Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ОЦЕНКИ СОБСТВЕННОСТИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА В ЭКОНОМИКЕ: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ'

ОСНОВЫ ОЦЕНКИ СОБСТВЕННОСТИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА В ЭКОНОМИКЕ: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБСТВЕННОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вастрикова В.В.

В статье рассматриваются методологические подходы: доходный, рыночный и затратный к оценке стоимости собственности предприятия. Оценка и управление стоимостью предприятия является важнейшим инструментом регулирования отношений собственности в условиях рыночной экономики. Оценка собственности реального сектора предполагает комплексное рассмотрение материальных и нематериальных активов предприятия, кадрового потенциала, системы управления бизнесом, сложившихся на дату оценки показателей доходности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASES OF PROPERTY ESTIMATION IN THE REAL SECTOR OF THE ECONOMY: METHODOLOGICAL APPROACHES

This article covers following methodological approaches: profitable, market, and the cost to estimation of enterprise’s property cost. The estimation and management of enterprise cost is the most important tool for regulating property relations in a market economy. The evaluation of real sector property assumes a complex review of the tangible and intangible assets of the enterprise, human resources potential, business management system which developed for date of assessment of profitability indicators.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ОЦЕНКИ СОБСТВЕННОСТИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА В ЭКОНОМИКЕ: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ»

Использованные источники:

1. Рябков О.А. Сравнительный маркетинг-менеджмент // Русайнс. - 2016. -С. 82-84.

2. Бороздина Н.А., Маликова Е.Г. К вопросу о маркетинге территорий в туризме // World science: problems and innovations. - 2016. - С. 205-207.

3. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: Учебник для студентов вузов / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз; пер. с англ. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 1071 с.

4. Егоров Ю.Н. Основы маркетинга // ИНФРА-М. - 2014. - С. 203-205.

5. Морозова М.А. Инновационные подходы к территориальному маркетингу в туризме // В сборнике: Общество в условиях современного медиапространства сборник научных трудов. - Санкт-Петербург, 2016. - С. 242-245.

6. Шимин Н.А. Маркетинг туристского региона как необходимое условие эффективного управления региональным туризмом // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2012. - № 7 (43). - С. 41.

7. Рябков О.А. Типология маркетинговых стратегий // Университет РАО. -Москва, 2015, 3(76).

УДК-33

Вастрикова В.В.

практикант ИП Шахов И.С. Россия, г. Большой Камень ОСНОВЫ ОЦЕНКИ СОБСТВЕННОСТИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА В ЭКОНОМИКЕ: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ Аннотация:

В статье рассматриваются методологические подходы: доходный, рыночный и затратный к оценке стоимости собственности предприятия.

Оценка и управление стоимостью предприятия является важнейшим инструментом регулирования отношений собственности в условиях рыночной экономики. Оценка собственности реального сектора предполагает комплексное рассмотрение материальных и нематериальных активов предприятия, кадрового потенциала, системы управления бизнесом, сложившихся на дату оценки показателей доходности.

Ключевые слова: собственность, методы оценки, экономика, предприятие, активы, доходный, рыночный и затратный методы, ликвидность

Vastrikova V.V. trainee

individual entrepreneur Shakhov I.S., Bolshoy Kamen THE BASES OF PROPERTY ESTIMATION IN THE REAL SECTOR OF THE ECONOMY: METHODOLOGICAL APPROACHES

Annotation:

This article covers following methodological approaches: profitable, market, and the cost to estimation of enterprise's property cost.

The estimation and management of enterprise cost is the most important tool for regulating property relations in a market economy. The evaluation of real sector property assumes a complex review of the tangible and intangible assets of the enterprise, human resources potential, business management system which developed for date of assessment ofprofitability indicators.

Keywords: economy sector, property.

Методология оценки бизнеса строится на базе определенных предпосылок. Чтобы эффективно применять эту методологию, оценщик (менеджер, консультант) должен понимать основные предпосылки оценки.

