the society and the risks of the industry, the loss of personal sovereignty, unemployment, the erosion of national borders, the lack of qualified personnel, the loss of the sovereignty of the enterprise, the state, cyberthreats, the lack of regulatory framework and infrastructure.
It is shown that in this situation the priority of the issues of professional training of personnel for all spheres and branches becomes obvious. The program "Digital Economy of the Russian Federation" among the main indicators, the achievements of which are planned by 2024 include the indicator - the number of graduates-specialists
- 120,000, having a higher education in the field of the digital economy, 800,000 - higher and secondary. In the implementation of this goal, thousands of specialists from various fields remain outside the framework, who somehow already must work with prototypes of future digital products, including procurement specialists. In these conditions, information competence is today one of the professional competencies that require the constant targeted expansion of its content, the formation of the ability and readiness to implement new knowledge in daily professional procurement activities.
Keywords: procurement, staffing, systematization and harmonization of information, the basis of the digital economy.
References
1. Federal law "About Systematization and Harmonization of Information in the Russian Federation". Project [an electronic resource] http://regulation.gov.ru/project#npa=80844
2. Kleyner G.B. System fundamentals of digital economy//Philosophy of economy. Almanac of the Center of Social sciences and economics department of Lomonosov Moscow State University. Special release. 2017. December -page 11 - 21.
3. Kopkova E.S. Methodological approaches for the analysis of activity of 1 The Company — the Science City — the Region system//Philosophy of economy. Almanac of the Center of Social sciences and economics department of Lomonosov Moscow State University. Special release. 2017. December -page 185 - 196.
4. Report "Russia online? To catch up it is impossible to lag behind"
the Boston consulting group//The Boston Consult Group//http://bcg.ru
5. Hiller B. The industry 4.0 - clever production of the future. Experience of "digitalization" of Germany//VI International forum "Information Modelling for Infrastructure Projects of Development of Businesses of Big Eurasia" (Moscow, on June 10, 2017)//http://3ctconf.ru/reports-2017
6. Yudina T. N. Judgment of digital economy//Theoretical economy.
- 2016. - No. 3 - page 12-16
7. Sadykov T.U. Methodological questions of digital economy//page
121-128
10. Marenkov N.L., Kosarenko N.N. Securities Market in Russia: Textbook. allowance: [for students and graduate students of financial and economic. specialties of universities] / N. L. Marenkov, N. N. Kosarenko. Moscow, 2004.
11. Sysoeva E.V. Management of the formation of the competitiveness of the labor potential of an organization based on the development of its personnel strategy taking into account changes in the external and internal environment // Innovations and Investments. 2017. No. 1. S. 85-90.
12. Petropavlovskaya A.V. Personnel potential of innovative development of the Russian economy // Rationing and remuneration of labor in industry. 2017. No. 9. P. 39-44.
13. Organization and remuneration of labor in sectors of the economy / Asaliev AM, Novikova EV, Shubenkova EV, Kamalova AT, Luneva NK, Makushina LV, Petropavlovskaya AV ., Titov A.A., Tsikorin A.I., Shishkov G.B .: study guide for students of higher educational institutions studying in the field of "Economics" / G.V. Russian Economic University Plekhanov. Moscow, 2011.
14. Economic theory. Macroeconomics-1, 2. Megaeconomics. Transformation Economics / Zhuravleva G.P., Alexandrov D.G., Gromyko V.V., Zabelina M.I., Prokhorova M.S., Dobrynin A.I., Dubovik M.V., Kiseleva T.Yu. , Lonskaya G.M., Lychkovskaya M.A., Milchakova N.N., Rakuta N.V., Ryabova G.V., Savinova M.V., Sapor A.K., Sinev V.M., Smagina V.V., Tikhonova O.B., Cherednichenko L.G., Cherednichenko T.M. et al. Moscow, 2011.
15. Matyunin L.V., Aleksandrov D.G., Belotelova N.P. The role of the state in the regulation of innovation in Russia // Scientific proceedings of the Russian Academy of Advocacy and Notaries. 2013. No. 2 (29). S. 91-94.
16. Popova E.V. Is the future of Russia a technological power or a raw material "appendage"? // Innovation. 2007. No. 1. S. 3-7.