Научная статья на тему 'Основы системы ценностей Ивана Ильина'

Основы системы ценностей Ивана Ильина Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3320
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ / МОРАЛЬ / ПРАВА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / И.А. ИЛЬИН / I. A. ILYIN / SYSTEM OF VALUES / RELIGIOUS PHILOSOPHY / MORALS / LAW / POLITICAL PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Родионова Елена Николаевна

В статье даны основные представления в области философии, религиозной философии, морали, правосознания, права и политической философии русского мыслителя Ивана Александровича Ильина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOUNDATIONS OF THE SYSTEM OF VALUES OF IVAN ILYIN

The article describes the basic ideas in the field of philosophy, religious philosophy, morality, conscience, law and political philosophy of the Russian thinker Ivan Ilyin.

Текст научной работы на тему «Основы системы ценностей Ивана Ильина»

К 130-летию со дня рождения И.А. Ильина

Основы системы ценностей Ивана Ильина

В статье даны основные представления в области философии, религиозной философии, морали, правосознания, права и политической философии русского мыслителя Ивана Александровича Ильина.

Ключевые слова: система ценностей, религиозная

философия, мораль, права, политическая философия, И.А. Ильин.

Дата 9 апреля (28 марта по ст. ст.) 2012 г. мало прозвучала в СМИ и осталась практически не замеченной общественными и государственными организациями. Научная общественность широко отметила 130-летие со дня рождения замечательного русского православного философа Ивана Александровича Ильина. Издательство «Русская книга» отметило эту дату выпуском 25 томов произведений этого политического мыслителя и планирует издать еще 15.

Постичь систему философских взглядов Ивана Александровича — значит обогатиться фундаментальными представлениями о природе, обществе, человеке. Для этого, прежде всего, следует разобраться в аксиологии этого мыслителя, рассмотреть, в чем И.А. Ильин видел ценность философии, религиозной философии, морали, правосознания, права и политической философии.

Предназначение философа он видел в том, чтобы тот становился «орудием духа». Только так, по мнению мыслителя, он «сможет испытать и познать сущность духа». А это означает, что профессиональный философ «обязуется постоянно и неутомимо работать над очищением своей души (катарсис)» [3].

Самым главным предметом философского исследования Ильина является Россия и ее образующий русский народ. В частности, этому посвящены следующие его работы: «Сущность и своеобразие русской культуры» и «Грядущая Россия». Иван Александрович много писал об истории России, предвидя ее будущее. Размышлял о сильных и слабых сторо-

© Родионова Е.Н., 2012

Е.Н. Родионова

нах русского народа. Он считал, что для России главное — это воспитание в русском народе национального духовного характера.

В своем классическом труде «Аксиомы религиозного опыта» (1953, т. 1—2) Ильин выразил свое представление о предмете основного внимания религиозной философии. Это, прежде всего, изучение равновесия духа и инстинкта, их сочетания, изучение законов природы и духа. Для него важным было изучение религиозных установок и прафеноменов русской православной души. По Ильину, это — «сердечное созерцание, любовь к свободе, детская непосредственность, живая совесть, равно как воля к совершенству во всем, вера в божественное становление человеческой души. Эти прафеномены суть: молитва; старчество; праздник Пасхи; почитание Богородицы и святых; иконы» [4].

И.А. Ильин считал, что ценность философии — в ее процессуальнос-ти, в способности исследовать прекрасный и гармоничный мир как вне нас, так и в самих себе, в способности исследовать самое главное — «начало духа», воплощение Божественного замысла. «Философия должна возжелать ясности, честности и жизненности. Она должна стать убедительным и драгоценным исследованием духа и духовности» [1]. В то же время, по мнению Ивана Александровича, философы должны отказаться от стереотипа о необходимости выдумывать какую-либо философскую систему. Не следует воображать, будто она сама собой подразумевается. Философ не обязан выдумывать и преподавать какую-то систему. «Эта задача принадлежит к мнимым задачам культуры», так как «одно из двух: или философия есть произведение личной фантазии, развивающее субъективную точку зрения; тогда она не обязана брать на себя задачу создавать законченно-закругленную и внутренне непротиворечивую систему; напротив, каждый получает право фантазировать, следуя своей способности и склонности. Или же философия есть предметно-связанное исследование с предметно-обоснованными выводами, и тогда она совсем не имеет права навязывать себе систематическую стройность и логическую непротиворечивость; тогда каждый философствующий обязан неуклонно и неутомимо испытывать исследуемый предмет и так описывать, излагать, изображать его, как он есть в действительности» [1]. Ильин преодолевает зашорен-ность и предвзятость многих ученых, говоря, что «исследующий философ не смеет повелевать предмету; он не смеет и искажать его в своем изображении. Он должен исследовать и брать на себя бремя доказательства».

В философском исследовании для Ильина особенно ценной выступает эвристичность (хотя он учитывает, что в дальнейшем испытании и исследовании может оказаться, что ощущение ее было лишь иллюзией), напрямую связанная с подлинными явлениями и переживаниями. Эвристич-ность дается человеку не только в теоретическом мышлении, но и в виде переживаний. Разнообразных переживаний. По-разному она слагается в религии, искусстве, нравственной жизни, науке.