В основе оценки бизнеса лежит предположение, что его настоящая (сегодняшняя) ценность определяется будущими экономическими выгодами (ожидаемыми доходами) от владения собственностью.

Но будущие доходы имеют тем меньшую ценность, чем больше они отдалены по времени в будущее, так как со временем нарастает альтернативная стоимость будущих доходов. Таким образом, базовой предпосылкой оценки бизнеса является временная ценность будущих экономических выгод (ожидаемых доходов).

Ценность относится к определенному моменту времени - дате оценки. Оценочный процесс строится на предположениях [3, с. 115]. Никто не может с полной определенностью предсказать размер будущих доходов, которые получит собственник. Поэтому не существует объективной, правильной оценки бизнеса, а может быть только более или менее обоснованная, компетентная оценка бизнеса.

Ценность не всегда обозначается одним числом, результатом оценки может быть некий разумный диапазон для ценности.

Оценка одной и той же компании может отличаться для разных инвесторов в зависимости от того, как они оценивают выгоды и риски, связанные данной компанией.

Различные подходы в практике оценки бизнеса объединены в три группы: доходный, рыночный и затратный.

Затратный подход

Доходный подход

Сравнительный подход

Метод чистых активов

Метод ликвидационной стоимости

Метод дисконтирования денежных потоков

Метод капитализации дохода

Метод отраслевых кочффтщиентов

Метод компаний-аналогов

Метод сделок

Преимущества и иедос [а тки затра того подхода

Преимущества и недостатки доходного подхода

Преимущества и недостатки сравнительного подхода

Преимущес тва

11едостатки

Преимущества

Недостатки

Преимущества Недостатки

Основан на реально существующих активах, результаты оценки более обоснованы: учитывает влияние производственно-

хозяйсгвенных факюров на изменение стоимости активов.

Часто не учитывает некоторые виды нематериальных активов: статичен, не учшывает будущие ожидания, не рассматривает уровень прибыльности: не учитывает риски.

Наиболее обоснован теоретически; учитывает долгосрочные перспективы развития предприятия: учитывает стратегические перспективы деятельности: учитывает интересы инвестора и уровень риска.

Трудность в определении ставки капитализации; необходимость корректировок капитализируемой величины: трудность в прогнозировании денежных потоков и в определении ставки дисконта.

Основан на рыночной информации; отражает реальную пракл ику сделок: учитывает влияние отраслевых факторов на цену акций предприятий.

Трудности подбора аналогов: условия

сделок часто содержат нефинансовые факторы; труднодоступные данные, их отсутствие; нет учета перспектив будущего.

Рисунок 1 - Подходы к оценке компании

1. Доходный подход исходит из предположения, что ценность бизнеса определяется потенциалом будущих доходов.

доходный подход

МЕТОДЫ ДИСКОНИРОВАНИЯ

ДЕНЕЖНОГО ПОТОКА (ро=)

ДИВИДЕНДОВ

I

МЕТОДЫ КАПИТАЛИЗАЦИИ

ДЕНЕЖНОГО ПОТОКА

ПРИБЫЛИ

НОВЫЕ МЕТОДЫ*

МЕТОД Е\/А

МЕТОД РЕАЛЬНЫХ опционов

ДИВИДЕНДОВ

Рисунок 2 - Методы доходного подхода А. Метод дисконтирования денежных потоков.

Метод дисконтирования денежных потоков (DCF) является ключевым методом оценки бизнеса. Это наиболее популярный метод, так как в наибольшей степени реализует основную предпосылку оценки бизнеса, обладает наибольшей теоретической силой и гибкостью. Инвестора, рассматривающего вопрос приобретения любого актива, интересует, что даст использование актива в будущем, какой денежный поток генерируется активом, как он распределен во времени и какова волатильность этого

денежного потока. Использование двух основных финансовых концепций -временной ценности денег и связи риска с доходностью - позволяет определить ожидания инвестора как дисконтированный денежный поток, генерируемый данным активом в будущем: [4, с. 21]

V = X CFt / (1+r) t

(1)

где CF - значения денежного потока (cash flow) в прогнозном периоде;

г - ставка дисконтирования;

t - интервал периода прогнозирования (эксплуатации актива).

