Научная статья на тему 'Основы социально-экономической идеологии трудящихся в трудах выдающегося советского и российского социального мыслителя, создателя основ нового, современного обществознания Галины Яковлевны Ракитской'

Основы социально-экономической идеологии трудящихся в трудах выдающегося советского и российского социального мыслителя, создателя основ нового, современного обществознания Галины Яковлевны Ракитской Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
51
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ / ОБЩЕСТВО / ПРЕДПРИЯТИЕ / РАБОТНИК / ТРУДЯЩИЕСЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СИЛА / ГРАЖДАНСКАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ / SOCIO-ECONOMIC IDEOLOGY / SOCIAL SCIENCE / SOCIETY / ENTERPRISE / EMPLOYEE / WORKERS / SOCIAL FORCE / CIVIL SUBJECTIVITY / POLITICAL SUBJECTIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Швайба Дмитрий Николаевич

Для того чтобы подступиться к осмыслению социально-экономической идеологии трудящегося, ее осознанного и неосознанного видоизменения в исторической ретроспективе потребуется строго научно поставить вопрос о вариантах грядущего самого трудящегося и в согласовании с научными изысканиями выдающегося советского и российского ученого и мыслителя Г. Я. Ракитской научно оценить сравнительный уровень действительности (исторической реализуемости) разновидностей грядущего. Потребуется, хотя бы в совокупных чертах, теория исторического выбора. В этой сложной задаче потребуется углубленно и содержательно воспринимать уже имеющиеся идеологии, коренные интересы и политические программы различных общественных групп. И при этом, естественно, нужно иметь определенную личную идейную позицию. Без этого любой исследователь бесплоден и слеп.In order to approach the understanding of the socio-economic ideology of the worker, her conscious and unconscious modifications in historical retrospect will need to scientifically raise the question of the options of the future of the employee and in accordance with scientific research outstanding Soviet and Russian scientist and thinker G. Ya. Rakitskaya to scientifically assess the comparative level of reality (historical feasibility) of varieties of things to come. We will need, at least in aggregate terms, a theory of historical choice. This complex task will require a deep and meaningful understanding of the existing ideologies, fundamental interests, and political programs of various social groups. And at the same time, of course, you need to have a certain personal ideological position. Without this, any researcher is sterile and blind.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы социально-экономической идеологии трудящихся в трудах выдающегося советского и российского социального мыслителя, создателя основ нового, современного обществознания Галины Яковлевны Ракитской»

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №4. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/53

УДК 338.2(476)+316.42(476) https://doi.org/10.33619/2414-2948/53/38

JEL classification: H10, J58, P35, Z13

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ ТРУДЯЩИХСЯ В ТРУДАХ ВЫДАЮЩЕГОСЯ СОВЕТСКОГО И РОССИЙСКОГО СОЦИАЛЬНОГО МЫСЛИТЕЛЯ, СОЗДАТЕЛЯ ОСНОВ НОВОГО, СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ГАЛИНЫ ЯКОВЛЕВНЫ РАКИТСКОЙ

©Швайба Д. Н., ORCID: 0000-0001-6783-9765, канд. экон. наук, Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Беларусь, shvabia@tut.by

FUNDAMENTALS OF SOCIAL AND ECONOMIC IDEOLOGY OF WORKERS IN THE

WORKS OF THE OUTSTANDING SOVIET AND RUSSIAN SOCIAL THINKER,

CREATOR OF THE FOUNDATIONS OF A NEW, MODERN SOCIAL SCIENCE GALINA YAKOVLEVNA RAKITSKAYA

©Shvaiba D., ORCID: 0000-0001-6783-9765, Ph.D., Belarusian National Technical University,

Minsk, Belarus, shvabia@tut.by

Аннотация. Для того чтобы подступиться к осмыслению социально-экономической идеологии трудящегося, ее осознанного и неосознанного видоизменения в исторической ретроспективе потребуется строго научно поставить вопрос о вариантах грядущего самого трудящегося и в согласовании с научными изысканиями выдающегося советского и российского ученого и мыслителя Г. Я. Ракитской научно оценить сравнительный уровень действительности (исторической реализуемости) разновидностей грядущего. Потребуется, хотя бы в совокупных чертах, теория исторического выбора. В этой сложной задаче потребуется углубленно и содержательно воспринимать уже имеющиеся идеологии, коренные интересы и политические программы различных общественных групп. И при этом, естественно, нужно иметь определенную личную идейную позицию. Без этого любой исследователь бесплоден и слеп.

