Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
415
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дубень Андрей Кириллович

В современных условиях трансформации экономики, цифровизации права изменен подход к развитию промышленности в пользу обеспечения технологического суверенитета, а также правового обеспечения информационной безопасности в рамках межгосударственного сотрудничества. Усиление давления со стороны зарубежных хакерских группировок, увеличение масштаба компьютерных атак на российскую инфраструктуру разработчиков программ и оборудования способствовало актуализации данной темы в доктрине международного и информационного права. По результатам данного исследования автор делает вывод, что укрепление межгосударственного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами по вопросам, касающимся технологического сотрудничества в области безопасности в информационной сфере, является важным направлением по укреплению международной и национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS OF THE STATE POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF INFORMATION SECURITY

In modern conditions of economic transformation, digitalization of law, the approach to industrial development has been changed in favor of ensuring technological sovereignty, as well as legal provision of information security within the framework of interstate cooperation. Increased pressure from foreign hacker groups, an increase in the scale of computer attacks on the Russian infrastructure of software and equipment developers contributed to the actualization of this topic in the doctrine of international and information law. Based on the results of this study, the author concludes that strengthening interstate cooperation of the Russian Federation with foreign states on issues related to technological cooperation in the field of information security is an important direction for strengthening international and national security.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-8-22-25 NIION: 2018-0076-8/23-578 MOSURED: 77/27-023-2023-8-578

ДУБЕНЬ Андрей Кириллович,

научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук, e-mail: k.duben@mail.ru

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. В современных условиях трансформации экономики, цифровизации права изменен подход к развитию промышленности в пользу обеспечения технологического суверенитета, а также правового обеспечения информационной безопасности в рамках межгосударственного сотрудничества. Усиление давления со стороны зарубежных хакерских группировок, увеличение масштаба компьютерных атак на российскую инфраструктуру разработчиков программ и оборудования способствовало актуализации данной темы в доктрине международного и информационного права. По результатам данного исследования автор делает вывод, что укрепление межгосударственного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами по вопросам, касающимся технологического сотрудничества в области безопасности в информационной сфере, является важным направлением по укреплению международной и национальной безопасности.

Ключевые слова: информационная безопасность, государственная политика, международное право, международная информационная безопасность, международные организации, межгосударственное сотрудничество.

DUBEN Andrei Kirillovich,

researcher at the Institute of State and Law Russian Academy of Sciences

FUNDAMENTALS OF THE STATE POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF INFORMATION SECURITY

Annotation. In modern conditions of economic transformation, digitalization of law, the approach to industrial development has been changed in favor of ensuring technological sovereignty, as well as legal provision of information security within the framework of interstate cooperation. Increased pressure from foreign hacker groups, an increase in the scale of computer attacks on the Russian infrastructure of software and equipment developers contributed to the actualization of this topic in the doctrine of international and information law. Based on the results of this study, the author concludes that strengthening interstate cooperation of the Russian Federation with foreign states on issues related to technological cooperation in the field of information security is an important direction for strengthening international and national security.

Key words: information security, state policy, international law, international information security, international organizations, interstate cooperation.

В настоящее время ключевые характеристики организационного и правового обеспечения информационной безопасности в государстве и мире определяются изменением миропорядка под влиянием развития интересов государств и технологического уклада цивилизации. В данных условиях одним из основных факторов, определяющих тенденции развития обеспечения информационной безопасности, является межгосударственное взаимодействие в рамках региональных интеграционных союзов [1, а 157].

Правовое обеспечение информационной безопасности международного сотрудничества при осуществлении межгосударственного взаимодействия в технологической сфере носит системный характер и состоит из правовых источников различного уровня и юридической силы. Эффективное сотрудничество между государствами на основе взаимного уважения в сфере информационной безопасности и развития цифровых технологий на различных международных и региональных площадках в рамках разнообразных союзов и объединений направлено на достижение обеспе-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

чения национальных и международных интересов в целях защиты информационных технологий, а также обеспечения недопустимости уязвимости информационных систем и сдерживания информационных угроз [2]. Международное сотрудничество в области информационной безопасности является одним из действенных инструментов для реализации экономической и социальной политики государства. Данное взаимодействие обусловлено внешнеполитическими и внешнеэкономическими целями России, но в свою очередь, политика государства не может быть изолирована от внешнего мира. Ранее уже отмечалось, что значительную регулятивную роль играют принципы права и межгосударственные соглашения, в том числе принятые на основе участия Российской Федерации в интеграционных объединениях.

Международное и межгосударственное сотрудничество обусловлено трансграничным характером информационной сферы и в области развития цифровых технологий, непосредственно взаимосвязано с обеспечением информационной безопасности, осуществляется по следующим основным направлениям:

- связи и передачи информации по информационно-коммуникационным каналам, включая использование Интернета;

- развития науки и техники;

- деятельности СМИ;

- технического регулирования;

- образования и кадрового обеспечения.

