Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН'

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алибеков Магомедрасул Магомедиминович

В статье рассматривается понятие стратегического планирования. Исследуется его роль в социально-экономическом развитии Республики Дагестан. Анализируются проблемы оценки показателей стратегического планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алибеков Магомедрасул Магомедиминович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF EVALUATION OF INDICATORS OF STRATEGIC PLANNING OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The article discusses the concept and essence of strategic planning. Its role in the socio-economic development of the Republic of Dagestan is investigated. The problems of evaluating strategic planning indicators are analyzed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_5_381 УДК 332.145

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Алибеков Магомедрасул Магомедиминович,

старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: arslan.alibekov.99@mail.ru

В статье рассматривается понятие стратегического планирования. Исследуется его роль в социально-экономическом развитии Республики Дагестан. Анализируются проблемы оценки показателей стратегического планирования.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие; стратегия; стратегическое планирование; оценка показателей; Республика Дагестан.

UDC 332.145

PROBLEMS OF EVALUATION OF INDICATORS OF STRATEGIC PLANNING OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE

REPUBLIC OF DAGESTAN

Alibekov Magomedrasul Magomedovich,

Senior Lecturer of the Department of State and Municipal Administration, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: arslan.alibekov.99@mail.ru

The article discusses the concept and essence of strategic planning. Its role in the socio-economic development of the Republic of Dagestan is investigated. The problems of evaluating strategic planning indicators are analyzed.

Keywords: socio-economic development; strategy; strategic planning; evaluation of indicators; Republic of Dagestan.

Региональное планирование является одной из важнейших составляющих социально-экономического развития. Сегодня говорить о наличии в этой сфере типовых или общепринятых практик не приходится. Органы власти одних государств полагают, что ставку необходимо делать на формирование крупных агломераций, концентрирующих человеческий и финансово-экономический капитал [3], других - настаивают на сбалансированном (устойчивом) развитии регионов и выравнивании бюджетной обеспеченности, третьих - обосновывают дифференцированный подход к территориям разных типов [4].

Направления реализации национальной научно-технической политики на республиканском уровне прежде всего связаны

с необходимостью создания экономически благоприятного климата для активизации инвестиционной политики, направленной на научно-технические исследования и разработки (НИОКР), чтобы создать эффективную систему мотивации, необходимую для развития инфраструктуры инновационной среды, включая весь процесс разработки и внедрения конкурентоспособного инновационного продукта в массовоt производство. Компании, ассоциации, высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, которые охватывают весь цикл инноваций - от разработки инновационных идей до их внедрения в массовое производство, следует включить в формирующуюся инновационную инфраструктуру. В качестве

примеров можно привести инновационные центры, бизнес-инкубаторы, технопарки, консалтинговые и обучающие компании, центры поддержки и трансфера инноваций и технологий. Эти структуры предназначены для привлечения и накопления средств, включая внебюджетные источники, для приобретения современного исследовательского оборудования и программного обеспечения.

Метод управления ограниченными во времени программами и ресурсами с целевым использованием - это целевое управление программами. Целью целевого управления является целевая программа. Целевая программа - это запланированный комплекс научных, технических, производственных, экономических и организационных мероприятий, объединенных общей целью, осуществляемых в рамках единого направления. Целевая программа включает в себя следующие структурные элементы:

1) цели и задачи;

2) функциональная и эффективная структура (исследовательская деятельность программы, разработка и внедрение инноваций);

3) целесообразность и обоснованность программных ресурсов;

4) организационно-экономическая структура (права и ответственность клиента, исполнителей, процесс финансирования и т.д.).

