Научная статья на тему 'Колористика древесных насаждений в ландшафтном проектировании'

Колористика древесных насаждений в ландшафтном проектировании Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
786
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
КОЛОРИСТИКА / ЦВЕТ / РАСТИТЕЛЬНЫЕ ПИГМЕНТЫ / ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН / ЛАНДШАФТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / COLORISTICS / COLOR / PLANT PIGMENTS / LANDSCAPE DESIGN / LANDSCAPE COMPOSITION

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Ковешников А.И., Новикова Н.Е.

Колористика древесных насаждений дает представление о цветовом восприятии как одиночного дерева, так и всей группы в целом. Зная индивидуальные особенности изменения цвета листвы каждого вида, можно компоновать группы на основе плавного перехода от тона к тону, построенные на контрасте цветов или с введением акцента. Летом такого результата можно достигнуть, используя сорта деревьев и кустарников с нетипичной окраской листвы. У обыкновенных растений эффект будет заметен в конце лета начале осени, когда зеленая листва сменится на багряную, красную, оранжевую, желтую. Цель работы: проанализировать изменение окраски листьев деревьев и кустарников в течение вегетационного периода. Объектами исследования послужили растения, произрастающие в ЦФО России, Орловской области, древесно-кустарниковые группы, отдельные растения и их части. Были проанализированы причины изменения окраски листьев деревьев и кустарников. Рассмотрены примеры использования знаний по колористике в ландшафтном проектировании. Проведен мониторинг конкретных насаждений, отобранных для работы, в течение времени проведения эксперимента. В конечном варианте проекта цвет создает завершенность, придает пейзажу естественность, помогает выделить какую-то определенную часть в общем восприятии территории, привлекает в сад насекомых и птиц, дарит владельцам участка определенное настроение, добавляет декоративность ландшафтной картине. Ландшафтному дизайнеру необходимо знать основы и законы колористики, чтобы умело использовать цветовые особенности растений в своих композициях; избегать пестрых цветовых сочетаний и произвольного подбора растений в колоритном отношении; избегать сливающейся монотонности, не злоупотреблять частотой однотонных масс. Данные элементы лучше использовать как сменные среди сильных и контрастных колоритных пунктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Ковешников А.И., Новикова Н.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COLORISTICS OF WOOD PLANTS IN LANDSCAPE DESIGN

The coloristics of tree plantations gives an idea of the color perception both of a single tree, and the group as a whole. Knowing the individual characteristics of changing the color of foliage of each species, you can arrange groups on the basis of a smooth transition from tone to tone, built on the contrast of colors or with the introduction of an accent. In summer such result can be achieved using varieties of trees and shrubs with atypical coloring of foliage. In ordinary plants, the effect will be noticeable in the late summer or early autumn, when the green foliage changes to red, orange, yellow. The objective is to analyze the discoloration of leaves of trees and shrubs during the growing season. The target of research were plants growing in the Central Federal District of Russia, the Oryol region, the wood and shrub groups, individual plants and their parts. The causes of discoloration of leaves of trees and shrubs were analyzed. The examples of using knowledge of coloristics in landscape design are considered. The monitoring of specific stands selected for work was carried out during the time of the experiment. In the final version of the project the color creates a completeness, gives the landscape its naturalness, helps to highlight a certain part in the overall perception of the territory, attracts insects and birds to the garden, gives the site owners a certain mood, adds decorativeness to the landscape picture. A landscape designer needs to know the basics and laws of coloristics in order to use the color features of plants in their compositions skillfully; to avoid variegated color combinations and arbitrary selection of plants in a colorful way; to avoid confluent monotony, do not abuse the frequency of monotonous masses. These elements are better to use as interchangeable among the strong and contrasting colorful points.

