Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ'

ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
131
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколов Александр Юрьевич, Лакаев Олег Анатольевич

Актуальность настоящей статьи определяется ее теоретической и практической значимостью. Теоретическое значение исследования правовой политики в сфере антимонопольной деятельности в условиях цифровизации экономики обусловлено тем, что отсутствует достаточная научная проработка вопросов совершенствования института антимонопольного регулирования с учетом тенденции перехода хозяйствующих субъектов к злоупотреблениям в сфере конкурентных отношений с использованием новых цифровых технологий; текущее состояние развития теории административного права показывает формирование начального этапа исследовательской деятельности, направленной на оптимизацию правовой политики в сфере защиты конкуренции в условиях цифровизации экономики с точки зрения количественных и качественных показателей. Практическое значение данного исследования связано с тем, что от должного научного обоснования правовой политики в сфере защиты конкуренции в условиях цифровой трансформации зависит дальнейшее развитие норм российского антимонопольного законодательства и законодательства об административной ответственности за правонарушения, посягающие на установленный порядок конкуренции, поскольку совершенствование системного подхода к выработке и реализации указанной политики может способствовать внедрению последующих нововведений в названное законодательство. В данной статье выявлены основные недостатки правовой политики в сфере антимонопольной деятельности в условиях цифровизации экономики, обусловленные акцентированием внимания субъектов правовой политики на самих технологиях, а не на системном подходе к ее выработке, предполагающем учет позитивных и негативных факторов их применения и комплексное взаимодействие органов государственной власти в данной сфере. Научная новизна статьи заключается в том, что на основе проведенного анализа современной правовой политики в сфере защиты конкуренции в условиях цифровой трансформации определены ее дальнейшие перспективы, связанные с повышением уровня системности и всесторонним развитием ее доктринальных основ, что может способствовать формированию нормативно-правовой базы, соответствующей вызовам четвертой промышленной революции и стимулировать последующие исследования в обозначенной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS OF LEGAL POLICY IN THE FIELD OF ANTIMONOPOLY REGULATION IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF THE ECONOMY

The relevance of this article is determined by its theoretical and practical signiicance. The theoretical signiicance of the study of legal policy in the ield of antimonopoly activity in the conditions of digitalization of the economy is due to the fact that there is insuficient scientiic study of the issues of improving the institute of antimonopoly regulation, taking into account the tendency of economic entities to abuse in the ield of competitive relations using new digital technologies; the current state of development of the theory of administrative law shows the formation of the initial stage of research activities aimed at optimizing legal policy in the ield of competition protection in the conditions of digitalization of the economy in terms of quantitative and qualitative indicators. The practical signiicance of this study is due to the fact that the proper scientiic justiication of the legal policy in the ield of competition protection in the context of digital transformation depends on the further development of the norms of the Russian antimonopoly legislation and legislation on administrative responsibility for offenses infringing on the established order of competition, since improving the systematic approach to the development and implementation of this policy can contribute to the introduction of subsequent innovations in the said legislation. This article identiies the main shortcomings of the legal policy in the ield of antimonopoly activity in the conditions of digitalization of the economy, due to the emphasis of the subjects of legal policy on the technologies themselves, and not on a systematic approach to its development, which assumes consideration of positive and negative factors of their application and complex interaction of public authorities in this area. The scientific novelty of the article lies in the fact that, based on the analysis of modern legal policy in the ield of competition protection in the context of digital transformation, its further prospects are determined, associated with increasing the level of consistency and comprehensive development of its doctrinal foundations, which can contribute to the formation of a regulatory framework corresponding to the challenges of the fourth industrial revolution and stimulate subsequent research in this area.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ»

