Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФОРУМОВ СОВРЕМЕННЫХ ИСКУССТВ'

ОСНОВЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФОРУМОВ СОВРЕМЕННЫХ ИСКУССТВ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
148
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ СЛОЖНОЙ СТРУКТУРЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ СОВРЕМЕННЫХ ИСКУССТВ / КОМПЛЕКСНЫЕ ПОДХОДЫ / ОБЪЕМНОПРОСТРАНСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ / ТЕРРИТОРИЯ ГОРОДА КРОНШТАДТ / МЕТОДИКА ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ / ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ / СРЕДА НОВОГО ТИПА / MULTIFUNCTIONAL COMPLEXES OF COMPOUND STRUCTURE / INTERNATIONAL FORUM OF CONTEMPORARY ARTS / INTEGRATED APPROACHES / VOLUME-SPATIAL MODEL / NEW TYPE OF ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Колодин Константин Иванович

Введение. Актуальность исследования: В статье рассматриваются актуальные тренды объемно-пространственного формирования многофункциональных комплексов, предназначенных для проведения Международных форумов современного искусства. Они были выявлены в ходе исследований в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете под руководством кандидата архитектуры, доцента кафедры архитектурного проектирования Колодина К.И. Объект исследования: объёмно-пространственная модель многофункциональных комплексов для проведения Международных Форумов современного искусства на территории города Кронштадт. Метод и методология проведения работы: для достижения поставленных целей" применялся общенаучный" системный" подход, и аналитический" метод исследования. Результаты исследования: был проведен анализ международного и отечественного опыта формирования объектов, составлено проектное задание, выбрана площадка размещения объекта, разработано объемно-пространственное решение. Конкретные предложения по формообразованию подобных объектов были использованы в Выпускной квалификационной работе магистранта А. Помозовой на тему «Международный Форум Современных искусств». Работа выполнена в 2020 году, была отмечена высокой оценкой, получила одобрение комиссии. В ней была учтена специфика местных региональных условий, характерных для территории города Кронштадт. Использованы комплексные подходы к организации пространства и объемов международного форума на территории с учетом социальных, экономических требований, функциональных связей, композиционных закономерностей, и других аспектов. Обсуждение: интерпретация результатов, полученных автором статьи, позволили сделать выводы и обобщения, разработать объемно-пространственную модель проектируемого объекта. Предложены направления по созданию методики по формообразованию объектов Международного Форума Современных искусств. В проекте были разработаны различные объемно пространственные варианты решений. Они привели к пониманию того, что при проектировании международного форума определяющим является принцип смывания четких границ между функциональными составляющими отдельных объектов. Итоговый отчет: основные заключения и общая картина возможных результатов практического применения были использованы при разработке модели международного форума как полифункционального объекта. Для этого были спроектированы универсальные пространства и объемы. В них происходит взаимопроникновение и переплетение различных функций. Модель объединила музейные, выставочные, научные, общественно-деловые, культурно-досуговые объекты, а также гостиничный комплекс, жилые апартаменты и природную среду. Они сформировали новый тип собственного пространства в городе Кронштадт. Его можно трактовать как целый «Город Искусств». Новизна предлагаемой методики заключается в том, что объединяет группу задач по рациональному созданию и эволюционному развитию многоотраслевой смешанной среды нового типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS OF SHAPING OF THE MULTIFUNCTIONAL COMPLEXES DESIGNED FOR HOLDING INTERNATIONAL FORUMS OF CONTEMPORARY ARTS