Текст научной работы на тему «Колористика древесных насаждений в ландшафтном проектировании»

УДК / UDC 712.021.2:75.017.4:582.091

КОЛОРИСТИКА ДРЕВЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ В ЛАНДШАФТНОМ

ПРОЕКТИРОВАНИИ

THE COLORISTICS OF WOOD PLANTS IN LANDSCAPE DESIGN

Ковешников А.И.*, доктор педагогических наук, профессор Koveshnikov A.I., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Новикова Н.Е., доктор сельскохозяйственных наук, профессор Novikova N.E., Doctor of Agricultural Sciences, Professor ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет

имени Н.В. Парахина», Орел, Россия Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", Orel, Russia *E-mail: landshaft.osau@gmail.com

Колористика древесных насаждений дает представление о цветовом восприятии как одиночного дерева, так и всей группы в целом. Зная индивидуальные особенности изменения цвета листвы каждого вида, можно компоновать группы на основе плавного перехода от тона к тону, построенные на контрасте цветов или с введением акцента. Летом такого результата можно достигнуть, используя сорта деревьев и кустарников с нетипичной окраской листвы. У обыкновенных растений эффект будет заметен в конце лета - начале осени, когда зеленая листва сменится на багряную, красную, оранжевую, желтую. Цель работы: проанализировать изменение окраски листьев деревьев и кустарников в течение вегетационного периода. Объектами исследования послужили растения, произрастающие в ЦФО России, Орловской области, древесно-кустарниковые группы, отдельные растения и их части. Были проанализированы причины изменения окраски листьев деревьев и кустарников. Рассмотрены примеры использования знаний по колористике в ландшафтном проектировании. Проведен мониторинг конкретных насаждений, отобранных для работы, в течение времени проведения эксперимента. В конечном варианте проекта цвет создает завершенность, придает пейзажу естественность, помогает выделить какую-то определенную часть в общем восприятии территории, привлекает в сад насекомых и птиц, дарит владельцам участка определенное настроение, добавляет декоративность ландшафтной картине. Ландшафтному дизайнеру необходимо знать основы и законы колористики, чтобы умело использовать цветовые особенности растений в своих композициях; избегать пестрых цветовых сочетаний и произвольного подбора растений в колоритном отношении; избегать сливающейся монотонности, не злоупотреблять частотой однотонных масс. Данные элементы лучше использовать как сменные среди сильных и контрастных колоритных пунктов. Ключевые слова: колористика, цвет, растительные пигменты, ландшафтный дизайн, ландшафтная композиция.

The coloristics of tree plantations gives an idea of the color perception both of a single tree, and the group as a whole. Knowing the individual characteristics of changing the color of foliage of each species, you can arrange groups on the basis of a smooth transition from tone to tone, built on the contrast of colors or with the introduction of an accent. In summer such result can be achieved using varieties of trees and shrubs with atypical coloring of foliage. In ordinary plants, the effect will be noticeable in the late summer or early autumn, when the green foliage changes to red, orange, yellow. The objective is to analyze the discoloration of leaves of trees and shrubs during the growing season. The target of research were plants growing in the Central Federal District of Russia, the Oryol region, the wood and shrub groups, individual plants and their parts. The causes of discoloration of leaves of trees and shrubs were analyzed. The examples of using knowledge of coloristics in landscape design are considered. The monitoring of specific stands selected for work was carried out during the time of the experiment. In the final version of the project the color creates a completeness, gives the landscape its naturalness, helps to highlight a certain part in the overall perception of the territory, attracts insects and birds to the garden,

gives the site owners a certain mood, adds decorativeness to the landscape picture. A landscape designer needs to know the basics and laws of coloristics in order to use the color features of plants in their compositions skillfully; to avoid variegated color combinations and arbitrary selection of plants in a colorful way; to avoid confluent monotony, do not abuse the frequency of monotonous masses. These elements are better to use as interchangeable among the strong and contrasting colorful points.

Key words: coloristics, color, plant pigments, landscape design, landscape composition.