Например, несмотря на сложную эпидеми -ологическую ситуацию, сложившуюся в 2020 году, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Дагестана смогло завершить основные дорожные проекты. В рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2020 году выполнены дорожно-строительные работы на автомобильных дорогах регионального значения и улично-дорожной сети Махачкалы, протяженностью в 86,6 км, установлено 15 камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, 1 пункт весо-габаритного контроля, 147 светофоров, 267 светильников для уличного освещения, 1619 дорожных знаков и 91 искусственная дорожная неровность. Кроме того, в рамках этого же нацпроекта в 2021 году начнется работа по внедрению интеллектуальных транспортных систем на территории Махачкалинской агломерации. Второй год в Дагестане реализуется национальный проект «Мой Дагестан - мои дороги», в рамках данного про-

екта отремонтировано 384 улицы общей протяженностью дорожного полотна 236 км [2].

Вместе с тем в настоящее время характерные особенности, свойственные транспортной отрасли, имеют системный характер. Мы видим решение этих проблем не путем реализации отдельных проектов. Решение должно иметь накопленный характер, основанный на разработке и реализации механизма регулирования интегрированной транспортной системы. Поэтому возрастает значимость и целесообразность решения проблем в транспортной системе региона с использованием программно-целевого метода управления. Такой комплексный поход позволит обеспечить ритмичное развитие на ближайшие годы транспортно-дорожной отрасли в Дагестане, а вместе с ней и смежных отраслей экономики. Только планомерное развитие транспортно-дорожного комплекса республики позволит повысить экономическую безопасность и интегрировать транспортную инфраструктуру региона в транснациональные системы транзитных потоков, что в свою очередь повлечет за собой рост поступлений денежных средств в бюджет республики и позволит сократить безработицу.

Выделение четырех крупных территориальных зон - традиционное ранжирование, часто используемое в научно-практических работах по Дагестану, а также государственными органами при разработке и реализации региональной политики на территории Республики. Это «Северный Дагестан», «Центральный Дагестан», «Горный Дагестан» и «Южный Дагестан». Как видно, в этом делении присутствуют прежде всего различия в местоположении, а значит, при зонировании изначально учитывались природно-геогра-фические особенности территории региона. Ранжирование территории Дагестана на десять экономических зон было проведено в составе четырех территориальных зон и базировалось на принципах определенной функциональной однородности территории, с одной стороны, и отдельных региональных особенностей - с другой. При этом учитывались такие факторы, как географическое местоположение муниципальных образований, территория и компактность размещения населенных пунктов и населения, наличие районных и межрайонных центров, «рисунки»

речной и дорожной сети, транспортная связность территории, а также сопряженность границ муниципальных образований.

Существенным фактором ранжирования является наличие развивающейся Махачка-линско-Каспийской агломерации и формирующихся двух агломераций на основе Дербентской и Хасаюртовской групповых систем расселения. Выделение Бабаюртовского муниципального района, а также ГО «город Буйнакск» и Буйнакского муниципального района в самостоятельные экономические зоны было обусловлено как местоположением, так и региональными особенностями этих территорий. С другой стороны, включение ГО «город Избербаш» и Каякентского муниципального района в Махачкалинскую экономическую зону объясняется как транспортной связностью, так и связностью функций с территориями Махачкалинской агломерации.

При этом драйвером роста и развития эко -номики выступают инновации, высокие технологии, в том числе цифровые технологии, предпринимательский потенциал. Концепцией на перспективу предполагается сохранение и развитие основных, исторически традиционных хозяйственных специализаций экономики - промышленности и сельского хозяйства, а также стимулирование формирования и развития новой специализации -туристско-рекреационной деятельности. При этом выбор стратегического приоритета неоднозначен, и в разные проектные сроки стратегическим приоритетом могут быть выбраны разные специализации. Например, предполагается, что развитие туризма как ведущей специализации экономики Республики может быть отодвинуто на более поздние сроки из-за кризисной социально-экономической ситуации в стране и в регионах, а также из-за сложной геополитической ситуации в Закавказье.

В современных реалиях любое государство, существующее под влиянием внутригосударственных и внешних «шоков», в целях обеспечения достойной жизни граждан страны должно обладать достаточно устойчивы и независимым от других государств сбалансированным бюджетом, который обеспечит ему подлинный суверенитет [1, с. 18].

