пособность, снизить риски полулегального существования, а также поднять стоимость бизнеса на случай его продажи, ведущие российские компании вынуждены двигаться в сторону легализации своей деятельности. Но одновременно легализация делает рынок более доступным для западных операторов, то есть еще более обостряет конкурентную среду.
Таблица 3
Особенности и тенденции развития отраслевого рынка химической продукции южного макрорегиона
(клАйннОС'ш рынки ПШИЧМКОН продчшш 11 "I L'II.IL'IIIIEIH pltHIIIHH [IMIIk'd 4HIII ICLknii продукции
П редл ожСшге экономия от масштаба усиление специализации
диверсификация торговли ПШЛИЩИЯ ТИН ЗВОН деятельности н сертификация голара
Ciiput ямсокая пластичность но чеке увеличение объемов та счет ненасыщенности рынка
Структуре монопол нети чикая конкуренция укрупнение фирм я снижение нормы прибыли в связи с усилением конкуренции
Таким образом, проведенное исследование отраслевого рынка химической продукции южного макрорегиона свидетельствует о том, что на посткризисном этапе его развитие характеризуется ря- ^ дом специфических особенностей и тенденций (таблица 3). 'Т.
Рынок химической продукции, по своей структуре представляющий модель рынка монополисти- щ ческой конкуренции, характеризуется развитой сетью, большим числом дистрибьюторов иностранных О производителей и относительно малым количеством отечественных производителей. Возрастающие о| объемы спроса на химическую продукцию вызваны ненасыщенностью рынка и ускоряющимися темпами строительства, особенно жилищного в связи с реализацией с 2006г. Национального проекта "Доступное жилье". Предложению химической продукции свойственна экономия от масштаба, прояв- о ляющаяся в увеличении объемов продаж, а также диверсификация деятельности оптовых фирм. В то же время усиливающаяся конкуренция на рынке ведет к специализации крупных оптовых фирм, а также к укрупнению оптово-посреднических фирм и снижению нормы прибыли.
В системе государственных экономических отношений функции распределения финансовых ресурсов возлагаются на специализированный федеральный финансовый орган - казначейство.
Проблема оптимизации указанных функций активно рассматривалась зарубежной и отечествен-
Литература. о
1. Белокрылова О.С., Манвелян С.Г., Миргородская Е.О. Государственное регулирование рынка § авиауслуг: теория и практика. М.: Новости, 2001. ®
СО
2. Гладунов О. Россия соскакивает с валютной иглы // Российская газета. 2006. 14 июля. о
3. Зыбина А. Оптовая торговля: новые горизонты // Современная торговля. 2004. № 12. о
4. Социально-экономическое положение Ростовской области в январе-мае 2006 года: Докл. / Ростовстат. Ростов н/Д, 2006. 2
5. Социально-экономическое положение РФ в 1 квартале 2006 года // Федеральная служба госу- 2
о
о
ей О
дарственной статистики // www.gks.ru
6. Социально-экономическое положение РФ в 2003 году // Федеральная служба государственной статистики //www.gks.ru о
сь
7. Социально-экономическое развитие Ростовской области в 2005 году // www.gks.ru
МОРКОВКИН A.B. \
ОСНОВЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ КАЗНАЧЕЙСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ >!
о
о
х
О
О
ной экономической наукой IX и XX веков и широко представлена учением Кейнса, теориями программирования, индикативного планирования экономики и информационной экономики [1, с. 8].
Рациональный синтез, указанных научных течений, по нашему мнению, способен расширить круг достоинств в совершенствовании форм и методов управления экономическим развитием России.
Проведённые зарубежные и отечественные исследования, показывают, что государственная казначейская система является основным инструментом регулирования роста экономики, образуя методологическую основу оптимизации процесса расходования государственных средств.