Введение. Прежде чем планировать размещение зеленых насаждений на местности, необходимо знать все характеристики посадочного материала: его габитус, скорость роста, совместимость с другими растениями. Но также немаловажно знать и цветовые характеристики: окраску листвы и ее изменение в течение времени года. Колористика древесных насаждений дает представление о цветовом восприятии как одиночного дерева, так и всей группы в целом. Зная индивидуальные особенности изменения цвета листвы каждого вида, можно компоновать группы на основе плавного перехода от тона к тону, построенные на контрасте цветов или с введением акцента. Летом такого результата можно достигнуть, используя сорта деревьев и кустарников с нетипичной окраской листвы. У обыкновенных растений эффект будет заметен в конце лета - начале осени, когда зеленая листва сменится на багряную, красную, оранжевую, желтую.

Цель исследований: проанализировать изменение окраски листьев деревьев и кустарников в течение вегетационного периода.

Объектами исследования послужили растения, произрастающие в ЦФО России, Орловской области: древесно-кустарниковые группы, отдельные растения и их части. В ходе работы получен материал, который наглядно показывает этапы изменения окраски листьев разных пород деревьев и кустарников, скорость и интенсивность протекающих процессов. С помощью компьютерных технологий (сканер, спец. программы) результаты исследования оцифрованы и зафиксированы в хронологическом порядке.

Результаты и обсуждение. Растительные пигменты, определяющие колорит садово-паркового ландшафта. Сезонные изменения. Среди разных видов излучений, которые достигают поверхности Земли, преобладают лучи с длинами волн от 380 до 750 нм. Этот диапазон волн называется видимым светом. Одновременное восприятие человеком всех этих волн создает ощущение белого света. Это происходит, если вещество не поглощает свет. Вещество, поглощающее все лучи спектра солнечного излучения, воспринимается нами как черное. Волны длиной 400-424 нм представляют фиолетовый цвет, 424-491 - синий, 491-550 -зеленый, 550-585 - желтый, 585-647 - оранжевый, 647-740 нм - красный. Излучение с длиной волны меньше 400 нм - ультрафиолетовая, а с длиной волны более 740 нм - инфракрасная область спектра. Максимальное цветоразложение солнечного света приходится на 13-15 часов. Именно в это время ландшафты кажутся наиболее ярко и пестро расцвеченными [2].

В растительных клетках наиболее распространены зеленые пигменты хлорофиллы, желто-оранжевые каротиноиды, красные и синие антоцианы, желтые флавоны и флавонолы, темные меланины. Многие из этих групп пигментов представлены множественными формами, которые отличаются друг от друга по химическому строению молекул и поглощению электромагнитных волн солнечного излучения [3].

Наиболее распространенным из растительных пигментов является хлорофилл. Он проявляется во всеобщем распространении зеленого цвета во время вегетации растений - определяет зеленую окраску листьев, плодов и других частей растений. Своей зеленой окраской хлорофилл часто маскирует присутствие других пигментов в листьях, таких как оранжевые и желтые каротин и ксантофилл, поэтому цвет последних проявляется только осенью, когда хлорофилл разрушается. Хлорофилл хорошо поглощает красные и сине-

фиолетовые лучи солнечного спектра, но совсем не поглощает зеленые лучи. Это определяет зеленую окраску данного пигмента.

Каротиноиды - это жирорастворимые пигменты желтого и оранжевого цветов алифатического строения, производные изопрена. Идентифицировано и охарактеризовано более 400 природных каротиноидов. Их хромофоры представляют цепочки разной длины из атомов углерода с чередующимися одинарными и двойными связями. По мере удлинения цепи окраска пигментов изменяется от желтой к красной и далее - к красно-фиолетовой. Основными представителями каротиноидов у высших растений являются два пигмента -каротин (оранжевый) и ксантофилл (желтый).

Хлорофиллы и каротиноиды - это пластидные пигменты клеток растений. Они сосредоточены в хлоропластах и принимают участие в фотосинтезе. Каротиноиды находятся также в хромопластах плодов и цветков.

Желтый или желто-оранжевый цвет, кроме каротиноидов придают растениям флавоны, флавонолы, ауроны, халконы, относящиеся к крупнейшему классу растительных полифенолов - флавоноидам. Они являются почти исключительно пигментами высших растений и придают разнообразную окраску растительным тканям. Они могут синтезироваться и накапливаться в листьях, древесине, корнях, плодах, семенах и во всех частях цветков, главным образом в лепестках. Сосредоточены в основном в вакуолях клеток эпидермы.