fr I

СКШУ

УДК 342.95

http://doi.Org/10.37493/2409-1030.2022.1.16

А. Ю. Соколов О. А. Лакаев

ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Актуальность настоящей статьи определяется ее теоретической и практической значимостью. Теоретическое значение исследования правовой политики в сфере антимонопольной деятельности в условиях циф-ровизации экономики обусловлено тем, что отсутствует достаточная научная проработка вопросов совершенствования института антимонопольного регулирования с учетом тенденции перехода хозяйствующих субъектов к злоупотреблениям в сфере конкурентных отношений с использованием новых цифровых технологий; текущее состояние развития теории административного права показывает формирование начального этапа исследовательской деятельности, направленной на оптимизацию правовой политики в сфере защиты конкуренции в условиях цифровизации экономики с точки зрения количественных и качественных показателей. Практическое значение данного исследования связано с тем, что от должного научного обоснования правовой политики в сфере защиты конкуренции в условиях цифровой трансформации зависит дальнейшее развитие норм российского антимонопольного законодательства и законодательства об административной ответственности за правонарушения, посягающие на установленный порядок конкуренции, поскольку совершенствование системного подхода к выработке и реализации указанной политики может способствовать внедрению последующих нововведений в названное законодательство.

В данной статье выявлены основные недостатки правовой политики в сфере антимонопольной деятельности в условиях цифровизации экономики, обусловленные акцентированием внимания субъектов правовой политики на самих технологиях, а не на системном подходе к ее выработке, предполагающем учет позитивных и негативных факторов их применения и комплексное взаимодействие органов государственной власти в данной сфере. Научная новизна статьи заключается в том, что на основе проведенного анализа современной правовой политики в сфере защиты конкуренции в условиях цифровой трансформации определены ее дальнейшие перспективы, связанные с повышением уровня системности и всесторонним развитием ее доктриналь-ных основ, что может способствовать формированию нормативно-правовой базы, соответствующей вызовам четвертой промышленной революции и стимулировать последующие исследования в обозначенной сфере.

Ключевые слова: правовая политика, антимонопольное регулирование, цифровизация экономики, защита конкуренции, цифровые технологии.

Для цитирования: Соколов А. Ю., Лакаев О. А. Основы правовой политики в сфере антимонопольного регулирования в условиях цифровизации экономики // Гуманитарные и юридические исследования. 2022. Т. 9 (1). С. 131-136. DOI: 10.37493/2409-1030.2022.1.16

Aleksandr Yu. Sokolov Oleg Lakaev

FUNDAMENTALS OF LEGAL POLICY IN THE FIELD OF ANTIMONOPOLY REGULATION IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF THE ECONOMY

The relevance of this article is determined by its theoretical and practical significance. The theoretical significance of the study of legal policy in the field of antimonopoly activity in the conditions of digitalization of the economy is due to the fact that there is insufficient scientific study of the issues of improving the institute of antimonopoly regulation, taking into account the tendency of economic entities to abuse in the field of competitive relations using new digital technologies; the current state of development of the theory of administrative law shows the formation of the initial stage of research activities aimed at optimizing legal policy in the field of competition protection in the conditions of digitalization of the economy in terms of quantitative and qualitative indicators. The practical significance of this study is due to the fact that the proper scientific justification of the legal policy in the field of competition protection

in the context of digital transformation depends on the further development of the norms of the Russian antimonopoly legislation and legislation on administrative responsibility for offenses infringing on the established order of competition, since improving the systematic approach to the development and implementation of this policy can contribute to the introduction of subsequent innovations in the said legislation. This article identifies the main shortcomings of the legal policy in the field of antimonopoly activity in the conditions of digitalization of the economy, due to the emphasis of the subjects of legal policy on the technologies themselves, and not on a systematic approach to its development, which assumes consideration of positive and negative factors of their application and complex interaction of public authorities in this area. The scientific novelty of the article lies in the fact that, based on the analysis of modern legal policy in

the field of competition protection in the context of digital transformation, its further prospects are determined, associated with increasing the level of consistency and comprehensive development of its doctrinal foundations, which can contribute to the formation of a regulatory framework corresponding to the challenges of the fourth industrial revolution and stimulate subsequent research in this area.

