УДК 343
Ю. Е. Салеева, Н. А. Ребров ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Рассматриваются основы внутреннего и внешнего взаимодействия органов предварительного следствия при организации расследования уголовных дел экономической направленности, а также роль руководителя органа предварительного следствия в обеспечении эффективности достижения результата при расследовании преступлений рассматриваемой категории.
К л ю ч е в ы е с л о в а: внешнее взаимодействие, внутреннее взаимодействие, органы предварительного следствия, уголовные дела экономической направленности, руководитель следственного органа.
FUNDAMENTALS OF ORGANIZING INTERACTION BETWEEN PRELIMINARY INVESTIGATION BODIES IN THE INVESTIGATION OF ECONOMIC CRIMES
The article discusses the basics of internal and external interaction of the preliminary investigation bodies in organizing the investigation of criminal cases of an economic nature, as well as the role of the head of the preliminary investigation body in ensuring the effectiveness of achieving results in the investigation of crimes of this category. K e y w o r d s: external interaction, internal interaction, preliminary investigation bodies, economic criminal cases, head of the investigative body.
Поступила в редакцию 9 марта 2023 г.
Ни одно структурное подразделение органов внутренних дел России не может функционировать автономно, не вступая во взаимодействие с иными подразделениями, осуществляющими ряд отличающихся функций. Задачи, поставленные перед органами предварительного следствия в системе МВД, направлены на качественное и эффективное осуществление досудебного производства по уголовным делам, установление лиц, виновных в совершении преступления, привлечение их к уголовной ответственности, формирование доказательств, подтверждающих вину в совершенном деянии, возмещение причиненного ущерба потерпевшим и т. п. Вопросы организации взаимодействия при расследовании уголовных дел, а тем более уголовных дел экономической направленности, представляются крайне значимыми как для непосредственного решения задач уголовного судопроизводства, так и улучшения результатов данного вида деятельности.
Процесс взаимодействия может быть дифференцирован в зависимости от нескольких факторов. В частности, в науке выделяют формы и виды взаимодействия при расследовании преступлений, понимая под формами процессу-
© Салеева Ю. Е., Ребров Н. А., 2023
альную и организационную, исходя из нормативно-правовой регламентации1. Рассматривают также формы взаимодействия и из сущностно-определяющего критерия, выделяя организационно-структурные, организационно-функциональные и формы-действия2.
Говоря о видах взаимодействия, необходимо отметить, что данную классификацию, на наш взгляд, необходимо выстраивать, отталкиваясь от категории субъектов взаимодействия, одним из которых, несомненно, является орган предварительного расследования, а другим «иные субъекты», к которым может относиться достаточно большое число участников, качественно предопределяющих основания, условия, процесс и результаты всего взаимодействия в целом, ввиду чего рассмотрение данного аспекта требует более пристального внимания.
Традиционно, в науке принято выделять такие виды взаимодействия, как внутреннее и внешнее, исходя из принадлежности субъектов к определенному ведомству либо министерству3. Е. А. Ефремова, рассматривая взаимодействие при расследовании преступлений экономической направленности в рамках диссертационного исследования, предлагала несколько иной подход, согласно которому под внутренним предлагается понимать процесс взаимодействия между должностными лицами в рамках одного органа предварительного расследования, а под внешним - процесс взаимодействия со всеми иными органами и структурами4.
Основываясь как на результатах интервьюирования, проведенном (авторами) среди руководителей следственных подразделений территориальных органов районного уровня по Республике Саха (Якутия), а также данных о расследовании уголовных дел, можно сделать вывод о возникновении наибольшего круга проблем, возникающих при осуществлении взаимодействия в процессе расследования уголовных дел экономической направленности с оперативными и экспертными подразделениям системы МВД, а также с экспертными учреждениями, не входящими в состав Министерства внутренних дел России. Полагаем целесообразным рассмотреть такие виды взаимодействия, как внутреннее и внешнее, понимая под внутренним взаимодействие органов предварительного следствия, расследующих уголовные дела экономической направленности с подразделениями системы МВД (преимущественно с оперативными и экспертными подразделениями), а под внешним, взаимодействие с организациями и учреждениями, не входящими в состав МВД.
1 См.: Гаврилов Б. Я., Колесников И. И. Организация взаимодействия органов расследования преступлений с подразделениями и службами органов внутренних дел // Организация расследования преступлений органами внутренних дел. М., 2013. С. 200-202 и др.
2 См.: Потапова С. А. Организация взаимодействия органов внутренних дел с другими правоохранительными органами по противодействию экономической преступности (по материалам дальневосточного федерального округа) : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 113-132.
3 См.: Кузнецов А. П., Щербаков В. Ф. Теоретические и организационно-тактические основы взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов при противодействии экономической преступности. Н. Новгород, 2007. С. 46.
4 См.: Ефремова Е. А. Организация расследования преступлений экономической направленности : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. С. 27.
