УДК 330.190.2
ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
© Александр Сергеевич ЖУРАКОВСКИЙ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: [email protected]
С началом рыночных преобразований понятия «малое предпринимательство», «малый бизнес» вошли в нашу жизнь. Говоря о государственной поддержке малого предпринимательства, нужно отметить, что важная роль здесь принадлежит существующему законодательству, т. к. никакое регулирование финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства было бы невозможно без наличия соответствующих нормативных правовых актов.
Ключевые слова: регулирование; субъект; предпринимательство; финансово-хозяйственная деятельность; нормативные акты.
При переходе к рынку первой систематизацией гражданского законодательства явилось принятие 31 мая 1991 г. основ гражданского законодательства СССР и союзных республик. Но перемены в государственном устройстве в результате распада СССР, принятие Россией в 1993 г. Конституции привели к тому, что к середине 1990-х гг. законодательство Российской Федерации состояло и из советских, и из российских нормативных актов, часто противоречивших один другому. В таких условиях требовалось принятие единого для всей Федерации, уже российского систематизированного гражданско-правового нормативного акта. Им стал Гражданский кодекс РФ, принятый 21 октября 1994 г. Все вышесказанное относится и к малому предпринимательству, т. к. малое предпринимательство является частью общего понятия - «предпринимательство» [1].
В настоящее время малый бизнес в экономике России занимает довольно скромное место, доля частных предприятий в ВВП страны составляет около 20 % [2]. Несмотря на все усилия правительственных и муниципальных органов, место малого бизнеса в российской экономике не слишком заметно.
Одной из причин неприспособляемости малого бизнеса к российским условиям являются, в частности, недостатки в правовом регулировании малого предпринимательства, нестабильность налогового законодательства.
Конституция Российской Федерации гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку
конкуренции, свободу экономической деятельности.
Гражданский кодекс РФ закрепляет понятие и признаки предпринимательской деятельности, дает перечень организационноправовых форм осуществления предпринимательской деятельности, регулирует правовое положение индивидуального предпринимателя, коммерческих и некоммерческих организаций, устанавливает общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательства, виды и порядок заключения, изменения и расторжения гражданско-правовых договоров и т. д.
Налоговый кодекс РФ устанавливает порядок и особенности налогообложения субъектов предпринимательства.
Бюджетный кодекс РФ регулирует порядок предоставления субсидий, субвенций и т. д.
Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства определяется сегодня Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно ст. 3 закона «субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим федеральным законом, к малым предприятиям, в т. ч. к микропредприятиям». Данные условия определены в ст. 4 данного закона.
До принятия ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ в России действовал федеральный
закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», основной причиной его замены послужило то, что он не отвечал сложившимся реалиям. Так, требовали уточнения вопросы (технология) финансовой поддержки малого бизнеса, его взаимоотношений с бюджетом, а также отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Суть концепции указанного закона заключается в совершенствовании государственной политики, направленной на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства.
Цель принятия закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ - создание нормативно-правовых рычагов и механизмов, с помощью которых обеспечивались бы благоприятные условия для осуществления субъектами малого и среднего бизнеса предпринимательской деятельности, обеспечения конкурентоспособности малых и средних предприятий, увеличения их количества, развития самозанятости населения, увеличения доли производимых малыми и средними предприятиями товаров, работ, услуг в ВВП, в налоговых доходах бюджетов всех уровней [3].
Одним из важнейших нововведений закона являются принципиально иные критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства. В нем определены виды и формы поддержки малого предпринимательства, предусмотрены возможные меры для реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства и принципы поддержки указанных субъектов. Кроме того, в вышеупомянутом законе среди малых предприятий выделяются микропредприятия.
Критерии отнесения к субъектам малого бизнеса следующие [4]:
- для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципаль-
ных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами МСП, не должна превышать 25 % (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ);
- бюджетные научные учреждения или созданные государственные академии наук, научные учреждения либо бюджетные образовательные учреждения высшего профессионального образования;
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников: до 100 человек включительно - для малых предприятий; для микропредприятий - до 15 человек;
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) и сумма активов за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость не должна превышать следующие размеры: для микропредприятий -60 млн руб.; для малых предприятий -400 млн руб.