Антимонопольное регулирование является одним из основных направлений межотраслевого административно-правового регулирования в экономической области в условиях рыночной экономики. В период функционирования социалистического народного хозяйства антимонопольная деятельность не осуществлялась ввиду отсутствия соответствующей идеологической основы. Конкуренция на товарных рынках рассматривалась как атрибут капиталистической модели хозяйствования. Управление экономическими процессами полностью охватывалось компетенцией органов государственного управления, что способствовало формированию разветвленной системы предприятий-монополистов и негативно влияло на внедрение научно-технических достижений в деятельность субъектов хозяйствования [1, с.227]. Таким образом, основы правовой политики в сфере антимонопольного регулирования стали закладываться лишь на заре экономических преобразований, с которых начался переход России к рыночной экономике.

Вместо административно-командной модели управления экономикой постепенно был внедрен иной способ осуществления управленческой деятельности, для которого не характерно прямое вмешательство в хозяйственную деятельность предприятий, не основанных на праве государственной собственности. Государственное управление претерпело существенную трансформацию, итогом чего стал пересмотр набора его функций, осуществляемых в направлении экономического развития, и интенсивность их реализации. Усилена регулирующая функция, направленная на создание условий, с одной стороны, для развития предпринимательства, а с другой -для сдерживания хозяйствующих субъектов от использования экономических приемов, направленных на монополизацию соответствующих сегментов рынка и формирование иных факторов, снижающих эффективность функционирования рыночной экономики.

Н. М. Конин отмечал, что решительная борьба с различными проявлениями недобросовестной конкуренции и рыночного монополизма являются необходимой предпосылкой и важнейшим условием поступательного развития эффективной модели рыночной экономики [5, с.211]. При этом антимонопольное регулирование, являясь сферой деятельности органов исполнительной власти, уполномоченных обеспечивать защиту

Key words: legal policy, antimonopoly régulation, digitalization of the economy, protection of compétition, digital technologies.

For citation: Sokolov A., Lakaev O. Fundamentals of legal policy in the field of antimonopoly regulation in the conditions of digitalization of the economy // Humanities and law research. 2022. V. 9 (1). P. 131-136. DOI: 10.37493/2409-1030.2022.1.16

конкуренции, не отличается и не может отличаться стабильностью, подвергаясь перманентному совершенствованию. Оно не носит опережающий характер, поскольку представляется затруднительным смоделировать возможные «инновации», используемые участниками рынка для создания режима функционирования, не охваченного законодательством о защите конкуренции, но объективно препятствующего развитию конкуренции. Субъекты хозяйствования, в первую очередь, заинтересованы в получении максимальной прибыли от своей деятельности, что заставляет их искать пути выхода за пределы регулирующего воздействия со стороны государства. Это требует соответствующей реакции законодателя. В результате действующее законодательство о защите конкуренции претерпело ряд существенных изменений, вызванных последовательным принятием четырех так называемых «антимонопольных пакетов».

Очевидным является тот факт, что указанные «пакеты» не могут окончательно сформировать механизм антимонопольного регулирования. Тем более в настоящее время наблюдается прорыв в развитии новых цифровых технологий, который получил наименование «четвертой промышленной революции». Она характерна не только для экономически развитых государств. Современные глобализационные процессы позволили ей получить мировой масштаб. Ее идеолог К. Шваб, рассматривая четвертую промышленную революцию как новый этап в развитии человечества, полагает, что ее основой выступает растущая доступность новых цифровых технологий. Циф-ровизация способна дать неоспоримые преимущества экономике, но при этом важно учитывать опыт предыдущих промышленных революций. Для этого необходимы: распределение получаемых от нее благ на основе принципа справедливости; контроль рисков и возможных негативных последствий; формирование системы гарантий соблюдения интересов индивидов [14, с.31].

М. Хуатэн, оценивая текущие результаты и дальнейшие перспективы цифровой трансформации Китая, отмечает, что интеграция цифровых технологий и экономики обеспечивает изменение способов производства, инфраструктуры, условий конкуренции, зарождение и оформление новых правил конкурентной борьбы [13, с.85 - 86]. Очевидно, что эти процессы не обходят стороной и Российское государство, где антимо-

fr I

СКШУ

нопольная деятельность в эпоху цифровизации требует дальнейшего совершенствования. Некоторые шаги в этом направлении были сделаны и ранее. В частности, в Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (в ред. от 2 июля 2021 г) «О защите конкуренции» [11] были введены положения, которые касаются функционирования электронных площадок, создаваемых для организации и проведения торгов и заключения договоров по их результатам.

