Научная статья на тему 'Основы построения пейзажей в ботаническом саду УНЦ РАН'

Основы построения пейзажей в ботаническом саду УНЦ РАН Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
217
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАНДШАФТНЫЙ СТИЛЬ / ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ КОМПОЗИЦИЯ / РАСТИТЕЛЬНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ / ПЕЙЗАЖ / LANDSCAPE STYLE / VOLUMETRIC-SPATIAL COMPOSITION / VEGETATIVE COLLECTIONS / LANDSCAPE

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Никитина Л. С., Кучерова С. В.

Перечисляются основные экспозиционные участки на территории ботанического сада. Приводятся описания основополагающих средств планирования декоративных растительных композиций: единство и соподчиненность, пропорции, законы линейной и воздушной перспективы, правила цветовой гармонии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASES OF LANDSCAPES CONSTRUCTION IN BOTANICAL GARDEN USC RAS

The basic exposition sites in territory of botanic garden are listed. Descriptions of basic planning means of decorative vegetative compositions are brought: unity and co-ordination, proportions, laws of linear and air prospect, rule of color harmony.

Текст научной работы на тему «Основы построения пейзажей в ботаническом саду УНЦ РАН»

УДК 58.006:712

ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ПЕЙЗАЖЕЙ В БОТАНИЧЕСКОМ САДУ

УНЦРАН

© 2010 Л.С. Никитина, С В. Кучерова

Ботанический сад-институт Уфимского научного центра РАН, г. Уфа Поступила в редакцию 07.05.2010

Перечисляются основные экспозиционные участки на территории ботанического сада. Приводятся описания основополагающих средств планирования декоративных растительных композиций: единство и соподчиненность, пропорции, законы линейной и воздушной перспективы, правила цветовой гармонии.

Ключевые слова: ландшафтный стиль, объемно-пространственные композиция, растительные коллекции, пейзаж

В садово-парковом искусстве используются два композиционных приема (стилевых решения) - регулярный и ландшафтный. Регулярный стиль характеризуется геометризацией плана аллей и дорожек, рядовой посадкой деревьев, четкими контурами площадок и водоемов, строгой расстановкой малых архитектурных форм. Ландшафтный стиль имеет свободную, естественную конфигурацию дорожек, свободные контуры полян, лужаек, водоемов. Пейзажи в ландшафтной композиции строятся по принципу природных и требуют как знаний законов композиции, так и декоративных качеств растительного материала. Ботанический сад-институт УНЦ РАН (БСИ УНЦ РАН) был создан на территории естественного лесного массива с полянами, лужайками и озерцами, поэтому ландшафтный стиль размещения коллекций является более рациональным, чем регулярный. В проектировании нашего ботанического сада гармонично сочетаются симметричный регулярный и естественно-пейзажный стили.

БСИ УНЦ РАН входит в систему особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Республики Башкортостан (РБ). Он расположен в юго-восточной части г. Уфы в междуречье Уфа-Сутолока. Территория ограничена с запада рекой Сутолокой, с востока - автомагистралью, с юга - жилой застройкой, с севера - лесопарком Уфимского лесхоза и имеет площадь 23 га. Рельеф довольно сложный, овражистый. Восточная часть территории имеет менее пересеченный рельеф с пологими или слабо пологими склонами западной экспозиции и незначительными лощинами. Наивысшая точка находится в

Никитина Лилия Салиховна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории интродукции древесных растений и ландшафтного озеленения. E-mail: [email protected]

Кучерова Светлана Владимировна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории дендрологии и лесной селекции. E-mail: [email protected]

юго-восточной части территории (177,4 м над уровнем моря), откуда идет постепенное понижение с востока на запад к пойме р. Сутолока (абсолютная высота - 114,7 м). Почвы большей части территории - серые лесные тяжелого суглинистого механического состава (большинство насаждений); на более возвышенных участках рельефа - темно-серые лесные, изредка, в нижней части склонов северной экспозиции залегают светло-серые лесные почвы. На территории ботанического сада выращивается свыше 4500 таксонов растений, в том числе значительная часть видов из природной флоры РБ.

На территории БСИ УНЦ РАН выделяются следующие экспозиционные участки: 1 - дре-весно-кустарниковых растений (кониферетум, фрутицетум, салицетум, популетум, сирингарий, розарий, яблоневый сад, формовой сад плодовых растений, «кедровая роща», также участки рябин, берез, кленов, боярышников, жимолости, деревянистых лиан, вересковых, орехоплодных растений); 2 - многолетних травянистых растений (ирисов, пионов, тюльпанов, лилий, лилейников, хост, георгин, хризантем, а также участки редких и исчезающих, лекарственных, пряно-ароматических растений, почвопокровников, злаков и дикорастущих луков); 3 - цветники из многолетников и однолетников; 4 - альпинарий; 5 - газоны; 6 - сеть пешеходных прогулочных дорожек и троп. Основные вышеперечисленные экспозиционные участки построены на основе ландшафтного стиля. Некоторые экспозиции, на которых демонстрируются сорта растений, выполнены в регулярном стиле.

