Научная статья на тему 'Основы дидактической модели профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса'

Основы дидактической модели профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дидактическая модель / профессиональная подготовка / практико-ориентированные кадры / малый бизнес / didactical model / professional training / practical focused staff / small business

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Северов Валерий Геннадьевич

Представлены основы дидактической модели профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса, включающей: целевой блок, нормативно-содержательный блок, организационно-операционный блок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Северов Валерий Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article represents the principles of a didactical model of professional training of the practical focused staff in college for small business sphere, including: a block for a special purpose, a rightful and pithy block, an organization and operative block.

Текст научной работы на тему «Основы дидактической модели профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса»

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371 В.Г. СЕВЕРОВ

ББК 74.6 директор Иркутского политехнического колледжа, профессор,

кандидат педагогических наук, доцент e-mail: irgpk@mail.ru

ОСНОВЫ ДИДАКТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ КАДРОВ В КОЛЛЕДЖЕ ДЛЯ СФЕРЫ МАЛОГО БИЗНЕСА

Представлены основы дидактической модели профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса, включающей: целевой блок, нормативно-содержательный блок, организационно-операционный блок.

Ключевые слова: дидактическая модель, профессиональная подготовка, практико-ориентированные кадры, малый бизнес.

V.G. SEVEROV

Director of Irkutsk Polytechnic College, Professor, PhD of Pedagogical Sciences, Associate Professor

e-mail: irgpk@mail.ru

THE PRINCIPLES OF A DIDACTICAL MODEL OF PROFESSIONAL TRAINING OF THE PRACTICAL FOCUSED STAFF IN COLLEGE FOR SMALL BUSINESS SPHERE

This article represents the principles of a didactical model of professional training of the practical focused staff in college for small business sphere, including: a block for a special purpose, a rightful and pithy block, an organization and operative block.

Keywords: didactical model, professional training, practical focused staff, small business.

Сочетание социально-экономических и полипрофессиональных знаний, умений и навыков, профессиональных компетенций в структуре деятельности и личности практико-ориентированных специалистов для сферы малого бизнеса обусловливает необходимость поиска оптимальной дидактической модели их профессиональной подготовки. В связи с чем мы предприняли попытку разработки такой авторской дидактической модели, основы которой и представлены в данной статье.

1. Целевой блок выступает основным внешним системообразующим фактором организации и функционирования всей дидактической модели. Он состоит из двух компонентов, находящихся в последовательной

связи между собой, которая и определяет характер их взаимодействия и структуру организации профессиональной подготовки.

1.1. Образовательная цель — подготовка практико-ориентированных профессионально-компетентных специалистов для сферы малого бизнеса.

В условиях традиционной системы целевая ориентация на содержание обучения приводит к совпадению целей и содержания: цель — усвоение основ наук; содержание — сами эти основы, представленные в знаниях и умения.

В отвечающей же современным требованиям дидактической модели, целью становится «выращивание» личностного по-

тенциала человека, развитие способностей к адекватному (компетентному) поведению в неизвестных заранее предметных и социальных ситуациях, а содержанием — все то, что обеспечивает достижение этой цели.

В ней устранены главные недостатки поставки цепей образования, оправданных в условиях прежней парадигмы: слишком общее определение целей, когда становится невозможным их сравнение с реальными результатами; замена целей содержанием, темами, элементами учебного процесса; замена дидактических целей запланированной деятельностью преподавателя.

1.2. Иерархическая система целей и задач.

В предлагаемой нами дидактической модели общая образовательная цель развертывается через иерархическую систему целей («дерево целей») и задач, которые представляют собой развернутую конструкцию целей и задач подсистем и учебных элементов более низкого порядка: конкретных учебных дисциплин, учебных занятий. Эта иерархическая система целей позволяет целесообразно конструировать все компоненты профессиональной подготовки. При этом важно подчеркнуть, что дидактические цели полностью переводятся на стандартизованный язык и представляют в конкретно воспроизводимом, стандартизованном виде.

Применение в учебном процессе такого целеполагания, естественно, разбивает обучение на отдельные обучающие фрагменты, что нашло свое воплощение в идее обучающего цикла. Такой цикл предполагает следующие обязательные этапы: общая постановка цели обучения; переход от общей формулировки цели к ее конкретизации; предварительная диагностическая оценка уровня обученности студентов колледжа; проведение соответствующих учебных процедур; оценка результата.

Благодаря такому построению учебный процесс приобретает «модульный» характер, предстает как совокупность и целесообразная последовательность обособленных дидактических блоков, «единиц» (учебных элементов), которые имеют одинаковую структуру, но наполняются разным содержанием.

2. Нормативно-содержательный блок отражает структуру и дидактически ориентиро-

ванную организацию содержания компетен-тностно-ориентированной профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров в колледже для малого бизнеса.

2.1. Нормативный компонент представлен концепцией профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса проспектированной профессиограммой, государственными стандартами по специальности, учебными планами и программами.

