Научная статья на тему 'Здания и комплексы архитектурных вузов Европы и США'

Здания и комплексы архитектурных вузов Европы и США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2283
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ ЗДАНИЯ / УНИВЕРСИТЕТЫ / МАСТЕРСКИЕ / КЛАССЫ / ЛАБОРАТОРИИ / МУЗЕИ / СОВРЕМЕННЫЕ ПРИЕМЫ / ТЕНДЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябова Евгения Константиновна, Янковская Юлия Сергеевна

Статья посвящена анализу зарубежного опыта проектирования, строи-тельства и эксплуатации зданий и комплексов архитектурных школ, выявлению современных приемов и тенденций организации архитектурной среды, оптимизированной для формирования архитекторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здания и комплексы архитектурных вузов Европы и США»

УДК 727.3 (4/9)

РЯБОВА Е. К., ЯНКОВСКАЯ Ю. С.

Здания и комплексы архитектурных вузов Европы и США

Рябова

Евгения Константиновна

аспирант кафедры архите ктур ы Урал ГАХА

Янковская Юлия Сергеевна

доктор архитектуры, профессор, заведующая кафедрой архитектуры УралГАХА

e-mail: jul3203226@ gmail.com

Статья посвящена анализу зарубежного опыта проектирования, строительства и эксплуатации зданий и комплексов архитектурных школ, выявлению современных приемов и тенденций организации архитектурной среды, оптимизированной для формирования архитекторов.

Ключевые слова: учебные здания, университеты, мастерские, классы, лаборатории, музеи, современные приемы, тенденции.

RYABOVA E. K., YANKOVSKAY Y. S.

BUILDINGS AND COMPLEXES OF ARCHITECTURAL UNIVERSITIES OF EUROPE AND THE USA

Article is devoted the analysis of foreign experience of designing, building and operation of buildings and complexes of architectural schools, and also modern receptions and tendencies of the organization of the architectural environment optimized for formation of architects are revealed.

Keywords: educational buildings, universities, masterful, classes, laboratories, museums, modern techniques and trends.

Развитие современной архитектурной школы во многом определяется не только спецификой творческого образовательного процесса, но и средой, в которой происходит подготовка будущего зодчего. Для развития вкуса, представлений о вечных и преходящих ценностях зодчества, навыков организации архитектурного пространства необходимо формирование образовательной среды архитектурного вуза. Архитектура зарубежных образовательных учреждений, ориентированных на подготовку архитекторов и специалистов смежных областей, дает примеры организации зданий и комплексов, демонстрирующие новейшие архитектурные тренды и технологические достижения, воспитывающие уважение к историческому наследию.

Архитектурное образование в современной России сталкивается с множеством трудностей, связанных с переходом на новые образовательные стандарты, ориентированные на болонский процесс; сопровождающими этот переход проблемами экономического кризиса, снижением финансирования образовательной деятельности; падением социального и экономического статуса профессорско-преподавательского состава, развалом крупных научных и проектных институтов.

Принципы открытости и доступности образования, академической мобильности студентов, межвузовского и международного сотрудничества не могут реализовываться без должных архитектурных и средовых решений. Перенос западных образовательных моделей в условия России может привести к неоднозначным результатам. Анализ современного зарубежного опыта проектирования, строительства и эксплуатации зданий и комплексов архитектурных школ дает возможность познакомиться с достаточно разнообразными приемами и тенденциями организации архитектурной среды, оптимизированной для формирования новой генерации молодых архитекторов. Материалом для статьи стал анализ 15 наиболее показательных образовательных объектов Норвегии, Германии, Франции, Канады, Португалии, Чехословакии, Нидерландов и США, построенных или реконструированных за три последних десятилетия (см. Приложение).

Анализ зданий образовательных учреждений производился по следующим характеристикам: размещение в городской среде, формирование объемного и функционального решения зданий, специфика композиционной и компоновочной организации, интерьерные и архитектурно-сре-довые решения.

