Научная статья на тему '"ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ" КАК ФАКТОР ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ'

"ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ" КАК ФАКТОР ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДНКНР / ОПК / ДЕТИ / МОЛОДЕЖЬ / ВОСПИТАНИЕ / РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Орлов Михаил Олегович, Елистратов Дионисий

В статье анализируется преподавание модуля «Основы православной культуры» с точки зрения вовлеченности молодежи в общество потребления. Исследователи акцентируют внимание на том, что современные дети и молодежь, вне зависимости от своего желания, живут в обществе потребления, и банальное моральное осуждение ценностей общества потребления с точки зрения религиозной традиции приучает детей «жить в двух мирах». В качестве альтернативы существующему положению дел коллективом авторов предлагается выработка стратегии разъяснения детям основ православного поведения в современном обществе потребления, а также поиск новых форм использования достижений техники на благо патриотическому и духовнонравственному воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Орлов Михаил Олегович, Елистратов Дионисий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ" КАК ФАКТОР ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

ОРЛОВ М.О.,

д.ф.н, профессор СГУ имени Н.Г. Чернышевского, священник Дионисий ЕЛИСТРАТОВ

«основы православной культуры» как фактор духовного здоровья детей и молодежи в современном обществе1

Аннотация: В статье анализируется преподавание модуля «Основы православной культуры» с точки зрения вовлеченности молодежи в общество потребления. Исследователи акцентируют внимание на том, что современные дети и молодежь, вне зависимости от своего желания, живут в обществе потребления, и банальное моральное осуждение ценностей общества потребления с точки зрения религиозной традиции приучает детей «жить в двух мирах». В качестве альтернативы существующему положению дел коллективом авторов предлагается выработка стратегии разъяснения детям основ православного поведения в современном обществе потребления, а также поиск новых форм использования достижений техники на благо патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.

Ключевые слова: ОДНКНР, ОПК, дети, молодежь, воспитание, религиозная культура, традиционная культура.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 20-311-70023.

ORLOV M. O.,

doctor of philosophy, professor, priest Dionysius ELISTRATOV

«Fundamentals of orthodox culture» as a factor of spiritual health of children and young people in modern society

Abstract: The article analyzes the teaching of the module «Fundamentals of Orthodox culture» from the point of view of youth involvement in consumer society. Researchers focus on the fact that modern children and young people regardless of their desire have to live in consumer society, and the banal moral condemnation of the values of consumer society from the point of view of religious tradition teaches children to «live in two worlds». As an alternative to the current state of affairs, the team of authors suggests developing a strategy for explaining the basics of Orthodox behavior to children in modern consumer society, as well as searching for new forms of using technology for the benefit of patriotic, spiritual and moral education.

Keywords: fundamentals of Orthodox culture, children, youth, education, religious culture, traditional culture.

Включение в федеральный государственный образовательный стандарт предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» («ОДНКНР») послужило мощным стимулом для научно-педагогического осмысления форм и задач преподавания основ религиозных культур (и в первую очередь «Основ православной культуры») в школе. Возвращение после столетнего перерыва в российскую систему среднего образования преподавания знаний о религии и, особенно, — о православной вере, поставило перед научным и преподавательским сообществом ряд теоретических

и практических вопросов, связанных с подготовкой квалифицированных преподавателей, изучением православного святоотеческого педагогического наследия, а также опыта дореволюционной России и зарубежных стран, определением места преподавания «ОДНКНР» в общей системе духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников, разработкой учебно-методических материалов и пособий и т. д.

В этой большой и системной работе, направленной на обеспечение передачи (либо, в крайнем случае, хотя бы ознакомления с ней) православной духовной традиции подрастающему поколению, при погружении в практические, методологические и педагогические проблемы зачастую остается без внимания уровень задач и перспектив, связанных с общими социальными и культурными условиями, в которых происходит социализация современных детей и молодежи.

В первую очередь, это касается проблемы взаимоотношений между православной культурой и ценностями общества потребления, в котором живут современные дети и их родители. Эти ценности во многом вступают в противоречия с ценностями православной веры. Самым простым ответом на вызов потребительского общества, часто озвучиваемым церковными или светскими публицистами, ораторами, учеными, является то, что общество потребления — это зло, от которого нужно ограждать современную молодежь, причем как это делать в реальности и к чему это, как показывает практика, приводит, не обсуждается.

