традиционных банков значительно более сильные - в их пользу говорит история банковского брэнда, многолетний опыт работы, авторитет и рейтинги. Ведь в отличие от традиционных, виртуальные банки не могут похвастаться серьезными гарантиями сохранности средств - как правило, новорожденные виртуальные банки не участвуют в схемах страхования вкладов. Единственным аргументом, говорящим о надежности виртуального банка, является степень его родства с традиционным банком и стабильность его «родителя» [3].
Тем не менее, для успеха на новом рынке требуется правильное построение стратегии бизнеса в каждом конкретном его сегменте.
Таким образом, представленный обобщенный анализ инновационной деятельности коммерческих банков за рубежом показал, что решающими факторами на раннем этапе развития электронных банковских услуг явились: информационные, коммуникационные технологии,
количество пользователей Интернет, уровень доходов граждан, степень развития рынка электронной коммерции.
Список литературы
1. Иванов А.Н. Банковские услуги: зарубежный и российский опыт. - М.: Финансы и статистика, 2002 -176 с. - С.15.
2. Минина Т.Н. Электронные банковские услуги/банковские услуги.- 2002.- № 7.- С.13-18.
3. Черненко В.А., Резник И.А. Электронные банковские услуги: зарубежный опыт и отечественная практика. Монография. // «Инфо-Да». Санкт-Петербург. - 2007. - 161 с.
4. «Qualisteam.com - Банковское дело и финансы» -один из ведущих европейских финансовых порталов. Режим доступа URL: http://www. qualis-team.com/Banks/ (Дата обращения 3.04.2015 г.).
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТУРИСТСКИХ КЛАСТЕРОВ
Басюк Анаит Сейрановна
кандидат экон. наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар FRAMEWORK FOR REGIONAL TOURISM CLUSTERS
Basyuk Anait S., PhD in Econ. Sciences, associate Professor Kuban state technological University, Krasnodar АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены основы формирования региональных туристских кластеров. Определена основная цель и тенденции развития кластеризации на территории Краснодарского края. ABSTRACT
The article describes the framework for regional tourism clusters. Defined the main goal and trends of clustering on the territory of Krasnodar region.
Ключевые слова: туристско-рекреационный комплекс, региональные кластеры, туристская дестинация. Key words: tourism and recreation complex, regional clusters, tourist destination.
Высокоэффективный туристско-рекреационный комплекс формирует благоприятный имидж региона и обеспечивает растущие потребности населения в услугах, связанных с отдыхом, лечением и туризмом. Говоря о рекреационных ресурсах Краснодарского края необходимо отметить их высокую эстетическую, познавательную и оздоровительную ценность, которые могут быть широко использованы в целях туризма. Основываясь на ресурсном потенциале региона, в Краснодарском крае определена стратегическая цель инновационного развития - реализация политических, геостратегических и социально-экономических приоритетов РФ на Юге страны и обеспечение кардинального повышения качества жизни населения региона на основе создания потенциала опережающего развития [1; 6]. На региональном уровне туристские кластеры рассматриваются как сбалансированный механизм политики инновационного развития территории, являются благоприятным условием для эффективного сотрудничества региональных субъектов и институтов науки, государства и бизнеса, созданием различных форм государственно-частного партнерства в инновационной сфере. Для решения поставленной цели в крае осуществляется комплекс мер по повышению роли государствен-
ных и муниципальных институтов. Главной и определяющей мерой в достижении социально-экономических целей стратегии инновационного развития региона является кластерная политика. Нами под кластерной политикой понимается система государственных мер и механизмов поддержки кластеров, обеспечивающих повышение конкурентоспособности региона, предприятий туристско-ре-креационного комплекса, входящих в кластер. Кластерная политика способствует решению задач социально-экономического развития Кубани путем увеличения туристского потока в регион, увеличения объема инвестиций в сферу туризма, формирования туристского имиджа региона, что, безусловно, приведет к повышению конкурентоспособности территории на туристском рынке.
Основоположниками кластерного подхода являются А. Маршалл и Б.С. Ястремский, но популярность идея отраслевых кластеров для повышения региональной конкурентоспособности получила благодаря профессору Гарвардской школы бизнеса Майклу Портеру. Согласно его теории кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители, посредники) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих
в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга [3; 4, с. 88].
Туристский кластер - предприятия туристско-ре-креационного комплекса, сформированные на базе территориальной концентрации, связанные между собой производственно-технологическими и иными отношениями. Туристско-рекреационный кластер может формироваться как на локальном (муниципальном), так и на региональном уровнях. Могут создаваться межрегиональные туристско-рекреационные кластеры.