Иллюстрация 1. Колледж искусства и дизайна Онтарио (OCAD). Торонто, Канада. Арх. У. Олсоп, 2004 г. Общий вид. Фото с сайта http://www.ocadu.ca/

Иллюстрация 2. Государственный университет гуманистических и технических наук. Колумбус. Штат Огайо, США. Арх. Mack Scogin Merrill Elam Architects. 2009 г. Общий вид. Фото с сайта http://knowlton.osu.edu/

С точки зрения формирования градостроительного решения существуют разные подходы со своими характерными особенностями, достоинствами и недостатками. Рассмотрим наиболее характерные варианты размещения образовательных учреждений.

1-й вариант. Размещение в центре города рядом с магистральной улицей городского значения (Школа менеджмента и дизайна Цольферайн в Германии; Колледж искусства и дизайна Онтарио — ОСЛО, Торонто, Канада; Чешский технический университет, Прага, Чехословакия). Центральное расположение архитектурных школ свойственно крупным городам, что открывает возможность общения и работы студентов с лучшими практикующими архитекторами. Главным преимуществом такого расположения является транспортная и пешеходная доступность. Однако, как правило, из-за дефицита территориального ресурса выявляется удаленность университета от общежитий, разбросанных по городу.

2-й вариант. Образование новой структурной единицы в городе, такой как «центр искусства» (Школа искусств и истории искусств университета Айовы, США; Факультет искусств и архитектуры Йельского университета, США). В данную структуру, помимо архитектурной школы, могут входить галереи искусств, музеи и иные культурно значимые центры. Такое решение способствует развитию сотрудничества всех учреждений, их объединению при организации культурно значимых для города событий и фестивалей.

3-й вариант. Размещение архитектурной школы в составе университетского городка-кампуса (Факультет архитектуры в Баухаузе в Дессау, Германия; Архитектурная школа им. Пауля Л. Цейяса на территории международного университета Майами, Флорида, США; Государственный университет гуманистических и технических наук, Колумбус, штат Огайо, США). В таком случае, помимо архитектурной школы, в кампус входят и другие факультеты университета. Структура крупного учреждения открывает возможность легко и быстро создать необходимый комплекс функциональных блоков для организации учебного процесса и дает преимущества по отношению ко всем остальным решениям. Данный подход является самым распространенным и экономически выгодным, так как сокращаются затраты на эксплуатацию и благоустройство территории, используются единые блоки: спортивный, жилой, библиотечный и общественного питания. Эти преиму-

щества снимают проблемы, связанные с ограниченностью территориального и пространственного ресурса. К недостаткам решения можно отнести отсутствие единой корпоративной среды архитектурного вуза, некоторую ограниченность необходимых для специализированных занятий учебных площадей, усредненность и унифицированность библиотечного ресурса, ограничение зоны хранения специализированной учебной литературы.

4-й вариант. Создание новой школы в условиях реконструкции промышленных объектов (Национальная академия изобразительных искусств,

Амстердам, Нидерланды; Школа архитектуры в Ватерлоо, Канада; Центр искусств Пасадена, Калифорния, США). Программа вторичного использования пространства в условиях сложившейся городской застройки открывает возможность для новых творческих концепций. Исходя из существующих параметров пространства, формируется качественно другая архитектурная среда с организацией дополнительных площадей, используемых и городом: торговые площади для продажи графических материалов, галереи для проведения общегородских выставок.

5-й вариант. Размещение архитектурной школы в парковой рекреацион-

Иллюстрация 3. Компактная обобщенная функциональная схема

ной зоне (Школа архитектуры — ЛНО, Осло, Норвегия; Высшая государственная школа архитектуры, Лион, Франция; Институт искусств Сан-Антонио, Техас, США; Архитектурная школа в Порту, Португалия). При данном подходе могут создаваться более пластичные и выразительные объемнопространственные решения. Актуально обращение к разнообразным растительным формам как формообразующему элементу. Открывается возможность получения резервных площадей для дальнейшего развития комплекса, а также проведения пленэрных живописных и графических практик на территории университета. Ежедневное взаимодействие с природой помогает по-другому осознавать мир, способствует размышлению об экологических перспективах развития архитектуры.