Осмысление проблем и перспектив преподавания религиозных знаний в современной школе не может сводиться к простой констатации того, что ценности потребительского и информационного общества не соответствуют или даже в определенных случаях противоположны мировоз-

зренческим установкам православной культуры, да и традиционной культуры вообще. Такая констатация ничего не может дать ни педагогам, отвечающим на соответствующие вопросы школьников, ни самим детям из верующих семей, которые приучаются жить «в двух мирах». Регулярная критика «потребительства», стяжания, коммерциализации межличностных отношений, как правило, разбивается о социальные реалии нашего общества: такие, как социальное расслоение, показная или скрываемая роскошь тех, кто призывает к сплочению вокруг патриотических и духовных ценностей. В силу этого подобная критика не просто остается не услышанной в молодежной аудитории, но и является поводом для появления цинизма по отношению к духовным традициям. Между тем, если целью ознакомления с православной культурой является построение более справедливого и нравственного общества, то очень важно воспитывать в детях чувство меры и справедливости, знакомить их с православными стандартами поведения в социальных отношениях, на которые они будут опираться в зрелом возрасте.

На наш взгляд, очевидно противоречие между православными духовными ценностями, которые преподаются детям на уроках модуля «Основы православной культуры» («ОПК») или на занятиях в воскресной школе, и ценностями того общества, в котором мы все живем. И поэтому особенное значение обретает разработка конкретных предложений по преодолению возникающих в этой связи проблем, что является одной из главных задач православной педагогики в наши дни. От решения данной проблемы зависит то, какие перспективы ожидают модуль «ОПК» в качестве инструмента передачи традиционных духовных ценностей православной веры, насколько данный модуль сможет стать эффективным в этом деле.

Необходимо отметить, что, несмотря на внутренне иррациональный характер потребительства, общество

потребления оказывает воздействие на повышение бытовой рациональности. Мужчины становятся все более разборчивыми покупателями не только в отношении традиционно «мужских покупок», связанных с техникой (бытовой, транспортной, строительной), строительных и ремонтных материалов и инструментов, но также в отношении продуктов питания, домашнего декора и парфюмерии. В свою очередь, женщины также проявляют возросшую рациональность покупок, основанных на предварительном изучении характеристик желаемого товара в сети Интернет, проявляют больше осведомленности в автомобильной и электронной технике, не относящейся к традиционно «женской» кухонной технике2. Современные приоритетные предметы потребления — это, в первую очередь, бытовая техника, которая становятся все сложнее и предлагает разные варианты своего использования, требующие от пользователя принятия осмысленного решения (например, режимы работы стиральной машины, установление конфигурации выполняемых задач на мобильных устройствах для повышения их автономности и т. д.). «Потребители должны осваивать новую вещь, причем не для того, чтобы подтянуть ее к своим потребностям ("доработать", как бывало раньше, — лежа под колесами автомобиля или влезая в "нутро" нехитрого магнитофона), а для того, чтобы подтянуть свои потребности к возможностям вещи».

Представители высших слоев общества могут даже превращать демонстративное потребление как выражение своего высокого статуса в демонстративный отказ от потребления, например, посредством модных диет, жертвованием денежных средств в различные некоммерческие организации. Легко можно увидеть, что первыми носителями

2 См.: Наумова Н.А. Исследование поведения современного потребителя: институциональный аспект // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2. С. 317.

такого демонстративного не-потребления были в евангельскую эпоху фарисеи, которые выставляли напоказ соблюдение постов (см.: Мф. 6:16), а также жертвы на ветхозаветный храм (см.: Мф. 23:23).

Интенсификация потребления в развитых странах обусловила появление инфраструктуры потребления, возникновение новых стандартов и разграничение различных форм потребления. Ольга Леонидовна Цветкова выделяет две такие формы: атрибутивное и досуговое потребление. Атрибутивное потребление включает материальные объекты потребления (недвижимость, средства передвижения, одежду, еду), а досуговое распространяется на те виды жизнедеятельности, которые связаны с организацией свободного времени (прогулки, поездки, отдых, развлечения)3.

