Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налогоплательщик / информационное взаимодействие / налоговый период / НДС / акциз / информационная система / бухгалтерский учет / отчетность / взаимосогласительная процедура / taxpayer / information interaction / tax period / VAT / excise / information system / accounting / reporting / mutual agreement procedure

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Графова Татьяна Олеговна, Гладченко Владимир Александрович

Статья посвящена актуальным направлениям мониторинговой деятельности в сфере контроля за исчислением и уплатой налогов, сборов, страховых взносов. Приводится обоснование выделения из состава налогового контроля налогового мониторинга, процесс действия которого автоматизирован и непрерывен. Развитие налогового мониторинга через информационно-техническую поддержку взаимодействия организаций-налогоплательщиков и налоговых органов должно решить проблему для фирм, в отношении которых проводится заметное количество контрольных мероприятий (налоговых проверок).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRAMEWORK OF APPLICATION OF THE TAX MONITORING SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE

The article is devoted to the relevant directions of the monitoring activity in the sphere of control over calculation and payment of taxes, fees, insurance premiums. The justification is given to the separation from the tax control of tax monitoring the process of action of which is automated and ongoing. The tax monitoring development through information and technical support of the taxpayer organizations and tax authority interaction should solve the problem for the firms towards which a significant amount of control activities (tax checks) is carried out.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

Научная статья

УДК 347.73:336.225.673

ТАТЬЯНА ОЛЕГОВНА ГРАФОВА

Доктор экономических наук, доцент, ФГБОУВО «Ростовский государстеенныйуниеерситет путей сообщения», г. Ростов-на-Дону e-mail: grafova_to@donrta.ru

ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ ГЛАДЧЕНКО

Аспирант, ФГБОУВО «Ростовский государственный университет путей сообщения», г. Ростов-на-Дону e-mail: gladchenko.volodya@mail.ru

ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация. Статья посвящена актуальным направлениям мониторинговой деятельности в сфере контроля за исчислением иуплатой налогов, сборов, страховых взносов. Приводится обоснование выделения из состава налогового контроля налогового мониторинга, процесс действия которого автоматизирован и непрерывен. Развитие налогового мониторинга через информационно-техническую поддержку взаимодействия организаций-налогоплательщиков и налоговых органов должно решить проблему для фирм, в отношении которых проводится заметное количество контрольныхмероприятий (налоговых проверок).

Ключевые слова: налогоплательщик, информационное взаимодействие, налоговый период, НДС, акциз, информационнаясистема, бухгалтерскийучет, отчетность, взаимосогласительнаяпроцедура

Тематический рубрикатор e-Library: 06.35.31

TATYANA OL. GRAFOVA

Doctor of Economics, Associate Professor, Rostov State Transport University, Rostov-on-Don

VLADIMIR AL. GLADCHENKO

Postgraduate student, Rostov State Transport University, Rostov-on-Don

FRAMEWORK OF APPLICATION OF THE TAX MONITORING SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

AT THE PRESENT STAGE

Abstract. The article is devoted to the relevant directions of the monitoring activity in the sphere of control over calculation and payment of taxes, fees, insurance premiums. The justification is given to the separation from the tax control of tax monitoring the process of action of which is automated and ongoing. The tax monitoring development through information and technical support of the taxpayer organizations and tax authority interaction should solve the problemfor thefirms towards which a significant amount of control activities (tax checks) is carried out.

Keywords: taxpayer, information interaction, tax period, VAT, excise, information system, accounting, reporting, mutual agreement procedure

Постановка проблемы. Предпосылками к Актуальность темы исследования обусловлена

разработке и реализации нового государст- упрощением классического подхода к основной

венного инструментария для борьбы с нару- функции налоговых органов - взиманию налогов, где

шениями финансовых, налоговых, бухгалтерских, соблюдается правовое регулирование деятельности

таможенных и иных правил послужили громоздкость фирм-налогоплательщиков путем осуществления

и чрезмерная нагрузка на проведение фактических камеральных и выездных налоговых проверок. Нало-

мероприятий контроля в отношении организаций- говый мониторинг как новая и альтернативная форма

