УДК 712.422(476-25)
Н. А. Макознак, доцент (БГТУ); Т. М. Бурганская, доцент (БГТУ);
О. М. Березко, ст. преподаватель (БГТУ); Р. А. Селицкая, студентка (БГТУ)
АНАЛИЗ КОЛОРИСТИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ РАСТИТЕЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ В КОНТЕЙНЕРАХ НА ОБЪЕКТАХ ОЗЕЛЕНЕНИЯ Г. МИНСКА
В статье приводятся результаты изучения колористического решения контейнерных цветочно-декоративных композиций г. Минска с учетом использования декоративных растений разных групп. Установлено, что в цветовых сочетаниях в контейнерных цветочно-декоративных композициях среди нюансных преобладают однотоновые, а среди контрастных - трех-, четырех- и более тоновые композиции. Отдельно рассматриваются также колористические решения контейнерных цветочно-декоративных композиций, расположенных на балконах.
The article presents the results of the study coloristic solution container ornamental compositions in Minsk with the use of ornamental plants of different groups. Established that the color combinations in container ornamental compositions among nuanced dominated odnotonovye, and among the contrast -three, four or more tonal composition. Considered separately and colorful solution container ornamental compositions, located on the balconies
Введение. Согласно формализованному подходу к составлению цветовых сочетаний и их гармонизации применительно к цветочному оформлению, при формировании контейнерного озеленения учитываются такие характеристики цвета, как цветовой фон, насыщенность, светлота, особенности психофизиологического восприятия цвета растений человеком, эффекты последовательного и одновременного контраста [1-3].
Особое значение для разработки композиций в контейнерах имеет гармонизация цветовых сочетаний (хроматических, ахроматических), в процессе анализа которых выделяют [1]:
— однотоновые сочетания - подбор трех или более видов и сортов растений, одинаковых по цветовому тону, но отличающихся светлотой и насыщенностью;
— двухтоновые сочетания - сочетания двух цветов. Наилучшими сочетания получаются в том случае, когда сочетаются равносветлые и светлые тона. Также важно отметить, что при сильном цветовом и слабом светлом контрасте возникает неприятное пестрение, поэтому нельзя сочетать светло-зеленый тон со светло-красным или темно-зеленый с темно-красным; гармонично смотрятся красное с темно-зеленым или темно-красное со светло-зеленым;
— трехтоновые сочетания состоят из трех цветов, которые могут быть цветоконтрастными и малоцветоконтрастными. Гармоничные цвето-контрастные трехтоновые сочетания получают в двух случаях. В первом выбирают цвета, расположенные в цветовом круге через 120°, т. е. через равные интервалы. Во втором случае выбирают основной доминирующий цвет, а два других располагают на расстоянии 30-60° от цвета, контрастного доминирующему. Малоцветокон-трастные сочетания получают при использова-
нии трех цветов, расположенных в пределах малого интервала цветового круга;
— четырехтоновые сочетания также бывают цветоконтрастными и малоцветоконтрастными. Обычно четырехтоновые цветоконтрастные сочетания составляют из двух пар взаимодополнительных цветов, расположенных в круге таким образом, что величина угла дуги между ними составляет 30-60°: это синий, фиолетовый, желтый и оранжевый (лобелия, агератум, тагетесы, эш-шольция). Под малоцветоконтрастными понимают сочетания четырех тонов, расположенных в пределах малого интервала цветового круга;
— многотоновые сочетания применяют при создании композиции из пяти цветов и более. Благоприятным считается использование в композиции всех семи цветов спектра.
Основная часть. Сочетание оттенков между собой и с основными цветами спектра дает возможность составления богатейшего количества цветовых вариантов. Сильное эмоциональное воздействие оказывают такие контрастные сочетания, как ярко-красная пеларгония на фоне изумрудной зелени листвы, ярко-оранжевая цинния и дельфиниум тихоокеанский глубокого синего тона, фиолетовая вербена и желтый тагетес. Возможно применение в контейнерах гармоничных сочетаний, которые образуются сопоставлением спектральных цветов через один (красный с желтым, желтый с синим, зеленый с фиолетовым, синий с красным, фиолетовый с оранжевым). Задаче составления цветовых решений отвечают также гармоничные сочетания оттенков основных цветов с переходом от одного цвета к другому, например: красного цвета к темно-красному, пурпурно-красному, ало-красному, малиново-красному, светло-красному, темно-розовому, розовому, светло-розовому и т. п. [4].
Таблица 1
Характеристика цветосочетаиия контейнерных декоративных композиций, использованных в оформлении объектов г. Минска
Местоположение композиции Композиции, шт.