В силу ограниченности объема данной статьи не представляется возможным полностью представить концепцию профессиональной подготовки практико-ориентиро-ванных кадров для сферы малого бизнеса, Более подробно она освящены в наших публикациях [2; 3].

Государственные образовательные стандарты — хорошо известные документы для педагогического сообщества, и поэтому нет нужды отдельно останавливаться на них.

Научный интерес представляет, на наш взгляд, использование в нормативном компоненте проспектированной профессиограммы практико-ориентированного специалистов сферы малого бизнеса. Остановимся на ней.

В основу образовательно-ориентированного профессиографирования положена идея о субъектности профессии: носитель профессии является подлинным субъектом деятельности и характеризуется рядом специфических признаков. Элементы професси-ограммы имеют блочно-модельную структуру, что обеспечивает реализацию принципов гибкости, вариативности, технологичности и многоаспектности ее использования [1].

Блок «Паспорт специальности (профессии)» включает краткие сведения о наименовании профессии и специальностей, кодификации, профессиональном направлении и уровне профессионального образования.

Блок «Основной объект (сфера) специальности (профессии)» содержит сведения о типе специальности (профессии): «человек — природа», «человек — человек», «человек — техника», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ», о ведущих объектах профессиональной деятельности (значимых функциях и особенностях объектов профессиональной деятельности). Содержание этого блока является отправной точкой, основой, на кото-

рой базируется содержание всех остальных блоков профессиограммы.

Блок «Ключевые ценности специальности (профессии)» включает в себя сведения о совокупности значимых, ведущих профессиональных принципов личности, особых отношений к предмету профессии.

Блок «Предметно-профессиональная компетентность» содержит характеристику профессиональной среды как полисистемного образования. специалист должен иметь полное и системное представление о том, к какой сфере относится профессиональная деятельность, на какие основные объекты она направлена, что собой представляют эти объекты, какое значение имеет в этой сфере результат или продукт труда, в чем состоит результата труда, каково исходное состояние предмета, на который направлены воздействия, в каком порядке, какими средствами и в каких условиях они осуществляются. Поэтому в профессиограмме учитываются взаимосвязи результата труда, исходного предмета труда, средств производства и процесса производства.

Блок «Социально-профессиональная компетенция» отражает следующие направления субъектности личности: развитие мыслительного потенциала; возможности саморегуля-циии саморазвития личности; направленность личности на «стратегию успеха»; гибкость и мобильность личности в рыночных условиях.

Блок «Специальные психофизиологические требования» отражает требования к психофизиологическим особенностям работника, обусловленные профессиональной деятельности, медицинские противопоказания, требования к полу, возрасту, уровню развития анализаторов, санитарно-гигиенические требования.

Каждый блок состоит из модулей, модуль — из модульных элементов, а последние — из модульных единиц. Модульные составляющие профессиограммы являются относительно самостоятельными организационно-содержательными единицами, соответствующими определенным компонентам профессиональной деятельности.

Модульные составляющие професси-ограммы имеют единую структуру. Любой модуль включает: наименование модуля (модульного элемента или модульной единицы); уровень профессиональной подготовки; па-

раметры специальности (профессии) (характеристики, содержательно раскрывающие описываемый компонент профессиональной деятельности); степень овладения параметрами профессиональной деятельности (показатели, характеризующие подготовленность работника к выполнению профессиональной деятельности по описываемому компоненту); критерии оценки достижений (признаки, по которым устанавливается уровень подготовленности специалиста).

Профессиограмма имеет многофункциональное значение и предназначена для научно обоснованного отбора содержания образования, разработки системы входного и итогового контроля качества подготовки выпускника и механизмов диагностики его профессионального становления личности специалиста.

2.2. Содержательный компонент.

Содержание сгруппировано по циклам дисциплин: гуманитарные и социально-экономические дисциплины; общие математические и естественнонаучные дисциплины; общепрофессиональные дисциплины; специальные дисциплины.

Наличие данного содержания является необходимым нормативным условием функционирования учреждения среднего профессионального образования (колледжа). В то же время разработанная нами дидактическая модель предполагает авторский подход к отбору и организации самого содержания.

С одной стороны когнитивной основой формирования профессиональной компетентности выступает система социальных, экологических и специально профессиональных знаний, отбор которых определяется ключевыми компетенциями специалиста. Причем это — открытая система знаний, поскольку формирование компетентности не заканчивается ни на одном из этапов обучения, ни после его окончания. Компетентность — это динамическая характеристика специалиста, которая непрерывно развивается на основе непрерывного образования и самообразования, самоорганизации и саморазвития человека.

Определенная часть этих знаний охватывается стандартным содержанием образования, а также может быть освоена в пределах нормативно установленных для образовательного учреждения полномочий и свобод в

вопросах организации образования. Однако полностью это проблему не решает.

