Рецензии
Поэтому в своей работе авторы стремились показать существующие противоречивые тенденции в политическом процессе современной России, акцентировать внимание читателей на наиболее острых существующих проблемах.
Гриф УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших
учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки ВПО 030200 — «Политология», который присвоен данному учебному пособию, служит весомым основанием для его использования в учебном процессе в различных учебных заведениях, осуществляющих подготовку современных политологов.
Н. М. Сирота
Основы регионоведения / Отв. ред. проф. И. Н. Барыгин; Авторский коллектив: Ачкасова В. А., Белобородова И. Н., Дука А. В., Межевич Н. М. М.: Гардарики, 2007; Барыгин И. Н. Регионове-дение / При участии В. А. Ачкасовой, А. В. Дуки, Н. М. Межевича.
М.: Аспект-пресс, 2007 Серия учебников для вузов — «Основы гопланово она изложена в разделе вто-
регионоведения» (25 п. л.) / Отв. ред. проф. И. Н. Барыгин, проф. В. А. Ачкасова, доц. И. Н. Белобородова, доц. А. С. Дука, проф. Н. М. Межевич. М.: Гардарики, 2007 (гриф УМО); Барыгин И. Н. Ре-гионоведение. (25 п.л.), (при участии проф. В. А. Ачкасовой, доц. А. С. Дуки, проф. Н. М. Межевича) М.: Аспект-пресс, 2007, — представляет собой самостоятельную оригинальную учебно-методическую разработку и призвана закрыть существенный пробел в области преподавания наиболее значимых проблем регионоведческой теории в вузах Российской Федерации.
Рекомендуемая серия учебников написана на основе многолетнего опыта преподавания регионоведения на ряде факультетов СПб государственного университета, Северо-Западной академии государственной службы, а также в ряде технических университетов. Главной оригинальной отличительной чертой рассматриваемой серии является представление предмета междисциплинарного регионо-ведческого знания в контексте теории политической науки, которая выводится в виде комплекса системообразующих концепций при интерпретации предмета данной учебной дисциплины.
Как сама по себе идея определяющей роли политической науки при формировании представления о регионоведении (особенно подробно, всесторонне и мно-
ром учебника, изданного в издательстве «Аспект-пресс», с. 139-298), так и целый ряд других стержневых идей — мультипарадигмальный характер представления регионоведческого знания (с. 28-32), классификации концепций регионоведения (с. 18-27 учебника, изданного в издательстве «Гардарики»), значение хронополитической составляющей в региональном конструировании (с. 108-120 учебника, изданного в издательстве «Аспект-пресс») и другие, представленные авторами, носят оригинальный не только в учебном, но и в научном плане характер.
В рецензируемой серии учебников авторы последовательно останавливаются на интерпретации предмета избранной дисциплины, истории ее становления, основных законах и категориях в их различных интерпретациях в рамках тех или иных парадигм, школ, научных направлений и теорий. Учебники предназначены для специалистов, студентов бакалавриата и магистратуры, обучающихся по специальности и направлению «Регионоведение», а также изучающих широкий комплекс политологических, конфликтологических, социологических, экономических дисциплин.
Это первые двухуровневые учебники по регионоведению, изданные в нашей стране. Они предназначены также для
ПОЯИМЭКС- 2008. Том 4. № 2
Рецензии
преподавателей, ведущих обучение по указанным дисциплинам в высшей школе. Структура учебников — «Введение», ряд разделов, среди которых «Теоретико-методологические основы регионове-дения», а также ряд прикладных разделов, — соответствует содержанию и внутренней логике изложения курса данной учебной дисциплины в высшей школе. Каждый раздел имеет блоки «Вопросы и задания», «Литература и другие информационные ресурсы», что позволяет качественно осуществлять руководство самостоятельной работой студента по освоению материала курса.
Серия учебников, взаимодополняющих друг друга, является законченной учебно-научной разработкой, написана на высоком уровне и может быть рекомендована студентам и преподавателям для активного использования. Рассматриваемые работы являются учебниками нового поколения, первыми в России в области регионоведения они рассчитаны на подготовку бакалавров и магистров. В последние годы в нашей стране вышло несколько учебников и учебных пособий по «Регионоведению» (см.: Регионоведе-ние, 1998; Гладкий, Чистобаев, 1998; Гладкий, Чистобаев, 2000; Игнатов, Бутов, 2000; Регионоведение, 2004; Дерга-чёв, Вардомский, 2004). Однако указанные работы рассчитаны на одноуровневый характер подготовки (специалист), написаны с акцентом на экономические дисциплины или политологический ракурс рассмотрения проблем без должного обращения внимания на междисциплинарную составляющую. Это, конечно, не исключает первостепенной роли политической науки при интерпретации рассматриваемых проблем, однако в этих учебниках этот вопрос относится к числу само собой разумеющихся, а не обсуждаемых.
Многие из тем, предлагаемых авторами, практически не рассматриваются в рамках учебной литературы как по ре-гионоведению, так и по политологии. При этом в обоих изданиях серии выдержан единый методологический подход к рас-
смотрению представляемой междисциплинарной предметной области.