Поддержка государством субъектов малого и среднего предпринимательства, согласно ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ, может быть имущественной, информационной, консультационной, в виде поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержки в области
ремесленной деятельности, в области инноваций и промышленного производства. Каждая из этих мер может осуществляться как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях
Основные направления и мероприятия государственной поддержки аккумулируются в федеральной и региональных программах государственной поддержки субъектов малого предпринимательства. Указанные мероприятия финансируются из трех источников.
1. Из средств федерального бюджета, средств бюджета субъектов Федерации и местных бюджетов - объем обязательно выделяемых средств указывается отдельной строкой в расходной части федерального бюджета.
2. Из средств Федерального и региональных фондов поддержки малого предпринимательства.
3. Из средств Государственного фонда занятости населения.
Следует с сожалением отметить, что многие мероприятия программ государственной поддержки малого предпринимательства, в т. ч. в области нормативного правового обеспечения малого бизнеса, остаются нереализованными.
Теперь перейдем к налоговому законодательству. Важнейшей мерой государственной поддержки малого бизнеса в большинстве стран является установление особенностей налогообложения субъектов малого предпринимательства. В Российской Федерации действуют следующие системы налогообложения субъектов малого предпринимательства:
- общеустановленная для всех субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, т. е. общий режим налогообложения;
- упрощенная система, установленная гл. 26.2 НК РФ;
- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, установленная гл. 26.3 НК РФ.
Две последние системы относятся к специальным налоговым режимам.
Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общеустановленной системой. Переход к упро-
щенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется налогоплательщиками добровольно, в порядке, установленном НК РФ (ст. 346.13). Применение упрощенной системы организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за налоговый период. Уплата иных налогов осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения. Объектом налогообложения по выбору самого налогоплательщика могут быть доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. В первом случае налоговая ставка устанавливается в размере 6 %, во втором случае - 15 %.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Налоговым кодексом РФ и вводится в действие законом субъекта Федерации в отношении всех организаций и граждан, осуществляющих определенные виды деятельности на территории этого субъекта РФ. Перечень налогооблагаемых видов деятельности (оказание бытовых, ветеринарных, автотранспортных услуг, общественного питания, розничной торговли и пр.) позволяет сделать вывод, что основными плательщиками налога на вмененный доход являются именно субъекты малого предпринимательства. Объектом налогообложения единым налогом на вмененный доход является вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение этого дохода. Вмененный доход рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности с применением корректирующих коэффициентов, например, учитывающих кадастровую стоимость земли, и физического показателя, характеризующего данный вид деятельности, например, количество работников, площадь торгового зала, количество автомобилей и пр. Ставка налога на вмененный доход составляет 15 % вмененного дохода. Размер уплаченного единого налога пересчету в за-
висимости от реально полученного дохода не подлежит.
Особенности правового статуса субъектов малого предпринимательства заключаются не только в их возможности применять особые режимы налогообложения, но и пользоваться правом упрощенного порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности, что существенно облегчает положение малого бизнеса. Такое право субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения в соответствии с гл. 26.2 НК РФ, предусмотрено Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 28 октября 2002 г. № БГ-3-22/606 «Об утверждении формы книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и порядка отражения хозяйственных операций в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения».
1. Грудцина Л.Ю., Спектор А.А., Туманов Э.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». М., 2008.
2. Информационный ресурс общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». иКЬ: http://opora.ru/
3. Налоговый кодекс РФ, часть вторая (в действующей редакции) // СПС «Консультант-Плюс». 2011.
4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (в ред. от 27.12.2009): федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ // Российская газета. 2007. 31 июля.
5. Налоговый кодекс РФ, часть первая (в действующей редакции) // СПС «Консультант-Плюс». 2011.
Поступила в редакцию S.12.2Q11 г.
UDC 330.190.2
BASES OF REGULATION OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA
Aleksander Sergeyevich ZHURAKOVSKY, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Political Economy and World Global Economy Department, e-mail: [email protected]
With the beginning of market transformations of concept “small business”, “small-scale business” was included into our life. Speaking about the state support of small business, it is necessary to notice that the important role here belongs to the existing legislation as no regulation of financial and economic activity of subjects of small business would be impossible without presence of corresponding standard legal certificates.
Key words: regulation; subject; business; financial and economic activity; statutory acts.
16Q