Abstract. In order to approach the understanding of the socio-economic ideology of the worker, her conscious and unconscious modifications in historical retrospect will need to scientifically raise the question of the options of the future of the employee and in accordance with scientific research outstanding Soviet and Russian scientist and thinker G. Ya. Rakitskaya to scientifically assess the comparative level of reality (historical feasibility) of varieties of things to come. We will need, at least in aggregate terms, a theory of historical choice. This complex task will require a deep and meaningful understanding of the existing ideologies, fundamental interests, and political programs of various social groups. And at the same time, of course, you need to have a certain personal ideological position. Without this, any researcher is sterile and blind.

Ключевые слова: социально-экономическая идеология, обществознание, общество, предприятие, работник, трудящиеся, социальная сила, гражданская субъектность, политическая субъектность.

Keywords: socio-economic ideology, social science, society, enterprise, employee, workers, social force, civil subjectivity, political subjectivity.

С позиции формирования социально-экономической идеологии трудищихся заслуживает внимания идейная позиция доктора эконмических наук Г. Я. Ракитской — это верность идеалам борьбы за освобождение от любого угнетения и подавления. В ее многочисленных трудах трудовой народ представлялся на этапе «перестройки» идейно разоруженными и в высшей степени слабо политически организованным. Как раз это и призывало к действиям. Г. Я. Ракитская включилась в демократическое рабочее движение в 1987 г. и решительно действовала в нем. Условия принудили ее быть в рабочем движении на различных ролях. Но самой нужной оказалась роль идеолога, теоретика, профессионала, советника и просветителя. Будучи убежденным социалистом, Г. Я. Ракитская вовсе отметала как левачество, так и тоталитарное по существу мышление, спекулирующее на левой или же социалистической фразеологии. Она отчетливо и правильно отдавала себе отчет во вредоносности всего этого для демократического рабочего движения, но не растрачивала сил (не разменивалась) на полемику с ними.

Центральными векторами теоретической и идейной работы Г. Я. Ракитской в интересах рабочего движения были:

-становление и формирование персональной идеологии трудящихся; -осмысление задач и направлений практического создания и обустройства личной демократической площадки для жизни рабочих (начиная с методик общественной активизации и форм наращивания гражданской, общественной и политической субъектности).

И в случае если первый вектор отлично известен. Поползновения утвердить его на научной базе проводятся со времен «Манифеста коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса. Впрочем больше чем за полтора века сформировалась система специфических истолкований и представлений. Дезавуирование данных вульгаризаций остро животрепещуще и требует недюжинных теоретических усилий. Ясно, что данная «переосмыслительная» работа надежнее всего делается на основе (как составная часть) конструктивного становления личной социально-экономической идеологии трудового народа и увязанных с ней базовых теоретических разработок. Второй вектор по мнению ряда исследований буквально целена. Здесь что ни вопрос, то необходимость в ее четкой научной постановке и в выработке уникальных, свежих подходов к ее разрешению.

Ранее уже подчеркнуто, что Г. Я. Ракитская переосмыслила личную идеологию демократического рабочего движения как последовательный гуманизм. Это переосмысление в целом разрешило по достоинству расценить теоретические и идеологические заслуги марксизма (ретромарксизма) и выявить его наиболее слабые (слабо или же недостаточно развитые) и неудовлетворительные постановки и заключения. Тут нужно обратить внимание на саму теорию пролетарского социализма. Уже в ряде начальных постановок и трактовок К. Маркса и Ф. Энгельса были уязвимые моменты, в первую очередь в части научных обоснований. Многие последователи К. Маркса и Ф. Энгельса нередко осложняли изначальные слабые моменты и довели дело до вульгаризации. Вот отчего трактовки социализма, содержащиеся в трудах Г. Я. Ракитской, ценны при осмыслении и последующем развитии ее последователями сущности социально-экономической идеологии трудового народа [1-6].

Ряд исследований Г. Я. Ракитской посвящен дезавуированию Марксовых постановок и теоретических заключений по основным проблемам теории и идеологии трудового народа. Таковы, в первую очередь, новая теория эксплуатации [7] и научная критика концепции диктатуры пролетариата [8]. Есть у нее серьезные работы, защищающие и развивающие учение К. Маркса и Ф. Энгельса [9-11].

