Научная статья на тему 'Основы стратегии развития региональной рыночной системы'

Основы стратегии развития региональной рыночной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА РЕГИОНА / ДОМАШНИЕ ХОЗЯЙСТВА / ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / ГОСУДАРСТВО / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ВОСПРОИЗВОДСТ-ВЕННЫЙ ПРОЦЕСС / ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ / REGIONAL MARKET SYSTEM / HOUSEHOLDS / COMMODITY PRODUCERS / STATE / ORGANIZATIONAL SYSTEM / REPRODUCTION PROCESS / INTERACTING ELEMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Половцев П. И.

Региональная рыночная система это формальная соци-ально экономическая структура, состоящая из совокупности действующих и взаимодействующих экономических субъектов участников воспроизвод-ственного процесса и товарно рыночных отношений: домашних хозяйств, коммерческих организаций (товаропроизводителей) и органов государствен-ного и хозяйственного управления. Взаимодействуя, они образуют единую целостную организационную рыночную систему. Каждый из них, являясь элементом системы, выполняет свои специфические функции, обеспечивая функционирование системы в целом. Оптимизация построения и функцио-нирования рыночной системы на основе взаимодействия ее элементов обес-печивает рост эффективности экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The bases of regional market system development strategy

The regional market system is a formal socio-economic structure consisting of an aggregate of acting and interacting economic subjects participants of reproduction process and commodity-market relations: households, commercial organizations (commodity producers), and the organs of state and economy management. Acting together they form a single integral organizational market system. Each of them, being an element of the system, fulfils its specific functions providing the functioning of the system in the whole. The optimization of the market system formation and functioning on the basis of its elements interaction ensures the growth of regional economic efficiency

Текст научной работы на тему «Основы стратегии развития региональной рыночной системы»

УДК 338.22 ББК 65,05

П.И. Половцев, профессор кафедры финансов и кредита

Основы стратегии развития региональной рыночной системы

Аннотация: Региональная рыночная система это формальная соци-ально -экономическая структура, состоящая из совокупности действующих и взаимодействующих экономических субъектов - участников воспроизвод-ственного процесса и товарно - рыночных отношений: домашних хозяйств, коммерческих организаций (товаропроизводителей) и органов государствен-ного и хозяйственного управления. Взаимодействуя, они образуют единую целостную организационную рыночную систему. Каждый из них, являясь элементом системы, выполняет свои специфические функции, обеспечивая функционирование системы в целом. Оптимизация построения и функцио-нирования рыночной системы на основе взаимодействия ее элементов обес-печивает рост эффективности экономики региона.

Ключевые слова: рыночная система региона, домашние хозяйства, товаропроизводители, государство, организационная система, воспроизводст-венный процесс, взаимодействующие элементы.

Устойчивое развитие отечественной экономики, обеспечивающее сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения природно-ресурсного потенциала, является стратегической задачей российского государства. Для достижения этой цели необходим переход экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития, что может быть обеспечено в первую очередь за счет устойчивого развития регионов, играющих все возрастающую роль в формировании доходной части бюджета государства.

Регион в современной научной литературе определяют по-разному. В самом общем виде его определяют как часть территории государства. В более узком смысле речь идет об административнотерриториальной единице, достаточно обособленном экономическом районе страны, национальном образовании [2,

3, 4, 6, 7 и др.]

Со своей стороны, под экономическими регионами России мы понимаем территории субъектов Федерации, рассматриваемые как обособленные, относительно самостоятельные взаимодействующие организационно-экономические подсистемы, способные в собственных границах осуществлять воспроизводство и образующие в совокупности единую экономическую систему страны.

Каждый регион, входя в единую экономическую систему страны в качестве структурного элемента, является самостоятельным экономическим субъектом, носителем собственных экономических интересов, одновременно исполняя функции элемента системы более высокого порядка. Регион как самостоятельный экономический субъект создает необходимые условия для эффективного развития всех видов хозяйственной деятельности, осуществляемой микроэкономическими агентами (коммерче-

ские организации, домашние хозяйства) на его территории. Продуктом деятельности региона выступают общественные блага.

Региональный интерес должен реализовываться в удовлетворении потребностей населения региона, социальных групп и отдельных граждан в результате эффективной хозяйственной и общественной деятельности, осуществляемой на основе четких и действенных экономических связей [6, с. 26-29] в региональной рыночной системе.