Большой вклад в теорию и практику казначейской деятельности во взаимосвязи с финансовым контролем и оптимизацией бюджетных расходов России внесли отечественные А.В.Безденежный, Л.В. Бушмин, Т. Нестеренко, В.Пансков, Л.В Дуканич, З.А. Клюкович, В. Г. Игнатов, А.И Пономарёв и др. [2, с. 25].
Уровень казначейского регулирования был повышен Федеральной программой развития органов казначейства на 2002-2004 годы, обеспечивающей разработку Концепции единого счёта Федерального казначейства (ЕКС) России. Однако, недостаточная информационно - технологическая обеспеченность Концепции ЕКС не позволила решить проблемы рационализации бюджетных расходов [3].
Высоко оценивая отечественные и зарубежные исследования, следует отметить, что в большей части ими рассмотрены аспекты централизации учёта, оптимизации потоков доходов и средств федерального бюджета, а проблемы информатизации рационального государственного расходования бюджетных средств изучены недостаточно.
В этих условиях, важное значение приобретает исследовании информатизационного обеспечения казначейского регулирования государственных расходов, его структуры и методов оптимизации П на основе разрабатываемой автоматизированной информационной системы (АИС)"Казначейство". ¡Ё Целью исследования является разработка модели АИС "Казначейство", обеспечивающей оптими-
зацию регулирования государственных расходов. д Поставлено рассмотрение информационно-технологических возможностей казначейской систе-
□ мы по, а также моделирование основных структурных компонент данной системы. ^ Анализ возможностей информационно-технологического обеспечения казначейского регулиро-
-<> вания государственных расходов, проведённый автором в казначейских органах Южно федерального
округа России, вскрыл ряд серьёзных проблем: ф 1. Проблемы и противоречия существующей системы законодательных и нормативных актов:
и - отсутствие бюджетной ответственности и правовой согласованности в нормах бюджетного и
ф административного законодательства в отношении нецелевого и нерационального расходования го-
со
| сударственных ресурсов;
- отсутствие нормативно-методических основ эффективной реализации государственных заку-о пок и федеральных целевых инвестиционных программ.
Ее 2. Проблемы структурно-функциональных аспектов казначейского регулирования, снижающих
ф
ЕЕ его качество:
о. - несоответствие казначейского статуса современным условиям бюджетного федерализма (пре-< доставление региональным казначействам кредитных функций и учреждения казначейских фондов); ^ - отсутствие казначейского прогноза и планирования в финансовом сопровождении инвестици-
о онного процесса реализации государственных заказов и программ;
о - низкая результативность и недостаточный научно-методологический уровень казначейского
^ контроля.
3. Проблемы казначейского обеспечения торгово-хозяйственных и снабженческих (далее логи-£ стических) аспектов, которые после уничтожения механизмов системы Госснаба СССР, остались не
восполненными существующими рыночными формами: ^ - отсутствие возможностей современной структуры казначейства исполнять государственное
® расходование на этапах организации госзакупок и реализации федеральных инвестиционных про->| грамм;
- отсутствие прогноза и планирования поставок при государственных закупках и реализации инвестиционных федеральных программ;
- низкий уровень организации эффективных конкурсных торгов и контроля качественной и своевременной реализации инвестиционных федеральных программ.
4. Проблемы информационно - методологических аспектов казначейского регулирования:
о
ф
- недостаточный уровень программных продуктов информатизации основных процедур казначейского регулирования (контроль, планирование);
- отсутствие баз данных угроз и рисков оптимизации казначейского регулирования.
Для устранения указанных проблем автором сформулированы следующие задачи:
- повысить правовой и нормативно - методический уровень проводимых конкурсных торгов, стабильности и рациональности цен на товары (работы);
- обеспечить казначейское регулирование новыми методами и финансово-экономическими механизмами;
- оптимизировать структурно-функциональные возможности казначейства, совершенствуя качество логистических подходов;
- повысить качество информационно-технологического обеспечения, совершенствуя программное, прогнозо-аналитическое и контрольное обеспечение казначейской деятельности.
