Градостроительство и архитектура
УДК 727.3(4/9)
АРХИТЕКТУРНЫЕ ШКОЛЫ ЕВРОПЫ И США. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДАНИЙ И КОМПЛЕКСОВ
Е.К. Рябова
ARCHITECTURE SCHOOLS IN EUROPE AND THE USA. SPECIFICITY OF BUILDINGS AND COMPLEXESFORMATION
E.K. Ryabova
Рассматривается многоплановая проблема сравнительного анализа градостроительных и архитектурно-планировочных решений шести объектов архитектурного образования в разные промежутки времени и в разных странах мира. На достаточно обширном фактологическом материале изложены современные тенденции объемнопространственного решения с учетом специфики градостроительной ситуации с предложенными в дальнейшем базовыми моделями формирования объектов.
Ключевые слова: учебные здания, университеты, мастерские, классы, лаборатории, музеи.
The authors consider the multidimensional problem of comparative analysis of urban, architectural and planning solutions for the six sites of architectural education in different time periods and in different countries. Current trends of the spatial solutions tospecific-urbansituationsin the futurewith the proposedformation ofbasic modelsof objects are presented on a fairly extensive factual material.
Keywords: educational buildings, universities, workshops, classrooms, laboratories, museums.
Сегодня изменения коснулись всего: мировоззрения, философии, образования, общества. Архитектура и общество всегда сосуществовали как две стороны одного целого и в настоящее время находятся на новом этапе развития. Изменение методов образования, в том числе и архитектурного, связанное с развитием человеческой личности, ее самоопределением и самореализацией, ориентировано на новые гуманистические идеи. Формирование творческой, «креативной» личности должно проходить в современных условиях, что требует создания новых подходов к проектированию комплексов архитектурных школ, многообразие которых мы можем наблюдать в Европе и в Америке. В России также происходят изменения в образовательном процессе, что делает актуальным вопрос рассмотрения наиболее интересных тенденций проектирования архитектурных школ Европы и США.
В данной статье предлагается провести сравнительный анализ градостроительных и архитектурно-планировочных решений шести архитектурных объектов образования, построенных в разные промежутки времени и в разных странах.
1. Архитектурная школа города Марн-ля-Валле, Франция (рис. 1).
2. Баухауз, Дессау, Германия. Архитектор В. Гропиус, 1923 (рис. 2).
3. Школа искусств и истории Университета Айовы, США. Архитектор Стивен Холл, 2006 (рис. 3).
4. Колледж искусства и дизайна в Торонто, Канада. Архитектор Уилл Олсоп (рис. 4).
5. Школа архитектуры города Нанси, Франция. Архитектор А. Лакатон и Ж.-Ф. Вассаль, 2008 (рис. 5).
6. Факультет архитектуры в Порто, Португалия. Архитектор Альваро Сиза, 1987-1994 (рис. 6).
Характер объемно-пространственного решения зависит от специфики градостроительной ситуации, например, в архитектурных школах городов Марн-ля-Валле, Нанси, школе искусств и истории Университета Айовы присуще периферийное месторасположение, в то время как для Баухауза, колледжа искусства и дизайна в Торонто и факультета архитектуры в Порто характерно размещение в центре города.
Расположение в центре диктует свои требования: необходимость внедрения парковой зоны, использование природного составляющего в участке застройки плана. Современная проблема мно-
Рис. 3. Школа искусств и истории Университета Айовы, США
Рис. 5. Школа архитектуры города Нанси, Франция
гих центральных зон - дефицит территории, но в данном случае архитекторы попытались внедрить «природный компонент» в виде отдельных зеленых полос, например, в Баухаузе и в школе архитектуры города Нанси.
На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению рекреационной зоны для погружения в работу, в историю, изоляцию от уже существующей городской застройки, одновременно внедряя объекты в парковую зону, пример тому -колледж искусства и дизайна Торонто, факультет
Рис. 2. Баухауз, Дессау, Германия
Рис. 4. Колледж искусства и дизайна в Торонто, Канада
Рис. 6. Факультет архитектуры в Порто, Португалия
архитектуры в Порто, школа искусств и истории Университета Айовы. Что же касается школы в городе Марн-ля-Валле, расположенной на границе с рекреационной зоной, то там существует возможность полностью погрузиться в живописные пейзажи.
Прослеживается активная тенденция по размещению архитектурных школ за пределы города, что повлечет за собой развитие элементов благоустройства, внедрение зданий в природное окружение или создание озелененных зон.
Градостроительство и архитектура
Одно из новых эффектных решений генплана -это расположение здания вблизи воды или включение водоема в архитектурный объект. В этом варианте появляется возможность использовать отражение в темное время суток для восприятия здания при освещении (проект школы искусств и истории Университета Айовы и школы архитектуры города Нанси).
Для формирования комплекса факультета архитектуры в Порто архитектор использовал особенности рельефа проектируемого участка, что отразилось в оригинальной авторской идее соединения различных функциональных блоков в единую комплексную, эффективно функционирующую систему: павильоны соединяются с помощью коридоров - галерей, находящихся на три метра ниже уровня внутреннего двора.
