Научная статья на тему 'Основы информатизации казначейского регулирования'

Основы информатизации казначейского регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морковкин А. В.

В системе государственных экономических отношений функции распределения финансовых ресурсов возлагаются на специализированный федеральный финансовый орган казначейство. Проблема оптимизации указанных функций активно рассматривалась зарубежной и отечественной экономической наукой IX и XX веков и широко представлена учением Кейнса, теориями программирования, индикативного планирования экономики и информационной экономики [1, с. 8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы информатизации казначейского регулирования»

пособность, снизить риски полулегального существования, а также поднять стоимость бизнеса на случай его продажи, ведущие российские компании вынуждены двигаться в сторону легализации своей деятельности. Но одновременно легализация делает рынок более доступным для западных операторов, то есть еще более обостряет конкурентную среду.

Таблица 3

Особенности и тенденции развития отраслевого рынка химической продукции южного макрорегиона

(клАйннОС'ш рынки ПШИЧМКОН продчшш 11 "I L'II.IL'IIIIEIH pltHIIIHH [IMIIk'd 4HIII ICLknii продукции

П редл ожСшге экономия от масштаба усиление специализации

диверсификация торговли ПШЛИЩИЯ ТИН ЗВОН деятельности н сертификация голара

Ciiput ямсокая пластичность но чеке увеличение объемов та счет ненасыщенности рынка

Структуре монопол нети чикая конкуренция укрупнение фирм я снижение нормы прибыли в связи с усилением конкуренции

Таким образом, проведенное исследование отраслевого рынка химической продукции южного макрорегиона свидетельствует о том, что на посткризисном этапе его развитие характеризуется ря- ^ дом специфических особенностей и тенденций (таблица 3). 'Т.

Рынок химической продукции, по своей структуре представляющий модель рынка монополисти- щ ческой конкуренции, характеризуется развитой сетью, большим числом дистрибьюторов иностранных О производителей и относительно малым количеством отечественных производителей. Возрастающие о| объемы спроса на химическую продукцию вызваны ненасыщенностью рынка и ускоряющимися темпами строительства, особенно жилищного в связи с реализацией с 2006г. Национального проекта "Доступное жилье". Предложению химической продукции свойственна экономия от масштаба, прояв- о ляющаяся в увеличении объемов продаж, а также диверсификация деятельности оптовых фирм. В то же время усиливающаяся конкуренция на рынке ведет к специализации крупных оптовых фирм, а также к укрупнению оптово-посреднических фирм и снижению нормы прибыли.

В системе государственных экономических отношений функции распределения финансовых ресурсов возлагаются на специализированный федеральный финансовый орган - казначейство.

Проблема оптимизации указанных функций активно рассматривалась зарубежной и отечествен-

Литература. о

1. Белокрылова О.С., Манвелян С.Г., Миргородская Е.О. Государственное регулирование рынка § авиауслуг: теория и практика. М.: Новости, 2001. ®

СО

2. Гладунов О. Россия соскакивает с валютной иглы // Российская газета. 2006. 14 июля. о

3. Зыбина А. Оптовая торговля: новые горизонты // Современная торговля. 2004. № 12. о

4. Социально-экономическое положение Ростовской области в январе-мае 2006 года: Докл. / Ростовстат. Ростов н/Д, 2006. 2

5. Социально-экономическое положение РФ в 1 квартале 2006 года // Федеральная служба госу- 2

о

о

ей О

дарственной статистики // www.gks.ru

6. Социально-экономическое положение РФ в 2003 году // Федеральная служба государственной статистики //www.gks.ru о

сь

7. Социально-экономическое развитие Ростовской области в 2005 году // www.gks.ru

МОРКОВКИН A.B. \

ОСНОВЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ КАЗНАЧЕЙСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ >!

о

о

х

О

О

ной экономической наукой IX и XX веков и широко представлена учением Кейнса, теориями программирования, индикативного планирования экономики и информационной экономики [1, с. 8].