Остановимся на характеристиках определяющих состояние АИС "КАЗНАЧЕЙСТВО":
- устойчивость характеризует надёжность составляющих её элементов, способных противостоять политическим, экономическим, информационным, криминальным и др. угрозам внутреннего и внешнего характера [4];
- развитие характеризует состояние системы и её способность преодолевать возмущения различных видов при постоянном обновлении [5];
- чувствительность ПСОКР определяет минимум времени реагирования на возникающие угрозы, способные привести к финансово - экономическим рискам и срывам [6];
- защищённость системы представляет собой состояние ПСОКР характеризующее её способность к противодействию и развитию в условиях угроз и других трудно прогнозируемых возмущений [7];
- эффективность ПСОКР определяется рациональным сочетанием высоких информационных технологий и эффективных методологических подходов к совершенствованию процессов оптимизации
П
01
г
расходования бюджетных средств. □
Данные характеристики являются универсальным инструментом для анализа проблем казначей- О ского регулирования на макроэкономическом уровне и способны выявлять их потенциальные сферы
и направления. ^
Основными задачами по оптимизации казначейского регулирования являются: а
- разработка механизма организации прозрачных рациональных конкурсных торгов и электрон- ® ной оплаты; о
- разработка эффективного методологического направления информатизации казначейского и ®
СО
логистического контролей в сфере расходования бюджетных средств; |
- разработка "экономной" методики ценовой политики на торгах; ^
- совершенствование организационно-функциональной структуры казначейских и логистичес- о ких органов, включая их контрольные функции; ^
- защита информационных ресурсов АИС "КАЗНАЧЕЙСТВО". ^
Успешное решение поставленных задач позволит повысить уровень и качество казначейского ^
регулирования государственных ресурсов по подъёму отраслей, сфер и хозяйств, влияющих на эко- ^
номическое состояние России. о
Для создания АИС "КАЗНАЧЕЙСТВО" разработаем ряд принципов: о
Системность: о
- обеспечение законности в защите технологических процессов управления организацией про- т ведения реализации ФЦП и государственных закупок от возможных угроз всеми доступными средства- £ ми и методами; £
- способность к развитию и совершенствованию в соответствии с возможными изменениями ;= условий ее функционирования (совершенствование законодательных актов и функционально-струк- ^ турное совершенствование). £
Своевременность: >|
- обеспечение оперативного оповещения о критических ситуаций и применения упреждающих о мер для процессов и процедур расходования государственных средств; ^
- комплексное применение эффективных мер предупреждения посягательств на законные инте ресы государства.
Законность - разработана на основе федерального законодательства и других нормативных ак-
о
тов финансово-бюджетной, информатизационной и логистической областей.
Научно-техническая обоснованность:
- обеспечивается комплексом структурно-функциональных, методических, информационно-технологических способов ОКР, который разработан на современном уровне науки и техники, и соответствует заданным нормам и требованиям к современным казначейским структурам.
Экономическая целесообразность - основывается на оптимизации казначейского регулирования расходования государственных средств, приводящей к дополнительным источникам финансирования социально - экономического развития России.
Координация и взаимодействие сил и средств - осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти, ведомствами, предприятиями и организациями по совершенствованию функционирования АИС "КАЗНАЧЕЙСТВО", а также интеграции деятельности по защите экономических интересов государства.
Эффективность контроля АИС "КАЗНАЧЕЙСТВО" предполагает автоматизацию, обязательность и своевременность выявление попыток нарушения требований, а также использования совершенных критериев и методов оценки эффективности контроля.
Непрерывность совершенствования АИС "КАЗНАЧЕЙСТВО" предполагает постоянное развитие информационно-технологических, структурно-функциональных методов и форм регулирования расходованием государственных средств.
Синтез структуры АИС "КАЗНАЧЕЙСТВО", обеспечивающей решение указанных задачи, предполагает эффективное осуществление своей деятельность не только по России, но и за её рубежами.