налогоплательщиков. Возникновение и развитие налогового контроля позволяет переступить через

налогового мониторинга привело к закономерной совершение контрольных действий должностными

проблеме нормативного, организационного и методи- лицами Федеральной налоговой службы России (далее

ческого сопровождения деятельности российских - ФНС России) и пресечь предполагаемые нарушения

налоговых органов при взаимодействии с иными российского законодательства о налогах и сборах,

участниками налоговой системы - налоговыми принимая во внимание принцип добровольности и

агентами, страховыми фирмами и т.д. взаимной согласованности (взаимодействия) организа-

© Т.О. Графова, 2024 © В.А. Гладченко, 2024

ции с уполномоченным органом Российской Федерации (далее - РФ) в области налогового контроля.

Анализ литературных источников. Вопросами исследования подходов к оценке проводимых мероприятий налогового контроля и налогового мониторинга занимались такие авторы научных трудов, как A.C. Баландина, О.С. Беломытцева, Е.В. Березина, Е.И. Гнатышина, E.H. Захарова, Г.А. Королева, Н.Г. Кузнецов, Е.С. Лебедева, Е.Г. Молчанов, Е.О. Никитина, Е.П. Пешкова, С.К. Содномова, Е.С. Цепилова, H.H. Шестакова и другие. Большой вклад в изучение вопросов совершенствования института налогового мониторинга внес пул российских законодательных актов в сфере налогов и налогообложения.

Выделение нерешенных проблем. Вопреки положительно складывающимся обстоятельствам, связанным с четко наметившейся тенденцией по совершенствованию налогового контроля с помощью осуществления налогового мониторинга, в данный момент во взаимодействии информационных систем организаций-налогоплательщиков и налоговых органов существует множество проблем в рамках адаптации к регламенту передачи электронных сообщений, файлов, а также иных материалов между данными участниками системы мониторинга. Техническая недоработан-ность архитектуры информационных систем организаций, к которым имеет доступ налоговый орган, также препятствует своевременному запуску непрерывного и всеобъемлющего налогового мониторинга. Более того, требуется законодательно закрепить порядок совершения электронных операций по передаче бухгалтерско-финансово-налоговых данных и оперативно контролировать нормативную иерархию соподчиненности между сторонами (участниками) системы налогового мониторинга.

Цель исследования заключается в рассмотрении взаимодополняющих друг друга элементов налоговой системы, направленных на обеспечение соблюдения требований российского налогового законодательства, в виде налогового контроля и налогового мониторинга.

Результаты исследования. Налоговый контроль подлежит рассмотрению как со стороны нормативно-правового закрепления в документах, так и со стороны обозрения библиографических изданий. Так,

институт налогового контроля регламентируется Налоговым кодексом Российской Федерации (далее -НК РФ), где в силу статьи 82 налоговый контроль -это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке [1].

Отсутствует целостный подход к раскрытию понятия «налоговый контроль» в рамках экономической литературы. Это объясняется дифференциацией в исследовании данной темы различными авторами. В частности, в трудах H.A. Филипповой и Д.Ю. Макевниной налоговый контроль в широком смысле представляет собой важную часть системы мер государственного регулирования, связанных с обеспечением эффективной финансовой политики и экономической безопасности России, с достижением баланса налоговых прав для всех участников системы и законных требований государства [2]. К этому следует добавить понимание налогового контроля Н.Е. Евстигнеевым, который возводит налоговую деятельность российских уполномоченных органов к комплексу приемов и способов обеспечения соблюдения законодательства о налогах и сборах и налогового производства, что соответствует установленному законодательству [3, с. 108].

Ввиду обилия подходов к терминологическому аппарату налогового контроля можно обобщить следующие элементы налогообразующей системы в РФ:

- налоговый контроль охватывает набор профильных действий компетентных органов исполнительной власти в области контроля за выполнением налогового законодательства [4];

- налоговый контроль содержит приемы и способы по проверке соблюдения налоговой дисциплины;

- инструментарий налогового контроля позволяет выявить максимальное число нарушений налоговых правил и принять предупредительные меры, направленные на минимизацию, а также устранение возможных последствий, включая оказание помощи в повышении эффективности функционирования имеющейся в РФ налоговой системы [5]. Компетенцией по проведению налогового контроля обладают должностные лица налоговых органов на основании мероприятий, представленных на рис. 1.