Туристские кластеры обычно взаимодействуют с научными и образовательными учреждениями, органами местной власти для повышения конкурентоспособности туристских услуг, как на внутреннем, так и на внешних рынках. Принципиальное значение имеет способность этих кластеров эффективно использовать внутренние ресурсы. Для повышения эффективности использования ресурсов туристских предприятий возникает необходимость в их объединениях, что, в конечном итоге приведет к росту конкурентных преимуществ региона. Объяснение этого явления состоит в следующем, одна или несколько фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяет свое положительное влияние на ближайшее окружение (поставщиков, потребителей и конкурентов). А успехи окружения, в свою очередь, оказывают влияние на дальнейший рост конкурентоспособности туристского предприятия. В результате взаимовыгодного сотрудничества различных субъектов туристско-рекреационного комплекса формируется «кластер» — сообщество предприятий тесно связанных отраслей [3]. В процессе формирования туристских кластеров похожие и взаимосвязанные предприятия и организации взаимодополняют и кооперируются в интересах создания отношений взаимного доверия, взаимообмена идеями и информацией, совместной координации действий. Все это позволяет снизить стоимость операций, осуществляющихся между партнерами.
В рамках туристских кластеров возможно такое сочетание различных предприятий, которые в одних ситуациях конкурируют между собой, а в других — сотрудничают для выработки определенных общих решений, разработки совместных инициатив. Состояние конкуренции или сотрудничества определяется структурой кластера, инфраструктурой туристско-рекреационного комплекса, а также инновационным характером опережающего развития региона. Они могут включать как, незначительное, так и большое количество предприятий туристского и родственных (вспомогательных) секторов экономики. Формируются туристские кластеры, как из крупных, так и из малых фирм в самых различных сочетаниях и отношениях.
С одной стороны, образование туристских кластеров ведет к высокому качеству (интегративное качество) туристских услуг, с другой, туризм является одним из направлений развития экономики в современном обществе, позволяющем решать широкий спектр важнейших социально-экономических задач. К ним следует отнести решение проблем расширенного воспроизводства трудовых ресурсов, увеличения занятости населения, роста благосостояния и улучшения качества жизни общества, а также обеспечения социокультурного развития населения.
Основной целью создания туристского кластера на территории Краснодарского края является формирование
и функционирование конкурентоспособного высокоэффективного туристско-рекреационного комплекса. Его функционирование обеспечивает широкие возможности для обеспечения занятости местного населения и удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах. Внесение значительного вклада в развитие экономики региона осуществляется за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования культурного и природного потенциала.
Туристская кластеризация нацелена на совместное комплексное использование туристско-рекреационных ресурсов и повышение конкурентоспособности местного туристско-рекреационного продукта за счет кооперации компаний-партнеров. Итак, кластеризация является главной современной тенденцией развития туристско-рекре-ационной сферы, включающей процесс экономической интеграции различных сфер деятельности, таких как индустрия гостеприимства, ресторанный бизнес, транспорт, сервис, туристские агентства, туристские предприятия. С одной стороны, кластеризация способствует интеграции внешних и внутренних рынков, внешних и внутренних технологических и продуктовых инноваций, что дает людям, корпорациям и регионам возможность действовать быстрее, глубже и дешевле, чем когда-либо. С другой инновационное развитие туристско-рекреационного комплекса не может не оказать влияния на рост социально-экономического состояния Кубани и обеспечение целостности устойчивости региональной экономики [2, с. 190].
Таким образом, кластеризация лежит в основе кластерной политики региона. Кластерная политика, кластерный подход к региональному инновационному развитию, получившие особое признание и распространение в последние годы, в том числе, и на Кубани, помимо инфраструктурного и ресурсного аспекта, в значительной мере актуализирует маркетинговый и управленческий аспекты концепта «туристская дестинация». По мнению автора, туристские кластеры поддерживают дестинации, которые становятся неотъемлемой частью рыночной экономики, так как они образуются в соответствии с законами рынка [4, с. 87]. Кластерный подход не опровергает или замещает, а развивает концепцию туристской дестинации. Кластер может являться туристской дестинацией, но далеко не всегда туристская дестинация может быть кластером, поскольку кластер отражает только часть аспектов дестинации (географически-территориальный, экономический, ресурсный и управленческий аспекты), преимущественно концентрируясь на сфере производства ту-ристско-рекреационного продукта. Социальный, экологический и культурный аспекты концепта «дестинация», роль потребителя учитываются в меньшей степени, усложняя понимание дуализма «производство - потребление» [5, с. 30-32].