Однако в целом действующее антимонопольное законодательство основано на идеях, которые сформировались еще в ХХ в., и его текущее совершенствование обеспечивает оптимизацию прежних механизмов защиты конкуренции. Их универсальность с учетом цифровой трансформации сомнительна. Полная адаптация действующих правил антимонопольного регулирования к новым цифровым реалиям в области экономики с практической точки зрения маловероятна. Нарастающие темпы цифровизации экономики, ставшие результатом пандемии коронавируса и связанные с резким переходом многих хозяйственных процессов, в первую очередь торговли и услуг, в цифровой формат, обусловливают необходимость коррекции правовой политики в сфере антимонопольного регулирования.

Общетеоретическое понимание правовой политики предполагает отнесение к ней научно обоснованной, комплексной и целенаправленной деятельности субъектов государственной и муниципальной власти, выраженной в реализации юридических средств в каждой области функционирования социума, которые направлены на наиболее полное обеспечение прав и свобод индивида, укрепление законности, дисциплины и правопорядка в государстве [6, с.21]. Правовая политика в антимонопольной сфере является одним из ее наиболее важных направлений, поскольку применяемые в деятельности уполномоченных государственных органов правовые средства защиты конкуренции обеспечивают го-меостазис экономической системы, способствуя ее поступательному развитию, что важно для всех областей государственного управления ввиду их зависимости от экономического положения страны. Она направлена на упорядочение функционирования всех субъектов хозяйствования. С ее помощью организуется правопорядок в экономическом пространстве посредством недопущения вытеснения рыночной конкуренции, гарантируется право граждан и действующих на рынке организаций на защиту со стороны государства от необоснованного завышения цен на товары и услуги [4, с.196].

Формируемая и реализуемая в антимонопольной сфере правовая политика должна соответствовать ее единым принципам, то есть основополагающим началам, на которых должны быть

выстроены общие подходы государственных органов к приданию стратегической направленности деятельности по правовому регулированию общественных отношений. В качестве основных принципов правовой политики в научной и учебной литературе рассматривают системность, научную обоснованность, реалистичность, целенаправленность, последовательность [10, с. 27-28]. Содержание указанных принципов юридической науке хорошо известно. Вместе с тем необходимо подчеркнуть отдельные аспекты реализации данных принципов в деятельности субъектов антимонопольной политики в контексте цифровой трансформации общества.

Основной упор должен быть сделан на выстраивании системности и научной обоснованности правовой политики в исследуемой сфере.

Много внимания субъектами, которые уполномочены ее формировать, в настоящее время уделяется самим технологиям, но не системности в деятельности государственных органов. В политико-правовых документах государства определяются направления применения достижений научно-технического прогресса. Особенно обращает на себя внимание Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [8], в которой запланировано масштабное внедрение цифровых технологий для целей оптимизации управленческих процессов во всех отраслях и сферах осуществления экономической деятельности. В ней предполагается сосредоточить усилия на технологической модернизации экономики и управления ей, стимулировании использования новых технических средств при осуществлении хозяйственной деятельности. То есть речь идет, в первую очередь, о позитивном регулировании. Примечательно, что в большинстве случаев руководителями соответствующих направлений национальной программы и ответственными исполнителями назначены должностные лица Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Однако «цифровая экономика» должна быть ориентирована не только на внедрение новых технологий, но и создание такой системы, при которой их применение не будет усугублять существующие на сегодняшний день негативные явления, которые имеют место в том числе и в сфере антимонопольного регулирования.

Системность правовой политики в данной сфере в условиях цифровизации экономики должна обеспечивать правопорядок, повышение уровня благосостояния граждан, улучшение экономического положения всех хозяйствующих субъектов. Для этого при формировании правовой политики в указанном направлении должны прорабатываться направления противодействия возможным злоупотреблениям со стороны недобросовестных субъектов экономической деятельности,

использующих цифровые технологии вопреки интересам граждан, других хозяйствующих субъектов, общества и государства в целом. Большую роль при этом должен играть антимонопольный орган, который, однако, ни разу не был упомянут в числе органов публичного управления, задействованных в реализации названной национальной программы.