Региональная рыночная система -это формальная социально-экономическая структура, состоящая из совокупности действующих и взаимодействующих экономических субъектов - участников воспроизводственного процесса и товарно-рыночных отношений, складывающихся по поводу производства распределения, обмена и потребления экономического продукта.

В институциональной структуре рыночной системы взаимодействуют три основных, определяющих экономических субъекта: домашнее хозяйство, коммерческая организация (товаропроизводитель) и государство (в лице региональных органов государственного и хозяйствующего управления).

Домашнее хозяйство - экономический субъект, состоящий из одного или нескольких физических лиц, который:

- самостоятельно принимает решения;

- являясь собственником факторов производства (труд, капитал, земля, предпринимательские способности) снабжает экономику ресурсами;

- выступает на рынке потребительских товаров и услуг в качестве покупателя в целях жизнеобеспечения своих членов.

К домохозяйствам относят всех потребителей, наемных работников, владельцев крупных и мелких предприятий, земли, средств производства, финансо-

вого капитала.

Коммерческая организация (предприятие, фирма) - экономический субъект, который:

- самостоятельно принимает решения;

- функционирует в целях извлечения прибыли;

- использует факторы производства (экономические ресурсы) для изготовления и продажи продукции и услуг. Это товаропроизводители в лице фирм, компаний, организаций разных форм собственности, производящие и продающие на товарном рынке самые разнообразные товары и услуги, а также приобретающие экономические ресурсы на рынке факторов производства.

Государство (в лице региональных органов государственного и хозяйственного управления) - организация, которая:

- имеет политическую и юридическую власть;

- участвует в рыночных отношениях в качестве продавца и покупателя, природных и экономических ресурсов;

- осуществляет государственное регулирование рыночных отношений для достижения общественных целей.

Все перечисленные субъекты (участники) рыночных отношений тесно между собой связаны и взаимодействуют, образуя единую целостную организационную рыночную систему. Каждый из них, являясь элементом этой системы, выполняет свои специфические, присущие только ему функции, обеспечивая функционирование других элементов и систем в целом.

Действия и взаимодействия этих главных элементов рыночной системы осуществляются в основном на трех рынках: на рынке потребительских товаров и услуг, на рынке ресурсов (факторов производства) и на финансовом рынке. Указанные рынки в рыночной системе играют роль посредников во взаимодей-

ствии субъектов рыночных отношений, функционирование которых в разных аспектах, собственно и формируют рынки. Поскольку рынки выполняют часть функций рыночной системы региона, обеспечивая ее бесперебойное функционирование, они вписываются в ее структуру как полноправные элементы.

Домашние хозяйства, имея в собственности факторы производства, предлагают их через ресурсный рынок товаропроизводителям (предприятиям, фирмам), которые в свою очередь предъявляют спрос на ресурсы. Оплата коммерческими организациями экономических ресурсов выступает на их стороне расходами, а на стороне домохозяйств -доходами. Таким образом, домашние хозяйства, а точнее различные категории участников домашних хозяйств, оказываются в группе основных получателей дохода в рыночной системе:

- наемные работники - в форме заработной платы за выполненную работу;

- владельцы фирм и иных предприятий, индивидуальные предприниматели - в форме прибыли;

- собственники земли, имущества, капитала, получающие их не за счет личной предпринимательской деятельности - в форме рентного дохода (ренты). Кроме того, домашние хозяйства являются получателями дохода на финансовом рынке (в форме платы за предоставляемый финансовый капитал) - в виде процентов по банковским вкладам, долговым ценным бумагам и другим финансовым инструментам или дивидендов по долевым ценным бумагам.

Получив доходы, домохозяйства вносят налоги в бюджет, а также другие обязательные платежи и взносы. Расходы на эти цели среднестатистического домохозяйства Вологодского экономического региона в 2009 году составили 12,7 % его совокупного дохода. Оставшаяся часть - располагаемый доход (87,3 %

совокупного дохода), 67,9 % которого потрачено на потребительские цели и поступили в распоряжение предприя-тий-товаропроизводителей как выручка от продаж домашним хозяйствам потребительских отваров и услуг, конечными потребителями которых те являются. Эти средства являются материальной базой формирования собственных финансовых ресурсов товаропроизводителей в форме амортизационных отчислений и чистой прибыли.

В свою очередь коммерческие организации, получив доходы от продаж производственных товаров, уплачивают налоги, вносят другие обязательные платежи в бюджет государства, а оставшуюся часть (собственные финансовые ресурсы) вкладывают в приобретение экономических ресурсов в целях обновления и развития производства, т. е. в инвестиции.