6-й вариант. Расположение творческих комплексов рядом с водоемом (Национальная академия изобразительных искусств, Амстердам, Нидерланды; Школа архитектуры в Ватерлоо, Канада). Для создания подобных композиций, как правило, выделяют лучшие территории, которые раскрываются на воду и предусматривают наиболее выгодные видовые точки для восприятия комплекса в городской застройке. Использование эффектов световой и водной архитектуры создает ощущение торжественности и способствует формированию творческой среды для будущих зодчих. Близость водной глади улучшает экологические характеристики пространства.

7-й вариант. Размещение архитектурной школы в пригородной зоне на собственной территории (с боль-

шими размерами участков) в комплексе с другими учебными заведениями (Высшая государственная школа архитектуры, Резиденция Парижа — Марни-ля-Валле, Франция). На основе объединения архитектурных школ с другими университетами за городом формируются пригородные образовательные комплексы. Близкое расположение к другим университетам способствует партнерским контактам, обогащает педагогические взаимодействия, создает основу для совместных образовательных проектов. Открывается возможность смежного образования и получения двойного диплома архитектора-инженера. Недостатком такого размещения является сложная транспортная доступность и изолированность от городской общественной инфраструктуры.

Традиционный подход в организации объемно-планировочных решений архитектурных вузов основан на выделении различных функциональных зон [3, 5—6]: лекционных и практических, производственных, общественного питания, спортивных, административных, складских. Оно базируется на централизации общественных функций и автономии основных рабочих зон. При этом подходе возможны разнообразные объемные и компоновочные решения зданий и комплексов.

Авторами выделены наиболее часто встречающиеся объемные решения зданий и комплексов архитектурных образовательных учреждений:

1 Самый экономичный и наиболее традиционный вариант — основные объемы решены в виде прямоугольных вытянутых параллелепипедов (Школа менеджмента и дизайна Цольферайн в Германии).

Иллюстрация 4. Расчлененная обобщенная функциональная схема

Иллюстрация 5. Архитектурная школа им. Пауля Л. Цейяса. Территория международного университета Майами. Майами. Флорида, США. Арх. Б. Чуми. 2004 г. Общий вид. Фото с сайта http://soa.fiu.edu/

Иллюстрация 6. Высшая государственная школа архитектуры. Резиденция Парижа — Марни-ля-Валле, Франция. Арх. Б. Чуми, 1999 г. Фрагмент интерьера. Фото с сайта www.marnelavallee.archi.fr/

2 Также традиционный вариант, развивающий идею внутреннего двора-атриума, — пространственная организация объемов вокруг двора-площадки. Композиция способствует формированию приватной зоны для общения и творчества студентов и преподавателей университета (Национальная академия изобразительных искусств, Амстердам, Нидерланды).

3 Освобожденное пространство земли — основные, как правило, прямоугольные объемы подняты на опорах. Такое решение облегчает функции визуальных и пешеходных взаимосвязей и дает возможность активно работать с поверхностью земли (Школа архитектуры — ЛНО, Осло, Норвегия; Колледж искусства и дизайна Онтарио — ОСЛО, Торонто, Канада) (Иллюстрация 1).

4 Отдельные объемы, соединенные между собой различными переходами, как открытыми, так и остекленными (Национальная академия изобразительных искусств, Амстердам, Нидерланды). Такое решение демонстрирует открытость городу, но, с учетом климатических условий, данное предложение затруднительно использовать для проектирования творческих университетов в России.