Крупнейшим представителем флавоноидов являются антоцианы (от греческого «cyanos» - синий), которые обусловливают розовый, красный, голубой, черно-фиолетовый, бурый цвета. Их окраска весьма разнообразна. Известно более 500 индивидуальных антоциановых соединений. Они не связаны с пластидами и находятся в клеточном соке (вакуолях) или реже в клеточных оболочках растений. Могут присутствовать у растений в генеративных (цветках, пыльце) и вегетативных (стеблях, листьях, корнях) органах, а также в плодах и семенах. По химическому составу являются гликозидами - это соединения различных сахаров с неуглеводной частью - агликоном (а- + греч. glykys сладкий, агликон в переводе означает «несахар»), и представляют собой циклические соединения. Антоцианы часто образуются в большом количестве в молодых побегах и листьях, особенно рано весной, при этом они приобретают красную окраску в отличие от зеленой окраски зрелых листьев. Примером служит темно-красная окраска стеблей и листьев у первых весенних побегов розы. В других случаях красный антоциан сохраняется до зрелости, обусловливая красную окраску листвы некоторых декоративных видов. Багряный цвет осенних листьев также является следствием усиленного синтеза антоцианов. Осенью при разрушении хлорофилла цвет, обусловленный антоцианом, становится хорошо заметным.

При огромном разнообразии антоциановых соединений, все они представляют собой производные шести основных антоцианидинов: пеларгонидин - красно-оранжевый; пеонидин - пурпурно-синий; дельфинидин - синий; цианидин, петунидин и мальвидин - пурпурные [2].

Осенью у большинства древесных растений зеленые листья изменяют окраску на желтую, красную или коричневую (рис.1). У каждого вида растений осенью своя, характерная окраска листвы. Многообразие оттенков обусловлено различным сочетанием трех групп пигментов: желто-оранжевых каротиноидов, зеленых хлорофиллов и красных антоцианов. Эти изменения в окраске совпадают с началом образования отделительного слоя у оснований черешков листьев, прекращением процесса фотосинтеза и последующим распадом хлорофилла. У одних видов он разрушается полностью, у других частично (рис. 2).

Каротиноиды, в отличие от хлорофиллов, более устойчивы, осенью распад их идет значительно медленнее и их цвет проявляется, когда хлорофилл разрушается.

а) б)

Рисунок 1 - Разнообразие осенней окраски листьев растений: а) береза повислая (лат. Bétula péndula); б) девичий виноград пятилисточковый (лат. Parthenocíssus quinquefolia)

а) б)

Рисунок 2 - Скорость и интенсивность протекания процесса разрушения хлорофилла в осенний период: а) вяз гладкий (лат. йlmus laëvis); б) арония черноплодная (лат. Агата те1апосагра)

Цвет листьев зависит и от того, способен ли генетически данный вид к синтезу в листьях антоцианов. У деревьев и кустарников, не образующих в листьях эти пигменты, листья приобретают различные оттенки желтого, желто-зеленого цветов. У растений, способных синтезировать антоциан, цвет осенних листьев определяется сочетанием желто-оранжевых каротиноидов, красных антоцианов и остаточного количества хлорофилла.

Синтез антоцианов начинается при понижении температуры осенью. В процессе разрушения зеленого хлорофилла проявляется красная, пурпурная, малиновая окраска антоцианов. Примесь красного антоциана в желтом каротине придает листьям ярко-оранжевый цвет (как у некоторых видов клена). Таким образом, в результате выявления желтых и оранжевых каротиноидов и синтеза красных антоцианов осенние листья приобретают разнообразные оттенки желтого, оранжевого, пурпурного и красного цветов. Наиболее яркие и декоративные красные тона можно наблюдать у клена красного и остролистного, сумаха, барбариса, девичьего винограда и у других видов, которые образуют в больших количествах антоцианы. При этом деревья одного и того же вида, растущие вместе, часто сильно различаются по окраске в связи с различиями в накоплении растворимых углеводов, из которых синтезируются антоцианы.