Данная формула может применяться для оценки любого актива и компании в целом.

В оценке бизнеса принято допущение, что предприятие существует неопределенно длительный срок поэтому оценке подвергаются все денежные потоки компании, которые она способна генерировать в будущем.

Поскольку длительность периода прогнозирования носит неопределенный характер, обычно производится деление периода прогнозирования на два отрезка: первый имеет фиксированную длительность (горизонт), например 5-10 лет, в течение которых возможен прогноз объемов продаж компании, состояния ее макроэкономической среды и других факторов, от которых зависит денежный поток и ставка дисконтирования, и второй, для которого принимаются допущения о стабильной работе компании.

Соответственно ценность компании складывается из ценности на фиксированном горизонте прогнозирования и ценности на всем последующем оставшемся периоде ее функционирования (остаточной или терминальной) ценности.

Суть метода дисконтирования денежных потоков удобно рассматривать при помощи временной модели.

Момент времени, Дата оценки на ™Т°РЫЙ определяется

остаточная ценность

У

ГОДЫ 1....EL

У

ретроспектив ныи прогнозный остаточный

период - - период —^ период -^

Рисунок 3 - Временная модель метода дисконтированного денежного потока

2. Рыночный подход основан на сравнении с ценностью подобных объектов собственности на рынке.

Сравнительный подход предполагает, что ценность бизнеса определяется тем, по какой цене он может быть продан при наличии достаточно сформированного финансового рынка. Используют в случае:

1. когда имеется достаточное количество сопоставимых компаний или сделок для определения оценочного мультипликатора;

2. имеется достаточно данных по сопоставимым компаниям или сделкам для проведения соответствующего финансового анализа и внесения поправок.

Теоретической основой сравнительного подхода, доказывающей возможность его применения, являются следующие базовые положения.

Во-первых, используются в качестве ориентира реально сформированные рынком цены на аналогичные предприятия (акции). При наличии развитого финансового рынка фактическая цена купли-продажи предприятия в целом или одной акции наиболее интегрально учитывает многочисленные факторы, влияющие на величину ценности собственного капитала предприятия.

К таким факторам можно отнести соотношение спроса и предложения на данный вид бизнеса, уровень риска, перспективы развития отрасли, конкретные особенности предприятия и т. д. Это в конечном счете облегчает работу оценщика, доверяющего рынку.

Во-вторых, сравнительный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций. Инвестор, вкладывая деньги в акции, покупает прежде всего будущий доход. Производственные, технологические и другие особенности конкретного бизнеса интересуют инвестора только с позиции перспектив получения дохода [4, с. 28]. Стремление получить максимальный доход на размещение инвестиций при адекватном риске и свободном размещении капитала обеспечивает выравнивание рыночных цен.

В-третьих, цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, положение на рынке, перспективы развития. Следовательно, в аналогичных предприятиях должно совпадать соотношение между ценой и важнейшими финансовыми параметрами, такими как прибыль, дивидендные выплаты, объем реализации, балансовая ценность собственного капитала. Отличительной чертой этих финансовых параметров является их определяющая роль в формировании дохода, получаемого инвестором.

Сравнительный подход включает в себя:

- метод рынка капиталов;

- метод сделок;

- метод отраслевых коэффициентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Метод рынка капитала основан на сравнении с ценами акций

сопоставимых компаний, котирующихся на фондовых рынках.

Метод сделок основан на сравнении с ценами продаж контрольных пакетов акций сопоставимых компаний.

Метод отраслевых коэффициентов основан на применении отраслевых коэффициентов ценности, выведенных опытно-статистически.

Рисунок 4 - Методы сравнительного подхода

3. Затратный подход (подход по активам) - ценность бизнеса определяется как сумма ценности чистых активов компании (за вычетом ценности обязательств).