В современных отечественных научных работах, которые направлены не столько на изучение общества потребления, сколько на его осуждение, организация досуга в рамках общества потребления встречает наибольшее осуждение. Формируется образ стереотипного представителя общества потребления, который может соответствовать, пожалуй, только звездам западной рэп-культуры: увешанным золотыми цепями, берущим себе пафосные имена, одетым в дорогую одежду, катающимся в дорогих машинах с шофером по различным праздникам, берущим гонорары за свое присутствие и при этом не забывающим критиковать общество потребления.

Потребительская культура сводится к отупляющим развлечениям, антиинтеллектуализму, «сладострастному безволию» и социальной пассивности4. На наш взгляд,

3 См.: Цветкова О.Л. Эволюция потребления: от Аристотеля до постмодерна // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 3. С. 400.

4 Данный взгляд можно встретить в кн.: Ильин А.Н. Культура общества массового потребления: критическое осмысление. Омск, 2014. С. 50-51, 179.

формирование подобных стереотипов и даже мифов формирует искаженное представление об обществе потребления, его внутренних закономерностях и противоречиях, мешает выработке осмысленной стратегии по снижению его негативных проявлений в духовном строе наших современников, а также использованию характерных черт этого общества для достижения важных социальных целей.

Например, опыт Саратовской области демонстрирует позитивный пример использования гастрономического потребления для укрепления межнационального согласия в регионе. Дегустация блюд национальной кухни стала объединяющей ценностью и неотъемлемым атрибутом проводимых под эгидой правительства Саратовской области различных национальных и религиозных праздников, например: «Лезгинка — танец дружбы»5; ту же роль играют конкурсы национальной красоты6, этнофестивали7. Российским государством еще с советских времен принимаются меры на всех уровнях по организации досуга граждан, и предлагаемые обществом потребления технологии и ценности не отрицаются, а используются в конструктивных целях, в том числе в качестве инструмента государственной политики.

5 См.: Лезгинка — танец дружбы // Саратовский музей боевой и трудовой славы [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.sargmbs. ru/index.php/2803-lezginka-tanets-druzhby (дата обращения: 07.12.2018). Загл. с экрана.

6 См.: Саратовские повара готовили блюда национальной кухни // Взгляд-инфо. 2018. 16 апреля. [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.vzsar.ru/news/2018/04/16/saratovskie-povara-gotovili-bluda-nacionalnoy-kyhni.html (дата обращения: 07.12.2018). Загл. с экрана.

7 См.: III Всероссийский этнофестиваль национальных культур «Волжское подворье» // Сайт правительства Саратовской области. 2018. 14 сентября [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://saratov.gov.ru/news/iii_vserossiyskiy_etnofestival_ natsionalnykh_kultur_volzhskoe_podvore/?sphrase_id=411693 (дата обращения: 07.12.2018). Загл. с экрана.

Например, одним из современных элементов досуга в обществе потребления стало использование средств виртуальной реальности — нетрадиционных генераторов ощущений. По мнению Анастасии Андреевны Гришиной, «свободное времяпрепровождение как основа образа жизни переходит в виртуальное пространство. <...> Насыщенный виртуальный мир и погоня за достижением высшего удовольствия способствуют поглощенности индивида компьютером»8. Однако в ответ можно привести инициированный митрополитом Тихоном (Шевкуновым) проект создания в регионах страны исторических парков «Россия — моя история», которые содержат мультимедийные исторические выставки, выполненные по технологии 3D и дополненной реальности9.

Таким образом, технологии виртуальной реальности, соответствующие такой ценности общества потребления, как погружение в виртуальные миры, создающие «эффект присутствия» и отвлекающие от обыденности, могут служить задачам патриотического воспитания личности, ознакомления гражданина с историей родной страны, проведения школьных экскурсий, которые оставят глубокие эмоциональные переживания от «эффекта присутствия» исторических персонажей прошлых эпох рядом с их потомками. Сама Анастасия Андреевна Гришина приводит примеры позитивного применения технологий досуга, предлагаемых обществом потребления. Это использование интернет-технологий в музейной и концертной деятельности,

8 Гришина А.А. Досуг в обществе потребления: основные тенденции восприятия // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2013. Т. 195. С. 77.