На окраску осенних листьев оказывают влияние различные факторы внешней среды (освещенность растений, температура воздуха, обеспеченность водой). Например, цвет листьев клена меняется в зависимости от погодных условий от желтого до пурпурно-красного. Любой фактор, влияющий на содержание углеводов, из которых образуются антоцианы, влияет и на осеннюю окраску листьев. Образованию этого пигмента способствует понижение температуры до нуля (но не ниже) и яркое освещение. В условиях похолодания действие света на накопление антоцианов в растениях усиливается. Так, например, у красноцветковой формы барбариса красную окраску имеют листья только хорошо освещенной части кроны. Внутри же куста, куда попадает лишь рассеянный свет, листья окрашены в обычный зеленый цвет. Снабжение водой также влияет на образование этих пигментов: засуха усиливает появление ярко-красной окраски. Осенью листья будут обладать самым насыщенным цветом, если стоит солнечная, сухая погода при температуре от нуля до семи градусов тепла - это идеальные условия для образования антоциана. В дождливую и пасмурную погоду насыщенных, красных листьев, обычно мы не наблюдаем, чаще всего они приобретают желтые или коричневые тона.

Окраска растений во время вегетации зависит от обеспеченности их питательными веществами. Дефицит азота, железа, серы и магния в питательной среде вызывает физиологические нарушения в обмене веществ растения, которые выражаются в нарушении синтеза пигментов. Все эти элементы необходимы для биосинтеза хлорофилла. Поэтому при их дефиците хлорофилл не образуется в достаточных количествах, и на листьях наблюдается явление хлороза - утрата зеленой окраски, сопровождаемая пожелтением листьев [1 ].

Характерные особенности колоритной композиции. Пейзажи и парковые пространства более выразительны, когда группы разных окрасок укрупнены, когда преобладает темно-зеленый фон с постепенными переходами светло-зеленого и желто-зеленого оттенков. Оранжевые и красные тона эффектны, когда они на освещенных местах, в тени - бледнеют и приобретают фиолетовый оттенок.

На опушках массивов, стоящих на переднем плане, необходимо устраивать маленькие контрастные группы для выдвижения деталей опушки и создания контраста и игры светотеней и колорита. Когда на передний план растительной группы помещается растительность темных тонов, а на второй - светлых, пространственное воздействие рельефно; а при обратной комбинации создается эффект углубленности и обширного пространства.

Чтобы яркие и интенсивные краски растительности не выделялись преувеличенно среди зеленого фона, по соседству размещается растительность серых, серебристых и белых тонов. Пятна растительности красных тонов, поставленные на желтом фоне, кажутся синевато-красными, а на синем фоне наблюдаются в желтовато-красных нюансах.

Когда сочетается растительность равной по силе окраски, следует избегать одинаковых по величине колоритных пятен. Цветущие кустарники и деревья необходимо группировать по цвету и размещать большими пятнами, иначе получится пестрота. Растительность более светлых тонов должна быть представлена небольшими группами, а яркие и выделяющиеся краски следует концентрировать для создания доминантных пунктов.

Применение цветовой гармонии в ландшафтном проектировании. Контраст и нюанс цвета. Эмоционально сочетание цветов воспринимается в различных соотношениях и строятся они по правилам цветовой гармонии - либо на основе контраста, либо как сочетание оттенков одного цвета - нюанса. В нюансной гармонии связь по цветовому тону существует сама по себе. В практике современного ландшафтного дизайна используют три основных правила цветовой

гармонии: 1) любой цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным, сочетание контрастных цветов позволяет повысить общую насыщенность пейзажной картины; 2) при сочетании нюансных цветов уменьшается ощущение их насыщенности, причем тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге; 3) контраст тем сильнее, чем больше различия по светлоте, цветовому тону и насыщенности [5].

Для создания интересной и уникальной композиции используются фокальные точки - так называемые цветовые акценты, которые помогают сделать какой-либо элемент центральным, привлекающим всеобщее внимание. Здесь главное не переборщить с количеством и месторасположением фокальных точек, это может перегрузить вид всей композиции, оказать отрицательное воздействие на окончательный результат работы.