Introduction. Relevance of research: the article contains the current trends in the volumetric-spatial formation of multifunctional complexes intended for holding international forums of contemporary art. They were identified in the course of research at the Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering under the guidance of the candidate of architecture, associate professor of the department of architectural design Kolodin K.I. Object of research: three-dimensional model of multifunctional complexes of the International Forums of Contemporary Art in the city of Kronstadt. Method and methodology of work: to achieve the set goals, a general scientific system approach and an analytical research method are used. Results of research: The analysis of international and domestic experience in the formation of objects was carried out, design task was drawn up, a site for the location of an object was selected, a volume-spatial solution was developed. Specific proposals for the shaping of such objects were used in the final qualifying work of student A. Pomozova on the topic "International Forum of Contemporary Arts". The work was completed in 2020, it was marked with a high assessment, and received the approval of the commission. It took into account the specificity of local conditions typical for the territory of the city of Kronstadt. Comprehensive approaches to the space and the international community in the territory are used, taking into account social and economic requirements, functional ties, compositional laws and other problems. Discussion: the interpretation of the results obtained by the author of the article made it possible to draw conclusions and generalizations, the projection-spatial model of the object. The directions for creating a methodology for the shaping of objects of the International Forum of Contemporary Arts are proposed. Three-dimensional spatial solutions were developed in the project. They lead to the understanding that when designing an international forum, the principle of washing away clear boundaries between functional separate separate objects is decisive. Final report: the main conclusion and the picture of the results of practical application were used to develop a model of an international forum as a multifunctional object. For this, universal spaces and volumes have been designed. They interpenetrate and interweave various functions. The model united museum, exhibition, scientific, public and business, cultural and leisure facilities, as well as a hotel complex, residential apartments and the natural environment. They formed a new type of their own space in the city of Kronstadt. It can be interpreted as a whole "City of Arts". The novelty of the proposed methodology lies in the fact that it unites a group of tasks for the creation and evolutionary development of a diversified mixed environment of a new type.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФОРУМОВ СОВРЕМЕННЫХ ИСКУССТВ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2020, №4, Том 12 / 2020, No 4, Vol 12 https://esj.todav/issue-4-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/42SAVN420.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Колодин К.И. Основы формообразования многофункциональных комплексов для проведения Международных Форумов Современных искусств // Вестник Евразийской науки, 2020 №4, https://esj.today/PDF/42SAVN420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Kolodin K.I. (2020). Fundamentals of shaping of the multifunctional complexes designed for holding International forums of contemporary arts. The Eurasian Scientific Journal, [online] 4(12). Available at: https://esj.today/PDF/42S AVN420.pdf (in Russian)

УДК 725.8 ГРНТИ 67

Колодин Константин Иванович

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет», Санкт-Петербург, Россия

Доцент кафедры «Архитектурного проектирования» Кандидат архитектуры, доцент E-mail: kolodinstudio@bk.ru

Основы формообразования многофункциональных комплексов для проведения Международных Форумов

Современных искусств

Аннотация. Введение. Актуальность исследования: В статье рассматриваются актуальные тренды объемно-пространственного формирования многофункциональных комплексов, предназначенных для проведения Международных форумов современного искусства. Они были выявлены в ходе исследований в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете под руководством кандидата архитектуры, доцента кафедры архитектурного проектирования Колодина К.И.

Объект исследования: объёмно-пространственная модель многофункциональных комплексов для проведения Международных Форумов современного искусства на территории города Кронштадт.

Метод и методология проведения работы: для достижения поставленных целей" применялся общенаучный" системный" подход, и аналитический" метод исследования.

Результаты исследования: был проведен анализ международного и отечественного опыта формирования объектов, составлено проектное задание, выбрана площадка размещения объекта, разработано объемно-пространственное решение. Конкретные предложения по формообразованию подобных объектов были использованы в Выпускной квалификационной работе магистранта А. Помозовой на тему «Международный Форум Современных искусств». Работа выполнена в 2020 году, была отмечена высокой оценкой, получила одобрение комиссии.

В ней была учтена специфика местных региональных условий, характерных для территории города Кронштадт. Использованы комплексные подходы к организации пространства и объемов международного форума на территории с учетом социальных, экономических требований, функциональных связей, композиционных закономерностей, и других аспектов.

Обсуждение: интерпретация результатов, полученных автором статьи, позволили сделать выводы и обобщения, разработать объемно-пространственную модель проектируемого объекта. Предложены направления по созданию методики по формообразованию объектов Международного Форума Современных искусств. В проекте были разработаны различные объемно пространственные варианты решений. Они привели к пониманию того, что при проектировании международного форума определяющим является принцип смывания четких границ между функциональными составляющими отдельных объектов.

Итоговый отчет: основные заключения и общая картина возможных результатов практического применения были использованы при разработке модели международного форума как полифункционального объекта. Для этого были спроектированы универсальные пространства и объемы. В них происходит взаимопроникновение и переплетение различных функций. Модель объединила музейные, выставочные, научные, общественно-деловые, культурно-досуговые объекты, а также гостиничный комплекс, жилые апартаменты и природную среду. Они сформировали новый тип собственного пространства в городе Кронштадт. Его можно трактовать как целый «Город Искусств».

Новизна предлагаемой методики заключается в том, что объединяет группу задач по рациональному созданию и эволюционному развитию многоотраслевой смешанной среды нового типа.