В свою очередь, индикатором, определяющим суверенитет страны, является ее не-

зависимость от других стран с точки зрения политического устройства, экономического развития и проводимой социально-экономической политики, демографическая особенность. Немаловажным показателем суверенитета является независимость выбора средств и методов для решения конкретных проблем в конкретных областях и сферах деятельности общества. Что качается качественных характеристик отдельно взятого субъекта (государства), то они определяются такими показателями, как независимость и свобода действий, а показатель самостоятельности отдельно взятого субъекта говорит о том, что он имеет возможность реальной реализации на практике его качественных характеристик.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что такие показатели, как независимость и свобода действий и решений отдельного субъекта или государства в целом, являются предпосылками его самостоятельности как суверенного государства [5, с. 100].

Анализ социально-экономического развития любого региона - это «отправная точка» при определении его текущего состояния и потенциальной конкурентоспособности. Так, рейтинговое агентство ежегодно составляет рейтинг социально-экономического положения регионов, на базе ключевых показателей их развития.

В настоящее время Республика Дагестан является важным регионом для обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, имеет огромный потенциал развития в этом и других направлениях. При этом, как считает в том числе и Глава Республики, регион существенно отстает от других субъектов Российской Федерации, что создает дополнительные трудности на пути повышения уровня его социально-экономического, промышленного развития.

Динамика показателей социально-экономического развития региона свидетельствует о том, что некоторые из них имеют тенденцию к снижению. В первую очередь это обусловлено общим ухудшением социально-экономического положения страны в результате мирового экономического кризиса, спровоцированного пандемией коронавиру-са, начавшейся в начале 2020 г. Тем не менее благодаря эффективной антикризисной политике и поддержке государства, ряд важ-

ных показателей социально-экономического развития имеют положительную тенденцию: в частности, незначительный, но рост среднедушевых доходов населения (+0,9 %), рост инвестиций в основной капитал (+21,9 %).

Анализ показателей занятости и уровня безработицы позволяет сделать следующие выводы:

- за период 2015-2020 гг. в Республике растет уровень безработицы, причем растет достаточно быстрыми темпами: +45,4 %. Это является крайне негативным моментом для социально-экономического развития региона и уровня жизни его населения;

- численность трудоспособного населения в 2019 г. относительно 2015 г. увеличилась всего на 6,2 %. Сокращение численности трудоспособного населения в 2020 г., как уже неоднократно указывалось ранее, связано с пандемией COVID-19, повлекшей за собой приостановку многих производств, банкротство предприятий и компаний и пр.;

- численность занятых в экономике за 2015-2020 гг. увеличилась всего на 3,2 %. Вкупе с ростом трудоспособного населения в регионе более высокими темпами это предопределяет рост уровня безработицы;

- трудоспособное население региона в среднем составляет лишь 43,7 %, что примерно на 10 п.п. ниже среднего показателя по Российской Федерации в целом. Данный показатель свидетельствует о наличии значительных демографических проблем в Республике Дагестан.

Снижение индекса физического объема ВРП Республики следует отнести к негативным тенденциям, поскольку в стоимостном выражении ВРП увеличивается. Следовательно, происходит снижение физических объемов производства в Республике, что негативно отражается на общем социально-экономическом состоянии и развитии.

Разнонаправленная динамика индекса промышленного производства в Дагестане говорит о значительной зависимости выпускаемой в регионе продукции от внешних факторов, в частности от курса национальной валюты, а также от объема инвестиций в наращивание производственных мощностей.

Инвестиционная привлекательность региона и его конкурентоспособность тесно взаимосвязаны, поскольку являются комплексной характеристикой, отражающей возможности

развития той или иной отрасли экономики, выбора региональной специализации, и позволяющей на основе проведенного анализа и оценки разрабатывать эффективные планы, программы и стратегии дальнейшего развития региона.

Обеспечение сбалансированного и стабильного социально-экономического развития регионов (субъектов) Российской Федерации осуществляется посредством проводимой органами региональной власти политики. Именно проведение данной политики позволяет выровнять уровни их социально-экономического развития, повысить уровень и качество жизни и благосостояния граждан.