Учитывая данный фактор, а также важность эффективного противодействия нецелевому расхо-П дованию государственных средств, в состав модифицируемой системы Казначейства включим Казна-
□I и и
'Т. чейский фонд.
Критерием АИС "КАЗНАЧЕЙСТВО" выбрано оптимальное казначейское регулирование бюджетов ными ресурсами, соответствующее планам их целевого и рационального расходования. □ Структурно-функциональный анализ позволил определить следующий подсистемный состав 2синтезируемой модели АИС "КАЗНАЧЕЙСТВО":
-<> - подсистема нормативно-законодательного обеспечения оптимизации казначейского регулиро-
а вания;
ф - подсистема казначейского планирования, контроля и исполнения расходной и доходной час-
§ тей бюджета;
ф - подсистема логистического обеспечения;
| - подсистема информационно-технологического обеспечения.
Новыми функциями, реализующими вышеуказанными компонентами АИС "КАЗНАЧЕЙСТВО," яв-
о
0 ляются:
1 - выявление критических ситуаций, при которых прогнозируемые и реальные показатели состо-£ яния отраслей, и их приоритетность достигают или выходят за пределы пороговых значений, плани-а руемых показателей расходования;
< - разработка мер по выводу экономической системы страны и регионов из зоны риска и устра-
^ нения последствий реализации угроз;
з - осуществление экспертизы принимаемых нормативно-правовых актов и решений по экономист ческим вопросам с позиции качества и приоритетности государственных расходов. ^ На основе вышеуказанных подсистем синтезирована модель АИС "КАЗНАЧЕЙСТВО," структурная £ схем которой представлена на рис.1.
£ Элементы схемы выделенные по контуру представляют собой новые или модернизированные
автором государственные структуры и их функции. ^ Базой информационных ресурсов системы является Единая база данных всех участников исполни неия бюджета России (ЕБД УИБ).
>| Оперативной основой информационно-аналитического обеспечения контроля за динамикой 5 показателей государственных расходов АИС "КАЗНАЧЕЙСТВО" является мониторинг, обеспечивающий ® оптимизацию указанных расходов и их корректировку, при наличии негативных факторов. Л Основной принцип мониторинга, с учётом особенностей его объекта, заключается в адекватно-^ сти характеристик состояния наблюдаемого объекта системе характеристик подконтрольных монист^ торингу. Такой подход означает, что мониторинг организовывается по образу и подобию изучаемого
объекта и соответствует его характеристикам. Содержанием данного периода в расходовании бюджетных средств является их оптимизация на основе разрабатываемой эффективно функционирующей системы АИС. Поэтому содержанием мониторинга являются изменения в состоянии АИС, а также угрозы их рациональной деятельности.
Рисунок 1. Структурная схема АИС "КАЗНАЧЕЙСТВО".
п
01
г
ш □
□ си
о
I—
ф
I—
а
ф
Мониторинг ОКР должен организовываться на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях.
Не менее важную проблему решает, входящая в состав АИС "КАЗНАЧЕЙСТВО," логистическая структура органов Главснаба, представляющая собой отдельную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.
В свою очередь, финансовые, материальные и информационные потоки интегрируются логистическими объектами в одну четко функционирующую систему государственных закупок материальных средств и реализации ФЦП органами Главснаба.
Для качественного выполнения государственных заказов и программ, на этапе создания макро-логистической структуры Главснаба, применён принцип комплексной реализации логистических решений материально-технического обеспечения.
Целью данной структуры является минимизация государственных затрат на логистических этапах оптимизации государственных расходов.
В разрабатываемом механизме глобальных государственных закупок материальных средств и реализации ФЦП Главснабом, без дальнейшего информацинно-логистического совершенствования очень трудно говорить об эффективном регулировании и планировании данной деятельности.