Ключевые слова: многофункциональные комплексы сложной структуры; международный форум современных искусств; комплексные подходы; объемно-пространственная модель; территория города Кронштадт; методика формообразования объектов; полифункциональный объект; среда нового типа

В соответствии с Указами Президента Российской Федерации и Постановлениями Правительства Санкт- Петербурга (№95 от 3.02.2009, №569 от 18.05.2009, № 542 от 05.05.2010, №343 от 23.03.2011 и др.) город Санкт-Петербург становится столицей международных форумов. Начиная с девяностых годов прошлого столетия здесь ежегодно проводятся по два-три форума. На них одновременно приезжает от пяти до пятнадцати тысяч человек. Среди проводимых форумов можно выделить: международный экономический, международный образовательный, международный экспортный, международный культурный и другие. Для полномасштабной организации мероприятий необходимо создание целой сети деловых площадок с полным набором необходимых функций, зданий и сооружений под выставочные пространства для музейных коллекций и экспонатов современного искусства, помещений для концертов, праздничных мероприятий, конгрессов.

Проводимые мероприятия связаны с интенсивным перемещением по территории центральной части города большого количества людей, огромного количества спецтехники, привлечением охранных ведомств и других организаций. Для размещения гостей и участников форума необходимо задействовать целую сеть отелей и апартаментов, сети ресторанов и кафе, использовать общественный и городской транспорт. Это значительно увеличивает антропогенную нагрузку на центральную часть Санкт-Петербурга, и создает для жителей города массу неудобств.

Для проведения культурных форумов, на которых демонстрируются экспонаты современного искусства, в настоящее время наиболее часто используются площадки, занимаемые объектами Эрмитажа [1]. Подобные площадки не приспособлены под современный

Введение Актуальность исследования

формат выставляемых экспонатов, и не подходят под требования, предъявляемые к ним. Организаторам приходится прилагать значительные усилия для решения этих проблем. В результате ограниченного количества площадок пригодных для демонстрации экспонатов современного искусства в Санкт-Петербурге происходит сокращение диапазона проводимых мероприятий. Это снижает качественную оценку проводимых форумов. Возникла острая необходимость создания международных программ, разработке рекомендаций и проектов для объектов международных форумов, связанных с современным искусством. В их реализации могут принимать участие не только Россия, но и Европейские государства, а также страны ближнего зарубежья и восточные страны. Перечисленные положения определили актуальность настоящего исследования.

Цель исследования - изучить основы архитектурно-планировочной организации и объемно-пространственного построения многофункциональных объектов для Международных Форумов Современных искусств на территории города Кронштадт.

Цель определила круг задач, которые можно объединить в следующие самостоятельные группы: провести анализ по созданию объектов входящих в состав центров современных искусств; определить их типологическую направленность; построить объемно-пространственную модель; на ее основе предусмотреть возможность объединения разрозненных многоотраслевых объектов в единую систему международного Форума Современных искусств; составить архитектурно-планировочное задание и выполнить дипломный проект [2].

Объект исследования: объёмно-пространственная модель многофункциональных комплексов для проведения Международных Форумов современного искусства на территории города Кронштадт.

Новизна излагаемых подходов и полученных в проекте результатов обусловлена тем, что в Санкт-Петербурге нет специально разработанных объектов для проведения современных крупномасштабных международных мероприятий, предназначенных для организации и эволюционного преобразования форумов связанных с искусством, демонстрацией экспонатов современного искусства и музейных коллекций. Эти проблемы усугубляются тем, что городу необходимо определить места для организации специально приспособленных и оборудованных территорий для создания центра современного искусства, объекты которого смогли бы обеспечить оптимальное взаимодействие всех функциональных составляющих с учетом необходимых требований.

Метод и методология проведения работы: для достижения поставленных целей применялся общенаучный системный подход, и аналитический метод исследования.

Был проведен анализ международного и отечественного опыта формирования объектов, составлено проектное задание, выбрана площадка размещения объекта, разработано объемно-пространственное решение.

При анализе зарубежного и отечественного опыта проектирования зданий и сооружений для форумов и многофункциональных центров сложной структуры были использованы примеры архитектурных решений объектов в городах Санкт-Петербург, Москва, Берлин, Барселона, Париж, Токио, Дубай, Абу-Даби, Нью-Йорк [3]. Подбор исследуемых объектов осуществлялся по принципу сопоставления рассматриваемых показателей применительно к условиям Санкт-Петербурга, основанных на подборе современных требований и критериях их оценки. Сюда входили: крупность выбираемых объектов, компоновочные схемы, размещение

Результаты исследования

объекта в структуре города, функциональная и образная составляющие, вопросы новаций, формирование особого стилистического прочтения, связанного с городским контекстом, экономические и конструктивные аспекты [4].

