Научная статья на тему 'Основы и опыт сотрудничества туристских компаний и особо охраняемых природных территории в России'

Основы и опыт сотрудничества туристских компаний и особо охраняемых природных территории в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
483
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Басанец Л. П., Калишевская Т. А.

Изложен опыт сотрудничества туристских компаний и особо охраняемых природных территорий России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы и опыт сотрудничества туристских компаний и особо охраняемых природных территории в России»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ

Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии.

Самарская Лука. 2009. - Т. 18, № 2. - С. 209-214.

УДК 911.3:613.77 (571.63)

ОСНОВЫ И ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА ТУРИСТСКИХ КОМПАНИЙ И ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИИ В РОССИИ

© 2009 Л. П. Басанец, Т. А. Калишевская

Центр экологических путешествий, г. Москва (Россия) basanets@ecotravel.ru Поступила 24 ноября 2008 г.

Изложен опыт сотрудничества туристских компаний и особо охраняемых

природных территорий России.

Ключевые слова: туризм, особо охраняемые природные территории.

Сотрудничество туристских компаний и особо охраняемых природных территорий (ООПТ) начинается с приходом в Россию и ростом популярности концепции экологического туризма. В 1990-е гг. идеи экотуризма реализовалась, преимущественно, в виде эпизодических поездок, главным образом иностранцев, которые получили возможность познакомиться с российским природным наследием. Позже, в 1997-2005 гг. в России активизируется работа международных благотворительных фондов, благодаря которым реализуется множество некоммерческих проектов, направленных на поддержку деятельности охраняемых территорий, в том числе, в сфере экологического туризма.

Активное сотрудничество ООПТ и туристских компаний начинается в 2000-2002 гг. когда, с одной стороны, во многих ООПТ уже появляется базовая туристская инфраструктура (отделы экопросвещения, тропы, визит центры, гостевые дома), а с другой - в России начинает расти спрос на внутренний туризм.

Согласно российскому законодательству и установившейся в большинстве охраняемых территорий практике, в зависимости от статуса территории, на ней могут развиваться следующие формы рекреации:

- в заповедниках (ГЗ) - кратковременные экскурсии (то есть длительностью не более одного дня), обычно по специально оборудованным и промаркированным экотропам, по территории дендрариев и вольерных комплексов. Обычно эти объекты расположены в охранной зоне заповедника.

- в национальных парках (НП), помимо экскурсий, могут проводиться многодневные туры с ночевками на территории парков (не в заповедной зо* Лариса Павловна Басанец, руководитель проектов; Татьяна Андреевна Калишевская, директор.

не). Для однодневных посетителей на территории национальных парков также благоустраиваются места для пикников, но это - категория неорганизованных посетителей, которая не является объектом взаимоотношений ООПТ и охраняемых территорий.

- сходные формы рекреации развиваются на территориях региональных ООПТ - природных парковх (ПрП) и других. Подробно об особенностях развития экологического туризма в зависимости от статуса территории рассматривается в (Дроздов, 2005; Чижова, Севастьянова, 2007).

В тоже время, следует отметить, что реальные формы рекреации, развиваемые на охраняемых территориях, могут отличаться от вышеописанных, что связано с особенностями расположения (ГЗ «Столбы», НП «Хвалын-ский»), историей (ГЗ «Кавказский»), наличием кадров и политикой охраняемой территории.

Турфирмы, в свою очередь, могут иметь статус туроператора и статус турагента. Для того чтобы иметь право создавать и реализовывать комплекс туристских услуг (транспорт, проживание, питание, экскурсионные услуги), организация должна оформить финансовое обеспечение туроператорской деятельности, наличие которого позволяет включить ее в Единый федеральный реестр туроператоров.

Если компания не включена в Единый федеральный реестр, то она имеет права работать только в качестве турагента, то есть реализовывать продукт туроператора.

Таким образом, охраняемые территории могут заключать договор:

1. с туроператором на оказание определенных услуг, из которых уже сам туроператор формирует турпакет;

2. с турагентом на реализацию комплексного турпакета. В этом случае, согласно законодательству, ООПТ должна иметь номер в Федеральном реестре туроператоров. Такая модель реализована, например, в Астраханском заповеднике, который заключил договор страхования финансовой ответственности туроператора в сфере внутреннего туризма.

Тем не менее, представляется, что практика получения ООПТ номера в Реестре - скорее исключение, чем правило. Опыт развития экотуризма во всем мире показывает, что разделение функций между участвующими сторонами в процессе осуществления экотуристской деятельности должно быть примерно следующим:

ООПТ:

Заповедники:

- разработка, обустройство, поддержание экотроп (совместно с учебными и научно-исследовательскими учреждениями);

- формирование и пополнение музеев природы и визит-центров;

- разработка и проведение экскурсий (возможно привлечение местных жителей);

- предоставление транспортных и услуг по размещению (для научно-исследовательских групп);

- подготовка и обучение местных жителей и сотрудников турфирм для проведения экскурсий и других работ с посетителями;

- контроль соблюдения посетителями природоохранного режима, контроль состояния природных комплексов, мероприятия по рекультивации.