Рациональный синтез, указанных научных течений, по нашему мнению, способен расширить круг достоинств в совершенствовании форм и методов управления экономическим развитием России.

Проведённые зарубежные и отечественные исследования, показывают, что государственная казначейская система является основным инструментом регулирования роста экономики, образуя методологическую основу оптимизации процесса расходования государственных средств.

Большой вклад в теорию и практику казначейской деятельности во взаимосвязи с финансовым контролем и оптимизацией бюджетных расходов России внесли отечественные А.В.Безденежный, Л.В. Бушмин, Т. Нестеренко, В.Пансков, Л.В Дуканич, З.А. Клюкович, В. Г. Игнатов, А.И Пономарёв и др. [2, с. 25].

Уровень казначейского регулирования был повышен Федеральной программой развития органов казначейства на 2002-2004 годы, обеспечивающей разработку Концепции единого счёта Федерального казначейства (ЕКС) России. Однако, недостаточная информационно - технологическая обеспеченность Концепции ЕКС не позволила решить проблемы рационализации бюджетных расходов [3].

Высоко оценивая отечественные и зарубежные исследования, следует отметить, что в большей части ими рассмотрены аспекты централизации учёта, оптимизации потоков доходов и средств федерального бюджета, а проблемы информатизации рационального государственного расходования бюджетных средств изучены недостаточно.

В этих условиях, важное значение приобретает исследовании информатизационного обеспечения казначейского регулирования государственных расходов, его структуры и методов оптимизации П на основе разрабатываемой автоматизированной информационной системы (АИС)"Казначейство". ¡Ё Целью исследования является разработка модели АИС "Казначейство", обеспечивающей оптими-

зацию регулирования государственных расходов. д Поставлено рассмотрение информационно-технологических возможностей казначейской систе-

□ мы по, а также моделирование основных структурных компонент данной системы. ^ Анализ возможностей информационно-технологического обеспечения казначейского регулиро-

-<> вания государственных расходов, проведённый автором в казначейских органах Южно федерального

округа России, вскрыл ряд серьёзных проблем: ф 1. Проблемы и противоречия существующей системы законодательных и нормативных актов:

и - отсутствие бюджетной ответственности и правовой согласованности в нормах бюджетного и

ф административного законодательства в отношении нецелевого и нерационального расходования го-

со

| сударственных ресурсов;

- отсутствие нормативно-методических основ эффективной реализации государственных заку-о пок и федеральных целевых инвестиционных программ.

Ее 2. Проблемы структурно-функциональных аспектов казначейского регулирования, снижающих

ф

ЕЕ его качество:

о. - несоответствие казначейского статуса современным условиям бюджетного федерализма (пре-< доставление региональным казначействам кредитных функций и учреждения казначейских фондов); ^ - отсутствие казначейского прогноза и планирования в финансовом сопровождении инвестици-

о онного процесса реализации государственных заказов и программ;

о - низкая результативность и недостаточный научно-методологический уровень казначейского

^ контроля.

3. Проблемы казначейского обеспечения торгово-хозяйственных и снабженческих (далее логи-£ стических) аспектов, которые после уничтожения механизмов системы Госснаба СССР, остались не

восполненными существующими рыночными формами: ^ - отсутствие возможностей современной структуры казначейства исполнять государственное

® расходование на этапах организации госзакупок и реализации федеральных инвестиционных про->| грамм;

- отсутствие прогноза и планирования поставок при государственных закупках и реализации инвестиционных федеральных программ;

- низкий уровень организации эффективных конкурсных торгов и контроля качественной и своевременной реализации инвестиционных федеральных программ.

4. Проблемы информационно - методологических аспектов казначейского регулирования:

о

ф

- недостаточный уровень программных продуктов информатизации основных процедур казначейского регулирования (контроль, планирование);

- отсутствие баз данных угроз и рисков оптимизации казначейского регулирования.