Таким образом, полученные доходы от реализации домашним хозяйствам товаров и услуг служат основным источником формирования платежеспособного спроса товаропроизводителей на экономические ресурсы на рынке факторов производства. Чем выше спрос на ресурсном рынке, тем выше уровень доходов домашних хозяйств от продажи принадлежащих им факторов производства и как следствие, выше платежеспособный потребительский спрос населения, а чем больше объем продаж на рынке товаров (т. е. потребительские расходы населения), тем выше инвестиционный потенциал предприятий производственной сферы, практическая реализация которого обеспечивает рост производства товаров и услуг адекватно рыночному спросу.

Как видим, прирост инвестиционных ресурсов производственной сферы региона зависит от уровня доходов домашних хозяйств и их потребительского спроса (таблица 1).

Увеличение потребления является

Таблица 1 - Темпы роста доходов домашних хозяйств в Вологодской области и объемы инвестиций в основные фонды

Значения показателей

прироста (сокращения)

Базисно- 2004 г. 2009 г.

Показатели го прироста (2000 г.) В абсолютном выражении В% к 2000 г. В абсолютном выражении В % к 2000 г.

Инвестиции в основной капитал (в сопоставимых ценах), млн. руб. 8593 22130 257,6 17148 199,6

в т.ч. за счет: собственных средств, млн. руб. 4288 10367 241,8 5159 120,3

привлеченных средств, млн. руб. 4305 11763 273,2 11989 278,5

Совокупные доходы домохозяйств, млн. руб. 31434 47294 150,5 145191 461,9

Уплата налогов и других обязательных платежей, млн. руб. 2450 6295 256,9 19993 816,0

Располагаемые доходы домохозяйств, млн. руб. 28984 40999 141,5 125198 432,0

Потребительские расходы домохозяйств, млн. руб. 27509 27509 145,1 86528 476,5

Сбережения домохозяйств всего, млн. руб. 10635 13490 135,4 38670 357,2

из них: во вкладах и ценных бумагах на счетах в банках, млн. руб. 3510 16692 475,6 25890 737,6

неорганизованные сбережения, млн. руб. 7125 -3202 -27,8 12780 174,7

Прирост инвестиций на 1% прироста располагаемых доходов домохозяйств - - 1,8 - 0,5

Прирост инвестиций за счет собственных средств на 1% прироста потребительских расходов 1,7 0,3

Прирост инвестиций за счет привлеченных средств на 1% прироста капитализируемых сбережений 0,6 0,4

Прирост потребительских расходов на 1% прироста располагаемых доходов - - 1,0 - 1,1

Прирост капитализируемых сбережений населения на 1% прироста располагаемых доходов 3,4 1,7

Прирост инвестиций в основной капитал на 1% прироста потребительских расходов (потребительского спроса) 1,8 0,4

фактором, способствующим росту инвестиций в развитие экономики, а сокращение потребительских расходов естественным образом сдерживает развитие производства. Следовательно, для развития нужен емкий потребительский рынок, а значит стабильные и растущие

доходы населения [1, с. 79]. Еще Дж. Кейнс на первый план ставил проблему эффективного спроса, считая, что основой роста экономики является не бережливость и воздержание от потребления, а платежеспособный спрос и увеличение доли потребления [5, с. 398].

Однако домашние хозяйства не весь располагаемый доход тратят на приобретение потребительских товаров и услуг. Часть денег после уплаты налогов и других обязательных платежей и осуществления потребительских расходов, остается в виде сбережений (по Вологодскому экономическому региону в 2009 году - 32,1 % от располагаемых доходов). В абсолютном выражении это 49305 млн. руб. При этом, только 59,4 % из них представляют собой организованные сбережения, т.е. деньги населения, размещенные на счетах по вкладам в коммерческих банках, вложенные в ценные бумаги и другие финансовые инструменты. Это капитализируемые денежные сбережения, находящиеся на финансовом рынке и доступные для привлечения в экономику. Поэтому это второй (после собственных средств) важнейший источник финансирования инвестиций в развитии производства в форме привлеченных финансовых ресурсов. В 2009 году за счет этого источника в Вологодской области было профинансировано более половины (63,3 %) инвестиций в развитие экономики.

Активным участником рыночных отношений в функционирующей региональной рыночной системе является государство и его органы. Государство напрямую покупает у домашних хозяйств рабочую силу для службы в государственных органах и организациях, осуществляет закупку вооружений у оборонных предприятий, приобретает отдельные виды техники, оборудования для нужд государственных учреждений, потребительские товары. Иногда государство может выкупать находящиеся в частной собственности земельные участки или другие виды природных ресурсов.