Национальные парки:

- разработка, обустройство, поддержание экотроп и туристских маршрутов (совместно с учебными и научно-исследовательскими учреждениями);

- формирование и пополнение музеев природы и визит-центров;

- разработка и проведение экскурсий, разработка и формирование туристских программ (совместно с турфирмами), сопровождение туристских групп (возможно привлечение местных жителей);

- организация и проведение тематических мероприятий (народные праздники, конкурсы, фестивали, совместно с туристскими администрациями);

- предоставление транспортных и услуг по размещению;

- обустройство территории, предназначенной для туристского использования (зоны интенсивной / экстенсивной рекреации, познавательного туризма и т.д.): стоянки, места для пикников, кемпинги и т.п. (совместно с турфирмами)

- подготовка и обучение местных жителей и сотрудников турфирм для проведения экскурсий и других работ с посетителями;

- оценка допустимых рекреационных нагрузок, контроль соблюдения туристами природоохранного режима, контроль состояния природных комплексов, мероприятия по рекультивации.

Местные жители:

- предоставление туристам услуг по размещению, питанию, аренда оборудования и продажа сувениров;

- проведение мастер-классов по традиционным ремеслам;

- проведение экскурсий, сопровождение туристских групп (после соответствующей подготовки).

Турфирмы:

- формирование турпакета, то есть объединение отдельных услуг в комплексный тур для реализации потребителям (туроператоры);

- продвижение (реклама, стимулирование продаж, выставочная деятельность) и реализация турпакета потребителям;

- помощь ООПТ в обустройстве территории, строительство объектов инфраструктуры;

- разработка новых туристских программ совместно с ООПТ (преимущественно НП и ПрП);

- организация рекламных туров (совместно с туристскими администрациями).

Региональные и местные туристские администрации:

- внедрение экотуризма в региональные / местные программы развития туризма;

- включение в базу данных туристских объектов и услуг информации об услугах, предлагаемых ООПТ;

- продвижение эколого-туристских ресурсов региона (реклама, участие в выставках, размещение рекламных статей, фильмов и т.п.);

- организация рекламных туров для представителей турфирм и журналистов;

- организация курсов для местного населения по обучению навыкам работы с туристами.

В финансовых взаиморасчетах между ООПТ и турфирмами представляется оправданным использование схем, применяемых обычно между субъектами туристского рынка:

1. Если ООПТ заключает договор с туроператором на реализацию отдельных услуг (проживание, питание, экскурсионное обслуживание, посещение музеев, прокат снаряжения и т.д.), то цены устанавливаются на отдельные услуги, при чем эти цены являются оптовыми и, следовательно, должны быть ниже розничных цен, по которым отдельные услуги реализуются туристам.

2. Если ООПТ реализует комплексный турпакет, то в этом случае она предоставляет туристской компании комиссионное вознаграждение за продажу тура. Комиссионное вознаграждение составляет, обычно, от 5 до 15% от стоимости турпакета и может варьировать в зависимости от общей стоимости тура, сезона, объемов продаж турфирмы.

В связи с изменением цен на продукты, ГСМ, и т.д., стоимость отдельных туристских услуг или турпакета также может меняться. При этом крайне желательно проводить корректировку цен не чаще двух раз в год (за несколько месяцев до начала зимнего и летнего сезонов). Это связано с тем, что турфирмы заранее готовят свои программы с фиксированными расценками на ближайший сезон и далее рассылают их своим партнерам и проводят рекламную кампанию среди потенциальных клиентов.

Если же все-таки возникает необходимость скорректировать цены в течение сезона, то следует предупреждать об этом партнеров как можно раньше (желательно, указав причину) и не применять скорректированных тарифов к туристам, которые уже оплатили свой тур.

В настоящее время можно выделить (несколько условно) следующие виды экотуров, которые пользуются наибольшим спросом:

1. туры выходного дня и на праздники. Это программы, рассчитанные на 2 - 4 дня, которые включают размещение, питание, экскурсии и развлекательные мероприятия (народные масленичные гуляния, рождественские обряды и т.п.). В Центре экологических путешествий (ЦЭП) такие программы организуются в ООПТ, расположенные относительно недалеко от Москвы (ГЗ «Приокско-Террасный», «Окский»).

При организации таких туров важно предоставить достаточно комфортное проживание, услуги повара, инвентарь для занятий спортом.

2. Школьные туры. Это однодневные экскурсии и туры на 2-5 дней природоведческой направленности. Они включают не только экскурсии, но и практические занятия по географии, ботанике, зоологии, а также мастер-классы. ЦЭП предлагает интересные поездки в НП «Мещеру», на биостанцию

«Чистый лес». Известны своим высоким качеством программы лагерей НП «Кенозерский» и «Водлозерский».