Говоря о Г. Я. Ракитской как о выдающемся общественном мыслителе и о ее роли в разработке базы передового обществознания, никоим образом невозможно не отметить просветительского (пропагандистского) элемента ее работы. Идейно-политическому просвещению трудового народа Галина Яковлевна посвятила тридцать лет, инструментом воплощения данной работы выступала, созданная ей и ее супругом Школа трудовой демократии (ШТД). ШТД была, с одной стороны, местом сеяния идеологии, укоренения свободы и ощущения личного гражданского и человеческого достоинства, солидарности и реалистических взоров на реальность [12]. С иной стороны, рабочие и служащие предприятий Беларуси, Российской Федерации, Украины — была для Галины Яковлевны чем-то вроде земли для Антея: ощущение убежденности, правоты дела черпалось ей как раз здесь. В документах Международной организации труда ШТД, появившаяся в 1994 г., и 19 лет руководимая Галиной Яковлевной, воспринималась как уникальное учреждение во всей практике обучения трудового народа.

При этом надо заметить, что нечасто кто-то из обществоведов идет в собственных разработках в ногу со временем. Почти все суетятся, подстраиваются под массовое сознание или, еще чаще, под видение перспектив и ситуации властями. На этом общем фоне поистине серьезные, классические, основополагающие и глубокие разработки кажутся неактуальными, преждевременными, почти не от мира сего. То, что идет в ногу со своим временем, существенно обгоняет массово замечаемое и популярное. Почти все вправду важное затирается сутолокой мысли и поверхностной полемикой (суесловием). Жизнь знает примеры поистине существенных прорывов, которые не были не то что оценены по достоинству, а в том числе и элементарно поняты современниками. В ряде ярчайших примеров — научная участь Уильяма Годвина (1756-1836) и его «Исследования о политической справедливости и ее воздействии на всеобщую добродетель и счастье» (1793). Вот как рассуждает об этой ситуации П. В. Рябов: «Не является преувеличением заявление, что Годвин на пятьдесят лет обогнал свое время, ибо эра либертарного социализма, эра соединения идеи социализма с идеями свободы — в анархическом учении — настала только в 40-е годы XIX века. .. .Забежав на несколько десятков лет вперед, Годвин уготовил для себя и для собственных идей необычную и особую судьбу: после непродолжительного всплеска популярности, его работа была позабыта в Европе. Опередив свое время, Годвин оказался за пределами столбовой дороги становления анархической мысли. Штирнер, Прудон и Бакунин буквально не были знакомы с мыслями британского предшественника . и сами абсолютно автономно приходили к положениям, аргументации и выводам, нередко повторяющим годвиновские» [13].

Я отношу себя к тем кто обеспокоен, что фундаментальные обществоведческие работы Г. Я. Ракитской имеет возможность постигнуть подобная участь [14-16]. Нет сомнения, что все те этапы, на которые с помощью трудов Г. Я. Ракитской выдвинулось прогрессивное, целостное обществоведение, станут рано или же поздно освоены заново и превзойдены. Но воплащено это может быть скорее и успешнее делая упор на подходы, постановки и результаты работы Г. Я. Ракитской. В одном из трудов Г. Я. Ракитской и Б. В. Ракитского есть посвящение: «Тем, которые к 2030-2040-м будут основателями и передовиками нового обществознания». Нет сомнений, что это посвящение подходит для всего научного творчества Галины Яковлевны Ракитской.

Любопытно, что в мае 1987 первый заместитель отдела науки ЦК КПСС Рябов собрал у себя ученых научных центров и поставил задачу — критически исследовать идеологию, проводимой в то время, «перестройки». Быстрее всего, по поручению члена Политбюро ЦК КПСС А. Н. Яковлева скапливался подсобный материал для издания М. С. Горбачева

