Научная статья на тему 'Основы доказательной медицины: опыт преподавания в Кыргызстане'

Основы доказательной медицины: опыт преподавания в Кыргызстане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
580
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / CURRICULUM / ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ МЕДИЦИНА / EVIDENCE BASED MEDICINE / АНКЕТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ / ANONYMOUS QUESTIONING OF STUDENTS / НАВЫКИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / SKILL FOR PURSUE UP-TO-DATE RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зурдинов Аширали Зурдинович, Сабирова Т. С., Зурдинова А. А., Артыкбаева А. К.

Доказательная медицина занимает важное место в образовании будущих врачей, позволяя им использовать полученные в ходе обучения навыки в последующей медицинской практике. В КГМА им. И.К. Ахунбаева была разработана учебная программа по доказательной медицине, основная цель которой заключается в обучении студентов знаниям и практическим навыкам, с помощью которых можно самостоятельно оценивать качество медицинской информации и принимать решение о применимости ее в практической деятельности. Для оценки данного учебного курса было проведено анонимное анкетирование студентов до и после его прохождения. По его результатам была выявлена заинтересованность студентов в прохождении подобного обучения, так как принципы доказательной медицины позволяют не только оценить любую информацию, но и самостоятельно организовать и провести качественное современное исследование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зурдинов Аширали Зурдинович, Сабирова Т. С., Зурдинова А. А., Артыкбаева А. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basics of evidence based medicine (EBM): teaching experience in Kyrgyzstan

The evidence based medicine takes an important place in formation of the future doctors. She allows using the skills received during training in the subsequent medical practice. The I.K. Akhunbaev Kyrgyz State Medical Academy had been developed the curriculum on the evidence based medicine which main objective consists in training of students to knowledge and practical skills with which help it is possible to estimate independently quality of the medical information and to make the decision on its applicability in practical activities. For an estimation of the curriculum anonymous questioning of students before its passage has been spent. By its results, interest of students in similar training has been revealed because the principles of evidence based medicine allow not only to estimate any information, but also independently to organize and pursue qualitative up-to-date research.

Текст научной работы на тему «Основы доказательной медицины: опыт преподавания в Кыргызстане»

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ

Зурдинов Аширали Зурдинович -член-корр. НАН Кыргызской Республики, доктор медицинских наук, профессор, ректор Кыргызской государственной медицинской академии

Адрес: 720020, г. Бишкек, ул. Ахунбаева, д. 92 Телефон: (0312) 545-881 E-mail: [email protected]

А.З. Зурдинов, Т.С. Сабирова, А.А. Зурдинова, А.К. Артыкбаева

Основы доказательной медицины: опыт преподавания в Кыргызстане

A.Z. Zurdinov, T.S. Sabirova, A.A. Zurdinova, A.K. Artykbaeva The basics of evidence based medicine (EBM): teaching experience in Kyrgyzstan

The evidence based medicine takes an important place in formation of the future doctors. She allows using the skills received during training in the subsequent medical practice. The I.K. Akhunbaev Kyrgyz State Medical Academy had been developed the curriculum on the evidence based medicine which main objective consists in training of students to knowledge and practical skills with which help it is possible to estimate independently quality of the medical information and to make the decision on its applicability in practical activities. For an estimation of the curriculum anonymous questioning of students before its passage has been spent. By its results, interest of students in similar training has been revealed because the principles of evidence based medicine allow not only to estimate any information, but also independently to organize and pursue qualitative up-to-date research.

Key words

• Сurriculum

• Evidence based medicine

• Anonymous questioning of students

• Skill for pursue up-to-date research

Кыргызская государственная медицинская академия им. И.К.Ахунбаева

Кыргызско-Российский Славянский университет им. Б.Н. Ельцина

I.K. Akhunbaev Kyrgyz State Medical Academy B.N. Yeltsin Russian-Kyrgyz (Slavic) University

Доказательная медицина занимает важное место в образовании будущих врачей, позволяя им использовать полученные в ходе обучения навыки в последующей медицинской практике. В КГМА им. И.К. Ахунбаева была разработана учебная программа по доказательной медицине, основная цель которой заключается в обучении студентов знаниям и практическим навыкам, с помощью которых можно самостоятельно оценивать качество медицинской информации и принимать решение о применимости ее в практической деятельности. Для оценки данного учебного курса было проведено анонимное анкетирование студентов до и после его прохождения. По его результатам была выявлена заинтересованность студентов в прохождении подобного обучения, так как принципы доказательной медицины позволяют не только оценить любую информацию, но и самостоятельно организовать и провести качественное современное исследование.

Ключевые слова

• Учебная программа

• Доказательная медицина

• Анкетирование студентов

• Навыки для проведения современного исследования

Необходимость внедрения принципов доказательной медицины в учебный процесс диктуется не только вхождением Республики Киргизия (РК) в мировое образовательное пространство, но и реалиями нашего времени, требующими приведения учебного процесса по подготовке специалистов в области медицины и фармации в соответствие с требованиями общепринятых мировых стандартов.