5 Особняком стоят архитектурные эксперименты с интеграцией различных криволинейных объемов и демонстрацией новейших технологических и инженерных решений (Государственный университет гуманитарных и технических наук, Колумбус, штат Огайо, США) (Иллюстрация 2). Говоря про компоновочные решения, следует отметить, что традиционной популярностью пользуются компактные экономически выгодные

схемы (Иллюстрация 3), а более развитые блочно-павильонные решения (Иллюстрация 4) появляются только при наличии достаточного территориального ресурса.

Компактное решение творческого университета мы видим на примерах Факультета архитектуры в Баухаузе в Дессау, Государственного университета гуманитарных и технических наук, Колумбус, штат Огайо, США, Школы менеджмента и дизайна Цольферайн в Германии. Выбранный компоновочный подход зачастую сопровождается четким функциональным зонированием по вертикали и появлением центрального композиционного ядра — атриумного универсального трансформируемого пространства, используемого как места общения. Кроме того, вводятся следующие укрупненные универсальные зоны: просторная зона ателье, куда помимо основных зон практики входят элементы макетной мастерской; зона демонстрации материала; зона для презентации и защиты рабочих проектов; зона медиатеки; зона общественного питания, которая может быть объединена с зоной галерейного выставочного пространства.

Блочно-павильонное компоновочное решение представляют: архитектурная школа в Порту, Португалия, международный университет Майами, Флорида, США (Иллюстрация 5). Последний представляет собой сочетание корпусов-блоков, соединенных различными переходами-коммуникациями. Блочно-павильонные схемы наиболее гибки и вариабельны, дают возможность организовать внутренние дворы и общеуниверситетские площади. При блочно-павильонном решении комплекс имеет более четкое функциональное зонирование, имеются возможности организации

кратчайших связей между блоками, решаются вопросы зонирования территории, соблюдаются условия оптимальной ориентации, предусматривается резервирование участков для перспективного развития. Несомненным плюсом является возможность поэтапного строительства. Однако сложность заключается в том, что решение требует большого территориального ресурса.

В целом тенденции организации объемно-планировочных решений архитектурных университетов свидетельствуют об уменьшении роли и места теоретических дисциплин, увеличении площадей для практической работы и создании больших универсальных зон для дискуссий и выставок, а также обсуждения и анализа проделанных студенческих работ.

Зонирование университетского пространства зачастую решается с применением сходных приемов. Во многих архитектурных школах принято вертикальное зонирование, где разделение учебной зоны построено так, что на первых этажах располагаются лекционные и семинарские аудитории; студии и проектные комнаты находятся на последних этажах с выходом на террасу и используют боковое и вертикальное освещение. В Высшей национальной школе в Лионе (Франция) пространство разделено на отдельные блоки, образуя зоны для преподавателей и студентов. В школе архитектуры города Осло в Норвегии для административной зоны выделен отдельный блок на втором этаже, куда доступ осуществляется через открытую лестницу, минуя учебную зону. Разделение учебной зоны в Школе архитектуры в Ватерлоо (Канада) предусматривает отдельный блок для первокурсников и индивидуальные комнаты для персональной работы дипломников.

Проявляя заботу о студентах, учитывая длительное пребывание в учебных аудиториях, архитекторы предусматривают душевые комнаты.

В последнее время большое значение приобрели учебные зоны на открытом воздухе: в Институте искусств Сан-Антонио (Техас, США) спроектирован открытый амфитеатр для проведения лекций; в школе архитектуры города Осло в Норвегии предусмотрена открытая беседка для проведения семинаров; в Центре искусств Пасадена (Калифорния, США) для этой цели используется зеленая кровля.

Часто в планировочных решениях присутствует прием «свободного плана», т. е. использования единого крупного универсального открытого пространства, которое способно трансформироваться с помощью передвижных перегородок.