«Перестройка и новое мышление для нашего государства и для всего мира». 31 августа 1987 ЦЭМИ АН СССР официально отослал в Отдел науки ЦК КПСС труд Б. В. Ракитского и Г. Я. Ракитской «Идеология перестройки как общественной революции в социумах передового советского типа» (121 машинописная страница). В Отделе науки некое время пеняли, что «там более трех листов не читают». Но т. к. Ракитские не соглашались на трехстраничный вариант, в конце концов выслали туда всю работу. В октябре 1987 тов. Рябов в присутствии иных товарищей-ученых высказал «супругам Ракитским» признательность за проведенную работу («Рукопись не однозначна, но она будит мысль»). Позднее термин «Ракитские (супруги)» под №67 фигурировал в списках на арест 19 августа 1991 г. за подписью Председателя КГБ СССР Крючкова. Перед сдачей рукописи Ракитские предприняли простые меры осторожности: убрали из личной библиотеки «самиздат» и передали 3 экземпляра рукописи на сбережение проверенным коллегам и приятелям — Н. Я. Петракову, С. Н. Красавченко, Г. Б. Накельчику. пятый экземпляр в октябре 1987 г. Ракитские продемонстрировали академику Т. И. Заславской. Дело было в Запорожье. С утра она сказала, что всю ночь читала и все усвоила: «Но сейчас я буду говорить без ссылок на вас: это сейчас и мои мысли. А что, вы рассчитываете это напечатать? Это невозможно, это не для нашей гласности». Материал (с редакционными правками и незначительными авторскими добавлениями, отразившими период 1988-1989 гг.) был издан отдельным изданием в 1990 [17]. До этого материал начальной рукописи печатался или же излагался в ряде публикаций [18-21].

При этом проблематика идеологий занимает в обществознании одно из самых главных мест. Это ясно: так как движителями социального становления выступают общественные силы. Составление всякой общественной силы наступает с обретения ею личной идеологии. В творчестве Г. Я. Ракитской проблематика идеологий и личных идеологий общественных сил — проблематика сквозная, универсальная. В данной области ей осмыслено много классических и инновационных аспектов, развит ряд уникальных трактовок, заданы новые вопросы, подхвачены и уточнены существующие ценные постановки. Возможно, заявить, что Г. Я. Ракитской сформировано учение о личной идеологии и гипотетически очерчена личная идеология демократического рабочего движения (или, вернее, личная идеология трудящихся).

Нельзя забывать, что научно-идеологическое творчество Г. Я. Ракитской пришлось сначала на время советского застоя, а потом — на время перестройки. Это историческое время порождает обостренную надобность общества в идеологиях, ибо складываются и срабатывают общественные силы. Г. Я. Ракитская с честью выполнила свою обязанность ученого и общественного мыслителя, оказалась как ученый и идеолог в подходящем пространстве в необходимое время. Общественные силы, готовые выступить за демократические изменения, сполна были обеспечены важными и необходимыми идейными и теоретическими разработками. На том историческом рубеже Г. Я. Ракитская ставила в идейной области ряд актуальных и конструктивных задач:

-дезавуировать идеологию минувшего, идейно обеспечивая модификацию сознания, вооружая демократические и рабочее движения;

-выстроить основы демократической социальной жизни, обеспечивающие действительную множественность идеологий;

-взрастить личные идеологии наиглавнейших общественных групп общества как действительную социальную гарантию против политического манипулирования.

Идеологическое перевооружение глобального социально-группового сознания протекает не в виде замены, как по команде, идейных клише (стереотипов сознания), а как

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №4. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/53

культурное продвижение, как преображение мыслей, поступков и подходов. Вот отчего идейные новации предлагаются социуму идеологом не «в лоб», не как «голая идея», а как специи к постановкам задач, как видение оценки вероятных разновидностей заключений и поступков, как конструктивная критика ценностей и ценностных ориентаций, как иная стратегия и т. п. Творчество Г. Я. Ракитской имеет большое количество образцов как раз такого продвижения свежих идейных подходов [22-37]. Но есть у Г. Я. Ракитской и публикации, в коих речь об обновлении идеологии ведется напрямую. Это публикации, касающиеся личной идеологии демократического рабочего движения. Для формирования этой впечатляющей базы требовалось научно углубленно и содержательно воспринимать идеологии, коренные интересы и политические программы различных общественных групп. И при этом, естественно, иметь определенную личную идейную позицию.

Личная идейная позиция Г. Я. Ракитской — это верность борьбе против общественного подавления и угнетения. Рабочие довольно часто оказываются идейно разоруженными и в высшей степени слабо политически структурированными. Будучи убежденным социалистом, Г. Я. Ракитская отметала течения, спекулирующее на левой или же социалистической фразеологии. Возможно заявить: она отчетливо и правильно понимала вредоносность этих течений для демократического рабочего движения, но не растрачивала сил (не разменивалась) на полемику с ними. Центральными векторами ее теоретической и идейной работы в интересах борьбы рабочих за собственные права были:

-формирование личной идеологии трудящихся;

-осмысление задач и направлений практического формирования и обустройства личной демократического платформы рабочих (начиная с методик общественной активизации и форм наращивания общественной, гражданской и политической субъектности).