Разрешение данного противоречия между целями компетентностно-ориентированного образования и нормативно-дисциплинарной организацией содержания профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса видится нам в модульности структуры содержания образования, которая обеспечивается в дальнейшем, в том числе, модульной и технологической организацией образовательного процесса. Принцип модульности обучения в предлагаемой модели имеет ключевое значение, поскольку позволяет устранить противоречие между предметно-дисциплинарным представлением содержания образования в образовательном стандарте (и соответственно учебном плане), ориентированном на структуру научного знания, и общей ориентацией образования на освоение ключевых компетенций.

На практике модульное обучение позволяет строить учебный материал так, чтобы его разделы не были независимы друг от друга, а это позволяет изменять, дополнять и создавать учебный материал, не нарушая единства содержания. Важной особенностью модульного обучения является также то, что обучающийся может самостоятельно работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей [4, т. 2, с. 327].

3. Организационно-операционный блок отражает технологическую организацию процессуально-деятельностных элементов — методов, форм, средств.

3.1. В структурно-организационном плане процессуально-деятельностные элементы объединены в единое развивающее пространство, в котором выделены три уровня: целевой, на котором потребности студента преобразуются в личностные цели и установки; поисковый, на котором способности студента трансформируются в реальные действия, средства, результат; рефлексивные, где происходит осознание студентом собственной деятельности.

В пределах этого развивающего пространства и происходит исследуемая нами профессиональная подготовка.

3.2. Субъекты компетентностно-ориен-тированной профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса.

К таковым субъектам мы относим обучающихся, педагогов (преподавателей, мастеров производственного обучения, воспитателей, педагогов дополнительного образования и др.), административно-управленческий, учебно-вспомогательный и иной персонал колледжа, родителей, социальных партнеров, органы управления образованием и другие.

Функциональное значение этого компонента имеет важнейшее значение во всем процессе компетентностно-ориентированной профессиональной подготовки практико-ори-ентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса, т.к. именно субъекты непосредственно включены в этот процесс и принимают различное по назначению и значимости участие в нем, выполняя ту или иную ролевую функцию.

3.3. Модульная технология — еще один компонент организационно-операционного блока дидактической модели компетентност-но-ориентированной профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса.

Модульная технология организации образовательного процесса обусловит интеграцию всех процессуально-деятельностных элементов дидактической модели в единое развивающее пространство, что в свою очередь, позволит кардинально преобразовать процесс обучения в его существенных аспектах: обучение предстает не как процесс передачи информации (знаний), а как способ и форма жизнедеятельности обучающих и обучающихся; взаимодействие «педагог — обучающиеся» приобретет не просто субъект-субъктную форму, а характер непрерывного соразвития (коэволюции) субъектов взаимодействия в процессе образования; отношения всех участников процесса обучения рассматриваются как коммуникативные системы.

Это не только обеспечивает достижение поставленных образовательных целей, но и позволяет решить одну из чрезвычайно актуальных задач современности преодолеть отрыв образовательного процесса от социокультурного и социоприродного развития, который существует в рамках традиционной

когнитивно-репродуктивной парадигмы образования.

3.4. Методы, формы, средства — в разработанной нами дидактической модели применяются как общепринятые методы, формы и средства обучения и воспитания, так и экспериментальные их комбинации. Модель предполагает, что в совокупности с содержанием, методы, формы и средства направлены на выполнение поставленной цели, причем наиболее рациональным путем, с учетом индивидуальных возможностей,

потребностей, жизненного опыта каждого обучающегося. Тогда цель трансформируется через содержание, методы, формы и средства и превращается в профессиональную компетентность обучаемого, обеспечивая ожидаемый результат.

Таким образом, нами представлены основы авторской дидактической модели компетентностно-ориентированной профессиональной подготовки практико-ориентиро-ванных кадров в колледже для сферы малого бизнеса.

Список использованной литературы

1. Зеер Э.Ф., Водеников В.А., Доронин Н.А., Заводчиков Д.П. Мониторинг профессионального развития личности ремесленника. Екатеринбург, 2002.

2. Северов В.Г. Концепция системы профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 9. С. 326—344.

3. Северов В.Г. Тенденции и проблемы развития профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров для сферы малого бизнеса // Профессиональное образование. Столица. 2010. № 6. С. 47—54.

4. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / под ред. С.Я. Батышева. М., 1998.

Bibliography (transliterated)

1. Zeer E.F., Vodenikov V.A., Doronin N.A., Zavodchikov D.P. Monitoring professional'nogo razvitiya lichnosti remeslennika. Ekaterinburg, 2002.

2. Severov V.G. Kontseptsiya sistemy professional'noi podgotovki praktiko-orientirovannykh kadrov v kolledzhe dlya sfery malogo biznesa // Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. 2010. № 9. S. 326—344.

3. Severov V.G. Tendentsii i problemy razvitiya professional'noi podgotovki praktiko-orientirovannykh kadrov dlya sfery malogo biznesa // Professional'noe obrazovanie. Stolitsa. 2010. № 6. S. 47—54.

4. Entsiklopediya professional'nogo obrazovaniya: v 3-kh t. / pod red. S.Ya. Batysheva. M., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.