В качестве характерных примеров создания многофункционального комплекса, состоящего из большого количества многоотраслевых объектов, был выделен международный Конгресс центр в Берлине, архитекторы Ральф Шюлер и Урсулина Шулер-Витте, 1973-1979. Комплекс представляет собой дисперсную компоновочную структуру, в которой отдельные функциональные блоки расположены разрозненно. Это образец раннего хай-тека. Он входит в систему других культурных объектов, расположенных на трех сопредельных кварталах, образующих единую систему, объединенную пешеходными переходами и акведуками [5].

Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже, архитекторы Ренцо Пиано, Ричард Роджерс, 1972-1977, был выбран как символ, который можно трактовать как «формулу» современного хай-тека и гениальный образец, который служит примером для создания универсального многофункционального пространства [6].

Рисунок 1. Графические материалы проведенного анализа международного опыта: А - конгресс центр в Берлине, архитекторы Ральф Шюлер и Урсулина Шулер-Витте, 1973-1979; Б - национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже, архитекторы Ренцо Пиано, Ричард Роджерс, 1972-19 77; В - музейный комплекс «Лувр в Абу-Даби», архитектор Жан Нувель, 2012; Г - токийский интернациональный культурный форум, архитектор Рафаэль Виньоли, 1989-1996

(фотографии выполнены автором)

Музейный комплекс «Лувр в Абу-Даби», архитектор Жан Нувель, 2012 был выбран в качестве объекта, где был осуществлен поиск активного национального образа, удачно соединенного с современными архитектурными веяниями. В результате этот объект стал новым брендом своего времени и образцом высокохудожественной ландшафтной организации с использованием воды, объемов выставочных пространств и суши [6].

Токийский интернациональный культурный форум, архитектор Рафаэль Виньоли, 1989-1996, был выбран в качестве примера трактовки оптимального, минималистского внутреннего пространства, созданного как система атриумов и холлов, которые напоминают крытую улицу. Она выполнена как единая коммуникационная система с вертикальным и горизонтальным зонированием функциональных зон (рис. 1).

Градостроительные аспекты

Были определены критерии выбора и оценки территорий, для возможного размещения объекта проектирования в границах города в его центральной части, на новых территориях или пригороде Санкт-Петербурга. Проектом, который разрабатывался в рамках настоящего исследования, из трех рассматриваемых вариантов размещения форумов, а это - территория бывшего комплекса Ленэкспо, выставочного центра Экспофорум в Шушарах и пятно застройки в северо-восточной части территории города Кронштадт, была выбрана последняя площадка. До настоящего времени размещение на этой площадке объектов подобного рода не рассматривалось и проектные решения для подобных комплексов не предлагались. В результате изучения перечисленных площадок для размещения объектов были выдвинуты предложения по размещению объектов форума на территории «Парус» города Кронштадт.

Необходимые условия для проектирования Форума Современного искусства, были закреплены составленным заданием на проектирование данного объекта, которое было согласовано и утверждено кафедрой архитектурного проектирования Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Среди важных положений, которые вошли в основную часть составленного задания, целесообразно выделить следующие позиции:

• было необходимо решить обязательное размещение форума рядом с водными объектами, что отвечает образу Санкт-Петербурга, который носит название «Северной Венеции»;

предусмотреть возможностью организации сообщения по воде; наличие развитой транспортной системы по суше;

следует разместить территории форума за пределами областей с исторической застройкой и объектами культуры, охраняемых государством;

было закреплено расположение объекта в зоне, где нет существующей застройки;

было установлено создание самодостаточного комплекса, который сможет обеспечить свое функционирование по принципу «город в городе».

На основании собранного материала был проведен комплексный анализ участка проектирования, изучен опорный план, проанализированы существующие требования ПЗЗ и ЗРЗ. Определены характеристики выбранного на территории Кронштадта участка проектирования. Проанализирована ситуационная схема, поднята историческая справка, изучена схема сохраняемых объектов на территории участка. Это позволило разобраться с ситуацией и разработать схемы функционального зонирования, транспортного и пешеходного

обеспечения, приступить к объемно пространственному построению зданий и сооружений, наметить направления по решению задач озеленения и благоустройства.

Анализ выбранных примеров позволил провести сравнение, выделить особенности их организации, определить современные требования к проектированию, строительству и эксплуатации объектов для проведения форумов. Среди основополагающих функций для организации в них музейных и выставочных пространств особую роль следует отвести зонам для размещения хранения, реставрации, научно-исследовательских и образовательных функций. Анализ существующих примеров и разработанных вариантов проектных решений определил основные факторы и современные тенденции, влияющие на формообразование и пространственную организацию Международного Форума [7]. Он рассматривается как совокупность многоотраслевых объектов, представляющих собой многофункциональные комплексы сложной структуры.

