Научная статья на тему 'Основы информатизации казначейского регулирования'

Основы информатизации казначейского регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы информатизации казначейского регулирования»

Наибольшей эластичностью характеризуется спрос на выполнение механизированных работ, которые сельский товаропроизводитель не относит к крайне необходимым и при резком росте цены отказывается от их проведения (например, внесение удобрений).

5. Разнообразие возможностей использования товара (на универсальные машины спрос более эластичен, чем на специализированные).

6. Время приспособления к изменению цены.

При росте цен на машинно-технологические услуги резкое падение спроса возможно, как правило, не ранее следующего сезона полевых работ.

В целом, отличительной особенностью спроса на технологические услуги является его высокая ценовая эластичность: при снижении цены большее число потребителей изъявляют желание пользоваться услугами специализированных предприятий во все возрастающем объеме

лмтература

1. АраслановТ. Организационно-экономические аспекты эффективного производственного обслуживания АПК // Международный сельскохозяйственный журнал. 1999. № 1.

2. Басаев Б.Б., Басиев К.А., Бесолов Ф.Э. и др. Система ведения агропромышленного производства. Владикавказ: Иристон, 2002.

3. БеляевскийМ.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. М.: Финансы и статистика, 2002.

4. Голубкове. Стратегическая ориентация деятельности производителей (сегментация рынка, определение целевых сегментов, позиционирование рынка) // Маркетинг. 1996. № 3.

5. Мисаков В.С. Теория и практика анализа конкурентоспособности фирмы. М.: Финансы и статистика, 1996.

МОРКОВКИН А.В.

ОСНОВЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ КАЗНАЧЕЙСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В системе государственных экономических отношений функции распределения финансовых ресурсов возлагаются на специализированный федеральный финансовый орган - казначейство.

Проблема оптимизации указанных функций активно рассматривалась зарубежной и отечественной экономической наукой IX и XX веков и широко представлена учением Кейнса, теориями программирования, индикативного планирования экономики и информационной экономики [1, с. 8].

Рациональный синтез, указанных научных течений, по нашему мнению, способен расширить круг достоинств в совершенствовании форм и методов управления экономическим развитием России.

Проведённые зарубежные и отечественные исследования, показывают, что государственная казначейская система является основным инструментом регулирования роста экономики, образуя методологическую основу оптимизации процесса расходования государственных средств.

Большой вклад в теорию и практику казначейской деятельности во взаимосвязи с финансовым контролем и оптимизацией бюджетных расходов России внесли отечественные А.В.Безденежный, Л.В. Бушмин, Т. Нестеренко, В.Пансков, Л.В Дуканич, З.А. Клюкович, В. Г. Игнатов, А.И Пономарёв и др. [2, с. 25].

Уровень казначейского регулирования был повышен Федеральной программой развития органов казначейства на 2002-2004 годы, обеспечивающей разработку Концепции единого счёта Федерального казначейства (ЕКС) России. Однако, недостаточная информационно -технологическая обеспеченность Концепции ЕКС не позволила решить проблемы рационализации бюджетных расходов [4].

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Высоко оценивая отечественные и зарубежные исследования, следует отметить, что в большей части ими рассмотрены аспекты централизации учёта, оптимизации потоков доходов и средств федерального бюджета, а проблемы информатизации рационального государственного расходования бюджетных средств изучены недостаточно.

В этих условиях, важное значение приобретает исследовании информатизационного обеспечения казначейского регулирования государственных расходов, его структуры и методов оптимизации на основе разрабатываемой автоматизированной информационной системы (АИС) «Казначейство».

Целью исследования является разработка модели АИС «Казначейство», обеспечивающей оптимизацию регулирования государственных расходов.

Поставлено рассмотрение информационно-технологических возможностей казначейской системы по, а также моделирование основных структурных компонент данной системы.

Анализ возможностей информационно-технологического обеспечения казначейского регулирования государственных расходов, проведённый автором в казначейских органах Южно федерального округа России, вскрыл ряд серьёзных проблем:

1. Проблемы и противоречия существующей системы законодательных и нормативных актов: отсутствие бюджетной ответственности и правовой согласованности в нормах бюджетного и административного законодательства в отношении нецелевого и нерационального расходования государственных ресурсов; отсутствие нормативно-методических основ эффективной реализации государственных закупок и федеральных целевых инвестиционных программ.

2. Проблемы структурно-функциональных аспектов казначейского регулирования, снижающих его качество: несоответствие казначейского статуса современным условиям бюджетного федерализма (предоставление региональным казначействам кредитных функций и учреждения казначейских фондов); отсутствие казначейского прогноза и планирования в финансовом сопровождении инвестиционного процесса реализации государственных заказов и программ; низкая результативность и недостаточный научно-методологический уровень казначейского контроля.