Наибольшим спросом пользуются однодневные программы, а туры на несколько дней востребованы, в первую очередь, на каникулы.

Важным требованием при организации таких программ является обеспечение безопасности детей, предоставление горячего питания и наличие опытных гидов.

3. Туры спортивного типа. Такие программы характеризуются минимальными требованиями к инфраструктуре, но требуют наличия квалифицированных проводников и повара. Также должна быть предусмотрена возможность аренды снаряжения. Таким виды туров организуются в НП «Башкирия», «Марий Эл», «Зюраткуль», включают посещение ГЗ «Катунский», ГЗ «Вишерский» и других.

4. Наблюдение за животными, фототуры. Традиционно этот тип туров пользуется большой популярностью у иностранцев, но последнее время и российские туристы стали интересоваться наблюдением за птицами и зверями. Особенно известен программами наблюдения за птицами ГЗ «Астраханский».

Тем ООПТ, которые заинтересованы в развитии этого направления, следует составить подробные таблицы с указанием доступных к наблюдению видов, благоприятного сезона и вероятности наблюдения. К работе с туристами желательно привлекать сотрудников научных отделов.

5. Познавательные экспедиции. Такие туры обычно представляют собой новые или не предназначенные для больших потоков туристов (даже в масштабах экотуризма!) программы. Обычно они характеризуются достаточно высокой стоимостью, но при этом качество средств размещения не имеет большого значения. Более важным представляется обеспечение безопасности туристов, уникальность маршрута, квалификация сопровождающих и их готовность интерпретировать увиденное в пути.

6. Волонтерские туры. С каждым годом растет число туристов, которые готовы участвовать в волонтерских программах на охраняемых территориях. В ЦЭП постоянно обращаются клиенты с просьбой отправить их в волонтерскую поездку. Следует отметить, что такие клиенты не всегда достаточно ясно понимают, чем волонтерская программа отличается от обычного тура, и здесь задачей турфирмы является объяснить туристу, что он сможет получить от такой поездки и чего ждут от него.

Заинтересованные ООПТ могут перед началом сезона подготавливать список занятий, для которых им необходимы волонтеры и составлять совместно с турфирмами программы таких поездок. Эти программы затем реализуются наравне с другими видами туров. Следует отметить, что волонтерство не предполагает бесплатное обеспечение волонтеров комплексом услуг по размещению, питанию и трансферу, но, обычно, желательно предусматривать определенные скидки на эти услуги, а также включать в программу бесплатные ознакомительные экскурсии. Можно добавить, что, чем уникальней территория, чем выше вероятность увидеть во время работ редкие виды, чем

опытней и квалифицированней руководители работ, тем выше может быть стоимость волонтерских программ.

Накопленный опыт сотрудничества туристских компаний и ООПТ в туристской сфере позволяет отметить следующие проблемы, препятствующие успешному совместному развитию экологического туризма. Это низкая квалификация сотрудников многих турфирм, непонимание ими целей, задач и особенностей функционирования ООПТ, незнание природоохранного законодательства.

Наравне с этим, у сотрудников ООПТ есть мало опыта туристской деятельности, они плохо представляют себе принципы работы туристских предприятий, не ориентируются в туристском законодательстве.

Кроме того, в России по-прежнему низкий уровень развития инфраструктуры сочетается с высокой стоимостью туристских услуг, природоохранное и туристское законодательство нуждается в доработке.

Некоторые из перечисленных проблем не могут быть решены только из-за отсутствия постоянного потока экотуристов, который позволили бы отточить теоретические навыки. В то же время, учитывая острую нехватку информации об экотуристских ресурсах ООПТ, предлагаемых услугах и программах, когда отдельные предложения теряются в рекламном потоке массовых направлений, этому потоку просто неоткуда взяться.

В настоящее время ЦЭП работает над проектом «Зеленая сеть России». Его целью является популяризация природоохранной и просветительской деятельности охраняемых территорий, продвижение возможностей экологического туризма на территории России и стимулирование спроса на экологические туры. Существуют и другие подобные инициативы, но, к сожалению они пока разрознены и не получают необходимую поддержку на государственном уровне.

Тем не менее, мотивация для преодоления проблем и основа позитивного прогноза - это постоянно растущий спрос на туры экологической направленности, в первую очередь, среди россиян. Рост экологической грамотности и сознательности населения, стремление к улучшению качества окружающей среды и качества жизни дают надежду на дальнейшее успешное развития экологического туризма в России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Дроздов А.В. Основы экологического туризма: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2005.

271 с.

Чижова В.П., Севостьянова Л.И. Экологический туризм: географический аспект: учебное пособие. Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2007. 276 с.

BASES AND EXPERIENCE OF COOPERATION OF THE TOURIST COMPANIES AND ESPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORIES IN RUSSIA

© 2009 L.P. Basanets, T.A. Kalishevskaja

Experience of cooperation of the tourist companies and especially protected natural

territories of Russia is stated.

Keywords: the tourism, especially protected natural territories.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.