Обозначенное отношение к реальности и сформировало профиль Галины Яковлевны Ракитской как ученого-исследователя. В собственной идейной, методологической, фундаментально-теоретической и научно-практической работе она стала многосторонним обществоведом. Колоссальный объем плодотворной работы превратил ее в одного из основателей передового целостного обществознания. Проведенная неоценимая работа Г. Я. Ракитской дает нам фундамент для последующих исследований при формировании социально-экономической идеологии рабочих. Ведь лишь только абсолютно поверхностный анализ бывает идеологически нейтральным. Поверхностным его делает ненаучное абстрагирование от ряда основных индивидуальностей социального устройства, от индивидуальностей политической системы, от направлений исторического становления, которые дают ему (развитию) доминирующие общественные силы, от способов исторических действий, возможных в конкретном обществе.

Автор статьи выражает благодарность кафедре «Экономика и логистика» Белорусского национального технического университета и лично заведующему кафедрой Роману Болеславовичу Ивутю за поддержку в рамках проведения научного исследования «Концептуально-методологические основы развития системы социально-экономической безопасности Республики Беларусь».

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №4. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/53

Список литературы:

1. Ракитская Г. Я., Ракитский Б. В. Закономерности развития социальной структуры социалистического общества // Известия АН СССР Серия экономическая. 1987. №6. С. 2839.

2. Ракитская Г. Я., Ракитский Б. В. Социализм: закономерности и критерии // Материал для обсуждения на методологическом семинаре. М.: Институт экономики АН СССР, 1989. 20 с.

3. Ракитская Г. Я., Ракитский Б. В. Логическая траектория становления и развития социализма // Политическая экономия социализма сегодня. М.: Наука, 1989. С. 71-88.

4. Ракитская Г. Я. Концепция социализма и критерии социалистичности общественно-экономических процессов // Вопросы экономики. 1990. №2.

5. Ракитская Г. Я. Концепция социализма и критерии социалистичности общественноэкономических процессов // Problems of Economics. 1990. Т. 33. №7.

6. Ракитская Г. Я., Ракитский Б. В. Социализм: закономерности и критерии // Социология перестройки. М., 1990. С. 33-51.

7. Ракитская Г. Я. Современная теория эксплуатации (эксплуатация как тип социально-трудовых отношений) // Обществознание большинства. №2. М.: ИУТЭ(РУ), 2005. С. 3-30.

8. Ракитская Г. Я. Диктатура пролетариата - ошибочная концепция власти в социалистической революции // Обществознание большинства. 2007. №4. С. 73-92.

9. Ракитская Г. Я. Марксистская версия социальных институтов и институциональных преобразований // Опыт анализа и актуального продвижения методологии. М.: Институт перспектив и проблем страны, 2000. 96 с.

10. Ракитская Г. Я. Методология марксизма и историческое поприще ее плодотворности // Методология марксизма и историческое поприще ее плодотворности. М.: Институт перспектив и проблем страны, 1998. С. 5-50.

11. Ракитская Г. Я. Марксизм и псевдомарксизм // Постижение Маркса. М.: Московский университет, 1998. С. 89-103.

12. Ракитский Б. В. Пропаганда собственной идеологии демократического рабочего движения: опыт Школы трудовой демократии 1994-2013 годов // Новые профсоюзы и демократические левые: исторические корни и идейные ориентиры: Международная научно-практическая конференция. М., 2013. 39 с.

13. Рябов П. В. Философия классического анархизма (проблема личности). М.: Вузовская книга. 2007. С. 12-13.

14. Швайба Д. Н. Методологические положения по измерению социально-экономической безопасности горнопромышленного сектора экономики // Горный журнал. 2019. №12 (2269). С. 30-34. https://doi.org/10.17580/gzh.2019.12.06

15. Shvaiba D. Research of Indicator Analysis of Social and Economic Security // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №10. С. 128-132. https://doi.org/10.33619/2414-2948/47/17

16. Швайба Д. Н. Socio-economic security: harmonization of objectives // Актуальные проблемы экономики и управления. 2019. №2 (22). С. 16-20.

17. Ракитский Б. В., Ракитская Г. Я. Стратегия и тактика перестройки. М.: Наука. 1990.

128 с.

18. Ракитская Г. Я., Ракитский Б. В. Размышления о перестройке как социальной революции // ЭКО Экономика и организация промышленного производства. М., 1988. №5. С. 3-28.