Затратный подход, используемый для оценки недвижимости, основан на предположении, что затраты, необходимые для создания оцениваемого объекта в его существующем состоянии или воспроизведения его потребительских свойств, в совокупности с рыночной стоимостью земельного участка, на котором этот объект находится, являются приемлемым ориентиром для определения рыночной стоимости объекта оценки.

Особенность применения затратного подхода составляет понимание оценщиком различия между восстановительной стоимостью (стоимостью воспроизводства) объекта и стоимостью замещения. Восстановительная стоимость (стоимость воспроизводства) определяется издержками в текущих ценах на строительство точной копии оцениваемого объекта с использованием таких же архитектурно — планировочных решений, строительных конструкций и материалов и с тем же качеством строительно — монтажных работ. При определении восстановительной стоимости воспроизводится тот же функциональный износ объекта и те же недостатки в архитектурных решениях, которые имеются у оцениваемого объекта. Стоимость замещения определяется расходами в текущих ценах на строительство объекта, имеющего с оцениваемым эквивалентную полезность, но построенного в новом архитектурном стиле с использованием современных стандартов, материалов, дизайна и планировки.

Таким образом, восстановительная стоимость выражается издержками на воспроизводство точной копии объекта, а стоимость замещения — издержками на создание современного объекта — аналога.

Случаи, когда может быть применен затратный подход: [3, с. 124]

- когда оцениваются новые или недавно построенные объекты;

- когда необходимо определить вариант наилучшего и наиболее эффективного использования земли;

- когда необходимо технико-экономическое обоснование нового строительства;

- для оценки объектов незавершенного строительства;

- для оценки в целях выделения объектов налогообложения (здание, земельный участок);

- для оценки в целях страхования;

- для итогового согласования стоимости.

Основные этапы расчета стоимости с применением затратного подхода:

- оценка рыночной стоимости земельного участка;

- оценка полной стоимости воспроизводства (замещения) оцениваемого здания;

- расчет величины износа;

- определение стоимости воспроизводства (замещения) объекта оценки;

- расчет итоговой стоимости объекта оценки путем суммирования стоимости воспроизводства (замещения) строения со стоимостью земельного участка.

С целью определения итоговой величины ценности в процессе оценки предприятия в зависимости от цели оценки, метода оценки и приобретаемого пакета акций учитываются:

- премия за приобретение контрольного пакета;

- скидка за неконтрольных характер (миноритарный пакет);

- скидка за недостаточную ликвидность ценных бумаг.

В Федеральном законе от 29 июля 1998 г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности» (далее - Закон «Об оценочной деятельности») термин «имущество» употребляется во втором значении - как отдельные материальные объекты [1]. На это указывает то, что имущество называется в законе лишь как один из предметов оценки. А вещи, вещные права и права требования, работы и услуги, информация, объекты интеллектуальной собственности указываются в качестве других предметов оценки отдельно.

Заключая договор на проведение оценки, организация должна прямо указать, что именно будет оцениваться. Недостаточно просто написать -«имущество». Ведь согласно Закону «Об оценочной деятельности» в этом случае оценке подвергнутся только материальные объекты организации, а вещные права и права требования, производственная информация, объекты интеллектуальной собственности могут остаться без внимания оценщиков.

Влияние на стоимость предприятия ликвидности его активов

Стоимость акций ликвидных предприятий, как правило, выше, чем

стоимость акций неликвидных предприятий. С этим положением связано следующее правило: акции открытых акционерных обществ обычно стоят выше акций закрытых акционерных обществ.

Причем эта разница достигает значительных размеров, порой 35— 50%. Эта разница обусловлена многими причинами, в том числе и большей степенью риска вложений капитала в неликвидные предприятия, а неликвидность связана со степенью закрытости предприятия.

Более низкая стоимость акций закрытых акционерных обществ связана с ограничениями на права собственности, которые нередко имеют место в закрытых обществах. К таким ограничительным соглашениям относятся договоры об обязательной покупке-продаже акций акционерами предприятия, право первого отказа, требование о согласии на продажу акций, договоры об объединении, голосующие союзы и др.

