Научная статья на тему 'ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЕМ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ'

ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЕМ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регион / качество жизни / население / экономика / стратегическое управление / Республика Дагестан / region / quality of life / population / economy / strategic management / Republic of Dagestan

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галимов Али Нурутдинович

Раскрываются вопросы места и роли стратегического планирования и управления в обеспечении роста качества жизни населения, анализируются нормативно-правовые акты стратегического планирования в России и Республике Дагестан, последовательность и основное содержание стратегических документов страны и региона, обозначаются основные циклы стратегического управления на региональном уровне и их содержание, а также отношение различных научных школ к проблеме стратегического планирования экономического развития и повышения качества жизни населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Галимов Али Нурутдинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS OF STRATEGIC MANAGEMENT OF IMPROVING THE QUALITY OF LIFE OF THE POPULATION IN THE REGION

The issues of the place and role of strategic planning and management in ensuring the growth of the quality of life of the population are revealed, the regulatory legal acts of strategic planning in Russia and the Republic of Dagestan, the sequence and main content of strategic documents of the country and the region are analyzed, the main cycles of strategic management at the regional level and their content are identified, as well as the attitude of various scientific schools to the problem of strategic planning of economic development and improving the quality of life of the population

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЕМ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ»

УДК 338.2 ББК 65.050

DOI 10.24412/2412-2025-2022-3-42-50

Галимов Али Нурутдинович - аспирант кафедры менеджмента, Дагестанский государственный университет

Galimov Ali Nurutdinovich - post-graduate student of the Department of Management, Dagestan State University

ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЕМ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ

FUNDAMENTALS OF STRATEGIC MANAGEMENT OF IMPROVING THE QUALITY OF LIFE OF THE POPULATION IN THE REGION

Раскрываются вопросы места и роли стратегического планирования и управления в обеспечении роста качества жизни населения, анализируются нормативно-правовые акты стратегического планирования в России и Республике Дагестан, последовательность и основное содержание стратегических документов страны и региона, обозначаются основные циклы стратегического управления на региональном уровне и их содержание, а также отношение различных научных школ к проблеме стратегического планирования экономического развития и повышения качества жизни населения.

Ключевые слова: регион, качество жизни, население, экономика, стратегическое управление, Республика Дагестан.

The issues of the place and role of strategic planning and management in ensuring the growth of the quality of life of the population are revealed, the regulatory legal acts of strategic planning in Russia and the Republic of Dagestan, the sequence and main content of strategic documents of the country and the region are analyzed, the main cycles of strategic management at the regional level and their content are identified, as well as the attitude of various scientific schools to the problem of strategic planning of economic development and improving the quality of life of the population.

Keywords: region, quality of life, population, economy, strategic management, Republic of Dagestan

В настоящее время повышение качества жизни населения является актуальной проблемой для многих регионов, в том числе и для Республики Дагестан. В условиях ускоренного развития экономики, социально -экономического и политического изменения формируется новый подход к управлению процессами повышения качества жизни населения. Одним из ключевых элементов этого подхода является организационно-экономический механизм стратегического управления данными процессами. Организационно-экономический механизм представляет собой совокупность методов, инструментов и процедур, которые используются для достижения определенной цели в рамках хозяйственной деятельности. В

контексте повышения качества жизни населения РД организационно-экономический механизм представляет собой систему управления, которая объединяет социальные, экономические и политические аспекты.

Усиливающееся международное санкционное давление на социально-экономические процессы в России подрывает выработанные годами производственно-логистические связи и формирует угрозу стабильному развитию страны. Ограниченность международных хозяйственных связей приводит к формированию проблем пространственного развития, меняет приоритеты в социально-экономическом развитии и усугубляет внутренние проблемы регионов. Всё это приводит к возрастанию роли стратегического управления на уровне региона как инструмента активизации инвестиционно-предпринимательского потенциала территории и обеспечения повышения качества жизни населения.

В современном обществе стратегическое управление и социально-экономическое развитие территорий рассматривают с позиции повышения качества жизни населения. Так, в Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2025 г. главной стратегической целью обозначен «рост качества жизни населения как основы повышения конкурентоспособности, устойчивого экономического развития и безопасности региона» [6].