Помимо использования ландшафта, на проектирование конфигурации зданий оказывает влияние транспортная схема существующего участка для строительства, так, например, на конфигурацию здания школы искусств и истории Университета Айовы повлияли расположенные рядом близлежащие магистрали. Корпуса здания расположены в соответствии с расположением транспортных путей для того, чтобы грамотно и эргономично вписать данный ансамбль в существующую градостроительную ситуацию. А у факультета архитектуры в Порто транспортные коммуникации стали основополагающими элементами, определившими расположение осей, задающих развитие композиции. Объект расположен вдоль двух осей, на месте пересечения осей образуется главный вход в здание; с севера единое здание своим расположением защищает территорию факультета от шума, на южной стороне находятся четыре отдельно стоящих корпуса. В западной части композиция комплекса завершается образованием в плане треугольной схемы расположения корпусов.
Но иногда даже нехватка земельного участка дает возможность по- новому взглянуть на архитектуру. Например, колледж искусства и дизайна в Торонто полностью выполнен на металлических опорах на высоте восьмиэтажного дома.
Немаловажным фактором при осуществлении комплексного функционирования объекта является возможность наличия парковки. На сегодня этот вопрос решен везде, но в отдельных школах этому отдают приоритет, например, в школе архитектуры города Нанси под парковку отдан подземный этаж, в школе города Марн-ля-Валле парковка расположена рядом, что свидетельствует о повышенном внимании к этой проблеме.
Принято считать, что все учебные здания должны вписываться в существующую застройку, поддерживать принятую этажность на данной территории и цветовые решения, но иногда объект создает новый акцент, новое яркое пятно, со своими новыми законами, например, колледж искусства и дизайна Торонто.
Рассматривая анализируемые объекты с объемно-планировочной стороны, можно увидеть следующее: каркасом, основополагающей базовой моделью формирования объектов явились:
- Баухауз, факультет архитектуры в Порто -модель-комплекс с открытым двором;
- школа в городе Марн-ля-Валле и школа архитектуры города Нанси - модель-рекреация, объем в объеме;
- колледж искусства и дизайна в Торонто -модель на основе реконструкции, надстройки;
- школа искусств и истории Университета Айовы - модель на основе использования природной составляющей (ландшафтный прием).
Основой проектирования общественного здания является формирование его рекреационнокоммуникационного каркаса, а именно: атриум, рекреация, фойе, распределительное пространство (вестибюль), холлы, лестницы (внешние и внутренние), лифты, эскалаторы, галереи. В школе архитектуры города Нанси холл является основной зоной фактически на всех этажах. Центром композиции зданий школ архитектуры становится «промежуточное» пространство, пространство «движения» - лестничные клетки, холлы, внутренние улицы, где студенты обмениваются информацией, где происходит общественная жизнь школы. На сегодняшний день функция холла как просто распределительного узла заканчивается, и они используются как студии для осуществления производственных, лекционных, выставочных, демонстрационных задач, для презентаций и защиты проектов, для проведения форумов, концертов, классных занятий, зарисовок и постановочных процессов.
В школе города Марн-ля-Валле лестницы являются важным композиционным и функциональным элементом, связующим разные функциональные блоки всего комплекса. Разноуровненность всех объемов, лежащая в основе композиционного решения данного объекта, осуществляется только благодаря оптимальной постановке лестниц.
Колледж искусства и дизайна в Торонто невозможен был без лестниц и лифтов, которые являются ядром жесткости.
В школе искусств и истории Университета Айовы главным акцентом вестибюля и всего объекта является креативное решение центральной лестницы, где она воспринимается уже как дизайнерский объект, который организует вокруг себя интерьер.
С помощью коридоров-галерей, находящихся на три метра ниже уровня внутреннего двора, соединяются павильоны факультета архитектуры в Порто.
В Баухаузе, благодаря соединительной галерее холл - переход на второй этаж, получилось организовать связку с другой частью здания, эту зону использовали как пешеходный переход.
Говоря о выбранных для зданий с образовательным процессом композиционных схемах, можно видеть их разнообразные решения:
• компактная (центр в центре) - школа в городе Марн-ля-Валле и школа архитектуры города Нанси;
• расчлененная (павильонная) - факультет архитектуры в Порто и Баухауз;
• линейная (разветвленная) - школа искусств и истории Университета Айовы;
• линейная (коридорная) - колледж искусства и дизайна в Торонто.
С помощью рекреационно-коммуникационного каркаса организуется свободное пространство и зона социального контакта (общения).
Ведущей функциональной группой в планировке зданий школ архитектуры является учебная, которая подразделяется на две зоны для освоения теоретических и практических (производственных) знаний. Первостепенной задачей становится создание компоновки именно этих зон. Для проектирования учебной зоны необходимо учитывать следующие характеристики: свободную индивидуальную работу, групповую работу, место хранения необходимых материалов, возможность трансформации из аудитории в демонстрационный зал, возможность работы за компьютером, наличие дневного освещения. Важно также учитывать связь мастерских и учебных аудиторий.
