Научная статья на тему 'ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ'

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
504
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / МОТИВАЦИЯ / АЭРОБНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ТРЕНИРОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимов Игорь Викторович, Волкова Валерия Руслановна

Данная статья посвящена основам методики самостоятельных занятий физической культурой. Раскрывается понятие и роль мотивации, сформулированы наиболее сильные мотивирующие факторы, отмечены условия эффективности организации самостоятельных тренировок, приведены рекомендации, касающиеся выбора вида спорта и рекомендуемой нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герасимов Игорь Викторович, Волкова Валерия Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS OF THE METHODOLOGY OF INDEPENDENT PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

This article is devoted to the basics of the methodology of independent physical education. The concept and role of motivation are revealed, the most powerful motivating factors are formulated, the conditions for the effectiveness of the organization of independent training are noted, recommendations are given regarding the choice of a kind of sport and the recommended load.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ»

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

FUNDAMENTALS OF THE METHODOLOGY OF INDEPENDENT PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Герасимов Игорь Викторович

кандидат педагогических наук, доцент кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Gerasimov Igor Viktorovich Ph.D., associate professor department of physical training and sports Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel. Russia

Волкова Валерия Руслановна

курсант

факультет подготовки следователей Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Volkova Valeria Ruslanovna

cadet

faculty of training investigators Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Аннотация. Данная статья посвящена основам методики самостоятельных занятий физической культурой. Раскрывается понятие и роль мотивации, сформулированы наиболее сильные мотивирующие факторы, отмечены условия эффективности орга-низации самостоятельных тренировок, приведены рекомендации, касающиеся выбора вида спорта и рекомендуемой нагрузки.

Abstract. This article is devoted to the basics of the methodology of independent physical education. The concept and role of motivation are revealed, the most powerful motivating factors are formulated, the conditions for the effectiveness of the organization of independent training are noted, recommendations are given regarding the choice of a kind of sport and the recommended load.

Ключевые слова: физическая культура, самостоятельные занятия, мотивация, аэробные упражнения, тренировки.

Keywords: physical culture, independent studies, motivation, aerobic exercises, training.

Мотивация имеет решающее значение в поведении и деятельности человека, поскольку в основе ее лежит принцип сознательности и активности: ничто не может быть введено в сознание человека при его пассивном или негативном отношении. Именно поэтому еще с детства важно закладывать позитивное отношение к занятиям физической культурой.

«Мотивация — побуждение к действию, динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности» [1].

Правильно организованная и доступная информация о пользе физической культуры и занятий спортом являются важным фактором в формировании внутренней мотивации к занятиям спортом и развитию навыков самоорганизации любого человека.

Можно выделить несколько наиболее сильных мотивирующих факторов:

1) красота тела и состояние здоровья;

2) личные интересы при выборе конкретного вида спорта;

3) подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности [2].

Также можно разделить мотивы на присущие женщинам и мужчинам. Они могут

преследовать различную конечную цель самостоятельных занятий, в связи с чем человек должен выбирать для себя различную мотивацию.

Для женщин зачастую характерна следующая мотивация: потребности в движениях для здоровья; желание быть красивой, гибкой, выносливой; иметь стройную фигуру, общаться с интересными людьми. Если какой-либо из этих мотивов устойчиво укоренился у женщины, то занятия физической культурой, в том числе, и самостоятельные, обязательно приведут к желаемому результату.

У мужчин также можно выделить мотивацию к общению, занятию физической культурой для здоровья. Однако существуют и специфические мотивы. К таким можно отнести: стремления быть сильным, мужественным; приобрести определенные умения и навыки; постоять за себя и близких; повысить свой социальный статус, материальное благосостояние и др.

При самостоятельных занятиях физической культурой человеку также необходимо разработать определенную программу, чтобы тренировки проходили эффективнее.

Условиями эффективности организации самостоятельных тренировок при наличии определенной программы являются:

1. Изучение теоретического материала по проблемам физического совершенствования.

2. Теоретическая подготовка к самостоятельным занятиям по составленному плану.

3. Составление подробного конспекта тренировки.

4. Непосредственное проведение тренировки.

5. Выбор упражнений для избранного направления тренировок.

6. Выполнение плана тренировок.

7. Самостоятельная подготовка к сдаче контрольных нормативов.

8. Сдача контрольных нормативов, проверка физического развития за определенный период времени.

При наличии программы самостоятельных занятий и выполнении вышеуказанных условий можно добиться наилучшего результата при улучшении физической активности. Важную роль в этом играет принцип системности и постоянства. Про-пуск

тренировки скажется на развитии организма не лучшим образом и придется начинать всю программу заново. Именно поэтому необходимо рассчитывать время, которое в течение дня может быть потрачено на тренировку, а также примерное время суток, когда удобнее всего заниматься. И ни в коем случае не пропускать тренировки по выходным. Лучше просто немного сократить время тренировки, но провести ее.

При самостоятельных занятиях также важно определить для себя промежуток времени, через который необходимо будет провести контрольные нормативы. Их можно организовать самостоятельно, можно попросить помощи у друзей или квалифицированных специалистов. Все результаты лучше записывать, чтобы была возможность проследить динамику развития физической активности.

По мнению ученых, наиболее эффективными и более приемлемыми для самостоятельных занятий, считаются аэробные упражнения (бег, скандинавская ходьба, велоспорт и т. д.).

При разработке программы для самостоятельных занятий может потребоваться помощь подготовленного человека. В этом случае можно обратиться к профессиональному тренеру или к преподавателю физической культуры. Они окажут методическую помощь при организации самостоятельных занятий с целью формирования навыков проведения грамотно построенной программы таких тренировок.