Принципы медицины, основанной на доказательствах, имеют большое значение для преподавания, так как необходимы каждому врачу, который должен уметь критически анализировать и интерпретировать научные данные и использовать их на практике (Зурдинова, Власова, 2008). Как известно, традиционное клиническое обучение ориентировано на изучение механизмов развития заболеваний на основе биохимии, анатомии, физиологии и других фундаментальных наук. Однако теоретические знания являются только гипотезами, которые должны выдержать проверку в ходе клинической практики. Студенты и выпускники, не имеющие клинического опыта ведения пациентов, наиболее подвержены влиянию субъективных факторов, поэтому у них могут сформироваться ложные представления. Именно на этапе додипломного образования следует прививать стремление к критическому анализу научной информации. Начинающий врач должен многократно воспользоваться умениями, полученными по доказательной медицине (ДМ), чтобы понять и научиться применять их на практике. В конечном итоге практика ДМ предполагает сочетание индивидуального клинического опыта и оптимальных доказательств, полученных путем систематизированных исследований.

Одна из очевидных причин необходимости внедрения ДМ — увеличение объ-

ема научной информации, в частности, в области клинической фармакологии (Зурдинова, Власова, 2008). Ежегодно в клиническую практику внедряются все новые и новые препараты, которые изучаются в многочисленных клинических исследованиях и результаты нередко оказываются неоднозначными, а иногда и прямо противоположными. Одновременно упростился доступ к научной информации. Сегодня любой пользователь Интернета может в течение нескольких минут получить сведения о сотнях или тысячах статей по интересующей его проблеме. При этом учебники, которыми пользуются студенты, обычно устаревают уже к моменту издания, так как для их подготовки требуется несколько лет, а за этот период многое меняется. Однако чтобы использовать полученную информацию на практике, ее необходимо не только тщательно проанализировать, но и обобщить (Власова, 2004; Гринхальх, 2006). Курс «Доказательная медицина» представляет собой ознакомление с данным подходом к медицинской практике. Часть студентов уже знакома с этой дисциплиной, однако многие, как оказалось, слышат о ней впервые. Необходимость внедрения данной программы в учебный процесс была обоснована также нашей приверженностью к Болонскому процессу, что требует пересмотра соотношения учебных часов, отведенных для преподавания различных блоков существующих образовательных стандартов.

Программа по ДМ для студентов старших курсов КГМА им. И.К. Ахунбаева разработана в соответствии с учебным планом и стандартом, утвержденным Министерством образования и науки, Министерством здравоохранения РК после согласования с экспертами ВОЗ по образовательным программам. Преподавание ДМ осуществляется с использованием междисципли-

нарного подхода при участии 5 кафедр: общественного здоровья и здравоохранения; госпитальной терапии и профпатологии с курсом гематологии; физики, математики, информатики и компьютерных технологий; факультетской терапии; базисной и клинической фармакологии.

Основная цель — обучение студентов знаниям и практическим навыкам по ДМ, с помощью которых можно самостоятельно оценивать качество медицинской информации и принимать решение о ее применимости в практической деятельности. Задачами курса являются: обучение основным принципам, возможностям и терминологии ДМ; обучение основам профессионального поиска медицинской информации в Интернете и электронных базах данных, критическому анализу полученной медицинской информации; обучение использованию в последующей практике рекомендаций и стандартов лечения и диагностики, соответствующих критериям ДМ; обучение основам клинической эпидемиологии и практическим вопросам обеспечения качества медицинской помощи.

Для преподавания ДМ используется проблемно-ориентированное обучение, которое помогает выработать у студента способность творчески мыслить, учит критически оценивать полученную информацию с учетом уровней доказательности и применять ее в конкретной ситуации.

Формами обучения ДМ являются лекции, практические занятия и самостоятельная работа студентов. Лекционная форма обучения предусматривает получение новых знаний и формирование теоретической основы. Практические занятия предполагают приобретение практических умений студентами путем решения ситуационных задач и тестовых заданий. Предусмотрено проведение практических занятий с ис-

пользованием персональных компьютеров, подключенных к сети Интернет. На семинарских занятиях под руководством преподавателей обсуждаются теоретические вопросы организации проведения эпидемиологических исследований, требований ДМ к проведению качественных клинических исследований. Кроме того, к концу курса предусмотрено самостоятельное выполнение студентом курсовой работы по анализу опубликованных эпидемиологических и клинических исследований с последующим обсуждением на семинарах.

Помимо этого предусмотрен психологический тренинг по взаимодействию с представителями фармацевтических фирм и противодействию агрессивным маркетинговым стратегиям. Поэтому проведение семинаров, на которых студенты в процессе дискуссий и ролевых игр применяют данные ДМ, — самый эффективный метод ее внедрения в практическую медицину.

