Научная статья на тему 'Основы религиозного фанатизма'

Основы религиозного фанатизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
562
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАНАТИЗМ / МОТИВЫ / ФАНАТИЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / СЕРЬЕЗНАЯ ОПАСНОСТЬ / ФАНАТИЧНЫЕ ИДЕАЛЫ / ПРОФИЛАКТИКА РЕЛИГИОЗНОГО ФАНАТИЗМА / FANATIC’S BEHAVIOR / FANATICS’ IDEALS / RELIGIOUS FANATICISM / MOTIVES / SOCIAL AGGRESSION / SERIOUS DANGER / PREVENTION OF RELIGIOUS FANATICISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шарипова Э. М.

Рассмотрен религиозный фанатизм как социально-психологический феномен, дается определение этому понятию. Анализируются мотивы, действия, цели, результаты фанатичного поведения. Затронуты проблемы, связанные с профилактикой явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and psychological bases of religious fanaticism 1

The author considers the religious fanaticism as a social and psychological phenomenon and tries to give a definition to this phenomenon. The article analyses the motives, actions, results of fanatic’s behavior.

Текст научной работы на тему «Основы религиозного фанатизма»

УДК 322

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОГО ФАНАТИЗМА

Э.М. Шарнпова

Религиозный фанатизм, мотивы, фанатичное поведение, социальная агрессия, серьезная опасность, фанатичные идеалы, профилактика религиозного фанатизма Religious fanaticism, motives, fanatic’s behavior, social aggression, serious danger, fanatics’ ideals, prevention of religious fanaticism

Рассмотрен религиозный фанатизм как социально-психологический феномен, дается определение этому понятию. Анализируются мотивы, действия, цели, результаты фанатичного поведения. Затронуты проблемы, связанные с профилактикой явления.

Social and psychological bases of religious fanaticism Shartpova E.M.

The author considers the religious fanaticism as a social and psychological phenomenon and tries to give a definition to this phenomenon. The article analyses the motives, actions, results of fanatic's behavior.

В определенные периоды развития общества создаются благоприятные условия для возникновения религиозного фанатизма. Однако, так же как и в развитии общества, когда критические моменты существуют не перманентно, так и в религии яркое проявление фанатичных ее форм случаются лишь в отдельные кризисные моменты общества.

Философский энциклопедический словарь дает следующее определение этого феномена: «Фанатизм (от лат. fanatismus) - исступленная, доведенная до крайней степени приверженность к каким-либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к любым другим взглядам, например. религиозным»[1]. Д.В. Ольшанский, давая определение фанатизму, отмечает, что «понятие «фанатизм» происходит от латинского слова fanum - жертвенник. Еще один, социально-психологический корень - это латинское слово fanaticus - иступленный» [2]. Определение фанатика, ставшее классическим, дает Вольтер в вышедшем в 1764 г . в Женеве «Философском словаре».

Он выдвигает следу ющее положение: «Тот. кому свойственны экстазы и видения, кто принимает свои сны за нечто реальное и плоды своего воображения за пророчества, того можно назвать энтузиастом, но тот, кто поддерживает свое безумие, убивая, фанатик»[3]. Приверженность человека к определенным убеждениям, когда отвергаются все остальные альтернативы, когда вся его деятельность, общение и взгляды, определяются его мировоззрением лежит в основе фанатичного поведения.

Социально-психологическая основа религиозного фанатизма - вера. Вера всегда предполагает готовность к внушению и подражанию. Поэтому' истинно верующие люди являются легкой жертвой людей, стремящихся к достижению своих идеологических или политических целей. Вера - это элемент человеческого сознания. и она непосредственно связана с возникновением понятий, представлений, образов, теорий. Вера возникает у человека лишь в том случае, когда он личностно заинтересован в предмете веры, когда этот предмет вызывает у человека эмоциональную и оценочную реакцию. При этом данная оценка чаще всего, бывает позитивной. Человек, прежде всего, верит в то, что соответствует его личным убеждениям, идеалам. Вера как активное эмоциональное и оценочное личностное отношение к своему предмету неизбежно захватывает и волевой процесс, проявляется в том или ином поведении личности.