Такая постановка стратегической цели ориентирована на достижение высокого уровня экономического и социального развития региона, с вхождением по объему ВРП и ИРЧП в двадцатку лидеров среди субъектов Российской Федерации. Для этого требуется «обеспечение в республике экономического развития (устойчивый экономический рост и обеспечение конкурентоспособности на базе синергии международных потоков и индустриально-инновационных комплексов), социально-инновационного развития (создание комплексных условий для благополучной и безопасной жизни, работы и творчества, отдыха и спорта человека), пространственного развития (сбалансированное пространственное развитие и интеграция в межрегиональное и международное социально-экономическое пространство), институционального развития (создание конкурентной институциональной среды, способствующей сбалансированному устойчивому развитию)» [6].

В стратегии социально-экономического развития РД на период до 2030 года главная цель претерпела незначительные изменения и обозначена как «повышение качества и продолжительности жизни людей, а также обеспечение роста численности населения республики» [5]. При этом она должна быть достигнута на базе:

- устойчивого социально-экономического роста, опережающего развития экономики и повышения благосостояния населения;

- повышения эффективности формирования, развития и использования человеческого потенциала, а также природно-ресурсного, географического, производственного и социально-культурного потенциалов региона;

- решения ключевых проблем, препятствующих инвестиционному, инновационному и пространственному развитию республики, сохранению природной среды» [5].

Исторический экскурс показывает, что с началом рыночных преобразований в политическом и экономическом руководстве России стали преобладать либеральные взгляды и, соответственно, стратегические до-

кументы рассматривались не более, чем прогноз развития ситуации, на который нельзя оказывать управленческое воздействие. Кризис 2008 года показал необходимость усиления воздействия на социально-экономические процессы. Нынешние методы государственного регулирования процессов жизнедеятельности, особенно социально-экономического развития, ориентированные на ожидание возникновения проблемы (диспропорций, кризиса, инфляции, природных катастроф и т.д.), для решения которой потом принимаются авральные меры с колоссальными затратами, а порою немалыми жертвами, исчерпали себя. Вместе с тем, ориентация на рыночное саморегулирование социально-экономического развития в современных условиях становится опасным заблуждением. Уже очевидно, что рынок сам по себе не может обеспечить сбалансированное долгосрочное социально-экономическое развитие без кризисов и диспропорций, прорывной рост современных отраслей производства и сохранность при этом окружающей среды, преодолеть нищету большинства населения и запредельное накопление богатства во владении олигархов. Говоря иначе, стихийный нерегулируемый рынок не гарантирует долгосрочное сбалансированное устойчивое развитие и социальную ориентацию экономики.

Все известные экономические модели - классическая и неоклассическая, либеральная и неолиберальная - со всеми их различными модификациями, отражавшими определенные исторические этапы развития и организации производительных сил, не в состоянии предложить мировому сообществу выход из нынешней критической ситуации и тем более гарантировать сбалансированное устойчивое социально-экономическое развитие на долгосрочную перспективу. Следовательно, «в условиях глобализации и активной трансформации социально-экономических систем, перманентных мировых и локальных финансово-экономических кризисов динамичное и устойчивое развитие рыночной экономики возможно только при эффективном государственном регулировании» [1].

Экономический кризис 1998 года и дефолт России привели к осознанию необходимости формирования системы стратегического планирования на уровне страны и отдельных регионов. К началу 2000-х годов под влиянием кризиса и последствий кризиса сформировали первые нормативно-правовые и методические основы для разработки документов стратегического планирования. Основным документом стратегического планирования на уровне региона выступает стратегия социально-экономического развития региона. При этом под стратегией управления понимается «управленческая деятельность, направленная на достижение поставленных целей в условиях нестабильной, конкурентной среды» [10].

