Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛИЧНОСТИ'

ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
80
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ / МОДЕЛЬ ПСИХИКИ ЛИЧНОСТИ / УРОВЕНЬ ЦЕННОСТЕЙ / СПОСОБНОСТЕЙ / САМОСОЗНАНИЯ / PERSONALITY / PERSONALITY MODEL / PERSONALITY PSYCHE MODEL / LEVEL OF VALUES / ABILITIES / SELF-AWARENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яганова М.А.

В статье рассматривается пятифакторная модель личности, модель психики личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL REPRESENTATIONS OF PERSONALITY

The article deals with a five-factor model of personality, a model of personality psyche.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛИЧНОСТИ»

УДК 159.9

Яганова М.А. студент 5 курса Психологический факультет научный руководитель: Шарбузова Х.А., к.п.н.

доцент

научный руководитель: Шуруха Т.А.

ст. преподаватель ДГУ

филиал в г. Кизляр ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛИЧНОСТИ

Аннотация: в статье рассматривается пятифакторная модель личности, модель психики личности.

Ключевые слова: личность, модель личности, модель психики личности, уровень ценностей, способностей, самосознания.

Yaganova M.A.

5th year student Faculty of Psychology Supervisors

Ph.D. Associate Professor Sharbuzov Kh. A.

Art. teacher Shuruha T. A.

Branch DGU Kizlyar

Annotation: the article deals with a five-factor model ofpersonality, a model of personality psyche.

Key words: personality, personality model, personality psyche model, level of values, abilities, self-awareness.

Личность — это относительно стабильная форма организации всех характеристик индивида, устойчивая система признаков, определяющих его уникальность.

Личность как научная категория является предметом исследования различных отраслей знаний: психологии, медицины, социологии, управления и т.д. В организационном поведении ориентируются на концепции личности, имеющие существенное значение для эффективного управления человеческими ресурсами в экономических системах.

Концепция личности необходима для понимания различных ситуаций и управления ими. Личность рассматривается в качестве ключевого фактора для понимания отношения к работе и карьере, преодоления стресса, анализа проблем и принятия решений. Кроме того, личность рассматривается как центральный фактор в движущих силах мотивации, в межличностных отношениях.

Не существует единой теории, включающей в себя все, что нам известно о таком понятии, как личность. Каждая теория и каждый подход предлагает свой путь к изучению личности.

Пятифакторная модель личности

Анализ многочисленных концепций и параметров личности привел к выделению ее пяти параметров. Эти параметры получили название «Большая пятерка»:

• экстраверсия характеризует общительность, открытость, честолюбие;

• эмоциональная устойчивость отражает степень озабоченности, депрессивности, беспокойства, неуверенности;

• склонность к сотрудничеству демонстрирует дружелюбие, предупредительность, терпимость, доверчивость, добродушие, способность к кооперации;

• сознательность является показателем надежности, ответственности, исполнительности, упорства;

• открытость к совершенствованию характеризует воображение, любопытство, уровень культуры, широту кругозора.

Модель психики личности

Любая личность в своей деятельности в организации реализует себя не только в профессиональном плане, но и в реализации своих личностных потребностей.

Самореализация личности происходит по определённому плану, который можно представить в виде модели психики личности, отражающую организацию нашей внутренней и внешней активности как сложной иерархической системы.

Многоуровневая нейрологическая модель реакций человека на

ситуацию (Р. Дилтс).

«Уровень окружения». Этот уровень характеризуется тем, что весь мир и свое место в этом мире человек видит и определяет по окружающим предметам. Зачастую на этом уровне люди и остаются. Это не хорошо и не плохо - это такой подход к жизни. Конечно, у каждого человека свой список важных предметов, все зависит лишь от уровня притязаний.

Второй уровень называется «уровень поведения». На нем уже важно не «что», а «что с этим делать». Человек, находящийся на уровне поведения,

думает о жизни как о процессе и движении. Есть те, кто на этом периоде и останавливаются - они всегда в действии, их девиз «Я бегаю - значит, я живу». Многим людям достаточно каждый день идти в свой сад, окопать деревья и прополоть сорняки, получив от этого удовольствие, потом прийти домой, поужинать и лечь спать - не решая никаких сложных жизненных вопросов, не впадая в депрессии и кризисы. Вся их жизнь - размеренный ритуал хождения маятника, у них нет времени задуматься о смысле и своем месте.

«Уровень способностей». На этом уровне главным капиталом для человека становится знание, образование. Уровня окружения человека можно лишить, но уровня способностей - нет. После кризиса 98 года многие бизнесмены разорялись, но если бизнес строился не на папиных деньгах, а на умениях - люди быстро восстанавливали утраченное. Те же люди, которые в момент кризиса говорят, что «рельсы кончились», - это люди уровня поведения. Уровень способностей - это тот уровень, на котором учиться -никогда не поздно, наоборот - каждое новое обучение (от курсов икебаны до получения степени MBA) - и есть смысл жизни. Пока ты учишься, приобретаешь новые способности, ты молод и полон сил - поскольку это уровень психологической молодости.

«Уровень ценностей». К определенному периоду развития у человека выстраивается система ценностей и принципов. Люди, у которых этот уровень особенно ярко проявлен, так и называются окружающими - «человек принципов». Конечно, какие-то базовые ценности есть у любого человека на любом уровне, к примеру, здоровье ребенка для любой матери будет выше, чем собственное удовольствие, - и это норма. Можно сказать, что человек находится на этом уровне, когда он сознательно делает выбор - не по инстинктам и не потому, что других путей просто нет, а по принципам, по ценностям и убеждениям.

Ценности - это то, что так просто в беседе люди не раскрывают. Они проявляются в метафорах, легендах, героях, которых человек выбирает для себя, в каких-то оговорках - и в тех выборах, которые человек делает ежедневно.

«Уровень самосознания. Я - уровень». Уровень «кто я» очень важен. Когда есть все, что надо, возникает вопрос «а зачем я? Кто я?» - уже не для себя, а «в этом мире». Кем я еще могу быть? А кем не стану никогда? Кем я мечтал быть всю жизнь?

Ответить на вопрос «Кто я?» можно, только когда человек проследил, осознал, увидел всю пирамиду уровней, собрал ее, как детскую игрушку: понял, что у него есть - что делает - что умеет -что для него важно. И только тут у развитой личности появляется вопрос - «ради чего».

Использованные источники:

1. «Общая психология»; А.Г. Маклаков. Спб: Питер,2001 г

2. «Психология»; Е.П. Ильин. Уч.пособие .Спб:Питео,2004 г

5. «Основы психологии» Л.Д. Столяров

6. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник .-М: Изд-во МГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.