По результатам интервьюирования были отмечены трудности, связанные, во-первых, с недостаточностью сбора материала на стадии доследственной проверки, что в свою очередь существенно отражается на сроках ее проведения и в последующем создает дополнительные сложности в доказывании по уголовным делам ввиду давности события преступления; во-вторых, с недостаточным оперативным сопровождением уголовных дел, которое выражается в том числе и в нечеткости исполнения поручений следователя; в-третьих, с необходимостью исследования больших объемов документов и длительностью, а также трудоемкостью производства экспертиз.
На наш взгляд, эффективность руководства и организации деятельности территориальных органов внутренних дел на районном уровне неразрывно коррелирует с системой построения базовых принципов, ценностей и целей, при условии четкого понимания сотрудниками поставленных задач5.
То есть первоосновой качественного и эффективного взаимодействия, является грамотное планирование процесса расследования уголовных дел экономической направленности, с учетом необходимости оперативного сопровождения и участия экспертных подразделений, причем начинаться такое планирование должно задолго до начала производства по уголовному делу, на этапе предварительной проверки сообщения о преступлении.
Грамотное планирование и организация взаимодействия между подразделениями выстраивается, во-первых, исходя из собственного представления руководителя ОВД о цели и соответствующих ей задачах и функциях; во-вторых исходя из объективной оценки фактических обстоятельств, предопределяющих особенности деятельности подразделений в каждом конкретном случае, и в-третьих, на основании прогноза стратегических возможностей, способствующих получению качественного результата оперативно-служебной деятельности.
Отметим, что подразделения, осуществляющие служебную деятельность при обособленных условиях, к которым, безусловно, можно отнести расследование преступлений экономической направленности, используют специфичные методы и формы осуществления служебной деятельности, в связи с чем должны обладать и отличными от других подразделений, характерными лишь для них задачами и функциями, предопределяющими выполнение конкретной цели, поставленной руководителем.
В данном случае необходимо вести речь о следственных подразделениях районного уровня, в производстве которых находится достаточно большой массив уголовных дел рассматриваемой категории, в то время как неукомплектованность сотрудниками, обладающими специальными навыками расследования уголовных дел в сфере экономики, и в целом недостаточный опыт работы сотрудников, часто также не позволяют должным образом организовать процесс расследования и, как следствие, даже налаженные процессы взаимодействия могут не приносить должного результата.
Учитывая вышесказанное, ввиду сложности расследования уголовных дел о преступлениях, совершаемых в сфере экономики, на наш взгляд, залогом качественного и эффективного взаимодействия как между подразделениями
5 См.: Психология управления руководителей органов внутренних дел Российской Федерации : учебник / В. В. Вахнина [и др.] ; [под ред. В. В. Вахниной]. М., 2021. С. 45.
ОВД, так и с внешними структурами является не просто создание специализированных отделений по расследованию данной категории уголовных дел, но и укомплектование их сотрудниками, обладающими дополнительными специальными познаниями в экономике, что позволило бы достичь наибольшего взаимопонимания общих целей и совместного эффективного решения поставленных задач.
Организация расследования преступлений экономической направленности на стадии возбуждения уголовного дела должна осуществляться на основе совместного планирования оперативно-розыскных мероприятий и процессуальной деятельности, с участием сотрудников следственных и оперативных подразделений, что позволит установить взаимопонимание между сотрудникам, определив единую общую цель, и взаимообусловленные мероприятия, необходимые к проведению как в рамках проверки сообщения, так и в рамках последующего возбужденного уголовного дела, последовательно распределить силы, средства и создать основу для дальнейшего качественного взаимодействия при расследовании уголовного дела.
Полагаем, что планирование совместной деятельности при расследовании уголовных дел должно осуществляться не только между следственными и оперативными подразделениями, но и при необходимости и с привлечением сотрудников экспертных подразделений, которые в некоторых случаях имеют ключевую роль, поскольку именно от выводов, полученных в ходе проведения экспертиз, нередко зависят важнейшие составляющие производства по уголовному делу, такие как квалификация совершенного деяния, сумма причиненного ущерба и т. д.
Полагаем, что предварительная проработка поставленных перед подразделениями задач (на этапе возбуждения уголовного дела), обсуждение возможных трудностей и проблем, а также возможность каждого из руководителей, с учетом позиции непосредственно привлекаемых к взаимодействию сотрудников, заблаговременно оценить количество необходимых ресурсов, привлекаемых сил и средств позволит наиболее эффективно организовать работу как всего подразделения, так и отдельных сотрудников, участвующих в расследовании конкретного уголовного дела.
Однако, если вопросы внутреннего взаимодействия возможно разрешить путем организации совместного планирования и проведения рабочих совещаний, большую сложность при расследовании уголовных дел экономической направленности представляет внешнее взаимодействие с иными организациями, не входящими в состав Министерства внутренних дел, причем нередко без их содействия производство предварительного следствия попросту невозможно. Речь в данном случае идет как о государственных органах, таких как федеральные налоговые службы, службы судебных приставов, Роспотреб-надзор, Росфинмониторинг, муниципальные органы управления и т. п., так и о негосударственных организациях и коммерческих предприятиях (например, банках, контрагентах и т. п.), содействие которых может потребоваться в каждом конкретном случае.