Эффективное функционирование туристских дести-наций в Краснодарском крае чрезвычайно важно для решения задач социально-экономического развития региона в условиях возрастающей конкуренции на рынке ту-ристско-рекреационных услуг [5, с. 29]. Повышение качества и конкурентоспособности туристских услуг невозможно без развития туристских дестинаций, что ведет к повышению роли менеджмента и маркетинга дестинаций на уровне региона.
Несмотря на привлекательность туристско-рекреа-ционного комплекса Краснодарского края для потребителей, существуют факторы, отрицательно влияющие на продажи туристского продукта. Это в первую очередь, несоответствие цены и качества предоставляемых туристских услуг, и как следствие, низкая конкурентоспособность туристских предприятий.
Для преодоления обозначенных проблем необходима выработка эффективных решений по управлению туристско-рекреационным комплексом региона. Необходима разработка кластерной модели, предусматривающей не только взаимовыгодное сотрудничество, обмен информацией, идеями, технологиями, работниками, но и обязательное наличие конкуренции между предприятиями туристско-рекреационного комплекса. В этой связи представляется актуальным разработка ряда теоретических аспектов региональной кластерной политики в сфере туристско-рекреационного комплекса применительно к тем изменениям, которые происходят в региональной экономике. При этом следует учитывать тенденции в формировании, развитии кластеров и в использовании инструментов конкурентного рынка.
Особую значимость приобретают показатели эффективности интеграции различных субъектов рынка ту-ристско-рекреационной сферы в кластерные единицы. Они формируются на базе показателей качества, отражающих бизнес-процессы предоставления туристских услуг. Разработка таких показателей и включение их в реально действующую систему менеджмента туризма составляет необходимое условие развертывания интеграционных мероприятий.
Список литературы
1. Bryden J. Tourism and development. N.Y.; L., 1980.
2. Управление качеством: учебник / М.Б. Щепакин, А.С. Басюк, В.В. Янова. - Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Кубанский государственный технологический университет, 2014. - 256 с. - (Высшее образование).
3. Щепакин М.Б. Туристская дестинация: характерные черты и этапы развития / М.Б. Щепакин, А.С. Басюк // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2014. -№03(097). - IDA [article ID]: 0971401082. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/03/pdf/82.pdf, 0,625 у.п.л.
4. Басюк А.С. Эффективное развитие региональных кластеров в условиях глобализации//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Экономика». - Майкоп: изд-во АГУ, 2013. - Вып. 3 (127). - С.86-90.
5. Басюк А.С. К вопросу о разработке региональных туристских кластеров//Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2015 г.: в 16 частях. Часть 14. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. - С. 29-32
6. Официальный сайт Департамента экономического развития Краснодарского края // http://economy .kubangov.ru/strateg/11/
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ _В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Кучкурдина Татьяна Александровна
студентка 4 курса, Филиал Южного Федерального университета, г. Новошахтинск
Белоусова Людмила Федоровна
ст. преподаватель кафедры менеджмента и экономики, Филиал Южного Федерального университета,
г. Новошахтинск
PROBLEMS OF FINANCIAL MANAGEMENT OF THE ENTERPRISE IN MODERN CONDITIONS Cuckolding Tatiana, the 4th year student A branch of the southern Federal University, Novoshakhtinsk
Belousova Lyudmila Fedorovna, senior lecturer, Department of management and Economics, A branch of the southern Federal University, Novoshakhtinsk АННОТАЦИЯ
В условиях рыночной экономики главным рычагом регулирования экономики предприятий является эффективное управление финансовой деятельностью, без которого невозможно устойчивое развитие хозяйствующих субъектов. В данной статье будет обоснована модель системы управления, а также проведено обобщение и систематизация современных проблем управления финансовой деятельностью предприятий.
Ключевые слова: управление; стратегические и тактические цели управления финансовой деятельностью; объекты управления; модель управления финансовой деятельностью предприятия; классификация проблем управления; эффективность модели управления. ABSTRACT
In the conditions of market economy the main lever of economic regulation of the enterprises is the effective financial management, which is essential to the sustainable development of businesses. In this article substantiates a model of the control system, as well as the generalization and systematization of modern problems of financial management of enterprises.
Key words: management; strategic and tactical objectives of financial management; facilities management; model financial management of the enterprise; classification management issues; the effectiveness of the governance model.