19. Ракитский Б. В., Ракитская Г. Я. Стратегия и тактика перестройки в СССР. М., 1988.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №4. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/53

20. Ракитский Б. В., Ракитская Г. Я. Политические предпосылки перестройки общественных отношений // Постижение. Социология. Социальная политика. Экономическая реформа. М.: Прогресс. 1989. С. 341-356.

21. Ракитский Б. В., Ракитская Г. Я. Перестройка: теоретическая экспертиза концепции и практической политики // Философская и социологическая мысль. 1989. №10. С. 3-25.

22. Ракитская Г. Я. На пути к собственной идеологии (Идейные представления и требования трудящихся в ходе четвертой русской революции). М., 1993. 48 с.

23. Ракитская Г. Я. Место трудящихся в будущей России (противоборство идей и реальных тенденций в 1987-1992 гг.) // Альтернативы. Международный общественно-политический и аналитический журнал. 1993. №3. С. 54-70.

24. Ракитская Г. Я. Рабочий колхоз при капитализме (впечатления и размышления о знаменитом опыте группы кооперативов в городе Мондрагоне на севере Испании) // Перспективы и проблемы России. 1995.

25. Ракитская Г. Я. Будущее и настоящее России в идейных представлениях и требованиях (из летописи четвертой русской революции) // Перспективы и проблемы России. 1995. №2. С. 42-137.

26. Ракитская Г. Я. Замыслы и результаты реформ. Основные идейно-политические течения в современной России. М., 1995. 61 с.

27. Ракитская Г. Я. Общественноэкономические стратегии в современной России // Вопросы экономики. 1996. №8. С. 86-98.

28. Ракитская Г. Я. Общественные стратегии в современной России // Перспективы и проблемы России. 1997. №6. С. 4-25.

29. Ракитская Г. Я. К критике общественного сознания в новой России (реформа собственности и социально-трудовых отношений) // Перспективы и проблемы России. №25. М.: Институт перспектив и проблем страны, 2002. 56 с.

30. Ракитская Г. Я. Идеологии экономических преобразований как фактор исторического выбора (теория и методология анализа, развитие идеологий в ходе четвертой русской революции) // Перспективы и проблемы России. №6. М.: Институт перспектив и проблем страны, 1997. С. 48-71.

31. Ракитская Г. Я. Изменение идеологий экономических преобразований в переходный период (факторы, направления, этапы) // Теоретическое обобщение экономической трансформации постсоветских обществ: опыт, уроки, перспективы. Научный доклад. М.: Институт экономики РАН, 1997.

32. Ракитская Г. Я. Методология марксизма и историческое поприще ее плодотворности // Методология марксизма и историческое поприще ее плодотворности. М.: Институт перспектив и проблем страны, 1998. С. 5-50.

33. Ракитская Г. Я. Марксизм и псевдомарксизм // Альманах Центра общественных наук. 1998. №8. С. 67- 82.

34. Ракитская Г. Я. Марксизм и псевдомарксизм // Постижение Маркса. М.: Московский университет, 1998. С. 89-103.

35. Ракитская Г. Я. На пути к собственной идеологии (Идейные представления и требования трудящихся в ходе четвертой русской революции). М., 2001. 62 с.

36. Ракитская Г. Я. Идеология последовательного гуманизма: предпосылки и вероятность реализации // Альтернативы. 2007. №1. С. 41-49.

37. Ракитская Г. Я. Последовательный революционный гуманизм как новая ступень в развитии собственной идеологии трудящихся // Обществознание большинства. 2007. №4. С. 55-68.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №4. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/53

References:

1. Rakitskaya, G. Ya., & Rakitskii, B. V. (1987). Zakonomernosti razvitiya sotsial'noi struktury sotsialisticheskogo obshchestva. Izvestiya AN SSSR. Seriya ekonomicheskaya, (6), 28-39. (in Russian).

2. Rakitskaya, G. Ya., & Rakitskii, B. V. (1989). Sotsializm: zakonomernosti i kriterii. In Material dlya obsuzhdeniya na metodologicheskom seminare, Moscow. (in Russian).

3. Rakitskaya, G. Ya., & Rakitskii, B. V. (1989). Logicheskaya traektoriya stanovleniya i razvitiya sotsializma. In Politicheskaya ekonomiya sotsializma segodnya, Moscow, 71-88. (in Russian).

4. Rakitskaya, G. Ya. (1990). Kontseptsiya sotsializma i kriterii sotsialistichnosti obshchestvenno-ekonomicheskikh protsessov. Voprosy ekonomiki, (2). (in Russian).