нюансные контрастные
однотоновые близких тонов двухтоновые трехто-новые четырех-и более тоновые
Минский городской Совет депутатов (пр. Независимости, 8) - — 7 — —
Национальный банк РБ (пр. Независимости, 20) — 1 — — —
Парикмахерская «Нова» (пр. Независимости, 55) - — — 1 —
Салон-магазин ювелирных изделий «de Luxe» (пр. Независимости, 58) 1 — — — —
Автомобильный центр «Peugeot» (ул. Свердлова, 23) 2 — — 2 —
Кафе «Grip» (ул. Комсомольская, 19) — — — — 1
Главпочтамт (пр. Независимости, 10) — — — — 3
Кинотеатр «Центральный» (пр. Независимости, 13) — 1 1 — —
Пересечение ул. Ленина и пр. Независимости — — 3 — —
Концертный зал Белгосфилармонии (пр. Независимости, 50) — — 1 — —
ЦУМ (пр. Независимости, 54) — — — — 1
Кафе «Бульбяная» (пр. Независимости, 55) 2 — — — —
Торговый центр «Гиппо» (входная зона) (пр. Рокоссовского, 2) 1 — — — —
Кафе «Кабанчик» (ул. Кошевого, 13а) — 1 — — —
Кинотеатр «Октябрь» (пр. Независимости, 73) — 2 1 — —
Пересечение дорог (ул. Сурганова и пр. Независимости) — 1 — — —
Кафе «McDonald's» (ул. Сурганова, 63) 1 — — 1 —
ГУ «Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса и официальных делегаций "Дипсервис"» (ул. Куйбышева, 16) 1 — — — 1
ОАО «Коммунарка» (ул. Аранская, 18) 1 — — — 2
Магазин обуви «Lecco» (ул. Козлова, 2) — — — — 1
Магазин «Океан» (ул. Козлова, 2) — — 1 — 2
Пересечение ул. Козлова и пр. Независимости — — 3 — —
Кафе «Безе» (пр. Независимости, 18) 1 — — — —
Магазин «Белсоюзпечать» (пр. Независимости, 44) 1 1 — — —
Пересечение пр. Победителей и пер. Рабочий — — — 1 —
Всего композиций по группам 11 7 17 5 11
Нюансные цветосочетаиия разных категорий - однотоновые и близких тонов - встречаются в оформлении магазина «Белсоюзпе-чать» по пр. Независимости, 44. Контрастные цветосочетаиия двух категорий (контрастные двухтоновые и контрастные четырех- и более тоновые) выявлены у магазина «Океан» по ул. Козлова, 2.
Нюансные колористические композиции с участием сочетаний однотоновых элементов и элементов близких тонов допустимы при условии близкого расположения окрасок элементов в цветовом круге либо соответствия окраски одного из элементов окраске листьев другого. Совместимость контрастных цветосочетаний в большинстве случаев вызывает сомнения, поскольку такие композиции часто выглядят достаточно хаотично.
В несколько большем количестве случаев на обследованных объектах озеленения одновременно присутствуют нюансные и контрастные композиции (кинотеатры «Октябрь» и «Центральный», автомобильный центр «Peugeot», кафе «McDonald's», ГУ «Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса и официальных делегаций "Дипсервис"», ОАО «Коммунарка»). Контейнерное озеленение на этих объектах достаточно хорошо сочетается с окраской фасадов зданий, подчеркивая их выразительность, однако наличие сорной растительности в отдельных контейнерах (кинотеатр «Центральный») снижает декоративный эффект. В 64% случаев колористические сочетания относятся к какой-либо одной группе.
Характеристика гаммы цветосочетаний контейнерных композиций в центральной части г. Минска представлена в табл. 2.
Таблица 2
Характеристика колористической гаммы контейнерных композиций на общественно значимых территориях г. Минска
Цветовой тон Количество композиций с использованием тона, шт.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Всего
Светло-фиолетовый 2
Фиолетовый 10
Пурпурный 12
Красный 11
Красно-розовый 1
Темно-розовый 15
Розовый 4
Светло-розовый 6
Розово-серый 1
Розово-фиолетовый 2
Оранжевый 7
Светло-желтый 6
Желтый 4
Желто-коричневый 2
Желто-розовый 2
Светло-зеленый 6
Темно-зеленый 2
Другие оттенки зеленого 15
Сизо-зеленый 2
Серо-зеленый 2
Серебристый 9
Белый 13
В изученных композициях выявлено 22 цветовых тона. К холодной гамме выражен-но принадлежат 2 цветовых тона (светло-фиолетовый, фиолетовый), к теплой - 9 тонов пурпурно-красной и оранжево-желто-розовой гаммы (бордовый, красный, красно-розовый, темно-розовый, розовый, оранжевый, желтый, желто-коричневый, желто-розовый). К условно нейтральным могут быть отнесены оттенки, близкие к ахроматическим и представленные преимущественно бело-серебристыми тонами и различными оттенками серо-зеленого. Наиболее часто в изученных композициях встречаются темно-розовый (15 композиций), белый (13 композиций), бордовый (12 композиций), красный (11 композиций), фиолетовый (10 композиций) тона, что позволяет сделать вывод о выраженном преобладании в контейнерном цветочном оформлении центральной части г. Минска розово-красной гаммы.