Вера необходима человеку для мобилизации его духовных и физических сил в определенных проблематичных ситуациях: при недостатке информации, отсутствии достаточных логических доказательств, при наличии сомнения. В этом смысле вера включена в общую систему' человеческого познания, общения, деятельности. Предметом же религиозной веры является сверхъественное. Сверхъестественное, по убеждению верующих, не подчиняется законам окружающего мира, находится по ту сторону и нарушает их естественный ход. Религиозный человек верит в исключительный характер сверхъестественных существ или сил, и. в частности, не применяет к ним обычные критерии эмпирической достоверности. Фанатично настроенный человек не может даже допустить мысли о том, чтобы отступить от своих убеждений, в исключительности которых он уверен абсолютно. Основываясь на вере, фанатизм и религия неразрывно связаны между' собой.

Вольтер определяет некоторые черты фанатизма. Эго не просто «плод незнания», фанатизм всегда тесно связан с психологией толпы: «книги гораздо меньше возбуждают фанатизм, нежели собрания и публичные выступления»[3]. Фанатизм всегда «мрачен и жесток», в нем одновременно много негативных явлений: суеверие, нетерпимость, «бешенство и злоба».

Фанатизм характеризуется антигуманными целями, средствами и действиями. Целью фанатика является насильственное преобразование социальной действительности в соответствии с его утопическими идеалами. Фанатически настроенный человек не считается с мнением других, он ориентирован на притеснение, на насильственное обращение в свою веру или даже физическое устранение враждебных для него людей или групп людей и уничтожение социальной реальности, неприемлемой для его сознания.

Мотивы фанатического поведения идеологичны и крайне интенсивны, благодаря чему они придают всем действиям фанатика особую ожесточенность, деструктивную одержимость. Доминирующим мотивом поведения фанатика являются социальная агрессивность, активное стремление к разрушению существующего общества, к нанесению ему' наибольшего ущерба. Этот мотив подсознательно или сознательно маскируется фанатиком конструктивным мотивом созидания «правильного общества». Сдвиг на идеологическую цель, которая ведет впоследствии, руководимая мотивами фанатика на деструктивную, ведет к тому, что сама цель разрушения становится ведущим мотивом, а разрушительные действия становятся самоценными. Это уже не разрушение ради создания нового, а разрушение ради него самого же. Фанатик, начиная как разрушитель неправильного общества ради создания правильного, самой логикой фанатического действия превращается в одержимого, ослепленного идеей разрушения агрессора. Для фанатика важен не столько реальный результат, сколько сам факт действия, выражающий его сопротивление.

Н. Бердяев, характеризуя эмоциональную сторону фанатического состояния психики, говорит о его близости к психическим отклонениям. Фанатик очень часто одержим «манией преследования»: его поведение характеризуется мнительностью подозрительностью, страхом и агрессивностью. «Фанатик, одержимый манией преследования, видит вокруг козни Диавола. но он всегда сам преследует, пытает и казнит... Фанатики, совершающие величайшие злодеяния, насилия и жестокости, всегда чувствуют себя окруженными опасностями, всегда испытывают страх. Человек совершает насилие из страха. Аффект страха глубоко связан с фанатизмом и нетерпимостью» [4]. Базовой эмоцией фанатика является страх. Страх фанатика вызван несоответствием действительности его представлениям и жгучим желанием такого соответствия, сопровождаемым предположением о том, что мир враждебен этим представлениям, люди будут агрессивно бороться против попыток навязать им фанатические идеалы и изменить мир в соответствии с этими идеалами.

Фанатизм, часто опирающийся на идейный радикализм и экстремизм, зачастую лежит в основе терроризма. который является ни чем иным, как насильственным действием, совершаемым во имя распространения каких-либо идей. «Это не значит, что всякий фанатик - террорист, но большинство террористов - это фанати-

ки», - делает вывод Д.В. Ольшанский в своей работе [2]. Сверхпреданность своим убеждениям и нетерпимость к инакомыслию ведут к полному пренебрежению существующих этических, социальных, юридических норм, если только они являются препятствием к достижению желаемой для фанатика цели. Ради достижения этих целей фанатичные личности готовы, в том числе и на самопожертвование. Утверждение своих убеждений ценой жизни других людей и даже собственной жизни - нередкое проявление феномена религиозного фанатизма. Ольшанский называет сущность этого состояния «моноидеизмом». В основе их поступков фанатичная вера, личные причины, полное отсутствие критичности к своим поступкам. При этом акты религиозных фанатиков глубоко социальны, их цель - дестабилизация общества.

