УДК 712.5; 630.272; 571.51
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ПОСТРОЕНИЯ ЛАНДШАФТНО - АРХИТЕКТУРНЫХ КОМПОЗИЦИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ХВОЙНЫХ ПОРОД
Т.Ю. Аксянова
Сибирский государственный технологический университет 660040 Красноярск, пр.Мира, 82, e-mail: [email protected]
При проектировании объектов ландшафтной архитектуры необходимо использование закономерностей построения ландшафтно-архитектурных композиций. Правильный подбор и сочетание хвойных и лиственных растений с учетом закономерностей построения ЛАК поможет повысить работу декоративной функции зеленых насаждений.
Ключевые слова.. цвет, перспектива, масштабность, ритм, нюанс, контраст, гармония, форма, композиция, растение
At designing of objects of landscape architecture use of laws of construction of landshaftno-architectural compositions is necessary. Correct selection and a combination of coniferous and deciduous plants taking into account laws of construction the VARNISH will help to raise work of decorative function of green plantings.
Key words: colour, prospect, scale, a rhythm, nuance, contrast, harmony, the form, a composition, a plant
ВВЕДЕНИЕ
Резко - континентальный климат Сибири, короткий вегетационный период у растений приводят к трудностям в озеленении. В суровых Сибирских условиях мало просто посадить растение, необходимо подбирать композиции из растений, обеспечивающих декоративность весной, летом, осенью и зимой. При построении композиции следует знать и применять основные закономерности или средства, с помощью которых растения будут дополнять друг друга, подчеркивать особенности ландшафта, архитектурных элементов и строений и в итоге благоприятно воздействовать на эмоциональное и физическое состояние человека.
Среди наиболее часто используемых закономерностей ландшафтно-архитектурных композиций (ЛАК) можно назвать такие, как цвет, воздушная и линейная перспективы, масштабность, ритм, нюанс, контраст, гармония, форма и другие.
Цвет, как закономерность ЛАК должно использоваться более активно при проектировании объектов озеленения именно в Сибири. Эта необходимость объясняется коротким периодом декоративности древесных листопадных растений и цветов.
Весной, в начале вегетации, декоративную окраску имеют стволы и ветви древесных растений, молодая листва, а у некоторых пород (яблоня, вишня, абрикос, слива) наблюдается весеннее цветение. Летом листья у деревьев и кустарников имеют разнообразный оттенок и яркость окраски. Так, у вяза приземистого, сирени венгерской, яблони сибирской, кизильника блестящего, летом листья окрашены в темно-зеленый цвет, а у таких пород, как береза повислая, барбарис обыкновенный, карагана древовидная, ракитник русский, спирея средняя, листья имеют светло-зеленую окраску. Среди растений с серебристой окраской листьев можно назвать лох узколистный, тополь белый, ива белая, ива Ледебура. Даже среди хвойных пород не все виды имеют одинаковый цвет хвои. У лиственницы сибирской, сосны обыкновенной хвоя светло-
зеленая, в отличие от ели сибирской, пихты сибирской, имеющих более темную окраску хвои.
На оттенок окраски листьев влияет характер поверхности листовой пластинки (гладкий, шероховатый, опушенный).
Весной и летом, кроме цвета древесных растений, яркую окраску ландшафту придают травянистые растения. Это очень короткий период декоративности травянистых растений в Сибири (с мая по октябрь), который можно продлить, если использовать морозоустойчивые виды многолетников (соли-даго, флоксы, астильбы, гелениумы, ирисы), холодостойкие двулетники и летники (виола Витрока, незабудка садовая, декоративная капуста, антирри-нумы, лобулярия морская, календула садовая, эшольция калифорнийская, цинерария морская, флокс Друммонда, кохия веничная).
Наиболее яркие краски древесные растения приобретают осенью. Появляются плоды и наступают сезонные изменения в окраске листьев.
Некоторые виды древесных растений имеют осенью ярко-красные листья (кизильник блестящий, арония черноплодная, клен Гиннала, виноград девичий пятилисточковый, барбарис Тунберга), желтые и желто-алые листья (калина обыкновенная, рябина обыкновенная, спирея средняя, береза повислая, черемуха Мака, клен татарский), розоватокрасные листья (барбарис амурский, скумпия европейская), фиолетовые и бордовые листья (калина Гордовина, дерен белый, ирга овальная, груша уссурийская).
Зимой, на фоне белого снега, большое значение имеет цвет стволов, ветвей и плодов листопадных древесных растений, а также вечнозеленые хвойные растения.