На проектируемой территории, не выявлено объектов исторической застройки, отсутствует внутренняя транспортная инфраструктура. Территория примыкает к скоростной магистрали, связанной с западным скоростным диаметром и кольцевой автомагистралью. Площадь застройки квартала 125 га. Из них площадь намывного острова составляет 39.1 га Здесь был размещен выставочно-экспозиционный комплекс. В его состав вошли экспозиционные и выставочные помещения площадью 34 000 квадратных метров, помещения фондохранилища площадью 24 000 квадратных метров, зрительные и конференц-залы с блоком вспомогательных помещений площадью 17 000 квадратных метров. В состав проектируемого Форума Современных искусств в Кронштадте вошли помещения кафе и ресторана площадью 1 800 и 5 000 квадратных метров. Вся территория включила комплексную систему благоустройства и инженерно-технического обслуживания.

Для сравнения площадь выставочных пространств на территории Ленэкспо составляла 40 000 квадратных метров. Для комплекса Берлинского международного Конгресс-центра совокупная площадь 26 павильонов составляет 160 000 квадратных метров, к ним добавляется 100 000 квадратных метров открытых выставочных площадей. В «Лувре Абу-Даби» площади постоянных выставочных пространств составляют 64 000 и временных галерей 9 200, а общая площадь комплекса включает 97 000 квадратных метров.

Разработанные принципы архитектурно-планировочной и объемно-пространственной организации, с учетом современных тенденций проектирования позволили сформировать предложения по созданию алгоритма проектирования функциональной и объемно-пространственной модели музейной и выставочной частей Международного Форума Современных искусств на территории Кронштадта. На их основе были определены современные требования к проектированию, строительству и эксплуатации объектов для проведения форумов. Список определенных требований содержит значительный объем информации, поэтому в данном исследовании не рассматривается и будет представлен в самостоятельном разделе монографии, которая готовиться к изданию.

Создание алгоритма показало, что подобные многофункциональные комплексы сложной структуры, имея возможность модифицирования и трансформации помещений, по сравнению с обычными культурными центрами обладают более высокими показателями по всем параметрам. Новые подходы к решению задач при проектировании и современные технологии

Объемно-пространственное решение

Создание алгоритма

позволили создать собственную систему по принципу «город в городе», «пространство и функция - как одно целое», «внутренняя улица - как линейная коммуникация», «объемный модуль - как самостоятельный самодостаточный объект» и другие. Сочетание, соединение и взаимодействие различных функций в выставочно-экспозиционных пространствах международного форума в Кронштадте позволили создать сложные средовые многофункциональные объекты с максимально комфортной «человеколюбивой» архитектурной средой для посетителей, зрителей, рабочего персонала, рецензентов, гостей и всех участников международных форумов, которые могут беспрепятственно перемещаться при помощи мощной системы коммуникаций, с использованием внутреннего экологического транспорта, эскалаторов, траволаторов, лифтов, лестниц и пандусов.

Установлено, что в отличие от традиционных схем и существующих архитектурно-планировочных решений в проектируемых объемах форума, расположенных на намывном острове, целесообразно расширять музейные функции и выставочные пространства, включая в них места для досуга и отдыха. Они призваны повышать активность участников и гостей в проводимых мероприятиях, улучшать комфортное времяпровождение.

С этой же целью в выставочной и музейных зонах к основным пространствам были добавлены помещения для презентаций с комплексом обслуживающих функций, площадки для проведения лекций, демонстрации фильмов об искусстве и организации других культурных мероприятий. Для этого предусмотрены различные объемно-пространственные самодостаточные функциональные блоки. Универсальность позволила организовывать их как компактно, так и разрозненно по всей застраиваемой территории международного форума [8].

Схема функциональной организации территории квартала для размещения международного форума

Объемно-пространственная модель Международного Форума Современных искусств

Рисунок 2. Выпускная квалификационная работа магистра архитектуры А. Помозовой «Международный Форум Современных искусств», руководитель Колодин К.И., 2020 (иллюстрации А. Помозовой): А - решение схемы зонирования территории; Б - объемно-пространственная модель международного форума

Было выявлено, что на результат окончательного решения подобных знаковых градостроительных объектов влияют как объективные, так и субъективные факторы. Во всех удачных зарубежных решениях, например, квартала на площади Потсдамер Плац в Берлине, в Национальном центре искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже, в Токийском Международном Форуме создание подобных проектов проводились поэтапно с организацией международных архитектурных конкурсов. На них приглашались независимые эксперты в области архитектуры из других стран. Это значительно повысило качество полученных архитектурных решений и позволило создать достойные своего времени произведения.