Управление стратегическим развитием региона состоит в выработке стратегии развития с деревом целей и задач, сценариями и приоритетами, потенциалом и инвестиционными возможностями, четким механизмом реализации мероприятий и достижения индикаторов, а также совокупностью планируемых программно-проектных мероприятий и механизмов их реализации. Механизм реализации выступает ключевым аспектом управления развитием, в рамках которого происходит вовлечение в процесс развития имеющегося потенциала и нейтрализация внешних и внутренних угроз развития. Существенное влияние на выработку и реализацию стратегии региона оказывают экономико-географическое положение региона,

внутренние и внешние экономические, политические, социальные, демографические, технологические факторы и условия развития.

При выработке стратегии развития региона возникает необходимость определения направлений и механизмов трансформации структуры и инструментов государственного и муниципального управления, синхро-низированность целей и задач развития региона с федеральными и субфедеральными стратегическими документами развития, в том числе и отраслевыми стратегиями, концепциями и доктринами развития.

При рассмотрении региона как подсистемы национальной социально-экономической системы, некоторые исследователи раскрывают понятие стратегическое управление развитием региона «как процесса изменения социально-экономической системы, направленного на повышение благосостояния населения, обеспечивающего устойчивость системы в настоящем и будущем, способствующего усилению конкурентоспособности региона» [9].

За последнее десятилетие стратегические документы социально-экономического развития регионов, направленные на поддержание социально-экономической сферы с выделением территориальных и отраслевых приоритетов развития, стали базисом всех программно-проектных документов региона. Современная экономическая ситуация в мире диктует необходимость «осуществления продуманного комплекса мер и действий, позволяющих ре-ализовывать стратегию устойчивого развития российского общества, обеспечивать динамичное развитие социально-экономического потенциала страны и ее регионов, что также повышает ответственность власти за решения, принимаемые в социально-экономической сфере региона» [3, с.2389].

В настоящее время в Российской Федерации сформирована цельная система стратегического управления, которая базируется на нормативно-правовых актах стратегического планирования. Закон Российской Федерации «О стратегическом планировании в Российской Федерации» устанавливает «правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования» [12, пункт 1, статья 1]. При этом стратегическое планирование осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне муниципальных образований.

В законе о стратегическом планировании рассматривается система стратегического планирования, под которой понимается «механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников стратегического планирования на основе принципов стратегического планирования при осуществлении разработки и реализации документов стратегического планирования, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения» [12, пункт 9, статья 3].

«Механизм стратегического управления развитием региона представляет собой именно совокупность принципов, функций, методов и инструмен-

тов управленческого воздействия на процесс социально-экономического развития, применяемых региональными органами власти для достижения долгосрочных стратегических целей. Стратегическое управление на уровне региона состоит из целого ряда взаимосвязанных и последовательных действий, управленческих циклов, в совокупности формирующих цельную систему государственного управления долгосрочным социально-экономическим развитием региона» [1, с.57]. Основные циклы стратегического управления на региональном уровне представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Основные циклы стратегического управления на региональном

уровне

Постановка задач и этапов реализации как механизм выработки и реализации стратегии развития региона представлен в работах А.Ш. Ах-медуева: «Чтобы разработать долгосрочную стратегию развития региона, прежде всего, нужно тщательно и всесторонне проанализировать состояние и прогнозировать возможные перемены конъюнктуры на региональном, национальном и мировом рынках, изучить спрос и динамику потребностей на этих рынках. С учетом такого комплексного исследования нужно предсказать спрос на основные товары и услуги региона на этих рынках на весь период стратегирования и по основным этапам. На основе

такого исследования надо решить несколько задач: определение оптимальной специализации региона на производстве основных видов товаров и услуг; обоснование стратегических целей и индикаторов, приоритетных отраслей, производств и направлений развития экономики; определение устойчивых традиционных рынков и перспектив завоевания новых рынков сбыта товаров (услуг) региона; определение научно-технической и инновационной политики, направлений и мер модернизации производства и обновления ассортимента производимой в регионе продукции; создание и активное использование современной системы воздействия на потребителя и стимулирования сбыта, организация рекламы, формирование спроса на товары (услуги) региона и т.д.» [1, с.57-58].

