Научная статья на тему 'Основы модернизации современного высшего образования'

Основы модернизации современного высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ / ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адаменко А. М.

Модернизация образования представляет собой сложный, целостный процесс совершенствования учебно-воспитательной деятельности с целью достижения управляемого позитивного качественного изменения всей образовательной системы. Модернизация образования это системное качественное изменение, включающее интеллектуализацию учебной деятельности, фундаментализацию, инновационные процессы, информатизацию, новые технологии и методы компьютеризации, меняющие в силу новых задач доминанту развития внутреннего потенциала образования. Модернизация образования предполагает широкую многоплановую трансформацию всех элементов учебно-воспитательной работы на принципиально новых идеях, методах, теориях, концепциях, моделях. Современное социально-гуманитарное знание показывает, что модернизационные процессы в мире и ненасильственная трансформация и интеграция региональных и национальных культур проходят наиболее эффективно тогда, когда радикальная реформация общества осуществляется с учетом особенностей национального характера, ментальности народов, вступивших на путь модернизации. В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориального рынков труда, а также перспективные потребности их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы модернизации современного высшего образования»

№ 5 - 2007 г. 22.00.00 социологические науки

УДК 378.1

Основы модернизации современного высшего образования

А.М. Адаменко

Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (г. Новосибирск)

Модернизация образования представляет собой сложный, целостный процесс совершенствования учебно-воспитательной деятельности с целью достижения управляемого позитивного качественного изменения всей образовательной системы. Модернизация образования - это системное качественное изменение, включающее интеллектуализацию учебной деятельности, фундаментализацию, инновационные процессы, информатизацию, новые технологии и методы компьютеризации, меняющие в силу новых задач доминанту развития внутреннего потенциала образования. Модернизация образования предполагает широкую многоплановую трансформацию всех элементов учебно-воспитательной работы на принципиально новых идеях, методах, теориях, концепциях, моделях.

Современное социально-гуманитарное знание показывает, что модернизационные процессы в мире и ненасильственная трансформация и интеграция региональных и национальных культур проходят наиболее эффективно тогда, когда радикальная реформация общества осуществляется с учетом особенностей национального характера, ментальности народов, вступивших на путь модернизации. В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориального рынков труда, а также перспективные потребности их развития.

Ключевые слова: модернизация образования, новая философия развития, духовный потенциал

В нынешнее время особую актуальность приобретают и активно обсуждаются проблемы модернизации социального бытия человечества, обращается самое серьезное внимание на проблемы адаптации новых поколений к быстро меняющимся социокультурным процессам. Наиболее значимым и эффективным средством адаптации по праву считается образование, обеспечивающее необходимую меру соотношения традиций и инноваций в знаниях, нормах и эталонах культуры. Новая парадигма образования настойчиво утверждается в высшей школе России. Ее основные компоненты - фундаментальность, целостность, интеграция знаний и методов, направленность на удовлетворение интересов личности.

Модернизация образования представляет собой сложный, целостный процесс совершенствования

учебно-воспитательной деятельности с целью достижения управляемого позитивного качественного изменения всей образовательной системы. Модернизация образования - это системное качественное изменение, включающее интеллектуализацию учебной деятельности, фундаментализацию, инновационные процессы, информатизацию, новые технологии и методы компьютеризации, меняющие в силу новых задач доминанту развития внутреннего потенциала образования. Модернизация образования предполагает широкую многоплановую трансформацию всех элементов учебно-воспитательной работы на принципиально новых идеях, методах, теориях, концепциях, моделях [1]. Онтологическими основаниями модернизации образования были реальные изменения в развитии общества: бурный рост и обновление информации; высокие достижения научно-технического прогресса; развитие информационных технологий; массовая компьютеризация сферы производства, образования, науки, культуры, быта; превращения информации и научных знаний в основной экономический и стратегический ресурс.

Теоретические основы модернизации образования осмысливались в 60-е годы ХХ ст. в различных философских, психологических и социологических школах [1]. В работах Ч. Миллса модернизация рассматривается как революция в образовании. П. Друкер рассматривает модернизацию в качестве метода "использования знаний для воспроизводства знания". Э.

Гидденс, Н. Смелзер, А. Мендра изучали влияние модернизации на функции образования. Н. Смелзер видит в модернизации возможность роста ценности знаний. Р. Инглхарт, М. Кастельс, А. Этцони считают, что процесс модернизации образования может осуществляться как процесс самоорганизации личности через традиционные и нетрадиционные креативные средства. Таким образом, обобщая различные подходы, модно сказать, что модернизация в образовании это специфическая форма управления развитием образования, изменяющая структуру, организацию, содержание, организацию и культуру образовательного процесса.

Концептуальным основанием модернизации высшего образования в нашей стране должен выступать Национальный проект "Культура", который обсуждался на страницах журнала "Наше наследие" [5]. <Национальный проект - это системное изменение отношения государства к культуре. Необходимость принятия срочных мер в этой чрезвычайно важной области жизни страны и народа определяет критическое положение, сложившееся не только в деле охраны памятников истории и культуры, но и в современной культурной жизни страны. Реальная опасность утраты национальных, общечеловеческих, культурных ценностей, которые должны являться основой возрождения новой России, в современных исторических условиях, диктует необходимость неотложных мер по спасению национального культурного достояния:> [5]. В нашей стране пока еще нет целостной концепции культурного развития России в ХХ! веке. Культура должна рассматриваться не только как один из институтов общественного сознания, но и как целостная система ценностей, формирующих идентичность нации, единство Российского государства, влияющая на все сферы государственного и гражданского бытия, подчеркнул С. Миронов. Проблемы культуры в России не могут быть правильно поняты и оценены без учета особенностей формирования национального характера и народных традиций воспитания личности гражданина России. Необходимо учитывать взаимосвязь и взаимозависимость созидательной и охранительной функций культуры. "Целями национального культурного проекта являются не только сохранение накопленного культурного потенциала, обеспечение преемственности культурных традиций, но и поддержка инноваций, обеспечивающих рост культурного потенциала общества" [5].