Конкретные предложения по формообразованию подобных объектов современного искусства, учитывающие специфику местных условий на территории города Кронштадт были использованы в Выпускной квалификационной работе магистранта А. Помозовой (рис. 2, 3). Разрабатываемые в проекте варианты решений привели к пониманию того, что при проектировании международного форума определяющим является принцип смывания четких границ между функциональными составляющими отдельных объектов [9].

Это нашло применение при разработке модели международного форума как полифункционального объекта с универсальными пространствами и объемами, в которых происходит взаимопроникновение и переплетение различных функций, способных сформировать собственный тип нового пространства в городе Кронштадт [10]. Его можно трактовать как целый «Город Искусств» (рис. 2, 3).

А

Б

Рисунок 3. Выпускная квалификационная работа магистра архитектуры А. Помозовой «Международный Форум Современных искусств», руководитель Колодин К.И., 2020: А - схема решения фасадов; Б - перспективное изображение со стороны залива (иллюстрации А. Помозовой)

Выводы

Среди основных выводов, определяющих особенности объемно-пространственной организации объекта Международного Форума Современного искусства на территории города Кронштадт, следует выделить следующие:

1. В разработке проекта Международного Форума Современного искусства была учтена специфика требований структурного построения объекта, которое осуществлялось комплексно в неразрывной связи с объектами, расположенными на территории жилой

застройки, объектами инженерной инфраструктуры и природно-ландшафтного окружения береговой полосы города Кронштадт [11].

2. При размещении зданий и сооружений международного форума на территории «Парус» города Кронштадт решено рациональное использование всего участка выбранного для проектируемого объекта. Был сохранен естественный ландшафт, который трактовался как полноценный объект проектирования и строительства необходимый для архитектурно-пространственной организации единого средового пространства.

3. В качестве основного разрабатываемого объекта выбран комплекс, который представлен зданиями и сооружениями с музейными и выставочными функциями для международного форума. Среди рассмотренных вариантов планировочных решений был выбран вариант со структурным каркасом в виде единой стоечно-балочной конструктивной системы. Она была организована для создания коммуникаций и сообщений, с возможностью обеспечения кратчайших как пешеходных, так и транспортных и связей. Это позволило обеспечить оптимальное сообщения между отдельными зонами, в том числе в пределах пешеходной доступности каждой из них.

4. Функциональные блоки решены в виде объемно-пространственных самодостаточных функциональных зон. Они способны объединяться в общую систему с учетом создания единой объемно-пространственной композиции. Функциональные связи между боками решены с исключением возможности транзитного движения через территорию проектирования.

5. Оптимизация внутренних пространств и отдельных площадок для размещения экспонатов с учетом необходимых требований решена путем организации естественного освещения через оконные проемы. В проекте они были выполнены в виде выступающих эркеров, расположенные в стенах с боковыми оконными проемами. Для помещений, расположенных в глубине здания организовано верхнее освещение через световые фонари. Они предназначены для освещения экспонатов внутри музейных помещений и выставочных пространств. Для их организации учтены требования ориентации и инсоляции.

6. Обобщение и систематизация полученных при проектировании результатов позволила разработать методику формообразования проектируемых объектов для Многофункциональных Форумов. Методика была направлена на комплексное решение задач по созданию оптимальной комфортной среды, предназначенной для жизнедеятельности и работоспособности. Эти задачи были сгруппированы в следующие самостоятельные блоки:

• разработаны знаковые объекты способные создать композиционные акценты в виде намывного острова, круглой площади с садом скульптур, треугольным пространством с размещением объектов деловой части форума. Эти акценты были рационально интегрированы автором проекта в существующую структуру территории города Кронштадт;

• разработана концепция единого оптимального функционального зонирования территории международного форума на основе формирования развитой коммуникационной системы, в которая объединила развитие композиционных тем от набережной вокруг намывного острова вглубь территории Кронштадта;

• в состав проектируемых объектов была включена комплексная инженерно-транспортная инфраструктура, призванная обеспечить полноценное функционирование и дальнейшее развитие проектируемой территории квартала.