Контрасты различают по цветовому тону (сочетание разных тонов при равных яркостях) и по насыщенности (сочетание различных яркостей, равных по цветности). Цвета, лежащие на диаметрально противоположных концах цветового круга, являются контрастными (синий - оранжевый, желтый - фиолетовый, зеленый - пурпурный). Вообще же цветовой контраст - это преувеличение фактической разницы между одновременными ощущениями. Одновременным контрастом широко пользуются на практике для усиления кажущейся насыщенности цветов, помещая их по соседству с контрастными. Контрастные сочетания можно получить при увеличении числа дополнительных цветов, вводя на соответствующие места круга зелено-голубой и желто-зеленый. Контрастировать с ними будут соответственно красный и фиолетовый [4].

К гармоничной (приятным глазу) цветовой гамме относятся не только контрастные, но и нюансные сочетания, различаемые по светлоте в пределах одного определенного цвета. Краски с близкими нюансами получаются благоприятными при сочетании хвойной и лиственной растительности с желтыми, красными, оранжевыми, синими и др. нюансами. Можно получить гармоничные колоритные сочетания путем комбинирования разнообразных нюансов в гамме от светлых до темных. Однако, в этих красочных сочетаниях не должны преобладать светлые тона, так как получаются монотонные неспокойные колоритные пятна. Иногда встречаются сады, решенные в одноцветной схеме, - голубых, желтых или белых тонах в качестве темы за исключением любого другого цвета, кроме зеленого. Зачастую такое решение относится к отдельной части большого сада, которая представляет собой нечто весьма обособленное, что не всегда находится на виду или используется постоянно, чего не скажешь о небольших садиках в городе или пригороде. Такое одноцветное решение может быть чрезвычайно эффектным, но при ежедневном использовании сада это не лучший вариант.

Основываясь на характерных особенностях окраски листьев растений в различный период времени, создают колористические композиции (рис. 3).

Выводы. Цвет создает в конечном варианте проекта завершенность, придает пейзажу естественность, помогает выделить какую-то определенную часть в общем восприятии территории, привлекает в сад насекомых и птиц, дарит владельцам участка определенное настроение, добавляет декоративность ландшафтной картине. Ландшафтному дизайнеру необходимо знать основы и законы колористики, чтобы умело использовать цветовые особенности растений в своих композициях: 1) избегать пестрых цветовых сочетаний и произвольного подбора растений в колоритном отношении. При частых и многочисленных колоритных эффектах не достигается подчеркивание разнообразия видов, а, наоборот, получается неэстетическая пестрота; 2) избегать сливающейся монотонности, не злоупотреблять частотой однотонных масс. Их лучше использовать как сменные элементы среди сильных и контрастных колоритных пунктов.

д)

Рисунок 3 - Колористические композиции: а) контраст летом; б) контраст осенью; в) нюанс летом; г) нюанс осенью; д) акцент осенью

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Лебедева, Т.С., Сытник, К.М. Пигменты растительного мира. Киев: «Наукова Думка», 1986. 86 с.

2. Бриттон Г. Биохимия природных пигментов / пер с англ. Цыдендамбаева В.Д., под ред. Запрметова М.Н. М.: Мир, 1986. 422 с.

3. Грищенко А., Кодацкая С. Игра цветов, или пигменты в нашей жизни // Биология. 2010. № 6. URL: http://bio.1september.ru/view_article.php?ID=201000604

4. Законы колористики в ландшафтном дизайне // URL: liidweb.com/node/1706.

5. Законы ландшафтного дизайна // URL: mojaflora.ru/zakony-landshaftnogo-dizajna/.

6. Павловская Н.Е., Наумкин В.П. Лабораторный практикум по физиологии и биохимии растений. Орел: Издательство ОрелГАУ, 2003, 99 с.

7. Теодоронский В.С., Сабо Е.Д., Фролова В.А Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры. М.: Академия, 2008. 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.