Для устранения указанных проблем автором сформулированы следующие задачи:

- повысить правовой и нормативно - методический уровень проводимых конкурсных торгов, стабильности и рациональности цен на товары (работы);

- обеспечить казначейское регулирование новыми методами и финансово-экономическими механизмами;

- оптимизировать структурно-функциональные возможности казначейства, совершенствуя качество логистических подходов;

- повысить качество информационно-технологического обеспечения, совершенствуя программное, прогнозо-аналитическое и контрольное обеспечение казначейской деятельности.

Остановимся на характеристиках определяющих состояние АИС "КАЗНАЧЕЙСТВО":

- устойчивость характеризует надёжность составляющих её элементов, способных противостоять политическим, экономическим, информационным, криминальным и др. угрозам внутреннего и внешнего характера [4];

- развитие характеризует состояние системы и её способность преодолевать возмущения различных видов при постоянном обновлении [5];

- чувствительность ПСОКР определяет минимум времени реагирования на возникающие угрозы, способные привести к финансово - экономическим рискам и срывам [6];

- защищённость системы представляет собой состояние ПСОКР характеризующее её способность к противодействию и развитию в условиях угроз и других трудно прогнозируемых возмущений [7];

- эффективность ПСОКР определяется рациональным сочетанием высоких информационных технологий и эффективных методологических подходов к совершенствованию процессов оптимизации

П

01

г

расходования бюджетных средств. □

Данные характеристики являются универсальным инструментом для анализа проблем казначей- О ского регулирования на макроэкономическом уровне и способны выявлять их потенциальные сферы

и направления. ^

Основными задачами по оптимизации казначейского регулирования являются: а

- разработка механизма организации прозрачных рациональных конкурсных торгов и электрон- ® ной оплаты; о

- разработка эффективного методологического направления информатизации казначейского и ®

СО

логистического контролей в сфере расходования бюджетных средств; |

- разработка "экономной" методики ценовой политики на торгах; ^

- совершенствование организационно-функциональной структуры казначейских и логистичес- о ких органов, включая их контрольные функции; ^

- защита информационных ресурсов АИС "КАЗНАЧЕЙСТВО". ^

Успешное решение поставленных задач позволит повысить уровень и качество казначейского ^

регулирования государственных ресурсов по подъёму отраслей, сфер и хозяйств, влияющих на эко- ^

номическое состояние России. о

Для создания АИС "КАЗНАЧЕЙСТВО" разработаем ряд принципов: о

Системность: о

- обеспечение законности в защите технологических процессов управления организацией про- т ведения реализации ФЦП и государственных закупок от возможных угроз всеми доступными средства- £ ми и методами; £

- способность к развитию и совершенствованию в соответствии с возможными изменениями ;= условий ее функционирования (совершенствование законодательных актов и функционально-струк- ^ турное совершенствование). £

Своевременность: >|

- обеспечение оперативного оповещения о критических ситуаций и применения упреждающих о мер для процессов и процедур расходования государственных средств; ^

- комплексное применение эффективных мер предупреждения посягательств на законные инте ресы государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Законность - разработана на основе федерального законодательства и других нормативных ак-

о

тов финансово-бюджетной, информатизационной и логистической областей.

Научно-техническая обоснованность:

- обеспечивается комплексом структурно-функциональных, методических, информационно-технологических способов ОКР, который разработан на современном уровне науки и техники, и соответствует заданным нормам и требованиям к современным казначейским структурам.

Экономическая целесообразность - основывается на оптимизации казначейского регулирования расходования государственных средств, приводящей к дополнительным источникам финансирования социально - экономического развития России.

Координация и взаимодействие сил и средств - осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти, ведомствами, предприятиями и организациями по совершенствованию функционирования АИС "КАЗНАЧЕЙСТВО", а также интеграции деятельности по защите экономических интересов государства.

Эффективность контроля АИС "КАЗНАЧЕЙСТВО" предполагает автоматизацию, обязательность и своевременность выявление попыток нарушения требований, а также использования совершенных критериев и методов оценки эффективности контроля.

Непрерывность совершенствования АИС "КАЗНАЧЕЙСТВО" предполагает постоянное развитие информационно-технологических, структурно-функциональных методов и форм регулирования расходованием государственных средств.

