4. Нуркаева, Т. Н. О качестве уголовного закона через призму наказаний, предусмотренных санкциями УК РФ за преступления против личности // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: материалы XV Международной научно-практической конференции. Москва: РГ-Пресс, 2018.
© Нуркаева Т. Н.
УДК 34.343.9
А. С. ХАНАХМЕДОВ, начальник Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)
A. S. KHANAKHMEDOV, head of the Ufa Law
Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law (Ufa)
ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
FUNDAMENTALS OF COUNTERACTION IN CYPRESSABILITY IN THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. Рассматриваются проблемы предупреждения киберпреступности на территории Российской Федерации. С учетом анализа официальных статистических данных о преступлениях, совершенных с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий, делается вывод, что абсолютное их большинство находится в латентном состоянии. В статье раскрываются основные направления предупреждения киберпреступлений и предлагаются пути совершенствования этой деятельности.
Ключевые слова и словосочетания: киберпространство, киберпреступность, латентность, меры предупреждения.
Annotation. The problems of cybercrime prevention on the territory of the Russian Federation are considered. Taking into account the analysis of official statistical data on crimes committed with the use of computer and telecommunication technologies, it is concluded that the absolute majority of them is in a latent state. The article reveals the main directions of cybercrime prevention and suggests ways to improve this activity.
Keywords and phrases: cyberspace, cybercrime, latency, preventive measures.
Последовательная политика противодействия киберпреступности - одна из первостепенных задач современного российского государства. За последние годы в стране были предприняты значительные усилия, направленные на снижение уровня преступлений в ки-берпространстве: от формирования новой законодательной базы до выработки современных методов предупреждения исследуемых преступлений. Однако, несмотря на принятые государством меры,
киберпреступность продолжает представлять реальную угрозу не только национальной, но и международной безопасности.
Ю. М. Батурин и С. В. Полубинская справедливо отметили: «Сегодня общество находится в окрестности нулевой точки нового явления, для которого пока нет устоявшегося названия - «преступление в виртуальной среде», «виртуальное преступление», «киберпреступление» и т. п. Важно не упустить время и най-
ти способы противодействия, пока криминал не внедрился слишком глубоко в виртуальные миры» [1, с. 10].
24 июля 2013 года Президентом Российской Федерации В. В. Путиным утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года», которые определили, что главной угрозой в области международной информационной безопасности является использование информационных и коммуникационных технологий для совершения преступлений, в том числе связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации, с созданием, использованием и распространением вредоносных компьютерных программ [2].
В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации 2016 года отмечено, что масштабы компьютерной преступности возрастают прежде всего в кредитно-финансовой сфере, увеличивается число преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина. При этом методы, способы и средства совершения таких преступлений становятся все более и более изощренными [3].
Рост преступлений, связанных с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий, подтверждается и статистическими показателями о количестве зарегистрированных преступлений, совершенных в киберпро-странстве (см. рис. 1).
Рис. 1. Сведения о количестве зарегистрированных преступлений в Российской Федерации за 2017-2018 гг.
Из данной диаграммы видно, что за 2018 год по отношению к 2017 году увеличение зарегистрированных преступлений, совершенных с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий, на фоне общего снижения преступности составило более 60 % (с 90 587 до 174 674 преступлений) [4].
Анализ отчетов Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации о числе осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации и иных лицах, в отношении которых вынесены судебные акты по уголовным делам за последние 5 лет, не позволяет опреде-
лить количество осужденных за преступления, совершенные в киберпростран-стве. Вместе с тем расширение масштаба киберпреступности свидетельствует о том, что абсолютное большинство исследуемых преступлений находится в латентном состоянии, а лица, совершившие киберпреступления, продолжают оставаться безнаказанными.
Все большее распространение получают преступления террористического и экстремистского характера посредством сети «Интернет», вербовка и вовлечение в совершение преступлений несовершеннолетних и лиц раннего молодежного возраста (от 18 до 24 лет).
Резонансным является террористический акт, произошедший 3 апреля 2017 года в петербургском метро на перегоне между станциями «Технологический институт» и «Сенная площадь». Правоохранительные органы установили, что подрывником-смертником был Ак-барджон Джалилов в возрасте 22 лет, за-
вербованный экстремистами в 2015 году через сеть «Интернет» [5].
Как показывает практика, данный пример является неединичным. Современные методы вербовки активно распространяются на молодежь с учетом их психологического развития. По официальным данным Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации, количество осужденных в возрасте от 14 до 24 лет по ч. 2 ст. 280 УК РФ (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет») в 2017 году составило - 60, в 2018 году - 42; по ч. 1 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет») в 2017 году составило - 267, в 2018 году - 199 [6] (см. рис. 2).