Ключевой проблемой и целью разработки и реализации стратегии развития региона является идентификация и решение проблем развития региона как социально-экономической системы. В связи с этим, стратегия развития региона формирует единый комплекс инструментов и методов, сведенных в механизм реализации, ориентированный на повышение эффективности социально-экономической системы региона как части единой системы страны.

Современная система стратегического управления должна отражать современную реальность и ориентироваться на решение стратегических вызовов и угроз национальной безопасности. Санкционное давление и попытка западных стран ограничить доступ к инвестициям и технологиям диктует необходимость перехода на инновационную модель экономического развития, которая является основой не только обеспечения национальной безопасности, но условием поддержания высокого уровня жизни населения.

Реализация стратегии развития региона осуществляется на основе программно-проектного подхода, который заключается в разработке и реализации региональных государственных программ и региональных проектов в рамках национальных проектов России.

Существуют разные подходы к разработке и реализации стратегического управления. Родоначальник концепции стратегического менеджмента Игорь Ансофф выделяет следующие виды стратегического управления [2], используемые в зависимости от степени нестабильности внешней среды:

- управление на основе долгосрочного планирования, основанного на методе экстрополяции. Эффективность показывает в условиях сравнительно невысокой степени нестабильности;

- управление на основе стратегического планирования и выбора стратегических позиций на основе системного прогнозирования изменений. Такой подход эффективен при среднем уровне нестабильности;

- управление на основе гибких экспертных решений, заключающееся в ранжировании стратегических целей и задач, управлении по слабым сигналам и т.д. Применяется в условиях высокой нестабильности внешней среды.

Современная региональная система стратегического управления призвана решать следующие ключевые задачи стратегического развития:

- обеспечение роста качества и уровня жизни населения региона;

- формирование и обеспечение развития экономики региона;

- обеспечение экологической и продовольственной безопасности и социальной стабильности в обществе;

- развитие региональной производственной, социальной и инженерной инфраструктуры.

Отечественный ученый-исследователь Л.С. Шеховцева стратегию экономического развития региона определяет как «систему долговременных, наиболее важных целевых установок и мер в отношении уровня и качества жизни населения, производства и других отраслей народного хозяйства, формирующих валовой региональный продукт (ВРП) и его структуру, доходов и расходов, бюджета, налогов, инвестиций, цен и других элементов, обеспечивающих достижение поставленных целей [13, с. 692].

Как отмечалось выше, стратегическое планирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [12], за время которого принято множество документов стратегического планирования и разработаны различные методики и регламенты формирования документов стратегического планирования. Но вместе с тем, в целях повышения эффективности взаимодействия органов публичной власти в сфере стратегического планирования, его научно-методологического, информационно-аналитического и кадрового обеспечения, были приняты «Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» [11].

В рамках утвержденных основ государственной политики в сфере стратегического планирования, государственная политика в сфере стратегического планирования обозначена как «совокупность скоординированных мер, направленных на определение с учетом национальных интересов Российской Федерации долгосрочных целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, стратегических национальных приоритетов, путей и основных инструментов их достижения, на прогнозирование рисков социально-экономического развития и угроз национальной безопасности, на совершенствование системы стратегического планирования» [11, Раздел 1, пункт 3].

В рамках приведения в соответствие нормативно-правовой базы Республики Дагестан федеральным нормативно-правовым актам был принят Закон Республики Дагестан от 5 декабря 2016 года .№72 «О стратегическом планировании в Республике Дагестан», который устанавливает «полномочия органов государственной власти Республики Дагестан в сфере страте -гического планирования и регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития Республики Дагестан, а также мониторинга и контроля за реализацией документов стратегического планирования» [7].

Документы стратегического планирования в Республике Дагестан разрабатываются в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования. Документом стратегического планирования, разрабатываемым в рамках целеполагания, является Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан.

В соответствии с законом РД от 5 декабря 2016 года №72 «О стратегическом планировании в Республике Дагестан» разработана и прията «Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года» [5]. В данном документе основными стратегиче-

скими приоритетами для Республики Дагестан обозначены развитый человеческий потенциал, эффективная экономика и комфортная окружающая среда. Исходя из этих приоритетов, стратегическими направлениями социально-экономического развития Республики Дагестан (возрастающей отдачи) определены:

1. Развитие человеческого потенциала, социальная защита и безопасность населения.