В БСИ УНЦ РАН при создании растительных композиций использовались такие основополагающие средства составления объемных композиций в пространстве как единство и соподчиненность, пропорции, законы линейной и воздушной перспективы. Существуют правила цветовой гармонии, которые помогают составлять композиции из растений. Цвета (хроматические

Особо охраняемые природные территории

или ахроматические) создают впечатление легкости или тяжести, тепла или холода, вызывают чувства радости или печали. Цвет характеризуют три компонента: цветовой тон, насыщенность цвета и яркость. Так, цвета ярких колеров хороши на дальнем расстоянии. Кроме того, они более эффектно воспринимаются небольшим пятном в сочетании с зеленой листвой. Эмоциональное воздействие красного, оранжевого, желтого определяется как теплое, активное, возбуждающее. Голубой, синий, фиолетовый - это холодные цвета и воздействуют успокаивающе. Зеленый - это «цвет физического равновесия». Все светлые тона кажутся легкими, все темные -тяжелыми. Сильнее всего работают контрасты. Контрасты могут быть цветовыми (сочетание разных тонов при равных яркостях) и яркост-ными (сочетание различных яркостей, равных по цветности). Цвета, лежащие на диаметрально противоположных концах цветового круга, являются контрастными: синий - оранжевый, желтый - фиолетовый, голубой - красный, зеленый - пурпурный [1].

Любой цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным, сочетание контрастных цветов позволяет повысить общую насыщенность рисунков. При сочетании цветов, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге, тем сильнее уменьшается их насыщенность. К приятным глазу (гармоничным) цветовым сочетаниям относятся не только контрастные, но и нюансные сочетания (бледно-розовый, розовый, ярко-красный). В случае дисгармоничного сочетания цветов, например, красного и фиолетового, синего и зеленого, красного и оранжевого, композиция нейтрализовалась ахроматическими цветами. Для этого на границе сочетания вводились белые, серые, серебристые, редко - черные цвета. Например, при формировании клумб БСИ УНЦ РАН, чисто красный колер сочетали с сине-зеленым, белым или чисто синим (как резкий контраст). В тех случаях, когда рядом располагались растения с преобладанием красных и оранжевых тонов или растения с преобладанием оранжевых и желтых тонов и т. д., они отделялись полоской газона или, белым или серым по тону растением [2].

Распределение в ботаническом саду света и тени также является важным элементом. Хорошим примером использования светотени является теневой сад, где размещение растений строится на принципе чередования светлых и темных или затененных пространств. Открытые пространства - поляны, лужайки, цветники, партеры и водные зеркала - размещены таким образом, чтобы в саду в течении всего дня были целесообразно распределены свет и тень. При учете освещения пейзажа необходимо знать наибольшую длину тени, падающей от предмета, и направление ее в разное время дня. На больших композициях, таких, как фрутицетум, кониферетум,

предусмотрена различная ориентация открытых пространств. В саду соблюдено известное равновесие между светлыми и затененными пространствами, предусмотрены известные переходы, нюансы, оттенки.

Объемно-пространственные композиции растений характеризуются формой. Форму природных элементов можно представить себе близкой к геометрической. Каждая форма обладает длиной, высотой и шириной. В зависимости от соотношения этих измерений различаются линейные, плоскостные и объемные формы. В линейной форме одно измерение (длина) преобладает над двумя другими (ширина и высота). Линейной формой можно считать дорожки, бордюры, ограждение участка. В плоскостной форме относительно равны два измерения (длина и ширина) при очень маленькой величине третьего (высоте). Плоскостная форма характерна для массивов цветников, газонов, водоемов и площадок мощения. Различают такие формы как круг, овал, прямоугольник, квадрат. Комбинируя эти простые геометрические формы, можно создавались абстрактные фигуры. В объемной форме все измерения относительно близки по величине. В первую очередь при составлении композиций ботанического сада учитывались характерные объемные формы кустарников и деревьев. Их можно представить себе как тела вращения (шар, конус, параболоиды). Выделяются четыре основных типа объемной формы у растений: пирамидальная (может быть также конической или колонновидной), подушковид-ная (может быть также стелющейся или распростертой), шаровидная (может быть также шат-ровидной или зонтиковидной) и плакучая, поникающая.