В результате освоения учебной программы студенты приобретают следующие умения: использовать в самостоятельной работе систему доказательств и принципы доказательности в принятии обоснованных решений по проведению лечебно-диагностических и профилактических мероприятий; проводить статистическую обработку результатов, полученных в эпидемиологических исследованиях; использовать алгоритм анализа научных статей и систематических обзоров на предмет их научной обоснованности. При выполнении курсовой работы студенты учились формулировать проблему конкретного пациента, проводить поиск необходимой информации и критически ее оценивать, определять лучшую практику по решению проблемы больного, планировать ее внедрение. Курс завершался сдачей зачета.

Результаты анонимного анкетирования студентов по итогам курса «Основы доказательной медицины»

Вопросы До (%) После (%)

Знаете ли Вы, что такое «Доказательная медицина» или

медицина, основанная на доказательствах?

Да 78 100

Нет 12 -

Не уверен 10 -

Насколько хорошо Вы можете работать в Интернете?

Хорошо и очень хорошо 82 96

Не очень 18 4

Считаете ли Вы полезными знания по ДМ?

Полезны 42 42

Очень полезны 45 58

Не очень 9 -

Насколько хорошо Вы теперь понимаете преимущества применения ДМ для решения клинических проблем и улучшения качества медицинского обслуживания? Очень хорошо Хорошо 57 43

Для полноценного проведения учебного процесса все студенты были обеспечены необходимыми источниками информации, например, учебным пособием «Доказательная медицинская практика» (Зурдинова, Власова, 2008). В дополнение к рабочей программе для усвоения студентами данного предмета подготовлены и изданы учебно-методические рекомендации к практическим занятиям — «Доказательная медицина».

Контингент обучающихся включал студентов выпускного курса (5—6 курсы) факультетов «Лечебное дело», «Стоматология», «Фармация», «Общественное здравоохранение», «Педиатрия» и «Высшее сестринское образование».

Для оценки учебного курса было проведено анонимное анкетирование студентов до и после прохождения курса по ДМ (556 и 463 респондентов соответственно) (см. таблицу).

По результатам анкетирования студентов было выявлено, что на вопрос «Знаете ли Вы что такое доказательная медицина или медицина, основанная на доказательствах?», до анкетирования

78% студентов ответили «да», но при этом только половина студентов правильно сформулировала определение ДМ. В посткурсовом анкетировании уже у 100% респондентов было определено четкое понимание понятия «доказательная медицинская практика».

При проведении докурсового анкетирования практически все студенты не представляли, как и для чего нужно применять основы ДМ в практической работе. После прохождения обучения понимание преимуществ использования ДМ для решения клинических проблем и улучшения качества медицинского обслуживания было оценено студентами как «хорошее» и «очень хорошее».

Умениями работы на компьютере и в Интернете до проведения обучения обладали 82% студентов, а после его прохождения — 96%.

Полезность знаний ДМ в принятии научно доказанных решений по проведению лечебно-диагностических и профилактических мероприятий отметили 100% студентов в отличие от докурсовых ответов, когда 9% респондентов посчитали, что навыки по ДМ не очень полезны.

Наиболее полезными и интересными в точки зрения студентов были следующие темы:

• формулирование клинического вопроса;

• продвижение лекарственных средств и агрессивный маркетинг;

• стратегия поиска информации в Интернете;

• дизайн клинических исследований;

• основы клинической эпидемиологии. Для внедрения ДМ в клиническую практику одних только знаний недостаточно, необходима определенная законодательно-нормативная база. Основой для практической ДМ являются так называемые стандарты лечения — клинические практические рекомендации, которые необходимы для обеспечения релевантности. Основы разработки и внедрения клинических рекомендаций или руководств начинаются уже на этапе додипломного образования. При изучении отдельных заболеваний на практических занятиях преподаватель должен концентрировать внимание студентов, к примеру, на препаратах, лечебный эффект которых доказан в многоцентровых

контролируемых исследованиях. Принципы ДМ должны обязательно использоваться в работе студенческого научного кружка, начиная с 3-го курса. Привлекая студента к какому-либо научному исследованию, следует обязательно обсудить вместе с ним, насколько оно соответствует критериям ДМ и что нужно сделать для того, чтобы приблизить данное исследования к требованиям ДМ.

Таким образом, опыт преподавания основ ДМ студентам выпускных курсов показал, что у большинства обучающихся есть интерес и стремление к критическому восприятию любой информации, необходимой им в будущей практической деятельности. Внедрение курса ДМ, безусловно, способствует становлению молодых врачей и ученых, способных не только оценить любую информацию, но и организовать и провести современное исследование, отвечающее основным принципам доказательной медицины.

Список литературы опубликован на сайте www.medobr.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.