Безусловно, вопросы взаимодействия в данном случае на правовом уровне регулируются как уголовно-процессуальным законодательством (следует
оговориться, что детально вопросы взаимодействия УПК не урегулированы, однако, исходя из смысла конкретных норм, можно определить субъектов, формы и механизм их взаимодействия), так и рядом других нормативно-правовых актов6, но на практике проблема сроков исполнения запросов и производства совместных мероприятий с указанными органами все же представляет значительную сложность. Разнообразие форм и методов работы организаций, не входящих в состав МВД, а также многочисленность и разрозненность нормативно-правовой базы и основ взаимодействия приводят к невозможности достичь взаимопонимания между взаимодействующими субъектами, длительности сроков исполнения запросов либо неэффективности совместной деятельности. Ввиду вышесказанного, позволим себе вновь согласиться с точкой зрения Е. А. Ефремовой, которая полагает, что многочисленность и многоплановость нормативного правового регулирования внешнего взаимодействия ОПР позволяет сделать вывод о необходимости разработки единого для органов предварительного расследования и иных органов порядка взаимодействия при расследовании преступлений экономической направленности, который должен определять: перечень субъектов взаимодействия; принципы, направления и формы взаимодействия; права и обязанности сторон взаимодействия; предмет взаимодействия и другие положения7. Подобный порядок, на наш взгляд, позволил бы структурировать вопросы осуществления взаимодействия с учетом специфики рассматриваемой категории преступлений, что значительно сказалось бы на улучшении качества расследования.
Подводя итог вышеизложенному, во-первых, стоит отметить ключевую роль руководителя, осуществляющего организацию расследования, поскольку качественное выполнение элементов оперативно-служебной деятельности и обеспечение взаимосвязи между ними могут быть достигнуты лишь при
6 Регламент межведомственного взаимодействия и информационного обмена правоохранительных и контрольно-надзорных органов при осуществлении деятельности по противодействию преступлениям и иным правонарушениям в сфере экономики : утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, ФСБ России, ФНС России, Росфин-мониторинга, Банка России от 28 февраля 2007 г. № 40/210/82/САЭ-3-09/16/46/0Д-194 и др. ; Инструкция по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем : утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России, СК при прокуратуре РФ, Росфинмониторинга от 5 августа 2010 г. № 309/566/378/318/1460/43/207 и др. ; Об утверждении регламента информационного взаимодействия Банка России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, правоохранительных и иных федеральных государственных органов Российской Федерации при выявлении и пресечении незаконных финансовых операций кредитных организаций и их клиентов : приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, Росфинмониторинга, ФНС России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России, Следственного комитета, Банка России от 12 марта 2013 г. № 105/136/50/ММ-7-2/117/113/98/447/12/0 Д-121 ; Об утверждении положения о порядке взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы : приказ МВД России и ФАС России от 30 декабря 2004 г. № 878/215 и др. ; Порядок взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации в борьбе с фальшивомонетничеством : утв. приказом МВД России и Банка России от 5 февраля 2009 г. № 102/ОД-ПЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7 См.: Ефремова Е. А. Указ. соч. С. 150.
структурном подходе к организации деятельности, а залогом положительного результата может стать лишь грамотная и систематизированная организация принятия и исполнения управленческих решений, которая базируется на научно-обоснованных подходах и имеет основными направлениями:
- учет профессионализма, подготовленности, уровня обладания специальными знаниями, умениями, навыками сотрудников следственных подразделений ОВД на районном уровне и распределение функций между ними с учетом вышеназванных факторов;
- постановка решаемых задач подразделением задач и проектирование организационных решений на основе содержания и объема поставленной задачи;
- разработка режима выполнения служебной деятельности, при котором нагрузка между сотрудниками может быть распределена исходя из соображений рационального использования индивидуальных возможностей каждого;
- обеспечение материально-техническими и информационными ресурсами;
- организация совместного планирования в вопросах как внутренней деятельности подразделения, так и внутреннего и внешнего взаимодействия.
При этом направления и формы взаимодействия должны определяться возникающими перед следственным подразделением задачами в каждом конкретном случае и детерминироваться общей целью.
Организация взаимодействия при расследовании преступлений экономической направленности может осуществляться в виде внутреннего и внешнего взаимодействия, причем основой внутреннего взаимодействия должно служить совместное планирование и распределение сил и средств на стадии возбуждения уголовного дела, в то время как внешнее взаимодействие необходимо урегулировать на основе единого межведомственного нормативно-правового акта, устанавливающего цели, задачи, механизм, порядок и формы взаимодействия.
Академия управления МВД России Салеева Ю. Е., кандидат юридических наук, доцент кафедры управления органами расследования преступлений
УЭБиПК по Республике Саха (Якутия) Ребров Н. А., заместитель начальника отдела по противодействию коррупции
Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs
of the Russian Federation Saleeva Y. E., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Management Crime Investigation Authorities Department
E-mail: viva13@bk.ru
UEBiPK in the Republic of Sakha (Yakutia) Rebrov N. A., Deputy Head of Department on combating corruption
E-mail: renik81@list.ru