Любая растительная композиция размещается в трехмерном пространстве участка. Восприятие композиции в пространстве определяется законами линейной и воздушной перспективы. Эффект линейной перспективы заключается в следующем. Вертикальные линии остаются вертикальными, но уменьшаются по величине (чем дальше от наблюдателя, тем меньше). Горизонтальные параллельные линии сходятся на горизонте. При проектировании тех или иных композиций учитываются законы линейной перспективы, а именно: а) чем дальше предмет, тем он кажется меньше, причем кажущаяся величина тел уменьшается прямо пропорционально квадрату удаления; б) все вертикальные линии в перспективе остаются вертикальными; в) параллельные линии, уходящие от наблюдателя в горизонтальной плоскости, сходятся на горизонте; параллельные линии, уходящие от наблюдателя на понижающейся местности, сходятся ниже горизонта, а на повышающейся местности -выше горизонта. Обычно предметы лучше всего выглядят, если они расположены от зрителя на горизонтальной или слегка поднимающейся

плоскости, но некоторые дают прекрасное впечатление и при рассмотрении их сверху или снизу. Например, деревья с пирамидальной, плакучей или с очень прозрачной кроной лучше рассматриваются снизу вверх, на фоне неба.

Воздушная перспектива - это изменение яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от наблюдателя. Она последовательно смягчает контуры отдаленных предметов; при этом тона становятся менее яркими, а тени - менее густыми. Воздушная, или красочная, перспектива зависит от плотности воздуха, располагающегося между глазом и удаленным предметом. Особенно четко воспринимается далекая перспектива при безоблачной погоде и чистом воздухе. Учитывая явления воздушной перспективы, элементам пейзажа придается оптическая глубина и удаленность. Например, впечатление глубины поляны усиливается, если на переднем плане помещены деревья со светлой листвой (они кажутся ближе, чем на самом деле), а на заднем плане - деревья с темной листвой (они кажутся дальше).

Уход за экспозициями в БСИ УНЦ РАН сочетается с программой экскурсионного посещения коллекций населением. В целях сохранения насаждений ботанического сада от рекреационной и иной дигрессии проложена дорожно-тропиночная сеть. Основная транспортная дорога Уфимского ботанического сада заасфальтирована и ограничена как бетонными бордюрами и железными оградами, так и плотной живой изгородью из кустарников (пузыреплодник, самшит, барбарис и др.). Дорожки выложены железобетонными плитами, тропинки покрыты гравием. В конечном счете, прогулочные дорожки приводят посетителя к местам, с которых

с которых открываются наиболее живописные пейзажи. Наиболее живописные картины возникают перед взором посетителя сада внезапно, поражая эффектом динамического контраста. В Уфимском ботаническом саду видовые точки оказываются как бы нанизанными на прогулочную сеть. Вдоль дорог расставлены указатели. Они ориентируют посетителей, определяя, с одной стороны, направление движения к основным участкам, разрешенным для посещения и, с другой стороны, запрещающие проход или открытые только для работников сада.

Выводы: в БСИ УНЦ РАН при создании растительных композиций использовались такие основополагающие средства как единство и со-подчиненность, пропорции, законы линейной и воздушной перспективы. При планировании растительных композиций использовались приемы симметрии, асимметрии, равновесия, ритма, контраста, нюансов, масштабности и т. д. В проектировании ботанического сада гармонично сочетаются симметричный регулярный и естественно-пейзажный стили.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Никитина, Л. С. Теоретический опыт системного подхода к созданию пришкольных учебно-опытных участков на основе современных требований ландшафтного дизайна / Л. С. Никитина, С.В. Кучерова // Урбоэкосистемы: проблемы и перспективы развития. Мат-лы III Междунар. на-уч.-практ. конф. - Ишим, 2008. - Вып. 3. - С. 250-251.

2. Никитина, Л. С. Методические рекомендации по проектированию насаждений на учебно-опытных участках образовательных учреждений / Л.С.

Никитина, А.М. Мингажева. - Уфа, 2007. - 16 с.

BASES OF LANDSCAPES CONSTRUCTION IN BOTANICAL GARDEN

USC RAS

© 2010 LS. Nikitina, S.V. Kucherova Botanical Garden-institute of Ufa Scientific Centre RAS, Ufa

The basic exposition sites in territory of botanic garden are listed. Descriptions of basic planning means of decorative vegetative compositions are brought: unity and co-ordination, proportions, laws of linear and air prospect, rule of color harmony.

Key words: landscape style, volumetric-spatial composition, vegetative collections, landscape

Liliya Nikitina, Candidate of Biology, Senior Research Fellow at the Laboratory of Woody Plants Introduction and Landscaping. E-mail: [email protected]

Svetlana Fucherova, Candidate of Biology, Senior Research Fellow at the Laboratory of Dendrology and Forest Selection. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.