Характерной особенностью является и использование атриумных и так называемых «вложенных» в их пространство структур [1, 38—45]. Так, в центральном атриумном пространстве Высшей государственной школы архитектуры Марни-ля-Валле (Франция) свободно расположено два отдельных объема. Западный объем стоит на опорах, в нем располагается лекционный зал на 135 человек, под залом между опорами находится кафе, над залом — выставочная галерея. В восточном объеме располагается лекционный зал на 400 человек, где проходят презентации работ и обсуждение проектов. Над залом имеется свободное пространство, где организуются спектакли, балы, проходят презентации, просмотры и развлекательные постановочные мероприятия. Доступ к выставочным пространствам осуществляется с помощью пристроенных пешеходных мостиков на втором этаже. В Государственном университете гуманитарных и технических наук (Колумбус, Штат Огайо, США) на втором этаже в западной стороне расположен лекционный зал на 330 человек с отдельным выходом на открытую террасу, так же как и в Школе архитектуры — ЛНО (Осло, Норвегия).

Большое значение в структуре архитектурных школ приобретают зоны для проектирования. Показательным примером является Школа архитектуры — ЛНО (Осло, Норвегия), где аудитории-студии разделяют пространство второго этажа на большие секторы. Решение связано со стремлением активизировать процесс обучения, сделать его более гибким. Значимыми при этом становятся всевозможные приемы трансформации важных зон активности в университете. Пространство между архитектурными студиями используется в качестве коммуникационного ядра,

где располагаются второстепенные лестницы, лифты и санитарные узлы. Зачастую используется прием, связывающий пространство проектной аудитории с классами электронных ресурсов и макетной мастерской (чтобы студенты могли сразу воплотить свою идею в компьютерной модели или макете). Предусмотрено обязательное наличие связи учебно-проектного сектора с демонстрационными залами (чтобы студенты могли сопоставлять ход своего творческого развития и развития других участников учебного процесса, внося при этом изменения в свои работы).

Особое внимание уделяется библиотекам. Они преобразованы в качественно новый элемент — центры поиска теоретической и практической информации. Обычно библиотека внутри своих границ поделена на ряд микрозон: обработки цифровой информации, открытого доступа к учебной литературе, мест для обработки цифровой информации, отдыха. Библиотека в Государственном университете гуманитарных и технических наук (Колумбус, Штат Огайо, США) располагается на опорах в атриуме развитого учебного блока. Зона хранения книг в библиотеке не выделена в отдельное помещение, а выполнена в виде открытой галереи, расположенной на опорах в читальной зоне. Визуальная связь пространства библиотеки и учебного блока осуществляется благодаря стеклянным перегородкам.

Мастерские в учебном процессе архитектурных школ приобретают особо важное значение. Например, в Национальной академии изобразительных искусств (Амстердам, Нидерланды) все мастерские, находящиеся в комплексе, разделены на четыре группы и подгруппы внутри них: 1) мастерские звука и изображения, где проводятся работы с фотографиями, кино, видео, аудио и другими мультимедиа продуктами; 2) мастерские графики, где работают с различными типами принтов, используя глубокую, рельефную и трафаретную печать; 3) мастерские, где производится работа с различными химическими веществами (красками, пластмассами, керамикой, стеклом и пр.); 4) мастерские строительства, где изучаются свойства строительных материалов и конструкций, происходит работа с металлом, деревом, естественным и искусственным камнем и пр. Материальное и технологическое обеспечение учебного процесса открывает возможности для создания уже на стадии обучения объектов современного искусства. Этому способствует

и то, что при формировании блока мастерских активно используются приемы интеграции различных видов прикладной творческой деятельности и междисциплинарной работы.