Большой вклад в развитие русской культуры внес академик Д.С. Лихачев. Он считал, что культура является определяющим условием реализации созидательного потенциала личности и общества, формой утверждения самобытности народа и основой душевного здоровья нации, гуманистическим ориентиром и критерием развития человечества. Вне культуры, писал Лихачев, настоящее и будущее народов, этносов, государств лишается смысла. Заслуживает внимания и дальнейшего развития концепция Д.С. Лихачева "Краеведение как наука и деятельность" [2, 3]. Участие людей всех возрастов в собирании краеведческого материала, писал Д.С. Лихачев, имеет само по себе огромнейшее воспитательное значение. Краеведением может заниматься первоклассник и академик, инженер и учитель, социолог и историк. Краеведческая деятельность вносит в окружающую среду обитания человека тот высокий уровень духовности, патриотизма, нравственной культуры, без которого человек не может существовать. Массовое развитие

краеведения в России, организация специальных исследований среди школьников, студентов и ученых, издание краеведческой литературы - это приоритетное направление Национального проекта "Культура". Необходимо расширить и обогатить информационные ресурсы краеведения. Краеведческая информация открывает исследователю новые знания, ценности, методы деятельности, забытые народные традиции. Эффективное использование краеведческой информации способствует формированию творческой личности.

Новая парадигма развития России в XXI в., разработанная большим коллективом российских и зарубежных ученых (философов, экологов, экономистов, естествоиспытателей, гуманитариев), является также очень важным основанием для модернизации современного высшего образования. Эта парадигма основана на учении об устойчивом развитии общества и природы. "Новая волна идеологического рационализма связывает идею разума уже с ноосферой, как сферой выживания и устойчивого развития цивилизации и биосферы. Ноосферное движение, конечно же, будет иметь и уже имеет в своем составе не только последователей В.И. Вернадского, П.Т. де Шардена, но и другие международные движения (мондиалистов, бахаи, и т.д.), экстравагантные сайентистские варианты ноосферных представлений с различными сценариями и альтернативами" [6]. В их взаимодействии и новых научных исследованиях развития социоэкосистем и планетарного мышления сформируется современное ноосферное мировоззрение. В трудах академика РАН В.А. Коптюга отмечено, что переход на модель устойчивого развития потребует эффективной системы разъяснения этой идеи и создания "опережающей" системы образования и воспитания личности во имя торжества человеческого духа, бессмертия нравственного разума, выживания и достойной жизни человека [6]. В России без возрождения духовного потенциала и опережающего развития интеллектуальной сферы невозможно реализовать ноосферный вариант устойчивого развития. Для реализации идей устойчивого развития важно изменение мировоззрения от простого осознания национальной самобытности до глобального и даже "вселенского понимания" идеи устойчивого развития [6, 4, 7]. В связи с этим Генеральная Ассамблея ООН объявила 2005-2014 годы Десятилетием ООН по образованию в интересах устойчивого развития. Европейская экономическая комиссия (ЕЭК) ООН разработала стратегию "Образование для устойчивого развития (ОУР)". Документ был принят в Вильнюсе на совещании министров охраны окружающей среды и образования 55 стран в 2005 г. В новых концепциях экологического образования под устойчивым развитием понимают новую философию развития, основывающуюся на интеграции социальных, экономических, и экологических аспектов в принятии решений и в практической деятельности.

Новые дисциплины по проблемам устойчивого развития общества и природы должны строиться с учетом таких методологических принципов, как холистическое миропонимание, социоцентризм, комплексность, фундаментальность, многоуровневость, коэволюция, модульность, упорядоченность, культуроцентризм, гуманизация, прогностичность, историчность, технологичность, интернациональность. Эти задачи особенно актуальны в связи с тем, что главной целью модернизиции образования выступает идея создания механизма устойчивого развития всей системы образования. Современное социально-гуманитарное знание показывает, что модернизационные процессы в мире и ненасильственная трансформация и интеграция региональных и национальных культур проходят наиболее эффективно тогда, когда радикальная реформация общества осуществляется с учетом особенностей национального характера, ментальности народов, вступивших на путь модернизации. В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориального рынков труда, а также перспективные потребности их развития.

Список литературы

1. Ильинский И.М. Образовательная революция / И.М. Ильинский // М., 2002.

2. Лихачев Д.С. Письма о добром / Д.С. Лихачев // Пенза, 1996.

3. Лихачев Д.С. Прошлое - будущему / Д.С. Лихачев // Л., 1985.

4. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации / Н.Н. Моисеев// М., 2000.

5. Наше наследие. - М., 2000. - № 77.

6. Новая парадигма развития России в XXI веке. Комплексные исследования проблем устойчивого развития: идеи и результаты. - М., 2000.

7. Урсул А.Д. Путь в ноосферу (концепция выживания и устойчивого развития цивилизации) / А.Д. Урсул // М., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.