Кроме окраски растений большое внимание следует уделять окраске поверхностей архитектурных элементов. Цвет зданий, сооружений, оборудования и малых архитектурных форм (МАФ) неразрывно связан с общей тенденцией в архитектуре на данной территории, функциональным назначением объекта и окружающей ситуацией.
Цвет, как закономерность ЛАК, неразрывно связан с перспективой. Применение воздушной перспективы предполагает оптическое изменение цвета отдельных ландшафтных элементов при изменении расстояний до них. Применение линейной перспективы ведет к оптическому изменению размеров и форм отдельных ландшафтных элементов и площади озеленяемой территории в целом.
На воздушную перспективу влияют такие факторы, как сезонность (весна, лето, осень, зима); время суток; температура и влажность воздуха; цвет самих элементов и соседствующих с ними; расстояние от видовой точки; применение различных видов искусственного освещения; фактура поверхности элементов (гладкая, шероховатая, ворсистая, опушенная).
По наблюдениям, проведенным в течение 20052008 г.г., были выделены факторы, влияющие на воздушную перспективу. Наблюдения проводились на объектах города Красноярска и на территории приусадебных участков, расположенных в пос. Минино и на станции Пугачево Емельяновского района. Методика проведения обследования территории состояла из визуальных наблюдений в разное время суток (утро, вечер), в разное время года, при разной температуре и влажности воздуха.
Восприятие территории в целом и отдельных, декорирующих ее элементов разное по временам года. Площадь объекта оптически увеличивается в зимний период времени, по сравнению с летом или яркой осенью.
Похожие изменения в визуальном восприятии территории испытывает человек, попадая в незнакомое место в сумеречное или темное время суток. Утром, обозревая территорию, можно предположить, что площадь объекта гораздо больше, чем казалось в сумерках или ночью.
В туманную, влажную погоду силуэты растений и архитектурных элементов просматриваются частично, не видно четких границ территории, не улавливаются формы элементов, цвета приобретают пастельные оттенки, становясь слегка размытыми. Все меняется, как только появляется солнце. В сухую, солнечную погоду краски становятся яркими, даже холодные цвета (синий и все его оттенки) хорошо видны и не вызывают ощущения уныния, как в пасмурную погоду, просматриваются четкие очертания растительных и архитектурных элементов.
Эти наблюдения позволяют использовать цвет, как закономерность ЛАК, при построении ландшафтных композиций на конкретной территории. Например, для Сибири характерно короткое лето, иногда дождливое, поэтому при построении ландшафтных композиций не следует применять в большом количестве элементы, окрашенные в холодные тона. Для озеленения и благоустройства территорий сибирского региона рекомендуется использовать больше теплых цветовых акцентов (желтый, оранжевый, красный) с целью создания ощущения жаркого лета.
Конечно, невозможно оказать влияние на температуру и влажность воздуха, на смену времен
года и суток, но такой экологический фактор, как цвет, можно применять целенаправленно для достижения необходимого декоративного эффекта.
Подобно выбору цвета, возможно проектирование расстояний от видовой точки до композиционного элемента, высоты и места расположения элементов искусственного освещения, подбор фактуры поверхности, как растительных, так и архитектурных элементов.
Воздушная и линейная перспективы неразрывно связаны с цветом. Для оптического увеличения площади небольшого участка при его озеленении рекомендуется вводить растения со светлой окраской стволов, листьев, соцветий. Можно предложить деление территории объекта малой площади на несколько участков (функциональных зон). В качестве объемный и плоскостных границ таких участков проектируются невысокие живые изгороди, дренажные канавы (шириной до 50 см), заполненные дренирующими материалами (галька, керамзит, мраморная крошка и другими), дорожки, изгороди из инертных материалов и т. д.
Для оптического углубления перспективы рекомендуется оформление входов на территорию объекта и отдельной функциональной зоны в виде арки, перголы, берсо. В любом случае, необходимо создать эффект «завуалированности» вида, открывающегося через отверстие в арке, в конце перголы и т.д. Для достижения этой цели подойдет так же посадка солитера (одиночной посадки) древесного растения у входа на территорию объекта, но у выбранного растения должна быть раскидистая ажурная крона, тогда, взгляд будет слегка рассеян, благодаря ажурности кроны, и границы территории за солитером не будут видны все и сразу.
Нередко приусадебный участок имеет не совсем удобную конфигурацию, но, используя закономерности построения ландшафтно-
архитектурных композиций, можно визуально улучшить ситуацию.