Галерейно-выставочные пространства, являющиеся площадкой для демонстрации достижений студентов, становятся неотъемлемым атрибутом многих архитектурных школ (Школа архитектуры — ЛНО, Осло, Норвегия; Центр искусств, Пасадена, Калифорния, США; Институт искусств Сан-Антонио, Техас, США). Галереи-выставки используются не только в системе университетского демонстрационного пространства, но и часто выполняют функцию полноценных галерей городского значения. Также есть примеры использования внутренних галерей как путей коммуникаций, соединяющих в одном уровне учебные аудитории и мастерские (в Государственном университете гуманитарных и технических наук, Колумбус, штат Огайо, США). Выбранный вид горизонтальных коммуникаций не только способствует увеличению пропускной способности и удобству передвижения внутри комплекса, но и позволяет постоянно соприкасаться с результатом творчества обучающихся. Такое решение также позволяет вносить художественные акценты в протяженные коммуникационные пространства учебных корпусов.

Современные приемы пластических решений зданий творческих университетов различны:

• популярными остаются экологические подходы к проектированию использование озеленения ограждающих конструкций;

• традиционно используются развитые витражные плоскости, однако все чаще применяются цветовые обработки остекленных поверхностей;

• применяются солнцезащитные элементы — наружные металлические жалюзи (Факультет архитектуры в Баухаузе, Дессау, Германия);

• популярны контрастные по характеру и фактуре материалы: пластик и элементы промышленной архитектуры (Школа архитектуры — ЛНО, Осло, Норвегия), сочетание стекла и белого мрамора (Государственный университет гуманитарных и технических наук, Колумбус, штат Огайо, США);

• используются яркие мозаичные решения фасадов (Архитектурная школа им. Пауля Л. Цейяса, Майами, Флорида, США).

Общей тенденцией организации внутреннего пространства архитектурных школ является интенсивное цветовое решение интерьеров.

Эта тенденция ярко проявляется в Чешском техническом университете (Прага, Чехословакия), Школе архитектуры — AHO (Осло, Норвегия) и в Баухаузе (Дессау, Германия). В Чешском техническом университете (Прага, Чехословакия) атриум и лестницы выполнены в ярком оранжевом цвете. Оранжевый цвет в Школе архитектуры — AHO (Осло, Норвегия) выбран для проектировочных студий в зонах, где устанавливается рабочая доска. Такое цветовое решение пространства аудитории помогает активизировать внимание студентов. Необычное колористическое и фактурное решение холла с использованием пластика и металла применяется в Баухаузе (Дессау, Германия), создавая театральный эффект. Конструкция потолка, подбор цветового решения интерьера создают ощущение декораций. Подобный театральный эффект используется и в архитектуре ряда французских школ.

Для создания авангардного интерьера в Высшей государственной школе архитектуры Марни-ля-Валле (Франция) использован эффект городской среды [2, 36— 42] (Иллюстрация 6). Основное пространство, где расположены два отдельно стоящих объема, символизирует площадь; подсвеченные в ночное время многоярусные галереи в горизонтальном и вертикальном направлении ассоциируются с балконами домов; коммуникации напоминают нам пешеходные мостики — все вместе создает эффект присутствия в пространстве городской улицы. Материалы, использованные для создания интерьера, — сталь, алюминий, стекло и дерево, — традиционно присутствуют в городской среде.

Основными декоративными элементами интерьера в Государственном университете гуманитарных и технических наук (Колумбус, штат Огайо, США) являются инсталляции студенческих работ, расположенные по всему комплексу, что способствует постоянному стимулированию творческого потенциала студентов. Кроме того, введение помимо основного освещения системы декоративного освещения — встраиваемые прожекторы со сценической цветопередачей (желтого, синего, красного цветов) — оказывает существенное влияние на эмоциональный настрой студентов и педагогов.

Благоустройство территории творческих университетов нацелено не только на реализацию рекреационной функции. Эта территория представляет собой экспериментальную площадку, где студенты участвуют в творческих соревнованиях, занятиях, семинарах и форумах. Кроме того, они выставляют на открытом воздухе свои

инсталляции, тем самым открывая дополнительную возможность для изучения влияния естественных средовых характеристик на восприятие.