Синтез структуры АИС "КАЗНАЧЕЙСТВО", обеспечивающей решение указанных задачи, предполагает эффективное осуществление своей деятельность не только по России, но и за её рубежами.

Учитывая данный фактор, а также важность эффективного противодействия нецелевому расхо-П дованию государственных средств, в состав модифицируемой системы Казначейства включим Казна-

□I и и

'Т. чейский фонд.

Критерием АИС "КАЗНАЧЕЙСТВО" выбрано оптимальное казначейское регулирование бюджетов ными ресурсами, соответствующее планам их целевого и рационального расходования. □ Структурно-функциональный анализ позволил определить следующий подсистемный состав 2синтезируемой модели АИС "КАЗНАЧЕЙСТВО":

-<> - подсистема нормативно-законодательного обеспечения оптимизации казначейского регулиро-

а вания;

ф - подсистема казначейского планирования, контроля и исполнения расходной и доходной час-

§ тей бюджета;

ф - подсистема логистического обеспечения;

| - подсистема информационно-технологического обеспечения.

Новыми функциями, реализующими вышеуказанными компонентами АИС "КАЗНАЧЕЙСТВО," яв-

о

0 ляются:

1 - выявление критических ситуаций, при которых прогнозируемые и реальные показатели состо-£ яния отраслей, и их приоритетность достигают или выходят за пределы пороговых значений, плани-а руемых показателей расходования;

< - разработка мер по выводу экономической системы страны и регионов из зоны риска и устра-

^ нения последствий реализации угроз;

з - осуществление экспертизы принимаемых нормативно-правовых актов и решений по экономист ческим вопросам с позиции качества и приоритетности государственных расходов. ^ На основе вышеуказанных подсистем синтезирована модель АИС "КАЗНАЧЕЙСТВО," структурная £ схем которой представлена на рис.1.

£ Элементы схемы выделенные по контуру представляют собой новые или модернизированные

автором государственные структуры и их функции. ^ Базой информационных ресурсов системы является Единая база данных всех участников исполни неия бюджета России (ЕБД УИБ).

>| Оперативной основой информационно-аналитического обеспечения контроля за динамикой 5 показателей государственных расходов АИС "КАЗНАЧЕЙСТВО" является мониторинг, обеспечивающий ® оптимизацию указанных расходов и их корректировку, при наличии негативных факторов. Л Основной принцип мониторинга, с учётом особенностей его объекта, заключается в адекватно-^ сти характеристик состояния наблюдаемого объекта системе характеристик подконтрольных монист^ торингу. Такой подход означает, что мониторинг организовывается по образу и подобию изучаемого

объекта и соответствует его характеристикам. Содержанием данного периода в расходовании бюджетных средств является их оптимизация на основе разрабатываемой эффективно функционирующей системы АИС. Поэтому содержанием мониторинга являются изменения в состоянии АИС, а также угрозы их рациональной деятельности.

Рисунок 1. Структурная схема АИС "КАЗНАЧЕЙСТВО".

п

01

г

ш □

□ си

о

I—

ф

I—

а

ф

Мониторинг ОКР должен организовываться на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях.

Не менее важную проблему решает, входящая в состав АИС "КАЗНАЧЕЙСТВО," логистическая структура органов Главснаба, представляющая собой отдельную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.

В свою очередь, финансовые, материальные и информационные потоки интегрируются логистическими объектами в одну четко функционирующую систему государственных закупок материальных средств и реализации ФЦП органами Главснаба.

Для качественного выполнения государственных заказов и программ, на этапе создания макро-логистической структуры Главснаба, применён принцип комплексной реализации логистических решений материально-технического обеспечения.

Целью данной структуры является минимизация государственных затрат на логистических этапах оптимизации государственных расходов.

В разрабатываемом механизме глобальных государственных закупок материальных средств и реализации ФЦП Главснабом, без дальнейшего информацинно-логистического совершенствования очень трудно говорить об эффективном регулировании и планировании данной деятельности.