Данная особенность в целом согласуется с выявленной нами ранее тенденцией колористического решения наземных элементов цветочного оформления города.
Следует отметить, что, согласно особенностям колористического восприятия среды, цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным, причем контраст тем сильнее, чем больше различия по светлоте, и сочетание контрастных цветов позволяет повысить насы-
щенность рисунка композиции; при сочетании неконтрастных цветов уменьшается ощущение их насыщенности.
В целом окраска контейнерных композиций достаточно разнообразна и обеспечена преимущественно красиво и продолжительно цветущими однолетними цветочно-декоративными растениями (бархатцы отклоненные и прямостоячие, бегония всегдацветущая, вербена гибридная, лобелия эринус, петуния гибридная и др.). Горшечные, ковровые, декоративно-лиственные однолетние и многолетние растения за небольшим исключением (пеларгония зональная, бегония клубневая) определяют различные оттенки зеленого, серого и пурпурного. В силу относительно непродолжительного цветения красивоцветущие многолетние растения (ирис сибирский, очиток видный, рудбекия гибридная, хризантема корейская и др.) своей окраской цветков позволяют временно и сезон-но разнообразить цветовой спектр контейнерного оформления в городе.
Также в процессе исследований был проведен анализ архитектурно-ландшафтной организации 15 балконных композиций, использованных в оформлении 10 объектов г. Минска, выбранных по принципу наибольшей градостроительной значимости. Он показал недостаточное разнообразие использованных приемов колористического решения композиций при оформле-
нии балконов и подоконников. В целом, на изученных объектах выделено 12 различных окрасок используемых растений. Наиболее встречаемыми цветовыми тонами являются красный (11 композиций), темно-розовый и белый (по 6 композиций). Наименее часто встречаются голубой, розово-серый и оранжевый (по 1 композиции).
В колористическом отношении выявлено явное преобладание нюансных цветовых сочетаний. Наиболее широко используются нюансные композиции близких тонов. По колористической гамме в композициях преобладают яркие и насыщенные тона. Более половины всех балконных композиций созданы посадками с участием одной декоративной культуры. Изученные декоративные растения в балконных композициях находятся в отличном или хорошем состоянии.
Заключение. Исследованием определены в основном положительные тенденции развития цветочно-декоративного контейнерного озеленения г. Минска. В колористическом отношении явное преобладание отдается контрастным цветовым сочетаниям. Наиболее широко используются контрастные двухтоно-вые композиции. По колористической гамме в композициях преобладают яркие и насыщенные тона. Большую часть занимают контейнерные композиции с участием одной декоративной культуры.
Сортовое разнообразие преобладающих в контейнерных композициях культур односе-зонного использования обеспечивает богатую колористическую гамму и высокую декоративность таких элементов цветочного оформления
города. В то же время следует отметить, что ассортимент используемых растений довольно ограничен и нуждается в расширении, в частности, за счет возможности привлечения устойчивых в культуре декоративных злаков и суккулентных растений.
При проектировании и создании контейнерных посадок необходимо использовать современные подходы к формированию композиций в целом, учитывать цветовые характеристики растений, стремиться к гармонизации цветовых сочетаний, пропорциональности различных частей композиции. Очень важным является определение точек и учет угла зрительного восприятия декоративной композиции.
Литература
1. Соколова, Т. А. Цветочное оформление. Цветовые характеристики растений и пропорции: учеб.-метод. пособие / Т. А. Соколова. -3-е изд. - М.: МГУЛ, 2006. - 64 с.
2. Хессайон, Д. Г. Все о контейнерных растениях / Д. Г. Хессайон. - М.: Кладезь-Букс, 2007. - 256 с.
3. Хенди, Дж. Все о контейнерных растениях: пер. с англ. / Дж. Хенди. - М.: ACT: Аст-рель, 2008. - 160 с.
4. Соколова, Т. А. Цветы в вашем саду / Т. А. Соколова, О. В. Дмитриева, М. А. Игумнов. - М.: Колос, 1994. - 272 с.
5. Александрова, М. С. Озеленение балконов: справ. пособие / М. С. Александрова, А. Д. Крестникова. - М.: Лесная промышленность, 1991. - 216 с
Поступила 14.04.2010