Для каждого человека характерна индивидуальная программа, зависящая от характеристик его организма и физического развития. Такая программа обычно должна предусматривать собой комплекс общеразвивающих, специальных и танцевальных упражнений, направленных на развитие физических качеств [3].

При организации самостоятельных занятий у человека есть выбор абсолютно различных вариантов проведения таких занятий: можно заниматься в спортивных клубах, тренажерных залах, танцевальных кружках, то есть там, где есть тренеры, инструкторы; можно заниматься в одиночку, например, бег, аэробика, комплексы каких-либо физических упражнений (в современном мире без труда можно найти в интернете подходящие упражнения и заниматься по примерам); либо же можно собрать группу единомышленников и заниматься вместе, попутно развивая не только физическую активность, но и общаться с интересными людьми.

При выборе методов организации самостоятельных занятий необходимо определить тренировочную нагрузку, которую способен выдержать организм на начальном этапе проведения самостоятельных тренировок. Выделяют 4 типа тренировочной нагрузки:

- умеренный тип — 30 %;

- средний тип — 50 %;

- большой тип — 70 %;

- высокий тип — 90 %.

Как уже отмечалось, наиболее эффективными и популярными для самостоятельного проведения являются аэробные упражнения. На их примере рассмотрим различные варианты и методические приемы организации самостоятельных занятий.

Первым методическим приемом можно назвать «метод музыкальной интерпретации». При использовании данного метода человеком под каждое конкретное упражнение подбирается определенная музыкальная композиция. После несколь-

ких повторений данные композиции запоминаются и уже легче проводить занятия, не путаясь в музыкальных интерпретациях [4].

Следующий метод: занятия физической культурой с использованием комплекса аэробики в основной части [5]. При таком методе используются танцевальные аэробные упражнения в течение 5-15 минут. Как пример: человек занимается бегом (пол-часа), аэробика (5-15) минут, другие физические упражнения. Порядок каждый определяет для себя. Для более эффективного воздействия на организм порядок упражнений можно менять каждый день, увеличивать время проведения занятий, либо темп их проведения.

Также можно использовать такой вариант самостоятельных занятий, как спортивные игры. Это, конечно, не подойдет для индивидуальной тренировки, необходимо будет найти единомышленников. Однако такой способ при применении хотя бы раз в неделю, дает массу положительных результатов.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что при организации самостоятельных занятий физической культурой могут использоваться различные варианты проведения тренировок. Самостоятельные тренировки на основе комплексов аэробных упражнений способствуют развитию самостоятельных навыков организации индивидуального физического воспитания. При составлении любого из вариантов необходимо учитывать общепринятые принципы методики организации таких занятий для того, чтобы достигнуть желаемого эффекта и результативности.

Литература

1. Винокуров А. А. Мотивация занятий физическими упражнениями в режиме труда и после трудового восстановления работниц органов местного самоуправления /

A. А. Винокуров // Культура физическая и здоровье. - 2014. - № 4 (51). - С. 71-73.

2. Шалупин В. И. Мотивационные факторы самостоятельных занятий физической культурой студентов / В. И. Шалупин, Д. В. Морщинина // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. - 2013. -№ 191. - С. 125-128.

3. Лопатина Т. П. Формирование навыков организации самостоятельных аэробных тренировок у студентов / Т. П. Лопатина, Е. В. Бороухина // Вестник Марийского государственного университета. - 2018. - Т. 12. - № 2 (30). - С. 32-37.

4. Байбородова Л. В. Методика обучения физической культуре: учебное пособие /Л.

B. Байбородова, И. М. Бутин. - Москва : ВЛАДОС, 2004. - 248 с.

5. Коричко Ю. В. Эффективность применения разнообразных упражнений аэробики на физкультурно-оздоровительных занятиях/ Ю. В. Коричко, А. Р. Галеев // Мир науки. - 2017. - Т. 5. - № 6. - С. 28-32.

References

1. Vinokurov A. A. Motivatsiya zanyatiy fizicheskimi uprazhneniyami v rezhime truda i posle trudovogo vosstanovleniya rabotnits organov mestnogo samoupravleniya [Motivation for physical exercises during labor and after labor recovery of female workers of local self-government bodies]. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e - Physical culture and health, 2014, no. 4 (51), pp. 71-73.

2. Shalupin V. I., Morshchinina D. V. Motivatsionnye faktory samostoyatel'nykh zanyatiy

fizicheskoy kul'turoy studentov [Motivational factors of self-study in physical culture of students]. Nauchnyy vestnik Moskov-skogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta grazhdanskoy aviatsii - Scientific Bulletin of the Moscow State Technical University of Civil Aviation, 2013, no. 191, pp. 125-128.

3. Lopatina T. P., Boroukhina E. V. Formirovanie navykov organizatsii samostoyatel'nykh aerob-nykh trenirovok u studentov [Formation of skills of organizing independent aerobic training among students]. Vestnik Mariyskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of the Mari State University, 2018, vol. 12, no. 2 (30), pp. 32-37.

4. Bayborodova L. V., Butin I. M. Metodika obucheniya fizicheskoy kul'ture [Methodology of teaching physical culture]. Moscow, VLADOS Publ., 2004, 248 p.

5. Korichko Yu. V., Galeev A. R. Effektivnost' primeneniya raznoobraznykh uprazhneniy aerobiki na fizkul'turno-ozdorovitel'nykh zanyatiyakh [Efficiency of application of various aerobic exercises on physical culture and health-improving classes]. Mir nauki - World of Science, 2017, vol. 5, no. 6, pp. 28-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.