Для оптического приближения дальней границы и раздвижения боковых границ узкого длинного участка при использовании перспективы, как закономерности ландшафтно-архитектурной композиции, проектируется закрыть дальнюю границу с помощью рыхлой групповой посадки древесных растений. На их фоне рекомендуется цветочное оформление из растений теплых тонов, способствующих зрительному приближению. В качестве таких растений проектируется миксбордер (смешанный бордюр) из красных и желтых тюльпанов; желто-оранжевых нарциссов; гибридов виолы Вит-рокка оранжевого, желтого и красного колера; молочая многоцветного; желтых бархатцев; красной сальвии; энотеры; оранжево-красного лихниса; рутбекии, гайлардии, бузульника и гелениума.
Вдоль боковых границ участка предлагается рыхлая периодическая посадка невысоких древесных растений со светлыми листьями или белым цветением (облепиха крушиновая, дерен бело-окаймленный, лох узколистный, чубушник венечный, калина обыкновенная Бульдонеж). Возможно чередование древесных растений с декоративными
травянистыми растениями холодных тонов (георгины, дельфиниумы, папоротники, хосты, астиль-бы, незабудки, флоксы).
Кроме перечисленных мероприятий можно предложить поперечную или диагональную трассировку дорожек. Дорожки могут быть извилистыми и уходить «в никуда» к боковым границам участка. При планировке архитектурных элементов не следует располагать их далеко от входа на территорию длинного участка, это расположение оптически отодвинет дальние границы и визуально вытянет и без того длинный участок.
Наряду с поперечным расположением дорожек, для оптического сокращения вытянутого участка, рекомендуется поперечное деление всей территории на отдельные зоны. В качестве объемных границ могут быть использованы живые изгороди, солитеры, кулисы из древесных растений; миксборде-ры и группы из травянистых растений; возможно применение каменных декоративных стенок и малых архитектурных форм.
Цвет и перспектива, как закономерности ЛАК неразрывно связаны с масштабностью. Под масштабностью следует понимать соотношение между площадью обустраиваемой территории, размерами проектируемых элементов озеленения и благоустройства, а также размерами человека. Применяя масштабность, как закономерность ЛАК, необходимо проектировать расстояние от видовой точки до композиции или отдельного элемента. При этом следует учитывать размеры композиции и элементов. Рекомендуемое расстояние от видовой точки до обозреваемого объекта равно двум высотам этого объекта. (Боговая, Фурсова, 1988) Высота живой изгороди вдоль садовой дорожки должна быть равна 2/3 ширины этой дорожки.
Для озеленения и благоустройства малой по площади территории не рекомендуется применять большое количество крупных древесных растений. Водоемы, древесные группы, цветники, малые архитектурные формы должны иметь небольшие, соразмерные площади объекта размеры. Архитектурные элементы предлагается проектировать более тонкой текстуры, в отличие от больших по площади участков, где приемлемы элементы средней и грубой текстуры.
При составлении композиции необходимо учитывать высоту элементов, входящих в композицию. (Сапелин, 2008). Не следует подбирать в композицию элементы, имеющие большие отличия по высоте (рис. 1).
Ритм, как закономерность построения ландшафтно-архитектурной композиции, это чередование, повторение отдельных элементов (вид растения, цвет, размер, форма), композиций через определенные расстояния, промежутки. Рекомендуется использовать ритм для придания динамизма композиции. Кроме того, повторение отдельных элементов и композиций обращает на себя внимание и способствует запоминанию.
Описанные закономерности наряду с другими призваны привлекать внимание к созданным композициям, а те, в свою очередь, могут служить, запоминаясь, некими ориентирами на местности.
Применение закономерностей построения ландшафтно-архитектурной композиции способствует активизации архитектурно-художественной, санитарно-экологической, градостроительной и рекреационной функций зеленых насаждений, что положительно влияет на эмоциональное и физическое состояние человека.
Рисунок 1 - Соотношение растений по высоте БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Боговая, И.О. Ландшафтное искусство / И.О. Боговая, Л.М. Фурсова. Учебник для вузов. М.: Агропромиз-дат, 1988.-223 с.
Сапелин А.Ю. Садовые композиции. Уроки садового дизайна / А.Ю. Сапелин. М.: ЗАО «Фитон+», 2008.-80 с.
Поступила в редакцию 13 февраля 2010 г. Принята к печати 13 октября 2010 г.