3. Проблемы казначейского обеспечения торгово-хозяйственных и снабженческих (далее логистических) аспектов, которые после уничтожения механизмов системы Госснаба СССР, остались не восполненными существующими рыночными формами: отсутствие возможностей современной структуры казначейства исполнять государственное расходование на этапах организации госзакупок и реализации федеральных инвестиционных программ; отсутствие прогноза и планирования поставок при государственных закупках и реализации инвестиционных федеральных программ; низкий уровень организации эффективных конкурсных торгов и контроля качественной и своевременной реализации инвестиционных федеральных программ.

4. Проблемы информационно-методологических аспектов казначейского регулирования: недостаточный уровень программных продуктов информатизации основных процедур казначейского регулирования (контроль, планирование); отсутствие баз данных угроз и рисков оптимизации казначейского регулирования.

Для устранения указанных проблем автором сформулированы следующие задачи:

- повысить правовой и нормативно-методический уровень проводимых конкурсных торгов, стабильности и рациональности цен на товары (работы);

- обеспечить казначейское регулирование новыми методами и финансово-экономическими механизмами;

- оптимизировать структурно-функциональные возможности казначейства, совершенствуя качество логистических подходов;

- повысить качество информационно-технологического обеспечения, совершенствуя программное, прогнозо-аналитическое и контрольное обеспечение казначейской деятельности.

Остановимся на характеристиках определяющих состояние АИС «КАЗНАЧЕЙСТВО».

Устойчивость характеризует надёжность составляющих её элементов, способных противостоять политическим, экономическим, информационным, криминальным и др. угрозам внутреннего и внешнего характера [6].

Развитие характеризует состояние системы и её способность преодолевать возмущения различных видов при постоянном обновлении [3].

Чувствительность ПСОКР определяет минимум времени реагирования на возникающие угрозы, способные привести к финансово-экономическим рискам и срывам [5].

Защищённость системы представляет собой состояние ПСОКР характеризующее её способность к противодействию и развитию в условиях угроз и других трудно прогнозируемых возмущений [7].

Эффективность ПСОКР определяется рациональным сочетанием высоких информационных технологий и эффективных методологических подходов к совершенствованию процессов оптимизации расходования бюджетных средств.

Данные характеристики являются универсальным инструментом для анализа проблем казначейского регулирования на макроэкономическом уровне и способны выявлять их потенциальные сферы и направления.

Основными задачами по оптимизации казначейского регулирования являются: разработка механизма организации прозрачных рациональных конкурсных торгов и электронной оплаты; разработка эффективного методологического направления информатизации казначейского и логистического контролей в сфере расходования бюджетных средств; разработка «экономной» методики ценовой политики на торгах; совершенствование организационнофункциональной структуры казначейских и логистических органов, включая их контрольные функции; защита информационных ресурсов АИС «КАЗНАЧЕЙСТВО».

Успешное решение поставленных задач позволит повысить уровень и качество казначейского регулирования государственных ресурсов по подъёму отраслей, сфер и хозяйств, влияющих на экономическое состояние России.

Для создания АИС «КАЗНАЧЕЙСТВО» разработаем ряд принципов:

Системность - обеспечение законности в защите технологических процессов управления организацией проведения реализации ФЦП и государственных закупок от возможных угроз всеми доступными средствами и методами; способность к развитию и совершенствованию в соответствии с возможными изменениями условий её функционирования (совершенствование законодательных актов и функционально-структурное совершенствование).

Своевременность - обеспечение оперативного оповещения о критических ситуаций и применения упреждающих мер для процессов и процедур расходования государственных средств; комплексное применение эффективных мер предупреждения посягательств на законные интересы государства.

Законность - разработана на основе федерального законодательства и других нормативных актов финансово-бюджетной, информатизационной и логистической областей.

Научно-техническая обоснованность - обеспечивается комплексом структурно-функциональных, методических, информационно-технологических способов ОКР, который разработан на современном уровне науки и техники, и соответствует заданным нормам и требованиям к современным казначейским структурам.

Экономическая целесообразность - основывается на оптимизации казначейского регулирования расходования государственных средств, приводящей к дополнительным источникам финансирования социально-экономического развития России.

Координация и взаимодействие сил и средств - осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти, ведомствами, предприятиями и организациями по совершенствованию функционирования АИС «КАЗНАЧЕЙСТВО», а также интеграции деятельности по защите экономических интересов государства.

Эффективность контроля АИС «КАЗНАЧЕЙСТВО» предполагает автоматизацию, обязательность и своевременность выявление попыток нарушения требований, а также использования совершенных критериев и методов оценки эффективности контроля.

Непрерывность совершенствования АИС «КАЗНАЧЕЙСТВО» предполагает постоянное развитие информационно-технологических, структурно-функциональных методов и форм регулирования расходованием государственных средств.

Синтез структуры АИС «КАЗНАЧЕЙСТВО», обеспечивающей решение указанных задачи, предполагает эффективное осуществление своей деятельность не только по России, но и за её рубежами.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Учитывая данный фактор, а также важность эффективного противодействия нецелевому расходованию государственных средств, в состав модифицируемой системы Казначейства включим Казначейский фонд.

