Научная статья на тему 'Формирование туристского продукта в национальные парки'

Формирование туристского продукта в национальные парки Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
560
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Голубева О. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование туристского продукта в национальные парки»

О. Л. Голубева

Формирование туристского продукта в национальные парки

Современный туризм - одна из наиболее высокодоходных динамично развивающихся отраслей экономики. Экономический эффект от вложений в индустрию туризма имеет эффект мультипликатора и приносит многократную прибыль отрасли в отличие от подобных вложений в другие отрасли экономики. Индустрию туризма характеризуют самые высокие темпы роста - около 5% в год. Туристская индустрия сегодня - это самостоятельный комплекс, состоящий из групп отраслей и предприятий, функции которых заключаются в удовлетворении разнообразного и постоянно возрастающего спроса на различные виды отдыха и развлечений населения в свободное от работы время. Одним из видов туризма и отдыха является новый для России вид рекреации (отдыха на природе) - экологический туризм с посещением национальных парков страны.

Согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях». Национальные парки - природоохранные, эколого-просветительские и научноисследовательские учреждения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. В национальных парках США, Канады, Западной Европы, Австралии, Южной Африки функции охраны природы и туризма сочетаются традиционно и вполне органично. История существования зарубежных национальных парков использует многолетний опыт. Национальные парки в России очень молодое явление, и в функционировании отсутствуют традиции. Охрана природы, и туризм в национальных парках это 2 направления не связанные органически друг с другом. Богатые традиции российского заповедного дела породили и поддерживают иные представления использования ООПТ. Сложный период становления России в 90-е годы, вынудил искать дополнительные средства к существованию ООПТ, в частности национальных парков.

С одной стороны, национальный парк - это в первую очередь природоохранная организация, и приоритетной задачей этой организации по закону не может быть получение прибыли. С другой стороны, выполнение задачи по организации туризма и рекреации может приносить национальному парку реальные доходы.

156

Национальный парк выполняет первоочередную функцию - охраны природы и только на следующем этапе развивает регулируемый туризм. В современных национальных парках практически отсутствуют знания и умения по формированию, продвижению и реализации туристского продукта парка туроператорам, турагентам и туристам. Если предоставить национальному парку как фирме реализовывать программы по созданию и реализации туров это может привести исключительно к эксплуатации рекреационных ресурсов парка и нанести ущерб его природоохранной деятельности. Национальный парк по закону не является организацией, пополняющей свои собственные средства за счет реализации (продажи) собственного ресурса напрямую потребителям. Наиболее целесообразно осуществлять туризм в национальные парки привлекая к этой деятельности местных жителей и предпринимателей, осуществляющих работу не столько под контролем национального парка, сколько совместно с ним, с целью повышения собственного уровня жизни и создания основы устойчивого развития местного сообщества. Роль национального парка в сфере туризма должна ограничиваться следующими направлениями:

1. Управление рекреационными нагрузками. Допустимые нагрузки определяются для каждого национального парка отдельно в соответствии с его природными и историко-культурными особенностями. Предельно допустимая величина рекреационной нагрузки определяется по результатам прикладных научных исследований, корректируется по результатам экологического мониторинга и отражается в менеджмент - плане (плане управления и развития) национального парка. На основе полученных данных вносятся предложения по изменению функционального зонирования территории и определяется расположение туристских маршрутов, при котором природе парка будет наноситься минимальный ущерб. В данном случае основная цель зонирования - определение “коридоров”, по которым туристы смогут достичь желаемого объекта инфраструктуры или природного либо историко-культурного объекта.

2. Планирование, организация и контроль потоков туристов внутри национального парка. Планирование подразумевает определение оптимального числа посетителей на маршрутах и комплекс мер по увеличению или уменьшению их количества на предстоящий сезон.

3. Организация обслуживания посетителей. Организация обслуживания должна напрямую зависеть от мониторинга нагрузок на национальный парк, но при этом удовлетворять потребности туристов. На территории национального парка с учетом функционального зонирования, должна возникнуть соответствующая и современная инфрастуктура.

