Научная статья на тему 'Зарубежное регионоведение как научно-образовательная программа'

Зарубежное регионоведение как научно-образовательная программа Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
1143
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Журавлева Виктория Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежное регионоведение как научно-образовательная программа»

Книжная полка

В.И. Журавлева

Зарубежное регионоведение как научно-образовательная программа

Рецензия ни книгу: Мировое комплексное регионоведение: Введение в специальность: Учебник / Под ред. А.Д. Воскресенского. М.: Магистр, Инфра-М., 2015. 448 с.

События XXI в. продемонстрировали неоднородность мирового политического и экономического пространства и глубину влияния региональных процессов на глобальный уровень международных отношений. В условиях возвышения новых мировых центров и кризиса регионального и глобального управления актуализируется проблема комплексного изучения регионов с учетом понимания механизмов взаимовлияния глобализации и глокализации, регионализации и трансрегионализма, процессов, протекающих на макрорегиональном, микрорегиональном и национальном уровнях в их корреляции с мирополитическими трендами. Реализация подобного подхода невозможна без особой методологии комплексного регионального и кросс-регионального анализа. По сути своей эта методология тяготеет к трансдисциплинарности, поскольку речь идет не просто о заимствовании техник и методов из других областей науки (междисциплинарный подход), а о функциональном синтезе методологий, о создании на их основе совершенно новых исследовательских концепций1.

Лишь в последние десятилетия исследователи заговорили о региональном и трансрегиональном уровне международных отношений и мировой политики как самостоятельном, а не второстепенном. В период холодной войны подчиненный характер проблематики региональных и субрегиональных подсистем не вызывал сомнений, поскольку объяснялся логикой системного биполярного противостояния. После распада СССР в условиях формирования полицентричной системы международных отношений ситуация

© Журавлева В.И., 2016

крайне усложнилась и появились вопросы, которые активно обсуждаются научным сообществом и на которые пока нет однозначного ответа. Отражением этих изменений в изучении региональной и локальной сфер мирополитического пространства стали учебники по комплексному регионоведению для бакалавров и магистров, подготовленные авторским коллективом под руководством д. полит. н., профессора МГИМО (У) А.Д. Воскресенского2.

Учебник для бакалавриата «Мировое комплексное регионо-ведение. Введение в специальность» занимает особое место среди этих изданий, поскольку именно на бакалаврском уровне закладывается основа комплексного видения региона с учетом национально-государственной специфики, а также страноведческих знаний, укорененных в региональном контексте. Этот учебник, ориентированный на изучение глобальной, региональной и национальной сфер мировой политики в их взаимосвязи и взаимовлиянии, призван сформировать представление о региональных особенностях мировых процессов и одновременно о регионализации как мировом тренде, который адаптирует мировые закономерности и способствует их изменению. Таким образом, мировое комплексное регионоведение рассматривается авторским коллективом как научное знание о международных аспектах региональной деятельности и о ее комплексном понимании в конкретных регионах с учетом международных последствий. Именно это отличает мировое ком-плекстое/зарубежное регионоведение от других дисциплин, исследующих пространственно-географические факторы деятельности (с. 160).

Три раздела учебника нацелены на формирование представлений о том, как на основе междисциплинарного синтеза международных отношений, страноведения, международной политической экономии, политической и гуманитарной географии, культурной антропологии, социологии и политологии формируется предметное поле, аналитический инструментарий, понятийный аппарат зарубежного регионоведения как учебной дисциплины и мирового комплексного регионоведения как научного направления и самостоятельной подотрасли политической науки о международных отношениях.

Каждый раздел предваряется списком проблем, которые будут рассматриваться в тексте, что позволяет обратить внимание на его принципиально значимые содержательные блоки. Каждая глава начинается с перечня ключевых слов и характеристики основных терминов. Понятийный аппарат также прописывается в тексте. Данный методический прием позволяет авторскому коллективу

решать важную образовательную задачу - приобщать студентов к корректному использованию терминов в различных контекстах. Глава завершается списком проверочных вопросов, нацеленных на критическое осмысление материала.