Исходя из имеющих место недостатков, правового, структурно-функционального и информационно-логистического характера в деятельности казначейских органов России, требований Концепции ОКР и возможностей синтезируемой АИС "КАЗНАЧЕСТВО", очевидно, что эффективное решение большинства накопившихся макроэкономических казначейских проблем, посильно комплексной АИС "КАЗНАЧЕСТВО", на которую возлагаются следующие задачи оптимизации казначейского регулирования государственных расходов:
>
о о
а
о
<
>
о
о о
о
ей
о
I—
о сь
- предоставление точной и своевременной информации по финансовому состоянию главных распорядителей средств федерального бюджета и федеральных целевых программ;
- обеспечение сверки учетных данных казначейской системы с данными банка, налоговых, таможенных и других органов;
- регистрации лимитов бюджетных обязательств, платежей и затрат осуществленных получателями бюджетных средств;
- обеспечение учёта и контроля в использовании казначейского фонда;
- совершенствование казначейского и логистического контроля в реализации госзаказов и ФЦП;
- включение АИС "Казначейство" в единое информационное пространство с российскими и международными институтами, деятельность которых сопряжена с развитием национальной экономики.
Литература.
1. Бартеньев С.А. Экономические теории и школы. М., 1996.
2. Безденежный А.В. Институт казначейства как инструмент государственного влияния на экономику государства // Финансы. 2003. № 2.
3. Концепция функционирования единого счёта федерального казначейства Минфина России по учёту доходов и средств федерального бюджета. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 23 января 2000 г. № 107-р.
4. Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005г./ / Российская газета. 21.08.2001 г.
5.Деревянченко Т.А. Казначейство - государственный контролер исполнения федерального бюд-П жета// Финансы.2004.№7.
Z б.Кравченко И.А. Казначейская система как основа новых финансовых технологий в бюджетном
процессе.//Финансы.2003.№9
g 7.Чернявский В.О. Эффективная экономика.М., "Экономика, " 1998
□
01
о х О
О
ВАСИЛЬЕВ Д.Ю.
БАНКОВСКАЯ ПЛАСТИКОВАЯ КАРТА КАК ОСНОВНОЙ ПЛАТЕЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЭТАПА £ СТАНОВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ
о а
>
В последние десятилетия XX века в жизни современного общества про-изошли большие изменения, связанные с активным вхождением в жизнь людей новейших информационных технологий. Это
§ позволило говорить о вступлении ведущих стран мира в качественно новое состояние - информаци-х онную стадию развития.
ЕЕ Информационное общество - это общество, социально-экономическое развитие которого зави-
сь сит, прежде всего, от производства, переработки, хране-ния, распространения информации среди его < членов. Информационное общест-во качественно отлично от предшествующих тем, что главным фак-^ тором вы-ступают не материальные, а идеальные факторы - знание и информация, в про-цессе полуд чения, обработки, хранения и выдачи которых занято большинство членов общества. о С формирующимся информационным обществом связываются большие ожидания. Оно обладает
^ огромным потенциалом для улучшения качества жиз-ни, резко расширяет возможности для малого и £ среднего предпринимательства, для оптимального использования ресурсов, для развития управления, £ образова-ния и здравоохранения. Таким образом, повышается эффективность производ-ства, происходит экономия природных ресурсов и защита окружающей среды. И на этой основе создаются усло-^ вия перехода человечества к устойчивому раз-витию.
® Повсеместный переход к информационному обществу должен сопровож-даться адекватными
>| изменениями денежной системы, способной организовать денежные потоки в соответствии с расту-5 щими потребностями в обмене инфор-мацией. Это предопределяет необходимость качественной транс® формации де-нежной системы в пользу безналичных расчетов с применением электронных устройств и средств связи, способных ускорить и упростить платежный оборот, то есть развития электронных денег как самостоятельной формы стоимости.
Особую актуальность проблема становления электронных денег имеет для России в связи с тем,