7. В качестве примера объемно-пространственного решения объектов форума автором проекта разработана музейная и выставочная зоны. Первые этажи основного объема в

проекте были предназначены для размещения вестибюлей, фойе, кафе, ресторана гардероба, административных блоков, зоны продаж произведений искусства и сувениров. Второй и третий этажи предназначены для размещения выставочных пространств. Четвертый этаж предназначен для конференц-залов и выставочных помещений для презентаций. Зона фондохранилища и сопутствующих помещений расположена в цокольной части пространства основного объекта.

8. Авторами исследования рекомендовано, для организации подобных объектов количество этажей надземной части установить не более четырех.

Следует отметить, что проводимые исследования позволили обобщить основы формообразования многофункциональных комплексов для проведения Международных Форумов Современных искусств:

Первое, подготовлено и дано определение исследуемого объекта. «Международный Форум Современных искусств представляет собой многофункциональный комплекс сложной структуры, объединяющий совокупность объектов с музейными функциями; объектов для проведения и организации временных и постоянных художественных выставок; объектов для научных исследований в области искусства и проведения реставрационных работ, связанных с картинами и экспонатами; объектов конгресс-центра для проведения международных форумов; гостиничные модули и апартаменты с развитой обслуживающей инфраструктурой для временного проживания участников и гостей форума; обширные парковые территории; транспортные и инженерные объекты и объекты комплексного благоустройства».

Второе, было выявлено, что Международный многофункциональный Форум Современного искусства представляет собой «композитный» продукт объединяющий сложную функционально-зрелищную и деловую систему, в которой действуют три параллельные подсистемы: "выставочно-музейный объект для демонстрации экспонатов посетителям", "человек (работник) в музейно-выставочном пространстве для обслуживании посетителей"; "посетитель для созерцания музейно-выставочного пространства и экспонатов".

Третье, достоверность проведенных результатов исследования обеспечена представленными и изученными примерами формообразования уже реализованных современных объектов многофункциональных комплексов сложной структуры, в отечественной и зарубежной практике. Выбранные примеры отмечены положительными отзывами архитектурных критиков, архитектурного сообщества и потребителей. Многие из них стали символами своих городов и государств. Кроме того, в рамках настоящего исследования был выполнен дипломный проект бакалавра архитектуры на тему: «Международный Форум Восточных Культур», автор Помозова А., руководитель Колодин К.И. [12]. Проект получил одобрение комиссии, был опубликован в трех научных статьях и журнале «Мастер"Ок» [13]. Проект отмечен дипломами на конкурсах Союза Архитекторов «АРХИТЕКТОН» и «Золотой Трезини» (рис. 4).

Руководителем магистранта Колодиным К.И. был выполнен конкурсный проект на тему: «Токийский Международный Форум» (Япония, 1989). Проект был отправлен в Японию, отмечен дипломом, получил одобрение коллег и опубликован в открытой печати. Следует отметить еще один авторский международный конкурсный проект «Центр Искусств Третьего Тысячелетия», который был выполнен в 1999 в Санкт-Петербурге. Проект занял Первое место. Был отмечен Дипломом и премией. Был представлен на международных выставках (Москва, Берлин, Санкт-Петербург), опубликован в открытой печати.

Заключение

офисы офисы офисы

Апапт-птели

Рисунок 4. Выпускная квалификационная работа бакалавра архитектуры А. Помозовой «Международный Форум Восточных Культур», руководитель Колодин К.И., 2018: А - Объемно-пространственная модель; Б - фрагмент застройки территории

форума (иллюстрации А. Помозовой)

Новизна предлагаемой методики заключается в том, что она объединила группу задач по рациональному созданию и эволюционному развитию многоотраслевой смешанной среды нового типа, которая объединяет музейные, выставочные, научные, общественно-деловые, культурно-досуговые объекты, а также гостиничный комплекс, жилые апартаменты и природную среду.

Культурная столица Санкт-Петербург служит приемником мощных архитектурных идей исторических периодов развития города, советской эпохи, и настоящего времени, в которых формировались и формируются новые современные тенденции и направления, для реализации и развития которых нужны новые площадки и новые объекты, в том числе для проведения Международных Форумов, Современных искусств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лихачева Л., Ковчег для эрмитажа. - Москва: speech-aj/su. С. 162-177.

2. Помозова А. Магистрант, 2 курс. Колодин К.И. канд. арх., доцент, Международный Форум Современных искусств в Кронштадте. Архитектурные сезоны: сборник статей магистров и аспирантов. Вып. 3. - Санкт-Петербург: СПбГАСУ. - 2020. С. 53-54.

3. Колодин К.И., Архитектурные метаморфозы Дубая. - Санкт-Петербург: Капитель. 1(23) 2013 С. 130-139.