При оценке стоимости предприятия оценщик должен делать различие между скидками, обусловленными неконтрольным характером участия в предприятии, и скидками, связанными с неликвидностью предприятия [3, с. 136]. Дело в том, что термин «неконтрольное участие» связан с соотношением между стоимостью оцениваемого участия и стоимостью всего предприятия, поэтому главный вопрос, который решает эксперт-оценщик, — это определение степени контроля (неконтроля) над оцениваемым предприятием, которая обеспечивает или не обеспечивает владение неконтрольным пакетом акций. Термин «ликвидность предприятия» связан с возможностью быстрой продажи его активов или всего предприятия по решению владельца.

Важным представляется и определение базовой величины, с которой делается та и другая скидка. Скидка, связанная с неконтрольным пакетом акций, отражает отсутствие контроля над предприятием, и поэтому она делается (вычитается) из доли предприятия, пропорциональной оцениваемому пакету акций. Причем доля предприятия, из которой делается скидка, включает все права контроля.

Скидка на неликвидность оцениваемого пакета отражает трудности его быстрой продажи. Поэтому базой, с которой вычитается эта скидка, является стоимость предприятия (или долевого участия, пропорционального оцениваемому пакету акций), обладающего высокой степенью ликвидности. Например, если неконтрольный пакет акций закрытого акционерного общества оценивается исходя из цен неконтрольного пакета акций открытого акционерного общества, акции которого продаются на фондовом рынке, то на стоимость акций закрытого акционерного общества делается скидка на неликвидность по сравнению с акциями открытого акционерного общества.

Если контрольный пакет акций закрытого акционерного общества оценивается методом капитализации прибыли, скорректированной балансовой стоимости и другими методами (без сопоставления с акциями открытых акционерных обществ, акции которых продаются на фондовых

биржах) и если коэффициенты капитализации (или мультипликаторы) при этом берутся применительно к контрольным пакетам открытых обществ, то в этом случае скидки производятся как на неконтрольный пакет, так и на относительную неликвидность акций. И другой случай. Если контрольный пакет закрытого общества оценивается исходя из ежедневных цен продажи акций открытых обществ, входящих в неконтрольные пакеты, то к расчетной стоимости оцениваемых акций необходимо прибавить премию за контроль и вычесть скидку на ликвидность.

Иногда случается, что скидка на неликвидность акций и премия за контроль имеют одну и ту же величину. В этом случае стоимость акций, к которым применяются и скидка, и премия, остается неизменной.

Следует подчеркнуть, что при оценке как контрольных, так и неконтрольных пакетов акций закрытых предприятий делается скидка на неликвидность. Из предыдущих рассуждений следует, что простая сумма отдельных пакетов акций предприятия, как правило, не равна общей стоимости этого предприятия и чаще меньше общей стоимости предприятия. Это обстоятельство является стимулом ко всякого рода слияниям и поглощениям предприятий.

На стоимость предприятия влияют и другие качественные факторы, например квалификация управленческого персонала, низкая диверсифицированность производства, отсутствие вертикальной производственной интеграции, уровень научной базы, прогрессивность оборудования и т. д.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-Ф3 (ред. от 29.07.2017) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" // Консультант Плюс.

2. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 18.07.2017 N 160-ФЗ) // Консультант Плюс.

3. Панков, В.В. Анализ и оценка состояния бизнеса. Методология и практика / В. В. Панков. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 208 с.

4. Рыбалкина, З.М. Управляемость современной организации / З.М. Рыбалкина // Italian Science Review. - 2014. - No 14 (3).

5. Фролов, Д. В. Технологии управления материальными активами / Д. В. Фролов, В. М. Исаева // Вестник Оренбургского государственного университета . - 2011. - No 13 (132).

6. Астафурова И.С., Леонтьев Д.А. Проблемы современной экономики (экономические факторы) // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. - 2015. - №3. - С. 403-405

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.