Современные инновации и цифровизация, с

одной стороны, ведут к глобальной трансформации всех областей деятельности и интеграции, а с другой - в современном мире наметились тенденции так называемой «балконизации» - процесса сегментации мирового информационного пространства, включая Интернет [3, с. 112]. Это происходит в сложных условиях одновременного динамического изменения жизни под воздействием цифровых технологий, что требует нахождения баланса между интересами различных государств и бизнеса.

Особое место среди перечисленных выше направлений занимает техническое регулирование, детерминированное научно-техническим прогрессом, процессами интеграции, потребностями обеспечения качества и конкурентоспособности информационной продукции на национальном, региональном и мировом уровнях. В настоящее время значительное внимание уделяется модернизации системы технического регулирования, поскольку недостатки такого регулирования могут стать серьезным препятствием на пути развития и внедрения технологий и связаны с развитием понятийного аппарата в рассматриваемой области и его последующем использовании в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

законодательстве. Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин еще в 2020 г. отмечал, что «для перехода в «цифру» сегодня необходимо в первую очередь создать лучшие условия для доступа к коммуникациям, инфраструктуре, услугам и данным; в полной мере раскрыть потенциал эффективного использования цифровых технологий; поощрять предпринимателей в этой сфере, обеспечивая доступность финансовых инструментов; снижать барьеры для торговли и инвестиций, а также совершенствовать налогообложение в цифровом мире» [4].

Анализ показывает, что большинство государств проводит политику, направленную на защиту национальных интересов и создание условий благоприятствования для внедрения новейших достижений науки и техники, поощрение научных исследований, развитие мер государственной поддержки инновационного предпринимательства. В Российской Федерации внедрение результатов научных исследований в практику направлено на развитие национального сектора цифровой экономики и достижение технологического суверенитета.

В настоящее время сформирована основа для наращивания экономического потенциала Российской Федерации и выведения ее на ведущие роли в мировой экономике. Вместе с тем успешность этого процесса зависит и от технологического потенциала страны и успешности сотрудничества на международной арене. Поэтому в интересах национальной безопасности России важны как усилия по модернизации ее экономики путем перехода на новые технологии, так и межгосударственное взаимодействие на всех доступных площадках.

Сегодня динамика конкурентных отношений в России детерминирована рядом факторов, которые следует развивать на площадках межгосударственных региональных объединений ШОС, БРИКС, ОДКБ, СНГ и других для роста взаимосвязи участников рынка, интеграции производств, нивелирования санкционных издержек. Указанные условия определяют необходимость поиска правовых средств, направленных на активизацию развития экономической сферы и обеспечения безопасности в информационной сфере. Это ставит задачу формирования эффективного механизма технического регулирования. В настоящее время в Российской Федерации имеются значимые предпосылки для прорывного развития цифровых технологий как драйвера ее экономического роста, необходимы адекватные правовые решения, позволяющие устранить существующие препятствия на этом пути и создать правовую основу эффективного и безопасного продвижения в указанном направлении. Обеспечение инфор-

мационной безопасности в различных ее аспектах является приоритетной целью технического регулирования.

Государственная политика России в области технического регулирования цифровых технологий направлена на создание базовых защитных механизмов для охраны национальных экономических интересов в условиях жесткой внешнеэкономической конкуренции и санкционных рисков. Сегодня продвижение технологий искусственного интеллекта, больших данных, виртуальной и дополненной реальности, распределенного реестра и иных новейших цифровых технологий создают новые правовые вопросы, решение которых немыслимо без формирования и совершенствования правовой основы их разработки, производства и использования, включая международно-правовые аспекты.

Необходимость развития технического регулирования в связи с процессами активизации применения цифровых технологий на современном этапе развития общества детерминирована потребностями защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций в информационной сфере, обеспечением безопасности обработки информации, обладающей свойством конфиденциальности, а также кибербезопасности, охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности, создания условий для развития и продвижения сквозных технологий и инноваций.

Однако в настоящее время во многих вопросах технического регулирования отсутствуют единые общепризнанные международные документы и подходы. Одним из средств для преодоления существующих проблем является, как уже отмечалось, сотрудничество на площадках региональных интеграционных союзов, включая Европейский экономический союз. Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе государства-члены осуществляют скоординированные меры по взаимодействию защиты информационных ресурсов, информационных систем и критически важных объектов, что представляется важным для правового обеспечения безопасности в информационной сфере [5].

Следует обратить внимание на то, что в рамках ОДКБ выработаны единые подходы к правовым механизмам и предполагается сближение правовых подходов в области информационной безопасности. Гармонизация законодательств, способствующая имплементации правовых норм сходного содержания в правовые системы нескольких государств, определяет потенциал более тесного сотрудничества, служащего для укрепления и развития союзнических и партнерских отношений между ними в сфере развития цифровых технологий и обеспечения региональ-

ной информационной безопасности [6]. Не исключено, что развитие двусторонних и многосторонних соглашений между государствами - членами ОДКБ может стать основой и для инкорпорации соответствующих правовых норм в право ЕАЭС, учитывая сходный субъектный состав данных интеграционных объединений.