Вместе с тем системность правовой политики в сфере антимонопольного регулирования в условиях цифровизации экономики не может быть обеспечена при наличии разрозненных действий вырабатывающих ее субъектов. Безусловно, только комплекс взаимосвязанных правовых средств, применяемых субъектами правовой политики в данной сфере, с определением места и роли каждого из этих субъектов, может обеспечить реализацию принципа ее системности. Для этого необходимы политическая воля, интенсификация реализации координационной функции публичного управления и совместной работы всех заинтересованных субъектов правовой политики. В таких условиях применение цифровых технологий может обеспечить построение экономики нового уровня развития, которая будет более эффективно выполнять стоящие перед ней задачи, а злонамеренное использование цифровых платформ, сетевых эффектов и иных вредных для экономики форм внедрения новых технологий будет уверенно определяться уполномоченными органами как нарушение законодательства о защите конкуренции.

Принцип научной обоснованности также приобретает особую актуальность в условиях циф-ровизации различных происходящих в социуме процессов. Нормативно-правовое регулирование и основанная на нем правоприменительная практика должны быть в необходимой степени док-тринально обоснованы. При этом важен синтез знаний из различных областей науки. Без исследования процессов, происходящих в новой цифровой реальности, без установления связанных с цифровыми технологиями возможностей влияния на рынок товаров и услуг, в том числе деструктивного влияния, разрушающего систему налаженных на предыдущих этапах развития социальных связей, невозможно выстроить адекватную новым технологическим вызовам модель правотворческой и правоприменительной политики. Что касается последней, то она во многом детерминирована правотворчеством, поскольку правоприменитель связан традиционными схемами правового регулирования тех или иных отношений. С одной стороны, соответствующие правила абстрактны и рассчитаны на возможность их применения к широкому кругу ситуаций, полный перечень которых не может быть определен правовой нормой, но с другой - правоприменитель не всегда может приспособиться к изменениям условий, в которых эти правила действуют.

Показательны в этом отношении материалы практики Верховного Суда РФ, отражающие наиболее существенные проблемы правоприменения по делам о нарушениях антимонопольного законодательства. Обзоры судебной практики в части применения законодательства о защите конкуренции с 2016 по 2021 год показывают отсутствие ситуаций, связанных с использованием цифровых технологий во вред рыночной конкуренции, за исключением нарушений правил организации и проведения электронных аукционов. К тому же такие нарушения являются процедурными и не связаны с «инновационными» способами ограничения конкуренции на рынке товаров и услуг. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 марта 2021 г № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» [9] также не показывает возможности использования норм законодательства о защите конкуренции для выявления и устранения новых способов ограничения конкуренции, основанных на применении цифровых технологий.

Основой для совершенствования правотворческой и правоприменительной политики в рассматриваемой сфере должны выступать соответствующие научные разработки. В то же время последние научные исследования, несмотря на их высокий уровень, в большей степени ориентированы на оптимизацию существующих механизмов антимонопольного регулирования и применения административной ответственности за нарушения законодательства о защите конкуренции. Так, И.Н. Дехтярь сосредоточивает свое внимание на обособлении производства по делам о нарушениях антимонопольного законодательства в системе административной юрисдикции [3], чем обусловлено рассмотрение вопросов исключительно процессуального регулирования без анализа содержания деяний, ограничивающих конкуренцию путем злонамеренного использования цифровых технологий. К. С. Кротов, обозначая перспективы совершенствования института административной ответственности за правонарушения в сфере защиты конкуренции, упоминает и о нарушениях в сфере цифровой экономики, но не формулирует конкретных предложений в этом направлении [7, с.199].