Анализируя разные объекты, мы видим, что использовались разные приемы зонирования:
- чередующее зонирование в школе города Марн-ля-Валле;
- смешанное зонирование в колледже искусства и дизайна в Торонто;
- вертикальное зонирование в школе архитектуры города Нанси и в школе искусств и истории Университета Айовы;
- отдельно стоящие блоки зонирования факультета архитектуры в Порто и в Баухаузе, но соединенные переходом на втором этаже.
Также нельзя не отметить тот факт, что появляются новые помещения в рамках учебной зоны. Например, комнаты для рецензентов, где проекты обсуждаются, анализируются (колледж искусства и дизайна в Торонто), отдельные демонстрационные залы для защиты проектов и дипломных работ (школа архитектуры города Нанси, школа в городе Марн-ля-Валле).
В последнее время стала актуальной взаимная работа с музеями, галереями для того, чтобы студенты при создании своих работ могли видеть подлинные экспонаты искусства, учились у них и погружались в атмосферу творчества. В школе архитектуры города Нанси музей выделен в отдельное здание, в то время, как здание школы искусств и истории Университета Айовы и колледж искусства и дизайна в Торонто проектировались рядом с музеем современного искусства. В комплексе факультета архитектуры в Порто выставочная полукруглая галерея с рампой находится в отдельном корпусе.
Незаменимой самостоятельной единицей ста-
новится наличие исследовательских лабораторий новых разработок, что способствует развитию всей концепции архитектурного образования. Их выделяют в отдельный блок (школа архитектуры города Нанси) или смежное место нахождения с мастерскими (колледж искусства и дизайна в Торонто) или в связке с преподавательскими, административными помещениями. Но на сегодняшний день это используется еще не везде.
Блок помещений администрации может быть вынесен в отдельное здание, соединенное с учебным блоком переходом на одном из этажей. Обычно административные помещения располагаются на первом этаже, рядом с вестибюлем (школа архитектуры города Нанси, встроенный вариант), но теперь их пытаются максимально отделить от учебной зоны, создать более тихий режим работы. Например, административные помещения находятся на втором этаже рядом с библиотекой (школа искусств и истории Университета Айовы).
В Баухаузе выделен отдельный блок здания на первом и втором этаже. Отдельно стоящий вариант в Порто, где в крыле здания административные помещения располагаются рядом с выставочной полукруглой галереей.
Традиционный художественный аспект проектирования зданий школ отходит на второй план, а на первый выходит композиционно-планировочная организация и функциональная наполненность. В основном здания выполнены из стали, стекла и бетона. Цветовое решение - как фасадов, так и интерьеров - выполнено в белых тонах. Много взято из промышленной архитектуры: и конфигурация здания, и формообразующие элементы, и интерьерное решение, и выполнение связки отдельных зон объекта. Излюбленным приемом связок в последнее время стала рампа (рампы из внешнего двора в библиотеку, закрученная рампа вокруг цилиндра, внутри выставочного зала), а также галерея, - связывающее звено четырех отдельно стоящих павильонов. Внешние связки - это использование террасы; каменная платформа с газонами и подпорная стенка - это создание внутреннего двора (факультет архитектуры в Порто), также этот прием внешних связок использован в школах архитектуры городов Нанси и Марн-ля-Валле. Стоит отметить, что иногда используются и яркие художественно-образные решения, такие, например, как в колледже искусства и дизайна в Торонто.
Проанализировав данные объекты, можно сделать выводы о существующих особенностях в проектировании образовательного комплекса художественной направленности.
1. Появление различных функциональных блоков приводит к необходимости решать оптимальную связь здания школы с музейно-выставочной, демонстрационно-просвятительской и парковой (рекреационной) зонами.
Градостроительство и архитектура
2. При проектировании территории комплекса, необходимо выделять парковочную зону и организовывать ее связь с основным блоком помещений.
3. В учебных комплексах рекреационно-коммуникационный каркас зачастую является формообразующим и распределительным фактором.
4. Возможны нетривиальные решения рекреационно-коммуникационного каркаса с помощью промышленных элементов (рамп), открытых террас и галерей.
5. Необходимо предусматривать достаточное количество свободных пространств, которые можно трансформировать и использовать для разных функций.
6. Самостоятельной обязательной единицей в структуре образовательного комплекса становится наличие исследовательских лабораторий.
7. Появление новых структурных элементов учебной зоны: комнаты для рецензентов, отдельные демонстрационные залы для защиты проектов, зоны хранения визуальных материалов.
8. Положительным моментом является наличие водных элементов в общей планировочной структуре комплекса.
9. Вынесение конструктивных элементов на фасад здания.
10. Цветовое решение фасада одновременно является и основным цветовым интерьерным акцентом.
11. Внедрение городских функций в образовательные комплексы отражает общую тенденцию развития архитектуры многофункциональных зданий.
Поступила в редакцию 14 июня 2011 г.