Вместе с тем полагаем, что для развития международного и межгосударственного сотрудничества необходима правовая регламентация и унификация перечня информации [7]. Считаем необходимым на законодательном уровне определить перечень информации, являющейся объектом внешнеторговых сделок с иностранными государствами, и механизм разрешения споров в случае нарушения положений межгосударственных соглашений путем законодательного закрепления в международных актах. Концептуальное решение указанного вопроса предполагает принятие модельных актов соответствующих интеграционных союзов об информации ограниченного доступа. Хотя определенные акты в этой сфере приняты, системно вопрос остается нерешенным.

Таким образом, исследование показало, что укрепление межгосударственного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами по вопросам, касающимся технологического сотрудничества в области безопасности в информационной сфере, является важным направлением по укреплению международной и национальной безопасности.

Список литературы:

[1] Камалова Г.Г., Полякова Т.А. Развитие системы принципов информационного права в цифровой среде // Право цифровой среды: Монография / Под ред. Т.П. Подшивалова, Е.В. Титовой, Е.А. Громовой. М.: Проспект, 2022. С. 157164.

[2] Зиновьева Е.С. Международная информационная безопасность: Монография. М.: МГИ-МО-Университет, 2013. - 192 с.

[3]Зиновьева Е.С. Глобальное управление Интернетом: российский подход и международная практика // Вестник МГИМО Университета. 2015. № 4 (43). С. 111-118.

[4] Панельная дискуссия с участием представителей IT-индустрии. 9 июля 2020 г. Республика Татарстан, Иннополис // Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://government.ru/ news/39995/ (дата обращения: 13.07.2023).

[5] Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL.: http://www.eurasiancommission.org (дата обращения: 29.07.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

[6] Модельный закон ОДКБ «О государственной тайне» (утв. постановлением Парламентской Ассамблеи ОДКБ от 13 октября 2017 г. № 10-3.1) // Официальный сайт Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности. URL: https://paodkb.org/documents/modelnyy-zakon-odkb-o-gosudarstvennoy-tayne (дата обращения: 21.07.2023).

[7] Модельный закон о персональных данных. Принят в г. Санкт-Петербурге 16 октября 1999 г. Постановлением 14-19 на 14-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2000. № 23. С. 315-326.

Spisok literatury:

[1] Kamalova G.G., Polyakova T.A. Razvitie sis-temy principov informacionnogo prava v cifrovoj srede // Pravo cifrovoj sredy: Monografiya / Pod red. T.P. Podshivalova, E.V. Titovoj, E.A. Gromovoj. M.: Prospekt, 2022. S. 157-164.

[2] Zinov'eva E.S. Mezhdunarodnaya informa-cionnaya bezopasnost': Monografiya. M.: MGI-MO-Universitet, 2013. - 192 s.

[3] Zinov'eva E.S. Global'noe upravlenie Internetom: rossijskij podhod i mezhdunarodnaya praktika

// Vestnik MGIMO Universiteta. 2015. № 4 (43). S. 111-118.

[4] Panel'naya diskussiya s uchastiem pred-stavitelej IT-industrii. 9 iyulya 2020 g. Respublika Tatarstan, Innopolis // Oficial'nyj sajt Pravitel'stva RF. URL: http://government.ru/news/39995/ (data obrash-cheniya: 13.07.2023).

[5] Dogovor o Evrazijskom ekonomicheskom soyuze (podpisan v g. Astane 29 maya 2014 g.) // Oficial'nyj sajt Evrazijskoj ekonomicheskoj komissii. URL.: http://www.eurasiancommission.org (data obrashcheniya: 29.07.2023).

[6] Model'nyj zakon ODKB «O gosudarstvennoj tajne» (utv. postanovleniem Parlamentskoj Assamblei ODKB ot 13 oktyabrya 2017 g. № 10-3.1) // Oficial'nyj sajt Parlamentskoj Assamblei Organizacii Dogovora o kollektivnoj bezopasnosti. URL: https://paodkb.org/ documents/modelnyy-zakon-odkb-o-gosudarstven-noy-tayne (data obrashcheniya: 21.07.2023).

[7] Model'nyj zakon o personal'nyh dannyh. Prinyat v g. Sankt-Peterburge 16 oktyabrya 1999 g. Postanovleniem 14-19 na 14-m plenarnom zasedanii Mezhparlamentskoj Assamblei gosudarstv-uchast-nikov SNG // Informacionnyj byulleten'. Mezhparla-mentskaya Assambleya gosudarstv-uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv. 2000. № 23. S. 315-326.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.