Приведём некоторые примеры. Рассмотрим, как авторы подходят к рассмотрению проблемы определения предмета регионоведения и актуальности регионоведческого знания. Касаясь проблемы определения предмета ре-гионоведения они обоснованно отмечают, что таковым выступает сам регион, а также изучение региона во всех его возможных проявлениях и интерпретациях. В случае, в частности, с регионом стран Балтийского моря предметом регионоведения он становится, когда мы заменяем реальный объект объектом идеальным, который начинает выступать как понятие, концепт в рамках соответствующих парадигм и теорий. Этой операцией мы отсекаем возможность и необходимость взаимодействия со всем богатством элементов и взаимосвязей в регионе и сосредоточиваемся на их части, важной и необходимой для нас как исследователей. Говоря иносказательно, мы переходим от анализа состояний того или иного «столового блюда» к анализу его названия в «ресторанном меню» и описанию самого блюда и процесса его приготовления в «книге о вкусной и здоровой пище».
Авторами впервые в учебной литературе такого плана поставлен вопрос об актуальности регионоведческого знания. С ними следует согласиться, когда авторы отмечают, что категория «актуальность» в некоторых отношениях не является актуальной в рамках современного российского научного и околонаучного регионоведческого дискурса.
Если говорить об изданных ранее учебниках и учебных пособиях по ре-гионоведению, то они проходят мимо проблемы актуальности, не обращая на неё практически никакого внимания. В научной продукции ситуация близка к выявленной в учебниках и учебных пособиях. В частности, в «Толковом словаре русского языка конца ХХ в.: языковые изменения», изданного Ин-
ПОЛИМЭКС- 2008. Том 4. № 2
ститутом лингвистических исследований РАН в конце прошлого века, этот термин отсутствует. Отсутствует он и в Социологическом энциклопедическом словаре. Термин отсутствует также в «Российской социологической энциклопедии». Ему не нашлось места в «Политологии: Энциклопедическом словаре», изданном в 1993 г., а также в фундаментальном издании МГИМО «Категории политической науки. Не является исключением и «Пост-модернизм. Энциклопедия», изданная в Минске в 2001 г. Отсутствует он и в «Большом толковом социологическом словаре» Д. Джерри и Ю. Джерри, выдержавшем два издания в Великобритании (последнее издание — 1995 г.) и переведённом в России. Сходную ситуацию мы можем видеть в русско-английском толковом словаре «Политика», первоначально изданном в Оксфорде в 1996 г. Указанный список можно продолжить.
Из всего этого следует, что рассматриваемый комплекс обществоведческих дисциплин (в представлениях указанных авторов), куда входит и регионоведение, не демонстрирует в своей саморефлексии внутренней потребности в необходимости отделять актуальное знание от неактуального. Соответственно, что всё созданное и потенциально возможное к
непосредственному созданию показы-ваеи, что знание актуально. Эта «подсознательная» установка не совсем верна, на что обоснованно указывают авторы серии учебников.
Рассматриваемая серия учебных пособий по политическому регионоведе-нию не лишена недостатков. Так, в частности, хотелось бы видеть больше материалов, иллюстрирующих тенденции противостояния макрорегионов «Север-Юг» в современных условиях и тенденций противоборств в современном мире в этом контексте. Кроме того, вопросы трансформации роли таких глобальных институтов, как ООН, НАТО, и др., рассмотрена явно недостаточно. В работах есть раздел по региональным политическим партиям, но нет раздела по трансформации глобальных политических институтов.
В целом рецензируемая серия, без сомнения, открыла новый этап в представлении регионоведческого знания в его изучении в бакалавриате и магистратуре в современной России, в связи с чем не останется без внимания как студентов, так и профессионального политологического сообщества.
Б. А. Исаев
Литература
Большой толковый социологический словарь / Д. Джерри, Ю. Джерри. Т. 1-2. М.: ВЕЧЕ, АСТ, 1999. Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики: Учебник. СПб.: Изд-во Михайлова А. М., 1998.
Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Регионоведение: Учебник. М.: Гардарики, 2000. ДергачёвВ. А., ВардомскийЛ. Б. Регионоведение: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. Игнатов В. Г., Бутов В. И. Регионоведение (экономика и управление). Учеб. пособие. М.: Теса; Ростов н/Д: МарТ, 2000.
Категории политической науки. Учебник. М.: МГИМО, РОСПЭН, 2003. Политика: Толковый словарь: Русско-английский. М.: Весь мир, 2001. Политология: Энциклопедический словарь. М.: Изд-во «Pablishers», 1993. Пост-Модернизм. Энциклопедия. Минск: Книжный дом, 2001. Регионоведение: Учебник для вузов / Под ред. Т. Г. Морозовой. М., 1998. Регионоведение: Учебное пособие / Отв. ред. проф. Ю. Г. Волков. Ростов н/Д: Феникс, 2004. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г. В. Осипова. М.: ИНФРА-М, 1998. Социологический энциклопедический словарь / Ред.-координатор Г. В. Осипов. М.: ИНФРА-М, 1998.
Толковый словарь русского языка конца ХХ в. Языковые изменения / Под ред. Г. Н. Скля-ревской. СПб.: Институт лингвистических исследований РАН, 1998.
ПОЛИТЭКС. 2008. Том 4. № 2