9 См.: Епископ Егорьевский Тихон о проекте «Россия — моя история» [Электронный ресурс] // Информационно-просветительский сайт Та-тарстанской митрополии. 2017. 28 октября. [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://tatmitropolia.ru/all_publications/publication/?id=66186 (дата обращения: 17.12.2019). Загл. с экрана.

позволяющее приобщить к серьезному искусству максимально возможное число зрителей и слушателей вне зависимости от социального статуса и материального положения. Социальные сети используются учреждениями культуры, творческими сообществами, студенческими научными группами для общения и обмена идеями. Наконец, важным элементом потребительской инфраструктуры стало расширение возможности для туризма, благодаря чему, в частности, тысячи верующих получили возможность совершать паломничество как к отечественным святыням, так и к святыням в других православных странах, обогатив свой духовный опыт и укрепив себя в вере.

Двойственное значение досуга в обществе потребления раскрыто у Оксаны Викторовны Понукалиной. По ее словам, развлекательные услуги, несмотря на отсутствие в них глубокого интеллектуального содержания, оказывают положительное влияние тем, что отвлекают от антикультурных и асоциальных форм досуга: пьянства, наркомании; они являются средством профилактики депрессии, фрустрации, суицидальных мыслей. «Индустрия досуга, ориентированная на развлечения, дает возможность человеку отвлечься от рутинной повседневности, получить заряд положительных эмоций и ощущений; услуги индустрии досуга широко рекламируются в СМИ, как правило, стоят дорого и приносят доход ее устроителям»10.

Образ различных аспектов общества потребления показывает его сложную структуру, в связи с чем нельзя однозначно ассоциировать эту форму общества с образом бездумного поглощения товаров и услуг. Влияние общества потребления на поведение человека нельзя назвать линейным и однозначно негативным, зачастую оно связа-

10 Понукалина О.В. Досуг в обществе массового потребления: концептуальные рамки исследования // Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Вып. 1. С. 25.

но с побуждением к более осмысленному и рациональному поведению. Призывая человека к приобретению новых товаров и услуг, рынок вынуждает человека больше работать, сокращая время его досуга и тем самым увеличивать траты его на потребление развлекательных услуг. Важным уроком, которое дает изучение влияния зависимости потребительских практик от социальных норм той социальной группы, принадлежать к которой стремится человек, является то, что стремление к увеличению потребления может быть ограничено инструментами самого общества потребления.

Таким образом, уроки и ОРКСЭ, и ОДНКНР должны не просто транслировать религиозные ценности как «исторический экспонат», но разъяснять детям, каким образом эти ценности могут быть применены в современном обществе потребления. Очень важно объяснить подрастающему поколению, где находится граница дозволенного погружения религиозного человека в потребительство, а где оно вступает с противоречие с религиозными установками. Одновременно с тем конфессиональные модули ОРКСЭ и ОДНКНР не должны восприниматься как попытка «возврата в средневековье»: когда слова учителя на уроке вступают в противоречие с ежедневной бытовой реальностью ребенка, это вызывает отторжение и подрывает авторитет учителя. Относительно этого саратовскими исследователями уже отмечалось, что одной из принципиальных проблем современной теологии в гуманитарной среде видится ее изначально неверное позиционирование как той сферы, которая ответственна только за морально-этическую составляющую образовательного процесса11. Таким

11 См.: Орлов М.О., Полохов Д., прот, Петрова К.Ю. Теология в системе гуманитарных наук: особенности предмета и методологии // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2019. Т. 20. № 4. С. 313-323.

образом, складывается ситуация риска, что уроки ОПК будут выполнять совершенно противоположную задачу: вместо воспитания детей в духе религиозной традиции — полное от нее отторжение. Поэтому только грамотное включение элементов традиционных религий в современную жизнь может отвечать задачам патриотического и религиозного воспитания детей и молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.