Рис. 2. Количество осужденных в Российской Федерации в 2017-2018 гг. за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства,
совершенные в киберпространстве
Приведем пример из материалов судебной практики. 17 августа 2018 года Октябрьским районным судом г. Кирова гражданин К. осужден по ч. 1 ст. 282 УК РФ. В судебном заседании установлено, что 21-летний К. на личной странице, в открытой для всех пользователей социальной сети «ВКонтакте» разместил изображения, содержащие лингвистические и психологические признаки возбуждения ненависти или вражды по отношению к иной социальной группе.
В настоящее время Министерством внутренних дел Российской Федерации усилен оперативный контроль за националистическими группировками с целью выявления материалов экстремистского характера и применения в установленном законом порядке мер реагирования, организован мониторинг информации, размещаемой в сети «Интернет». Одной из действенных мер является подключение НЦБ Интерпола к единому реестру доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Не меньшую тревогу вызывают факты изготовления и оборота материалов с порнографическими изображениями молодежи в сети «Интернет». По данным Роспотребнадзора, количество таких материалов в 2018 году составило более 28 000 (АППГ - 25 200) [7].
В целях выявления лиц, распространяющих в сети «Интернет» информацию, связанную с половой неприкосновенностью несовершеннолетних, органами внутренних дел организовано взаимодействие с общественными организациями «Национальный мониторинговый центр помощи пропавшим и пострадавшим детям», «Мониторинговый центр по выявлению опасного и запрещенного законодательством контента», благотворительный фонд «Защита детей от насилия» [8].
Обеспокоенность общественности и правоохранительных органов вызывают случаи склонения и доведения до самоубийства несовершеннолетних с использованием сети «Интернет». За последние три года правоохранительными органами было выявлено свыше 10 тыс. Интернет-страниц с признаками наличия запрещенной информации, в том числе 8 098 - о суициде [9].
Несмотря на то что в уголовное законодательство Федеральным законом от 7 июня 2017 г. № 120-ФЗ уже внесено ряд дополнений о привлечении к уголовной ответственности за склонение к суициду путем использования информационно-телекоммуникационных сетей (далее - ИТС), включая сеть «Интернет» (введены ст.ст. 110.1, 110.2, 151.2), тем не менее нормы об ответственности за информационные преступления в отношении молодежи нуждаются в дальнейшей проработке. Прежде всего это касается совершенствования законодательства в части его соответствия новейшим технологиям и определения круга лиц, интересы которых необходимо защищать в первоочередном порядке.
Основные направления противодействия киберпреступности нацелены на решение проблем, связанных с расширением законодательства, выработкой мер предупреждения и снижением уровня ла-тентности преступлений, совершаемых в киберпространстве. Однако уже сегодня, в условиях вызовов и угроз XXI века, необходимо обсуждать и решать проблемы, которые ставят перед уголовной политикой новые технологии.
Внимание государства в противодействии киберпреступности должно быть сосредоточено на следующих направлениях:
- выработке новых комплексных решений по предупреждению и пресечению киберпреступлений;
- совершенствовании системы международного обмена информацией о ки-беругрозах;
- качественном повышении уровня подготовки российских специалистов по противодействию преступлений, совершаемых в информационной среде;
- развитии и внедрении в деятельность правоохранительных органов новых технологий как эффективного средства контроля за преступностью.
***
ЛИТЕРАТУРА:
1. Батурин, Ю. М., Полубинская, С. В. Что делает виртуальные преступления реальными // Труды Института государства и права РАН. 2018. № 2. С. 10-35.
2. Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года, утверждены Президентом РФ 24.07.2013 № Пр-1753. Документ опубликован не был. URL: http://www.scrf.gov.ru/ (дата обращения: 05.09.2019).
3. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 // Собрание законодательства РФ. 12.12.2016. № 50. Ст. 7074.
4. Состояние преступности в России за 2017-2018 гг. URL: http//mvd.ru/ (дата обращения: 05.09.2019).
5. Репортаж РБК: как «тихий мальчик» из Оша стал террористом-смертником. URL: https:// www.rbc.ru/politics/10/04/2017/ (дата обращения: 05.09.2019).
6. Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2017-2018 гг. (форма № 11.1 «Отчет о демографических признаках осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации»). URL: http://www.cdep.ru/ (дата обращения: 05.09.2019).
7. О деятельности Роспотребнадзора по профилактике суицидов у несовершеннолетних. URL: http://rospotrebnadzor.ru/ (дата обращения: 05.09.2019).
8. Годовой отчет МВД России о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» за 2015 год. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/results/annual_reports/ (дата обращения: 05.09.2019).
9. Официальный сайт прокуратуры Республики Татарстан. Система контроля противозаконных материалов. URL: https://icmblock.ru/ (дата обращения: 05.09.2019).
© Ханахмедов А. С.