5. Rakitskaya, G. Y. (1990). Kontseptsiya sotsializma i kriterii sotsialistichnosti obshchestvennoekonomicheskikh protsessov. Problems of Economics, 33(7). (in Russian).

6. Rakitskaya, G. Ya., & Rakitskii, B. V. (1990). Sotsializm: zakonomernosti i kriterii. In Sotsiologiyaperestroiki. Moscow, 33-51. (in Russian).

7. Rakitskaya, G. Ya. (2005). Sovremennaya teoriya ekspluatatsii (ekspluatatsiya kak tip sotsial'no-trudovykh otnoshenii). Obshchestvoznanie bol'shinstva, 2, 3-30. (in Russian).

8. Rakitskaya, G. Ya. (2007). Diktatura proletariata - oshibochnaya kontseptsiya vlasti v sotsialisticheskoi revolyutsii. Obshchestvoznanie bol'shinstva, 4, 73-92. (in Russian).

9. Rakitskaya, G. Ya. (2000). Marksistskaya versiya sotsial'nykh institutov i institutsional'nykh preobrazovanii. In Opyt analiza i aktual'nogo prodvizheniya metodologii, Moscow. (in Russian).

10. Rakitskaya, G. Ya. (1998). Metodologiya marksizma i istoricheskoe poprishche ee plodotvornosti. In Metodologiya marksizma i istoricheskoe poprishche ee plodotvornosti, Moscow, 5-50. (in Russian).

11. Rakitskaya, G. Ya. (1998). Marksizm i psevdomarksizm. In Postizhenie Marksa. Moscow. 89-103. (in Russian).

12. Rakitskii, B. V. (2013). Propaganda sobstvennoi ideologii demokraticheskogo rabochego dvizheniya: opyt Shkoly trudovoi demokratii 1994-2013 godov. In Novye profsoyuzy i demokraticheskie levye: istoricheskie korni i ideinye orientiry: Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya, Moscow. (in Russian).

13. Ryabov, P. V. (2007). Filosofiya klassicheskogo anarkhizma (problema lichnosti). Moscow, 12-13. (in Russian).

14. Shvaiba D. N. (2019). Metodologicheskie polozheniya po izmereniyu sotsial'no-ekonomicheskoi bezopasnosti gornopromyshlennogo sektora ekonomiki. Gornyi zhurnal, (12), 3034. (in Russian). https://doi.org/10.17580/gzh.2019.12.06

15. Shvaiba, D. (2019). Research of Indicator Analysis of Social and Economic Security. Bulletin of Science and Practice, 5(10), 128-132. https://doi.org/10.33619/2414-2948/47/17 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Shvaiba, D. N. (2019). Socio-economic security: harmonization of objectives. Aktual'nye problemy ekonomiki i upravleniya, (2), 16-20. (in Russian).

17. Rakitskii, B. V., & Rakitskaya, G. Ya. (1990). Strategiya i taktika perestroiki. Moscow. (in Russian).

18. Rakitskaya, G. Ya., & Rakitskii, B. V. (1988). Razmyshleniya o perestroike kak sotsial'noi revolyutsii. EKO Ekonomika i organizatsiyapromyshlennogoproizvodstva, (5), 3-28. (in Russian).

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №4. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/53

19. Rakitskii, B. V., & Rakitskaya, G. Ya. (1988). Strategiya i taktika perestroiki v SSSR. Moscow. (in Russian).

20. Rakitskii, B. V., & Rakitskaya, G. Ya. (1989). Politicheskie predposylki perestroiki obshchestvennykh otnoshenii. In Postizhenie. Sotsiologiya. Sotsial'naya politika. Ekonomicheskaya reforma. Moscow, 341-356. (in Russian).

21. Rakitskii, B. V., & Rakitskaya, G. Ya. (1989). Perestroika: teoreticheskaya ekspertiza kontseptsii i prakticheskoi politiki. Filosofskaya i sotsiologicheskaya mysl', (10), 3-25. (in Russian).

22. Rakitskaya, G. Ya. (1993). Na puti k sobstvennoi ideologii (Ideinye predstavleniya i trebovaniya trudyashchikhsya v khode chetvertoi russkoi revolyutsii). Moscow. (in Russian).