Исходя из имеющих место недостатков, правового, структурно-функционального и информационно-логистического характера в деятельности казначейских органов России, требований Концепции ОКР и возможностей синтезируемой АИС "КАЗНАЧЕСТВО", очевидно, что эффективное решение большинства накопившихся макроэкономических казначейских проблем, посильно комплексной АИС "КАЗНАЧЕСТВО", на которую возлагаются следующие задачи оптимизации казначейского регулирования государственных расходов:

>

о о

а

о

<

>

о

о о

о

ей

о

I—

о сь

- предоставление точной и своевременной информации по финансовому состоянию главных распорядителей средств федерального бюджета и федеральных целевых программ;

- обеспечение сверки учетных данных казначейской системы с данными банка, налоговых, таможенных и других органов;

- регистрации лимитов бюджетных обязательств, платежей и затрат осуществленных получателями бюджетных средств;

- обеспечение учёта и контроля в использовании казначейского фонда;

- совершенствование казначейского и логистического контроля в реализации госзаказов и ФЦП;

- включение АИС "Казначейство" в единое информационное пространство с российскими и международными институтами, деятельность которых сопряжена с развитием национальной экономики.

Литература.

1. Бартеньев С.А. Экономические теории и школы. М., 1996.

2. Безденежный А.В. Институт казначейства как инструмент государственного влияния на экономику государства // Финансы. 2003. № 2.

3. Концепция функционирования единого счёта федерального казначейства Минфина России по учёту доходов и средств федерального бюджета. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 23 января 2000 г. № 107-р.

4. Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005г./ / Российская газета. 21.08.2001 г.

5.Деревянченко Т.А. Казначейство - государственный контролер исполнения федерального бюд-П жета// Финансы.2004.№7.

Z б.Кравченко И.А. Казначейская система как основа новых финансовых технологий в бюджетном

процессе.//Финансы.2003.№9

g 7.Чернявский В.О. Эффективная экономика.М., "Экономика, " 1998

01

о х О

О

ВАСИЛЬЕВ Д.Ю.

БАНКОВСКАЯ ПЛАСТИКОВАЯ КАРТА КАК ОСНОВНОЙ ПЛАТЕЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЭТАПА £ СТАНОВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ

о а

>

В последние десятилетия XX века в жизни современного общества про-изошли большие изменения, связанные с активным вхождением в жизнь людей новейших информационных технологий. Это

§ позволило говорить о вступлении ведущих стран мира в качественно новое состояние - информаци-х онную стадию развития.

ЕЕ Информационное общество - это общество, социально-экономическое развитие которого зави-

сь сит, прежде всего, от производства, переработки, хране-ния, распространения информации среди его < членов. Информационное общест-во качественно отлично от предшествующих тем, что главным фак-^ тором вы-ступают не материальные, а идеальные факторы - знание и информация, в про-цессе полуд чения, обработки, хранения и выдачи которых занято большинство членов общества. о С формирующимся информационным обществом связываются большие ожидания. Оно обладает

^ огромным потенциалом для улучшения качества жиз-ни, резко расширяет возможности для малого и £ среднего предпринимательства, для оптимального использования ресурсов, для развития управления, £ образова-ния и здравоохранения. Таким образом, повышается эффективность производ-ства, происходит экономия природных ресурсов и защита окружающей среды. И на этой основе создаются усло-^ вия перехода человечества к устойчивому раз-витию.

® Повсеместный переход к информационному обществу должен сопровож-даться адекватными

>| изменениями денежной системы, способной организовать денежные потоки в соответствии с расту-5 щими потребностями в обмене инфор-мацией. Это предопределяет необходимость качественной транс® формации де-нежной системы в пользу безналичных расчетов с применением электронных устройств и средств связи, способных ускорить и упростить платежный оборот, то есть развития электронных денег как самостоятельной формы стоимости.

Особую актуальность проблема становления электронных денег имеет для России в связи с тем,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.