4. Колодин К.И. Интерьер загородной улицы. Учебное пособие для вузов. - Москва: Архитектура - С. 2015. С. 416: ил.

5. Иконников А.В. Архитектура ХХ века. Утопии и реальность. Издание в двух томах. Том 11 / Под ред. Кудрявцевой А.Д. - Москва: Прогесс-Традиция. 2002. С. 672.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Тарханов А. Ренцо Пьяно. С 48 Словесные конструкции: 35 великих архитекторов мира: Сборник статей / под редакцией Евгении Микулиной. - Москва: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2013. - 240 с., ил. С. 8-24.

7. Колодин К.И. Формообразование объектов загородной среды. Учебное пособие для вузов. - Москва: Архитектура - С. 2004. С. 256: ил.

8. Адаменко Е.А. Сантьяго Калатрава. В поисках движения: каталог выставки / пер. с англ. яз. сост. К. Малич; С 18 государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург: Издательство Государственного Эрмитажа. 2012. С. 264: ил.

9. Барт Голдхоорн. А101 - каталог кварталов. - Москва: Проект Россия / proejectrussia 73. 3/2014. С. 166-190.

10. Освальд Матиас Унгерс. Города в городе: Берлин как зеленый архипелаг. Предложения Летней академии для Берлина. - Москва: ПРОЕКТINTERNATЮNAL, ООО Объединенные проекты. 2017. С. 156-169.

11. Шипова И. ХГ Мерц. За каждым зданием, с которым мне довелось работать стоит история. - Москва: speech-aj/su. 2013. С. 227-249.

12. Помозова А. Магистрант 1-Ам-1, научный руководитель: Колодин К.И. К вопросу о проектировании центра Восточных культур в Санкт-Петербурге. Серия -Архитектура: сборник статей магистров и аспирантов, СПбГАСУ. Вып. 1. - Санкт-Петербург. СПбГАСУ. 2018. С. 188-211.

13. Колодин К.И. У проекта тоже есть душа: объемное моделирование в подготовке студентов-архитекторов. - Санкт-Петербург: Мастер"Ок 1(16) 2118. С. 24-29.

Kolodin Konstantin Ivanovich

Saint-Petersburg state university of architecture and civil engineering, Saint-Petersburg, Russia

E-mail: kolodinstudio@bk.ru

Fundamentals of shaping of the multifunctional complexes designed for holding International forums of contemporary arts

Abstract. Introduction. Relevance of research: the article contains the current trends in the volumetric-spatial formation of multifunctional complexes intended for holding international forums of contemporary art. They were identified in the course of research at the Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering under the guidance of the candidate of architecture, associate professor of the department of architectural design Kolodin K.I.

Object of research: three-dimensional model of multifunctional complexes of the International Forums of Contemporary Art in the city of Kronstadt.

Method and methodology of work: to achieve the set goals, a general scientific system approach and an analytical research method are used.

Results of research: The analysis of international and domestic experience in the formation of objects was carried out, design task was drawn up, a site for the location of an object was selected, a volume-spatial solution was developed. Specific proposals for the shaping of such objects were used in the final qualifying work of student A. Pomozova on the topic "International Forum of Contemporary Arts". The work was completed in 2020, it was marked with a high assessment, and received the approval of the commission.

It took into account the specificity of local conditions typical for the territory of the city of Kronstadt. Comprehensive approaches to the space and the international community in the territory are used, taking into account social and economic requirements, functional ties, compositional laws and other problems.

Discussion: the interpretation of the results obtained by the author of the article made it possible to draw conclusions and generalizations, the projection-spatial model of the object. The directions for creating a methodology for the shaping of objects of the International Forum of Contemporary Arts are proposed. Three-dimensional spatial solutions were developed in the project. They lead to the understanding that when designing an international forum, the principle of washing away clear boundaries between functional separate separate objects is decisive.

Final report: the main conclusion and the picture of the results of practical application were used to develop a model of an international forum as a multifunctional object. For this, universal spaces and volumes have been designed. They interpenetrate and interweave various functions. The model united museum, exhibition, scientific, public and business, cultural and leisure facilities, as well as a hotel complex, residential apartments and the natural environment. They formed a new type of their own space in the city of Kronstadt. It can be interpreted as a whole "City of Arts".

The novelty of the proposed methodology lies in the fact that it unites a group of tasks for the creation and evolutionary development of a diversified mixed environment of a new type.

Keywords: multifunctional complexes of compound structure; international forum of contemporary arts; integrated approaches; volume-spatial model; new type of environment

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.