В первом разделе - «Мирополитические аспекты комплексного регионоведения» процессы глобализации и регионализации рассматриваются и как взаимодополняющие, и как противоречащие друг другу. В этом разделе формируется важное для зарубежного регионоведения понимание того, как коррелируют внутренняя и внешняя политика государства и чем отличаются ее глобальное и региональное измерения; каково соотношение формальных и неформальных начал на национальном, региональном и глобальном уровнях; как глобализации проявляется через международную регионализацию и каким образом на вызовы глобализации реагируют национальные системы политического порядка; какое влияние на мировую политику и процесс регионализации оказывает модернизация; в чем суть проблемы секьютеризации выбора политического и экономического развития национальными сообществами; что отличает мировую и глобальную политику, мировое и региональное лидерство, региональные, великие и сверхдержавы.

Особое внимание в первом разделе уделяется теоретико-прикладным аспектам регионализации, и в частности системному подходу, который благодаря своей комплексности дает возможность выделять региональный уровень и региональные подсистемы в качестве самостоятельных аналитических объектов исследования и решать теоретические и прикладные задачи. В первом случае ставится вопрос о корректировке существующих теоретических подходов к международным отношениям, о «достройке» общей теории с учетом регионального уровня, во втором - акцентируется внимание на прикладных теориях конкурентной модели регионального и национального развития.

Во втором разделе - «Междисциплинарность глобального и локального в мировом пространстве регионов» мировое комплексное/зарубежное регионоведение представлено в междисциплинарном контексте, на пересечении предметных полей международной/глобальной политической экономии как сферы взаимодействия экономики, политологии, политической экономии и международных отношений; геономики как междисциплинарной области, находящейся на стыке образной/гуманитарной географии и эволюционной и институциональной экономики и предлагающей геономическую методологию, которая позволяет расширить сферу образно-географического анализа в рамках

социальных и политических наук; политической географии, изучающей пространственные особенности (территориальность) политических явлений и процессов; критической геополитики, ставшей в последнее время полноценной научной дисциплиной, в которой широко применяются концепции и методы, развиваемые в социологии, политологии, культурной антропологии, политической психологии; политическойрегионалистики как субдисциплины политической науки, нацеленной на изучение политических процессов на региональном уровне, специфических аспектов регионального управления, а также отношений между центром, регионами и местными сообществами; политико-географического картографирования, которое ориентировано на создание модели политико-географического пространства, воспринимаемого как элитами, так и простыми людьми.

Это важный шаг, с одной стороны, в отграничении мировым комплексным/зарубежным регионоведением своего предметного поля и понятийного аппарата, а с другой - в осмыслении взаимовлияний смежных дисциплин и мирового комплексного регионо-ведения на концептуальную базу и исследовательский инструментарий. Именно таким образом рождается запрос на переход от меж-дисциплинарности к трансдисциплинарности.

В главах, входящих во второй раздел, формируется представление о различиях между «традиционным регионализмом» и «новым регионализмом», классической и критической геополитикой; о взаимосвязи между экономикой и географией, географическим видением мира и международно-политическими процессами и практиками на глобальном и региональном уровнях; о пространственно-политических взаимозависимостях; о роли внутренних и внешних «других» в процессе нациестроительства; о последствиях глокальной реорганизации пространства; об отличиях регионализма от регионализации; о взаимосвязи между регионализмом и федерализмом; о значении карт восприятия политического пространства в изучении региональных и глобальных процессов.

Третий раздел - «Прикладные аспекты комплексного ре-гионоведения» посвящен методам анализа мировых и региональных процессов. Без освоения этого материала невозможна подготовка экспертов-регионоведов и написание бакалаврами оригинальной квалификационной работы, что обусловлено грамотно выбранными и умело использованными методами, а также умением продемонстрировать аналитико-прогностические способности.

Актуальность данного раздела обусловлена сохраняющимся ощутимым разрывом между концепциями и доказательствами, на которых строится современное научное знание о политических процессах, происходящих на страновом, региональном и международном уровнях (с. 318).

Изучение заключительного раздела учебника позволит студентам понять, чем различаются количественные и качественные методы проведения исследований; познакомиться с системным подходом и как с самостоятельной методологической базой гуманитарных исследований, и как с методологическим средством системного моделирования; обратить внимание на особенности и преимущества ситуационного, сценарного, мир-системного анализа, а также основных прикладных методик анализа текстовой информации (контент-анализ, ивент-анализ, когнитивное картирование).

Особого внимания заслуживает представленная в третьем разделе характеристика лимологии (исследование границ) как междисциплинарной области знания, выявляющей новые «измерения» глобализации. Лимология, как подчеркивается в тексте, «помогает анализировать соотношение между глобализацией экономических обменов, международных миграций, с одной стороны, и трансформацией территориальных идентичностей, восприятием границ, приграничных территорий и национальной безопасности - с другой» (с. 408). Кроме того, плодотворным методом изучения перспектив развития региона является его геокультурный брендинг (с. 413-421).