За эвристичностью следует «акт очевидности». В различных науках он имеет различное строение. С помощью эвристичности и «акта очевидности» удается «установить, что Божий луч, в самом деле, дается людям на различных путях и различным способом. И вот дух дышит в природе, в человеке, а также в том, что сам человек создает с Божьей помощью».

Из «начала духа» Ильин выводит ценность морали. «Начало духа овладевает нами в переживании истинной любви и совести... Мы внемлем ему, постигая свою свободу и переживая зовы правосознания и патриотизма» [2].

По мнению Ивана Александровича, «три великие аксиомы лежат в основе здорового правосознания: чувство собственного духовного достоинства, способность свободного человека к самоуправлению и взаимное уважение и доверие людей друг к другу» [3].

Религиозно-нравственная основа индивида, духовное развитие личности предопределяют духовное развитие социальной и, в частности, политической сферы. В свою очередь, государство выступает как средство, с помощью которого личность обретает полноту духовного бытия. Роль права в государстве, в соответствии с политической философией Ильина, скорее представляет учение о нравственном государстве, в котором «главным признаком и основанием существования государства является духовное единство народа». В основе правовой системы И.А. Ильина лежит нравственное содержание. Для Ильина нравственность неотделима от духовной сущности человека, и в установлении моральных норм единственным авторитетом является голос совести, живущий в глубине каждой души. При этом веление совести не имеет своим источником разумно-логические построения. По Ильину, моральные нормы — это то, что выражено «в форме грамматических предложений и логических суждений». В различных контекстах Ильин употребляет понятие «нравственность» как совокупность душевных свойств. Таких свойств, как воля, любовь, милосердие, страсть. В отличие от совокупности умственного начала — разума, рассудка, памяти и пр. Понятие «мораль», по Ильину, — это выраженная в словах нравственность, правила, которыми должен руководствоваться человек «в делах своей воли и совести».

Начальным элементом любой формы социальной общности, по Ильину, является нравственный человек, который относится к окружающей его социальной действительности с позиции естественного права. Исходной точкой в естественно-правовой концепции Ильина является признание того, что основные права гражданину не даруются государством, а принадлежат ему изначально, вытекают из самого понятия личности. По Ильину, любой человек наделен сопричастностью высшему началу жизни, достоинством, свободой. Личность, с ее неотъемлемыми правами и свободами, является для государственной власти той границей, за которой начинается самостоятельная сфера ее деятельности, неподвластная государственному вмешательству. Государство распоряжается лишь теми полномочиями, которые ему доверили его граждане.

Все люди различны по сути своей и неравны между собой от природы, каждый имеет «индивидуальный способ бытия», «каждому дается неодинаковая воля, прозорливость, неодинаковый талант, характер»... Поэтому было бы несправедливо налагать на них равные требования. По своему же человеческому достоинству люди равны. Учитывать это — справедливо. Справедливое право, по Ильину, должно верно разрешать столкновение между «естественным неравенством» и духовным равенством людей. Правовые нормы, таким образом, должны опираться на нормы морали. В этом их единство. Их принципиальное различие в том, какой характер носит авторитет в их системах. В праве авторитет носит внешний характер: строго определенные люди наделяются авторитетом извне. В морали — это внутренний авторитет (голос совести). В праве нормы устанавливаются в соответствии с определенным порядком (последовательно проходят через строго установленные этапы, в которых участвуют многие люди), в морали — человек самостоятельно формулирует нормы, следуя голосу своей совести. В праве авторитетным признается всякий член общности, соответствующий определенным официальным нормам, независимо от его согласия, от признания его индивидуальных характеристик; в морали авторитетом пользуются люди, добровольно признавшие требование совести. С точки зрения права, авторитетным считается предъявленное к внешнему проявлению поведение (которое может, однако, привести и к рассмотрению душевного состояния); в морали — внутреннее поведение (которое может выражаться и во внешних поступках), то есть представления о том, что правильно, ощущения того, что является нравственным. В праве авторитет поддерживается с помощью санкций (угроза неприятными последствиями, внешние принудительные меры); в морали — это «укор совести и чувство вины».

Право, по мнению Ильина, должно вытекать из моральных норм. Правильное соотношение между нормами морали и права, по мнению Ильина, существует тогда, когда естественное право, данное человеку «от природы», связанное с его совестью, становится над положительным правом как высшая форма, как норма, как идеал, который достигнуть очень трудно, но возможно [5].

Литература

1. Русская философия. Словарь. // Ст. В. Кураева. — М., 1995.

2. Ильин И.А. Собрание сочинений. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

3. Новая философская энциклопедия. // Ст. Ю.Т. Лисицы. — М., 2001.

4. История русской философии. / Под ред. М.А. Маслина. // Ст. В. Кураева. — М.: ИНФРА-М., 2004.

5. Ильин И.А. Наши задачи. — М., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.