Рис. 1. Мероприятия налогового контроля в соответствии сНКРФ

Методика осуществления налогового контроля в настоящее время базируется на налоговом мониторинге. Мониторингу деятельности налогоплательщиков посвящен раздел У.2 НК РФ. Налоговый мониторинг направлен на правильность исчисления и полноту уплаты налоговых платежей, обязанность перечисления которых возложена на организацию-налогоплательщика. К тому же действия налоговых органов сопряжены с совершением контроля своевременности взимания налогов, сборов, страховых взносов.

Налоговые органы для запуска процедуры налогового мониторинга принимают соответствующее решение, форма которого принята ФНС России [6].

Законодателем выделена особенность, которая заключается в добровольности выполнения налогового мониторинга со стороны организации. Вместе с тем фирме-налогоплательщику стоит подать заявление о проведении налогового мониторинга с учетом условий, показанных на рис. 2.

Налоговый мониторинг должен осуществляться в течение полного календарного года, начиная с 1 января года указанного периода и заканчивая 1 октября года, который следует за указанным периодом. Вместе с тем допускается продление срока проведения налогового мониторинга по решению руководителя либо заместителя руководителя налогового органа в рамках следующих периодов времени:

С 1 июля 2021 г.

С 2022 г.

Снижение суммовых критериев для перехода на налоговый мониторинг:

по доходам и активам до ] млрд руб., но налогам до 100 млн руб. с учетом НДФЛ н страховых взносов

Введен не особого порядка возмещения НДС и акцизов щ бюджета для участников налогового мониторинга

по анаюгнн с заявительным порядком

Исключение основания

для проведения камеральных налоговых проверок, что обеспечит

непрерывность налогового мониторинга

Появление возможности проведения осмотра и истребования документов у контрагентов в рамках налогового мониторинга

Приостановление операции по счетам участников налогового мониторинга исключительно для налоговых органов, осуществляющих налоговый мониторинг

С 2024 г.

Упразднение способа информационного взаимодействия организаций с налоговыми органами по телекоммуникационным каналам связи для перехода на 100-процснтную интеграцию с информационными системами организаций

Появление возможности автоматического истребования недостающих документов у налогоплательщиков через их информационные системы, отказ от традиционной системы истребования документов

Рис. 2. Условия соблюдения налогового мониторинга для организации-налогоплательщика

в соответствии сНКРФ [7]

- не более чем на три месяца - в случае, если налоговому органу в календарном году, за который налоговый мониторинг не совершается, представляется уточненная налоговая декларация (уточненный расчет) за налоговый (отчетный) период года, за который проводится либо проводился налоговый мониторинг, однако менее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга;

- не более чем на шесть месяцев - в случае, если налоговому органу в календарном году, за который налоговый мониторинг не совершается, представляется уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость (далее -НДС) или акциз, в которой налоговая сумма заявлена к возмещению, за налоговый период года, в рамках которого проводится либо проводился налоговый мониторинг, но не менее чем за шесть месяцев до окончания срока проведения налогового мониторинга [8].

Налоговый мониторинг также служит способом расширенного информационного взаимодействия, когда организация-налогоплательщик обеспечивает налоговый орган доступом в режиме реального времени к данным бухгалтерского учета и налоговой отчетности (рис. 3).

Взаимодействие через информационную систему организации при совершении налогового мониторинга базируется на Единой информационной системе ФНС России, обеспечивающей автоматизацию деятельности российских налоговых органов по всем выполняемым ими функциям - автоматизированная информационная система (далее - АИС) «Налог-3». В свою очередь, в состав АИС «Налог-3» входит прикладная подсистема «Налоговый мониторинг», в которую либо из которой происходит передача файлов в рамках электронного обмена сообщениями с информационной системой организации, к которой налоговый орган имеет доступ [9].