Вместе с тем появляются и специальные исследования, направленные на обоснование нового этапа развития антимонопольного законодательства в условиях цифровизации экономики. В издании, подготовленном с участием должностных лиц Федеральной антимонопольной службы, подробно рассматриваются проблемные вопросы применения законодательства о защите конкуренции, соответствующие зарубежные практики, способы использования цифровых технологий для достижения доминирующего положения на

fri

СКШУ

рынке и устранения конкурентов, большое внимание уделяется обоснованию необходимости гармонизации антимонопольных правил и требований о защите интеллектуальной собственности, с тем чтобы последние не препятствовали развитию конкуренции [2]. Собственно, изложенные в данной работе идеи и послужили основой для подготовки указанным органом так называемого «пятого антимонопольного пакета» [12], размещенного на сайте проектов нормативных правовых актов.

Необходимо признать, что разработка проекта изменений и дополнений в законодательство о защите конкуренции в условиях развития цифровой экономики до представления его окончательного варианта может занять весьма длительный промежуток времени в связи со сложностью и спорностью рассматриваемого вопроса. Можно заметить и эволюцию во взглядах разработчиков проекта нового «антимонопольного пакета»: в первом его варианте от 28 марта 2018 г. базис законопроекта, на котором были основаны последующие нововведения, составили нормы-дефиниции, определяющие понятия «сетевого эффекта», «ценового алгоритма» и «доверенного лица». В доработанной версии разработчики отказались от понятия «ценового алгоритма» и вве-

ли в проект дефиницию «цифровой платформы». Подбор разных базисных понятий для целей законодательного регулирования защиты конкуренции в условиях цифровизации экономики говорит об отсутствии устойчивой научной платформы предлагаемых преобразований.

Таким образом, правовая политика в сфере антимонопольного регулирования в условиях цифровизации экономики требует дальнейшего совершенствования с точки зрения обеспечения реализации принципов системности и научной обоснованности. Незавершенность системного подхода обусловливает разнонаправленный характер деятельности различных субъектов государственной власти в данной сфере, перекос мер по стимулированию внедрения цифровых технологий без достаточного учета возможных негативных последствий для экономики. Системный подход, в свою очередь, взаимосвязан с научным обоснованием правовой политики: только всестороннее развитие доктринальных основ антимонопольной политики в условиях цифровой трансформации с участием широкого круга специалистов в сфере правового обеспечения защиты конкуренции может способствовать формированию нормативно-правовой базы, соответствующей вызовам четвертой промышленной революции.

Список источников и литературы

1. Административное право Российской Федерации: учебник для бакалавров / под ред. А. Ю. Соколова. М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. 352 с.

2. Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху. Как защищать конкуренцию в условиях глобализации и четвертой промышленной революции: монография / под ред. А. Ю. Цариковского, А. Ю. Иванова, Е. А. Войниканис. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2018. 311 с.

3. Дехтярь И. Н. Производство по делам о нарушениях антимонопольного законодательства как вид административ-но-юрисдикционного производства: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2018. 275 с.

4. Добросоцкий В. И. Государственное регулирование экономики: учебник. М.: МГИМО-Университет, 2017. 414 с.

5. Конин Н. М. Административное право России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2010. 448 с.

6. Краснов Ю. К. Правовая политика России на современном этапе: учебное пособие. М.: Прометей, 2019. 182 с.

7. Кротов К. С. Административная ответственность за правонарушения в сфере защиты конкуренции: дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2020. 249 с.

8. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»». URL: https://digital.ac.gov.ru/materials/passport/ (дата обращения: 04.12.2021).

9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 марта 2021 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2021. № 5.

10. Правовая политика в современной России: учебное пособие / под ред. А. В. Малько. М.: Директ-Медиа, 2014. 375 с.

11. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3434.

12. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=79428 (дата обращения: 05.12.2021).

13. Хуатэн М., Чжаоли М., Дели Я., Хуалей В. Цифровая трансформация Китая. Опыт преобразования инфраструктуры национальной экономики. М.: Интеллектуальная литература, 2019. 250 с.

14. Шваб К., Дэвис Н. Технологии Четвертой промышленной революции. М.: Эксмо, 2018. 320 с.

References

1. Administrativnoe pravo Rossiiskoi Federatsii: uchebnik dlya bakalavrov / pod red. A.Yu. Sokolova (Administrative Law of the Russian Federation). Moscow: Norma: INFRA-M, 2016. 352 p. (In Russian).