Однако наиболее важное направление деятельности государства как субъекта региональной рыночной системы -государственное регулирование рынка.

Рыночная экономика не может существовать без государственного регулирования. Она противостоит разрушительной силе стихийного регулирования.

Поскольку рынок - это совокупность экономических отношений при операциях обмена, следует считать, что основным объектом государственного регулирования является система рыночных отношений, а целью упорядочение товарно-денежного обмена. Главное при этом - согласование потребностей и интересов участников рыночной системы: коммерческих организаций, домашних хозяйств (населения), т. е. упорядочение деятельности продавцов и покупателей, координация спроса и предложения и соотношения между ними [8, с. 117]. Важным моментом является координация взаимозависимых спроса на потребительские товары и спроса на экономические ресурсы, от соотношения которых зависит эффективность развития производства.

Непременным участником рынка являются деньги. Причем деньги могут принадлежать государству, хозяйствующим субъектам, населению. Эти денежные средства (называемые финансовыми ресурсами) формируются внутри рыночной системы региона:

- у товаропроизводителей - за счет производства и продажи продукции на рынке товаров и услуг и привлеченных средств на финансовом рынке;

- у домашних хозяйств (населения)

- за счет предоставления за плату факторов производства товаропроизводителям и государству на рынке ресурсов и заимствования на финансовом рынке;

- у государства - за счет уплаты товаропроизводителями и домашними хозяйствами налогов и других обязательных платежей в бюджет, привлечения ресурсов на финансовом рынке, получения производственных доходов.

Формирование финансовых ресурсов у экономических субъектов из

различных источников приводит к возникновению финансовых отношений, проявляющихся в комплексе финансовых потоков по обслуживанию современного рыночного хозяйства региона (рис. 1). Финансовые потоки служат проявлением в стоимостной форме постоянных устойчивых взаимосвязей хозяйствующих субъектов, государственных органов и домашних хозяйств по поводу производства, распределения, обмена и потребления ресурсов, товаров и услуг. С одной стороны, они отражают источники формирования денежных ресурсов у экономических субъектов, а с другой -их использование. Эти финансовые потоки непрерывно связаны между собой

и отражают в стоимостной форме взаимосвязи и взаимодействие домашних хозяйств, товаропроизводителей и государства в функционирующей рыночной системе региона.

Чтобы движение финансовых потоков было эффективным, а их взаимодействие и взаимовлияние рациональным, необходимо государственное воздействие на это движение, т. е. регулирование финансовых потоков, систематическая их координация и упорядочение, направление на обеспечение экономических интересов всех субъектов рыночной системы.

Рис. 1 Взаимосвязи и взаимодействие структурных элементов рыночной системы региона

Список литературы:

1. Астахов, К. Л. Особенности развития экономических систем в современных условиях / К. Л. Астахов // Вестник Московского университета. - 2005. - № 4.

2. Гранберг, А. Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов / А. Г.

Гранберг. - М. : ГУ ВШЭ, 2000. - 495 с.

3. Гутман, Г. В. Управление региональной экономикой / Г. В. Гутман, А. А. Мироедов, С. Ф. Федин. - М.: Финансы и статистика, 2002 - 176 с.

4. Иншаков, О. В. О стратегии развития южного федерального округа / О. В. Иншаков // Стратегия макрорегионов России: методические подходы, приоритеты и пути реализации / под ред. А. Г. Гранберга. - М.: Наука, 2004.

5. Кейнс, Дж. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. Кейнс. - М., 1998.

6. Курьянова, Т. В. Становление российского региона как самостоятельного экономического субъекта / Т. В. Курьянов. - Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - № 12.

7. Минакир, П. А. Экономика и пространство (тезисы размышлений) / П. А.

Минакир. - Пространственная экономика. - 2005. - № 1.

P.I. Polovtsev, Professor, the Chair of Finance and Credit

The bases of regional market system development strategy

Abstract: The regional market system is a formal socio-economic structure consisting of an aggregate of acting and interacting economic subjects - participants of reproduction process and commodity-market relations: households, commercial organizations (commodity producers), and the organs of state and economy management. Acting together they form a single integral organizational market system. Each of them, being an element of the system, fulfils its specific functions providing the functioning of the system in the whole. The optimization of the market system formation and functioning on the basis of its elements' interaction ensures the growth of regional economic efficiency.

Keywords: regional market system, households, commodity producers, state, organizational system, reproduction process, interacting elements.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.