Если рассматривать действия фанатика со стороны результатов, то бросается в глаза их несостоятельность и иллюзорность. Они никогда не ведут к желаемому успеху, если под объективными результатами иметь в виду реальное изменение общества, но они ведут к «субъективному» успеху. В извращенном представлении фанатика они субъективно успешны, а объективный успех не входит в систему оценок фанатика. Его непримиримая борьба с существующим социальным порядком безуспешна. Фанатик чувствует расхождение между реальным миром и миром в его собственном представлении. Отсту пить от своего мировоззрения он не способен. Отсюда некритичность в оценке результатов действия и отсутствие объективной коррекции поведения, обусловленной этими результатами.

Однако в структуре эмоциональных переживаний фанатика главное ядро составляют фанатические чувства, как устойчивые (относительно независимые от конкретных жизненных ситуаций) отношения личности к определенным предметам и другим людям, связанные с базовой направленностью личности. Специфику фанатических чувств следует искать в их объекте. В системе чувств фанатика можно выделить четыре основных чувства: любовь к своей фанатической идее, которой фанатик предан безраздельно; любовь к самом}' себе как правоверному' носителю и исповеднику высшей истины фанатической идеи; ненависть к людям, не разделяющим фанатической идеи, которые выступают как принципиальные враги (независимо от того, как они сами относятся к фанатику); ненависть к существующему миру, поскольку он противоречит фанатическим идеалам. Фанатическая страсть - это любовь к антигуманной, деструктивной идее, стимулирующая фанатика на деструктивные формы социального «реформаторства».

Фанатизм - особый феномен не только личностный, но групповой и массовый. Поведение фанатически настроенных личностей антитолерангно. Фанатик всегда находится во власти сверхзначимых и сверхценных для него идей. Именно они являются смыслом его жизни, основой и причиной для общения с другими людьми. Поэтому коррекция фанатичного поведения это очень сложная работа, при условии, когда возникает возможность выявить фанатичные наклонности человека до совершения им противоправных гражданских поступков. К сожалению, чаще всего мы узнаем имена фанатиков, уже совершивших свои страшные злодеяния апостериори

Возможна ли профилактика фанатизма? Над этим вопросом задумываются не только социологи и психологи, но и политики. Только при объективных поправках в законодательстве, при осознании этой проблемы как международной, можно добиться позитивных результатов. Непременно нужно помнить бесспорную догм)'; фанатизм не имеет национальности и не относится ни к одному вероисповеданию.

Профилактика фанатизма и как следствие терроризма и экстремизма - это часть борьбы с такой деятельностью. Борьба с фанатизмом имеет целью его искоренение как деструктивного, разрушительного и общественно опасного явления. Она должна включать подготовку и реализацию государствами и уполномоченными ими органами комплексной системы политических, социально-экономических, информационных, воспитательных, организационных, правовых, специальных и иных мер, направленных на предупреждение, выявление, пресечение религиозного фанатизма, минимизацию ее последствий, установление и устранение способствующих ей причин и условий.

Список литературы

1. Философский энциклопедический словарь / Губский Е. Ф., Кораблева Г. В.. Лутченко В. А - М.: Инфра-М, 1997. - С. 498.

2. Ольшанский Д.В. Психология терроризма. - Питер, 2002. - С. 234, 235.

3. Вольтер. Философские сочинения. - М.: Наука. 1996. - С. 36.

4. Бердяев Н.А. О фанатизме, ортодоксии и истине. - «Человек», № 9, 1997. - С. 68.

Сведения об авторе

Шари нова Э.М., аспирант кафедры истории и культурологи, Тюменский государственный нефтегазовый университет, тел.: 89058579204

Sharipova Е.М, postgraduate student, Department of History and Culturology, Tyumen State Oil and Gas University, phone:89058579204

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.