2. Повышение качества и доступности инфраструктуры территории.

3. Развитие экономики и предпринимательства.

4. Устойчивое пространственное и экологическое развитие.

5. Развитие научно-технологической базы экономики и ее цифровизация.

6. Наращивание социального капитала.

7. Формирование современной экономической и управленческой моделей развития.

Стратегические приоритеты сгруппированы по основным направлениям социально-экономического развития Республики Дагестан и имеют стратегические цели, что упорядочивает процесс управления и мониторинга достижения индикаторов стратегического развития.

Современная система стратегического управления Российской Федерации и в регионах нацелены на достижение национальных целей развития Российской Федерации, которые находят отражение в национальных проектах Российской Федерации и ежегодных посланиях Президента Российской Федерации. В послании Президента РФ В.В. Путина [8] в качестве главной цели социально-экономического развития России выделяется достижение принципиального улучшения качества жизни людей, роста их благосостояния. При этом качество жизни В.В. Путин определяет как целевой критерий социально-экономического развития страны, отметив, что «основной целью любых наших действий является повышение качества жизни людей» [4].

Список литературы:

1. Ахмедуев, А.Ш. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона: методологические основы формирования и системные проблемы организации // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2017. - № 1. - С. 53-67.

2. Ансофф, И. Стратегическое управление: [Пер. с англ.] / [Науч. ред. и авт. вступ. ст., с. 11-32, Л.И. Евенко]. - Москва: Экономика, 1989. - 519 с.

3. Асланова, С.Х., Топсахалова, Ф.М.-Г. Стратегическое управление социально-экономическим развитием на региональном уровне // Фундаментальные исследования. - 2015. - №2-11. - С.2389.

4. Забелина, А.А., Донская, Ж.Н. Факторы и тенденции экономической безопасности Иркутской области // Вопросы статистики. - 2009. - №10. - С.56-62.

5. Закон Республики Дагестан от 12.10.2022 г. №70 «Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года». - URL: http://pravo.e-dag.ru/document/05004009772/.

6. Закон Республики Дагестан от 15.07.2011 г. №38 «Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2025 года» (в ред. Закона Республики Дагестан от 12.11.2015 №89) - URL: https://docs.cntd.ru/document/412309398.

7. Закон Республики Дагестан от 5 декабря 2016 года №72 «О стратегическом планировании в Республике Дагестан». - URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0500201612070013.

8. Материалы Интернет-сайта Общественного совета по вопросам качества жизни граждан РФ - - URL: http://www.roscom.ru/conf/.

9. Пивень, И.Г. Концептуальные основы стратегического управления устойчивым развитием региона // Новые технологии. - 2014. - № 3. - С. 58-64. -URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye -osnovy-strategiche skogo -upravleniya-ustoychivym-razvitiem-regiona.

10. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гринберга, А.П. Егоршина. - М., 2004. - С.137-142.

11. Указ Президента РФ от 8 ноября 2021 года №633 «Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации». - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202111080023

12. Федеральный закон от 28 июля 2014 года №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/.

13. Шеховцева, Л.С. Концептуальные основы стратегического управления развитием региона // Вестник МГТУ, Том 9. - 2006. - №4. - С. 692.

УДК 37 ББК 65.497

DOI 10.24412/2412-2025-2022-3-50-56

Хаджалова Хадижат Магомедовна - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Савзиханова Сабина Эминовна - доктор экономических наук, профессор кафедры информационных технологий и информационной безопасности, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Khadzhalova Khadizhat Magomedovna - Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Management, Dagestan State University of National Economy

Savzikhanova Sabina Eminovna - Doctor of Economics, Professor of the Department of Information Technologies and Information Security, Dagestan State University of National Economy

ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

ASSESSMENT OF THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE REGIONS NORTH CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT

В данной статье, на основе предложенной авторами комплексной оценки уровня развития образовательного потенциала, определяемой группой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.