Заключение

Формирование архитектурных вузов и изменение концептуальной направленности художественного образования обусловливают непрерывный и эволюционный процесс создания среды, в наибольшей степени способствующей развитию творческих способностей. Совершенствование архитектурного образования должно происходить на основе модернизации существующей системы обучения при сохранении принципиальных позиций в фундаментальных вопросах профессиональной этики и гражданской ответственности за создание архитектурных объектов. Поэтому столь важно, в каком здании и окружении протекает подготовка зодчего. В этой связи необходимо изучать и учитывать наиболее передовые зарубежные тенденции формирования архитектурной среды архитектурно-творческих университетов.

Обобщим основные тенденции формирования зданий и комплексов архитектурных вузов:

1 Вынос университетских зданий либо за пределы города, в пригородные зоны, где возникает связь с ландшафтом, либо их расположение в непосредственной близости с рекреационным компонентом (парковая зона, водоем и пр.). Эта тенденция связана с организацией учебной и рекреационно-выставочной зон на открытом воздухе и их использованием в качестве экспериментальновыставочных площадок.

2 Приоритетность прикладных видов занятий, приводящая к пространственному развитию проектных студий и различных мастерских. Применение единых укрупненных пространств рабочих зон с возможностью их трансформации.

3 Развитие выставочного блока, активизация его роли в качестве объекта общегородского значения.

4 Тенденция развития коммуникативных пространств в структуре творческого вуза, от крупных общевузовских атриумов-форумов, выставочных галерей до пространств общения и обсуждения проектных решений.

5 Использование «светоцветовой архитектуры» в пространстве проектных студий и галерей, применение интенсивных колористических решений, активизация фактурных характеристик стеновых поверхностей.

6 Формирование театрального эффекта и эффекта «городской среды» при решении общевузовских

рекреаций и коммуникаций в сочетании с различными приемами экспонирования студенческих работ.

Список использованной литературы

1 Янковская Ю. С. Образ и морфология архитектурного объекта. Екатеринбург, 2004.

2 Меренков А. В., Янковская Ю. С. Структура общественного здания. Екатеринбург, 2008.

3 Рябова Е. К. Объемно-пространственные решения университетов Европы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2011. № 37. С. 5—7.

Приложение

Список проанализированных

архитектурных ВУЗов Европы

и США

1 Школа менеджмента и дизайна Цольферайн в Германии (арх. Ка-зуо Седжио, 2006).

2 Факультет архитектуры в Баухаузе в Дессау (Германия, 2005).

3 Школа архитектуры — АНО (Осло, Норвегия; арх. Джартунд/Вагнес, 2001).

4 Чешский технический университет (Прага, Чехословакия, 2004).

5 Колледж искусства и дизайна Онтарио (Торонто, Канада; арх. Уилл Олсоп, 2004).

6 Школа архитектуры в Ватерлоо (Канада; арх. Левит Годмэн, 2004).

7 Высшая государственная школа архитектуры. Резиденция Парижа — Марни-ля-Валле (Франция; арх. Бернард Чуми, 1999).

8 Высшая государственная школа архитектуры (Лион, Франция).

9 Национальная академия изобразительных искусств (Амстердам, Нидерланды; здание отдано академии в 1870 г., произведена реновация; арх. Коен Ван Версен, 2004).

10 Архитектурная школа в Порту (Португалия; арх. Альваро Сиза, 1994).

11 Государственный университет гуманистических и технических наук (Колумбус, Штат Огайо, США; арх. Мак Скогин, Мерил Элем, школа архитектуры в университетском городке, 2009).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Архитектурная школа им. Пауля Л. Цейяса. Территория международного университета Майами (Майами, Флорида, США; арх. Бернард Чуми, 2004).

13 Школа искусств и истории искусств университета Айовы (США; арх. Стивен Холл, 2006).

14 Центр искусств (Пасадена, Калифорния, США; арх. Дэли Геник, 2004).

15 Институт искусств (Сан-Антонио, Техас, США; арх. Чарльс Моэ, 1988).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.