Анализ действующей Стратегии развития Республики Дагестан, ее инвестиционного потенциала и риска, свидетельствует о первоочередной необходимости совершенствования и пересмотра системы управления и региональной политики в регионе в целом. В противном случае, все попытки, направленные на обеспечение стабильного социально-экономического развития, провалятся.

Обеспечение эффективной работы органов государственной власти региона - это лишь одно из направлений совершенствования региональной политики и обеспечения условий социально-экономического развития. Как уже неоднократно отмечалось, основным документом при реализации стратегического планирования долгосрочного развития региона выступает Стратегия его социально-экономического развития.

Таким образом, проведенный анализ социально-экономического развития Республики Дагестан позволяет сделать вывод о неудовлетворительных показателях развития, причем как характеризующих уровень и качество жизни и благосостояния граждан региона (социальные показатели), так и развитие отраслей экономики и промышленности. Выявленные в ходе проведенного автором анализа негативные тенденции развития Республики требуют принятия срочных мер по исправлению ситуации и обеспечению стабильного роста экономики региона. Оценка инвестиционной привлекательности региона является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. От правильности проведения оценки зависят последствия для инвестора и для экономики региона и страны в целом.

Список литературы_

1. Алиев Р.А. О комплексе мер по улучшению инвестиционного климата и выполнению плановых показателей 2020 года по привлечению инвестиций в Республику Дагестан // Проблемы теории и практики управления развитием социально-экономических систем: материалы XVIII Всерос. науч.-практ. конф., 26-27 мая 2021 г. / под ред С.С. Муллахмедовой. Махачкала: ФГБОУ ВО «ДГТУ», 2021. С. 18-24.

2. Безопасные и качественные дороги. Приоритетный проект Министерства транспорта Российской федерации. URL: http://bkd.rosdornii.ru/about/ (дата обращения: 05.11.2022).

3. Волкова И.Н., Крылов П.М. Концептуальные положения территориального планирования экономических зон Республики Дагестан // Тренды современной географии и географического образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / отв. ред. И.А. Гонеев, И.Е. Требушкова. 2020. С. 32-37.

4. Крылов П.М. Региональная транспортная система Республики Дагестан: проблемы и перспективы территориального планирования (географические аспекты) // Московский экономический журнал. 2021. № 8. С. 41-60.

5. Халимбеков Х.З., Шахбанова З.Р., Айдаева С.А. Алгоритм выявления и оценки ключевых факторов катего -рирования инновационно-ориентированных предприятий сферы туризма // Вестник экспертного совета. 2019. № 1 (16). С. 100-104.

References _

1. Aliev R.A. On a set of measures to improve the investment climate and the implementation of 2020 targets for attracting investments in the Republic of Dagestan. Problems of Theory and Practice of Management of Socio-Economic Systems Development. Proceedings of the XVIII All-Russian Scientific Conference, May 26-27, 2021: collection of scientific papers /edited by S.S. Mullakhmedova, Makhachkala, FGBOU VPO "DSTU", 2021, рр. 18-24.

2.Safe and quality roads. Priority project of the Ministry of Transport of the Russian Federation. URL: http://bkd. rosdornii.ru/about/ (access date: 05.11.2022).

3. Volkova I.N., Krylov P.M. Conceptual provisions of territorial planning of economic zones of the Republic of Dagestan. Trends in modern geography and geographic education. Materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation. Editors I.A. Goneev, I.E. Trebushkova, 2020, рр. 32-37.

4. Krylov P.M. Regional transport system of the Republic of Dagestan: problems and prospects for territorial planning (geographical aspects). Moscow Economic Journal, 2021, № 8, рр. 41-60.

5.Khalimbekov H.Z., Shahbanova Z.R., Aidaeva S.A. Algorithm of identification and assessment of key factors of categorization of innovation-oriented enterprises of tourism sphere. Bulletin of the Expert Council, 2019, № 1 (16), рр. 100-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.