Критерием АИС «КАЗНАЧЕЙСТВО» выбрано оптимальное казначейское регулирование бюджетными ресурсами, соответствующее планам их целевого и рационального расходования.

Структурно-функциональный анализ позволил определить следующий подсистемный состав синтезируемой модели АИС «КАЗНАЧЕЙСТВО»: подсистема нормативно-законодательного обеспечения оптимизации казначейского регулирования; подсистема казначейского планирования, контроля и исполнения расходной и доходной частей бюджета; подсистема логистического обеспечения; подсистема информационно-технологического обеспечения.

Новыми функциями, реализующими вышеуказанными компонентами АИС «КАЗНАЧЕЙСТВО», являются: выявление критических ситуаций, при которых прогнозируемые и реальные показатели состояния отраслей, и их приоритетность достигают или выходят за пределы пороговых значений, планируемых показателей расходования; разработка мер по выводу экономической системы страны и регионов из зоны риска и устранения последствий реализации угроз; осуществление экспертизы принимаемых нормативно-правовых актов и решений по экономическим вопросам с позиции качества и приоритетности государственных расходов.

На основе вышеуказанных подсистем синтезирована модель АИС «КАЗНАЧЕЙСТВО», структурная схем которой представлена на рис.1.

Элементы схемы выделенные по контуру представляют собой новые или модернизированные автором государственные структуры и их функции.

Базой информационных ресурсов системы является Единая база данных всех участников исполнеия бюджета России (ЕБД УИБ).

Оперативной основой информационно-аналитического обеспечения контроля за динамикой показателей государственных расходов АИС «КАЗНАЧЕЙСТВО» является мониторинг, обеспечивающий оптимизацию указанных расходов и их корректировку, при наличии негативных факторов.

Рис. 1. Структурная схема АМС «КАЗНАЧЕЙСтВО».

Основной принцип мониторинга, с учётом особенностей его объекта, заключается в адекватности характеристик состояния наблюдаемого объекта системе характеристик подконтрольных мониторингу. Такой подход означает, что мониторинг организовывается по образу и подобию изучаемого объекта и соответствует его характеристикам. Содержанием данного периода в расходовании бюджетных средств является их оптимизация на основе разрабатываемой эффективно функционирующей системы АИС. Поэтому содержанием мониторинга являются изменения в состоянии АИС, а также угрозы их рациональной деятельности.

Мониторинг ОКР должен организовываться на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях.

Не менее важную проблему решает входящая в состав АИС «КАЗНАЧЕЙСТВО» логистическая структура органов Главснаба, представляющая собой отдельную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.

В свою очередь, финансовые, материальные и информационные потоки интегрируются логистическими объектами в одну четко функционирующую систему государственных закупок материальных средств и реализации ФЦП органами Главснаба.

Для качественного выполнения государственных заказов и программ, на этапе создания макрологистической структуры Главснаба, применён принцип комплексной реализации логистических решений материально-технического обеспечения.

Целью данной структуры является минимизация государственных затрат на логистических этапах оптимизации государственных расходов.

В разрабатываемом механизме глобальных государственных закупок материальных средств и реализации ФЦП Главснабом, без дальнейшего информацинно-логистического совершенствования очень трудно говорить об эффективном регулировании и планировании данной деятельности.

Исходя из имеющих место недостатков, правового, структурно-функционального и информационно-логистического характера в деятельности казначейских органов России, требований Концепции ОКР и возможностей синтезируемой АИС «КАЗНАЧЕСТВО», очевидно, что эффективное решение большинства накопившихся макроэкономических казначейских проблем, посильно комплексной АИС «КАЗНАЧЕСТВО», на которую возлагаются следующие задачи оптимизации казначейского регулирования государственных расходов: предоставление точной и своевременной информации по финансовому состоянию главных распорядителей средств федерального бюджета и федеральных целевых программ; обеспечение сверки учетных данных казначейской системы с данными банка, налоговых, таможенных и других органов; регистрации лимитов бюджетных обязательств, платежей и затрат осуществленных получателями бюджетных средств; обеспечение учёта и контроля в использовании казначейского фонда; совершенствование казначейского и логистического контроля в реализации госзаказов и ФЦП; включение АИС «Казначейство» в единое информационное пространство с российскими и международными институтами, деятельность которых сопряжена с развитием национальной экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бартеньев С.А.Экономические теории и школы. М., 1996.

2. БезденежныйА.В. Институт казначейства как инструмент государственного влияния на экономику государства // Финансы. 2003. № 2.

3. ДеревянченкоТ.А. Казначейство - государственный контролер исполнения федерального бюджета // Финансы. 2004. № 7.

4. Концепция функционирования единого счёта федерального казначейства Минфина России по учёту доходов и средств федерального бюджета. Одобрена распоряжением Правительства РФ № 107-р от 23.01.2000.

5. КравченкоИ.А. Казначейская система как основа новых финансовых технологий в бюджетном процессе // Финансы. 2003. № 9.

6. Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г. // Российская газета. 21.08.2001 г.

7. Чернявский В.О. Эффективная экономика. М.: Экономика, 1998.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.