23. Rakitskaya, G. Ya. (1993). Mesto trudyashchikhsya v budushchei Rossii (protivoborstvo idei i real'nykh tendentsii v 1987-1992 gg.). In Al'ternativy. Mezhdunarodnyi obshchestvenno-politicheskii i analiticheskii zhurnal, 3, 54-70. (in Russian).

24. Rakitskaya, G. Ya. (1995). Rabochii kolkhoz pri kapitalizme (vpechatleniya i razmyshleniya o znamenitom opyte gruppy kooperativov v gorode Mondragone na severe Ispanii). In Perspektivy iproblemy Rossii. (in Russian).

25. Rakitskaya, G. Ya. (1995). Budushchee i nastoyashchee Rossii v ideinykh predstavleniyakh i trebovaniyakh (iz letopisi chetvertoi russkoi revolyutsii). In Perspektivy i problemy Rossii, 2, 42-137. (in Russian).

26. Rakitskaya, G. Ya. (1995). Zamysly i rezul'taty reform. In Osnovnye ideino-politicheskie techeniya v sovremennoi Rossii, Moscow. (in Russian).

27. Rakitskaya, G. Ya. (1996). Obshchestvennoekonomicheskie strategii v sovremennoi Rossii. Voprosy ekonomiki, (8), 86-98. (in Russian).

28. Rakitskaya, G. Ya. (1997). Obshchestvennye strategii v sovremennoi Rossii. Perspektivy i problemy Rossii, 6, 4-25. (in Russian).

29. Rakitskaya, G. Ya. (2002). K kritike obshchestvennogo soznaniya v novoi Rossii (reforma sobstvennosti i sotsial'no-trudovykh otnoshenii). In Perspektivy i problemy Rossii, 25, Moscow. (in Russian).

30. Rakitskaya, G. Ya. (1997). Ideologii ekonomicheskikh preobrazovanii kak faktor istoricheskogo vybora (teoriya i metodologiya analiza, razvitie ideologii v khode chetvertoi russkoi revolyutsii), №6. In Perspektivy iproblemy Rossii, 48-71. (in Russian).

31. Rakitskaya, G. Ya. (1997). Izmenenie ideologii ekonomicheskikh preobrazovanii v perekhodnyi period (faktory, napravleniya, etapy). In Teoreticheskoe obobshchenie ekonomicheskoi transformatsii postsovetskikh obshchestv: opyt, uroki, perspektivy, Nauchnyi doklad, Moscow. (in Russian).

32. Rakitskaya, G. Ya. (1998). Metodologiya marksizma i istoricheskoe poprishche ee plodotvornosti. In Metodologiya marksizma i istoricheskoe poprishche ee plodotvornosti. Moscow, Institutperspektiv iproblem strany, 5-50. (in Russian).

33. Rakitskaya, G. Ya. (1998). Marksizm i psevdomarksizm. Al'manakh Tsentra obshchestvennykh nauk, (8), 67-82. (in Russian).

34. Rakitskaya, G. Ya. (1998). Marksizm i psevdomarksizm. In Postizhenie Marksa, Moscow, 89-103. (in Russian).

35. Rakitskaya, G. Ya. (2001). Na puti k sobstvennoi ideologii (Ideinye predstavleniya i trebovaniya trudyashchikhsya v khode chetvertoi russkoi revolyutsii). Moscow. (in Russian).

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №4. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/53

36. Rakitskaya, G. Ya. (2007). Ideologiya posledovatel'nogo gumanizma: predposylki i veroyatnost' realizatsii. Al'ternativy, (1), 41-49. (in Russian).

37. Rakitskaya, G. Ya. (2007). Posledovatel'nyi revolyutsionnyi gumanizm kak novaya stupen' v razvitii sobstvennoi ideologii trudyashchikhsya. Obshchestvoznanie bol'shinstva, (4), 5568. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 28.02.2020 г. 01.03.2020 г.

Ссылка для цитирования:

Швайба Д. Н. Основы социально-экономической идеологии трудящихся в трудах выдающегося советского и российского социального мыслителя, создателя основ нового, современного обществознания Галины Яковлевны Ракитской // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №4. С. 322-331. https://doi.org/10.33619/2414-2948/53/38

Cite as (APA):

Shvaiba, D. (2020). Fundamentals of Social and Economic Ideology of Workers in the Works of the Outstanding Soviet and Russian Social Thinker, Creator of the Foundations of a New, Modern Social Science Galina Yakovlevna Rakitskaya. Bulletin of Science and Practice, 6(4), 322331. https://doi.org/10.33619/2414-2948/53/38 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.