157

4. Создание туристского продукта национального парка. Туристский продукт должен создаваться национальным парком совместно с туроператорами, т.е. выступать в роли поставщика услуг. При разработке туристского продукта должны учитываться интересы и национального парка и туриста. При этом необходимо найти баланс между интересами: национального парка - в сохранении и рациональном использовании своей территории, а туроператора - в получении прибыли.

5. Просвещение населения. Экологическое просвещение осуществляемое в пределах национального парка, должно иметь пролонгированное действие основной целью которого является создание экологического сознания.

Зарубежный опыт развития экологического туризма в национальных парках вызывает желание внедрить этот опыт и на территории России, но чаще всего стремление получить прибыль приводит к уничтожению ООПТ и наоборот, сотрудники национальных парков стремясь защитить свои парки отказываются от приема посетителей. При этом экологический туризм в национальные парки замечательный по своей сути и перспективный инструмент формирования экологической культуры, содействия охране природы, пополнения местных бюджетов. В данный момент при формировании туристских понятий в России нередко экологическими называют туры, не имеющие к экотуризму никакого отношения и даже концептуально ему враждебные - например, охотничьи туры, сафари-туры, кэмел-трофи и т. п. основные принципы, технология и мировая практика экотуризма у нас пока еще известны недостаточно. Профессиональной литературы на русском языке очень мало, участники эколого-туристской деятельности в значительной мере разобщены, нормативная и институциональная базы почти не развиты. Очень серьезную проблему представляет отсутствие квалифицированных специалистов экологического туризма. Следующая проблема заключается в квалифицированных Проводниках или гидах в экотуризме. Это люди со специфическими знаниями и умениями, он должен хорошо знать тайгу, реки и горы и особенности обеспечения жизнедеятельности человека в природных условиях. С другой - обладать солидной научной эрудицией, уметь пользоваться современными техническими средствами связи и транспорта, владеть иностранными языками. Понятно, что таких специалистов нужно готовить специально. На сегодня гораздо более популярны среди населения экологические самодеятельные туры, так как потребности людей в полной мере национальные парки не удовлетворяют, из-за недостаточного количества квалифицированных кадров в совокупности с низким уровнем оказываемых услуг.

158

Для формирования экологического туристского продукта в российских национальных парках важно учитывать не только мировой опыт, но и российскую действительность, а так же подготовить специалистов.

О. В. Иванова, А. В. Лосев

Роль волонтерского движения в решении задач охраны

памятников истории и культуры Нижегородской области

Нижегородская земля необычайно богата памятниками отечественной истории и культуры. В официальных документах значатся 3326 памятников истории и культуры, находящихся под государственной охраной. Из них: 1945 памятников архитектуры, 26 памятников монументального искусства, 914 памятников археологии; 2 памятника XVI в., 49 - XVII в., 185 - XVIII в. Следует особо отметить наличие уникальных объектов туристских ресурсов: оз. Светлояр, г. Городец, Богородск, Арзамас, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь и многих др.

С нашей областью связана жизнь и деятельность многих знаменитых дворянских родов России. Здесь располагались усадьбы: Строгановых, Рукавишниковых, Шереметевых, Левашовых, При-клонских, Бестужевых-Рюминых, Пашковых. В XIX в. окрестности современного г. Богородска называли «Нижегородским Версалем», поскольку много усадебных комплексов располагалось в близлежащих деревнях: Подвязье, Кудрешки, Лукино, Савелово.

Кадастр подобных памятников отечественной истории и культуры в Нижегородской области включает 42 объекта, из которых пока исследовано около 19 усадебных комплексов. Все эти объекты национального достояния являются не просто памятниками архитектуры и искусства, в них сохраняются значительные «пласты» истории нашей родины. Однако многие усадебные комплексы находятся в обветшалом состоянии, а некоторые практически «доживают» последние годы.

Картина в целом удручающая. Есть ли выходы из подобного положения и для чего конкретно их нужно искать? Определённо можно сказать, что хранить историю земли Нижегородской важно и нужно. «Человек, не знающий историю своего народа, не имеет будущего» - с этим выражением трудно не согласиться. Утверждение о том, что усадьбы, расположенные в нашей области, являются существенными носителями исторической и культурной информации, на наш взгляд, совершенно справедливо. Восстановленные и ухоженные усадьбы со временем станут прекрасными туристскими объектами, что, несомненно, будет способствовать формированию

159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.