Учебно-методические приложения не только способствуют построению обучения по курсу и позволяют проводить проверку остаточных знаний, но и разъясняют принципы подготовки к вступительному экзамену в магистратуру по направлению «Зарубежное регионоведение» на основе типовой программы.

Представленный учебник по мировому комплексному/зарубежному регионоведению отличается от существующих по нескольким параметрам. Во-первых, он имеет четкий «бакалаврский» адрес, в результате чего выстраивается видение двух уровней подготовки экспертов-регионоведов с учетом усиления исследовательской составляющей в рамках магистерской программы. Во-вторых, в большинстве учебников по регионоведению основное внимание уделяется характеристике регионов мира, в то время как в учебнике по мировому комплексному регионоведению для бакалавриата формируется своеобразная методическая и методологическая матрица, опираясь на которую возможно выстраивать авторские программы в рамках различных региональных профилей. В-третьих,

к бесспорным достоинствам учебника следует отнести специальный раздел, посвященный методам анализа мировых и региональных процессов в их взаимосвязи, который позволяет понять, как междисциплинарность «работает» на прикладном уровне3.

Опыт преподавания курсов по американистике в РГГУ на профиле «Американские исследования» (направление подготовки «Зарубежное регионоведение») позволяет сделать вывод о том, насколько востребованы в студенческой среде междисциплинарные темы по популярной геополитике, без которой уже невозможно представить реализацию имагологического подхода. Ведь популярная геополитика ориентирует на изучение репрезентаций, которые тиражируются в СМИ и популярной культуре посредством визуальных и вербальных дискурсивных практик и позволяют людям рассуждать о пространствах за пределами их национальных границ, о месте их страны в мире, ее внешнеполитической ориентации, союзниках и противниках. Широко востребованы бакалаврами методики прикладного анализа текстовой информации и политико-географического картографирования.

В качестве замечаний хотелось бы обратить внимание на необходимость расширения региональных кейсов в прикладном разделе и на целесообразность перенесения главы 14 в первый раздел, поскольку она выпадает из единого проблемного поля третьего раздела учебника.

В целом учебник «Мировое комплексное регионоведение: Введение в специальность», где представлены теоретико-методологические и прикладные аспекты глобальных и локальных процессов с учетом их взаимодействия и взаимовлияния, будет способствовать дальнейшему развитию зарубежного регионоведения как научно-образовательной программы, поскольку он ориентирован на подготовку специалистов, способных конкурировать «на равных» и с международниками, и с политологами, оперируя понятиями международного и глобального регионов, концептами регионализации и глобализации на современном международном научном уровне. Учебник и учебно-методический комплекс могут быть использованы для обучения по курсу или модулю «Введение в мировое комплексное регионоведение» в программах по зарубежному реги-оноведению, востоковедению, регионоведению России, политологии, международным отношениям, международной журналистике, публичной политике, а также для самостоятельной подготовки к сдаче вступительных экзаменов по магистерским программам направления «Зарубежное регионоведение» в МГИМО (У) или других вузах России.

Примечания

О трансдисциплинарности подробнее см.: ARISE 2 (Advancing Research in Science and Engineering) [Электронный ресурс] // American Academy of Arts and Sciences, 2013. URL: https://www.amacad.org/multimedia/pdfs/publications/ researchpapersmonographs/arise2.pdf (дата обращения: 18.07.2016). Мировое комплексное регионоведение: Введение в специальность: Учебник / Под ред. А.Д. Воскресенского. М.: Магистр, Инфра-М., 2015. 448 с.; Мировое комплексное регионоведение: Учебник / Под ред. А.Д. Воскресенского. М.: Магистр, Инфра-М., 2016. 416 с.; Практика зарубежного регионоведения и мировой политики: Учебник / Под ред. А.Д. Воскресенского. М.: Магистр, Инфра-М., 2016. 560 с.

Для сравнения см., например: Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение: Учебник. М.: Гардарики, 2002; Барыгин И.Н. Регионоведение. М.: Аспект Пресс, 2007; Дергачев В.А., Вардомский Л.Б. Регионоведение: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Регионоведение», «Международные отношения». М.: Юнити-Дана, 2012.

2

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.