Архитектура взаимодействия по обмену структурированными сообщениями, в рамках которых осуществляются операции электронного получения доступа к данным бухгалтерско-финансовой отчетности между организацией-налогоплательщиком и налоговым органом, представлена на рис. 4. В данном случае электронные сервисы подлежат реализации по протоколу HTTPS (также именуется, как HTTP Secure) с применением сертификатов для нужд аутентификации систем [10].

В настоящее время отсутствует утвержденный нормативно-правовой акт о порядке получения доступа ФНС России к информационным системам организаций.

Предоставление доступа к информационным системам организации

По телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота

Предоставление доступа к аналитической витрине данных

Рис. 3. Способы информационного взаимодействия между налоговым органом и организацией-налогоплательщиком

Компонент прилелемк!

Элвктрочный!_:' МГУ1(4]

Интерес -О

рвЬсЧ« МЕСТО

Г

I * *

ШгЫ№ -О Р«)?«

Рис. 4. Схема взаимодействия между информационной системой организации-налогоплательщика и подсистемой «Налоговый мониторинг» в составе АИС «Налог-3»

При проведении налогового мониторинга российский налоговый орган должен удостовериться в правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налоговых платежей со стороны фирмы-налогоплательщика. Соответствующий вопрос отражается в мотивированном мнении налогового органа, где прослеживается позиция по легальности платежных операций федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Когда организация-налогоплательщик выражает несогласие с мотивированным мнением налогового органа, ФНС России при осуществлении налогового мониторинга инициирует проведение взаимосогласительной процедуры. Ее срок - один месяц со дня получения разногласий и материалов, представляемых российским налоговым органом. Итогом взаимосогласительной процедуры должно стать изменение мотивированного мнения или оставление его без изменения, о чем ФНС России уведомляет организацию.

Выводы. Из вышеуказанного следует, что мероприятия налогового контроля обязательно сопровождаются налоговым мониторингом. Основной особенностью проведения налогового мониторинга высту-

пает непрерывность налогового контроля. Так, в режиме реального времени налоговая инспекция получает возможность доступа к данным бухгалтерского учета и отчетности организации для дальнейшего анализа факта исчисления и уплаты налогов, пошлин, страховых взносов. При несогласии с обоснованными выводами должностных лиц ФНС России, которые излагаются в мотивированном мнении, фирма-налогоплательщик может добровольно и соответствующе уведомить об этом российские налоговые органы. Подтвердить или опровергнуть законные требования организации позволит решение налогового органа в рамках взаимосогласительной процедуры, которая представляет собой альтернативный инструмент проверки соблюдения всеми участниками налогового мониторинга норм и правил налогового законодательства РФ.

Перспектива последующих исследований состоит в поэтапном и регулируемом развитии системы налогового мониторинга при непосредственном использовании 1Т-ресурсов, что в конечном счете позволит мотивировать организацию к технологическому совершенствованию своих учетных систем -за счет повышения уровня системы внутреннего контроля и перехода взаимодействия бизнеса и налоговых органов страны на качественно новый уровень.

СПИСОК ИСТО ЧНИКОВ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ. -Текст: электронный. - URL: http://pravo.gov.ra/proxy/ips/?docbody=&nd=102054722.

2. Филиппова Н.А. Налоговый контроль: специфика, роль, место и значение в системе государственного контроля / Н.А. Филиппова, Д.Ю. Макевнина. - Текст: непосредственный // Экономика и предпринимательство. - 2012. -№2. - С. 24-30.

3. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Е.Н. Евстигнеев. - 6-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 320 с. - Текст: непосредственный.

4. Графова Т.О. Стратегия развития предприятия как основа стратегического учета и экономической безопасности предприятия / Т.О. Графова, Г.И. Шахгереева. - Текст: непосредственный // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - № 6-5 (53). - С. 19-23.

5. Шестакова Н.Н. Налоговые проверки в системе налогового контроля / Н.Н. Шестакова. - Текст: непосредственный // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. - 2018. -№ 1 (7). - С. 15-27.

6. Об утверждении форм и форматов документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним : письмо Федеральной налоговой службы России от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@. - Текст: электронный. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202108050026.

7. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах : Федеральный закон от 29.12.2020 № 470-ФЗ. - Текст: электронный. -URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012290120.