2. Antimonopol'noe regulirovanie v tsifrovuyu epokhu. Kak zashchishchat' konkurentsiyu v usloviyakh globalizatsii i chetvertoi promyshlennoi revolyutsii: monografiya / pod red. A. Yu. Tsarikovskogo, A. Yu. Ivanova, E. A. Voinikanis (Antimonopoly regulation in the digital age. How to protect competition in the context of globalization and the Fourth Industrial Revolution). Moscow: Publishign House of High Economy School, 2018. 311 p. (In Russian).

3. Dekhtyar' I. N. Proizvodstvo po delam o narusheniyakh antimonopol'nogo zakonodatel'stva kak vid administrativno-yurisdiktsionnogo proizvodstva (Proceedings on cases of violations of antimonopoly legislation as a type of administrative and jurisdictional proceedings). Saratov, 2018. 275 p. (In Russian).

4. Dobrosotskii V. I. Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomiki: uchebnik (State regulation of the economy). Moscow: MGIMO-Universitet publ., 2017. 414 p. (In Russian).

5. Konin N. M. Administrativnoe pravo Rossii: uchebnik (Administrative Law of Russia). Moscow: Prospekt, 2010. 448 p. (In Russian).

6. Krasnov Yu. K. Pravovaya politika Rossii na sovremennom etape: uchebnoe posobie (Legal policy of Russia at the present stage). Moscow: Prometei, 2019. 182 p. (In Russian).

7. Krotov K. S. Administrativnaya otvetstvennost' za pravonarusheniya v sfere zashchity konkurentsii (Administrative responsibility for violations in the field of competition protection): thesis. Saratov, 2020. 249 p. (In Russian).

8. Pasport natsional'nogo proekta «Natsional'naya programma «Tsifrovaya ekonomika Rossiiskoi Federatsii»» (Passport of the national project «National program «Digital Economy of the Russian Federation»»). URL: https://digital.ac.gov.ru/ materials/passport/ (Accessed: 04.12.2021). (In Russian).

9. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation No. 2 «O nekotorykh voprosakh, voznikayushchikh v svyazi s primeneniem sudami antimonopol'nogo zakonodatel'stva» («On some issues arising in connection with the application of antimonopoly legislation by courts») (04.03.2021) // Byulleten' Verkhovnogo Suda Rossiiskoi Federatsii. 2021. No. 5. (In Russian).

10. Pravovaya politika v sovremennoi Rossii: uchebnoe posobie / pod red. A. V. Mal'ko (Legal policy in modern Russia). Moscow: Direkt-Media, 2014. 375 p. (In Russian).

11. The Federal Law No. 135-FZ «O zashchite konkurentsii » («On the protection of competition») (26.07.2006) // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 2006. No. 31 (part 1). Art. 3434. (In Russian).

12. Federal portal of draft normative legal acts. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=79428 (Accessed: 05.12.2021). (In Russian).

13. Khuaten M., Chzhaoli M., Deli Ya., Khualei V. Tsifrovaya transformatsiya Kitaya. Opyt preobrazovaniya infrastruktury natsional'noi ekonomiki (China's digital transformation. Experience in transforming the infrastructure of the national economy). Moscow: Intellektual'naya literatura, 2019. 250 p. (In Russian).

14. Shvab K., Devis N. Tekhnologii Chetvertoi promyshlennoi revolyutsii (Technologies of the Fourth Industrial Revolution). Moscow: Eksmo, 2018. 320 p. (In Russian).

Сведения об авторах

Соколов Александр Юрьевич - доктор юридических наук, директор Саратовского филиала Института государства и права Российской академии наук; e-mail: aysockolov@mail.ru

Лакаев Олег Анатольевич - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Саратовского филиала Института государства и права Российской академии наук; e-mail: olegoleg81@mail.ru

Information about the authors

Sokolov Alexandr Yu. - Doctor of Law, director, Saratov Branch of the Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences; e-mail: aysockolov@mail.ru.

Lakaev Oleg A. - PhD in Law, Senior Researcher, Saratov Branch of the Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences; e-mail: olegoleg81@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.