8. Графова Т.О. Бухгалтерские теории интеллектуального капитала / Т.О. Графова. - Текст: непосредственный // Международный бухгалтерский учет. -2011. - № 12 (162). - С. 44-53.

9. Автоматизированная информационная система «Налог-3» : официальный сайт Федеральной налоговой службыРоссии. - Текст: электронный. -URF: https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/gos_inf/4045827.

10. Графова Т.О. Теоретико-методологические и практические аспекты управленческого учета на предприятии / Т.О. Графова, П.А. Тищенко, О.А. Мищенко. - Текст: непосредственный // Бизнес. Образование. Право. -2018.-№3(44).-С. 45-52.

REFERENCES

1. Nalogovy'j kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya): Federal'ny'j zakon ot 31.07.1998 no. 146-FZ [Tax Code of the Russian Federation (part one): Federal Taw dated July 31, 1998 No. 146-FZ], Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=l 02054722.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Filippova N.A., Makevnina D.Yu. Nalogovy'j kontrol': specifika, rol', mesto i znachenie v sisteme gosudarstvennogo kontrolya [Tax control: specifics, role, place and value in the state control system], Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economics and entrepreneurship, 2012, no. 2, pp. 24-30. (In Russ.)

3. Evstigneev E.N. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation], S-Petersburg, 2009. 320 p. (In Russ.)

4. Grafova Т.О. Strategiya razvitiya predpriyatiya kak osnova strategicheskogo ucheta i e'konomicheskoj bezopasnosti predpriyatiya [Company's development strategy as the basis for strategic accounting and economic security of the enterprise], Konkurentosposobnost' v global'nom mire: e'konomika, nauka, texnologii = Competitiveness in the globalworld: economics, science, technology, 2017, no. 6-5 (13), pp. 19-23. (In Russ.)

5. Shestakova N.N. Nalogovy'e proverki v sisteme nalogovogo kontrolya [Tax checks in the tax control system], Social'noe'konomicheskij i gumanitarny'j zhurnal Krasnoyarskogo GAU = Socio-economic and Humanitarian Journalofthe KrasnoyarskSAU,2018,no. 1 (7), pp. 15-27. (In Russ.)

6. Pis'mo Federal'noj nalogovoj sluzhby' Rossii ot 11.05.2021 no. ED-7-23/476@ «Ob utverzhdenii form i formatov dokumentov, ispol'zuemy'x pri provedenii nalogovogo monitoringa, i trebovanij k nim» [On approval of forms and formats of documents used in tax monitoring and requirements for them: Fetter of the Federal Tax Service of the Russian Federation dated May 11, 2021 No. ED-7-23/476@], Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202108050026.

7. Federal'ny'j zakon ot 29.12.2020 No. 470-FZ «О vnesenii izmenenij v chasti pervuyu i vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii i otdel'ny'e zakonodatel'ny'e akty' Rossijskoj Federacii о nalogax i sborax [On Amendments to Parts One and Two of the Tax Code of the Russian Federation and Certain Fegislative Acts of the Russian Federation on Taxes and Fees: Federal Faw dated December 29, 2020 No. 470-FZ], Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012290120.

8. Grafova Т.О. Buhgalterskie teorii intellektual'nogo kapitala [Accounting theories of intellectual capital], Mezhdunarodny'j buhgalterskij uchet = International accounting, 2011, no. 12 (162), pp. 44-53. (In Russ.)

9. Nalog-3: Avtomatizirovannaya informacionnaya sistema [Tax-3: Automated information system]. Available at: https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/gos_inf/4045827.

10. Grafova Т.О. Teoretiko-metodologicheskie i prakticheskie aspekty upravlencheskogo ucheta na predpriyatii [Theoretical, methodological and practical aspects of management accounting at the enterprise], Biznes. Obrazovanie. Pravo = Business. Education. Law, 2018, no. 3 (44), pp. 45-52. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 15.01.2024; одобрена после рецензирования 28.02.2024; принята к публикации 20.03.2024. The

article was submitted 15.01.2024; approved after reviewing 28.02.2024; accepted for publication 20.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.