Научная статья на тему 'Основоположники санкт-петербургской научно-педагогической школы атлетизма'

Основоположники санкт-петербургской научно-педагогической школы атлетизма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
109
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТЛЕТИЗМ / ATHLETICISM / ТЯЖЁЛАЯ АТЛЕТИКА / WEIGHTLIFTING / WEIGHT EXERCISES / СИЛОВАЯ ТРЕНИРОВКА / STRENGTH TRAINING / УПРАЖНЕНИЯ С ОТЯГОЩЕНИЯМИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Виноградов Г.П., Мурзаханов Н.А., Дорофеев В.А.

The origin of domestic athleticism is associated with St. Petersburg. Under the leadership of Dr. V.F. Krajewski a circle of fans of weight lifting was opened on the10th of August 1885. the first all-Russia weightlifting championship in the absolute weight category was held in April 1897 in St. Petersburg Mikhailovsky Manege. The winner was G. Meyer from St. Petersburg. Guido Meyer from Russified Germans is a legendary figure. In the Russian championship he surpassed the results of the first Olympic champions in weight lifting of the previous year. Moreover, he trained successfully as a boxer under the guidance of legendary E.I. Lustallo. In 1899 Russia he became the all-round champion in boxing. He left the ring undefeated. In the 20-s of the last century he worked in the university, shared his rich teaching and sports experience with students. The purpose of the study was to analyze the stages and the contribution of the St. Petersburg scientific-pedagogical school in the development of athleticism in Russia. Sports achievements in weight lifting had a solid scientific and methodological basis. The brilliant ideas stated in the works by P.F. Lesgaft, V.F. Krajewski, M.T. Luk'yanov, A.I. Falameev, N.S. Ippolitov serve as a solid scientific and methodological basis for modern researches of athleticism for students, master's students, postgraduates and doctoral students, both domestic and foreign.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основоположники санкт-петербургской научно-педагогической школы атлетизма»

УДК: 796(091)

основоположники

санкт-петербургской научно-педагогической школы атлетизма

Доктор педагогических наук, профессор Г.П. Виноградов

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья

им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Мастер спорта международного класса НА Мурзаханов

В.А. Дорофеев

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург

FOUNDERS OF ST. PETERSBURG SCIENTIFIC PEDAGOGICAL SCHOOL OF ATHLETICISM

G.P. Vinogradov, professor, Dr.Hab. Lesgaft National State University of Physical Culture, Sport and Health, St. Petersburg

NA. Murzakhanov, Master of Sport of International Class V.A. Dorofeev

National University of mineral resources (Mining University), St. Petersburg Key words: athleticism, weightlift-ing, weight exercises, strength training.

The origin of domestic athleticism is associated with St. Petersburg. Under the leadership of Dr. V.F. Kra-jewski a circle of fans of weight lifting was opened on the10th of August 1885. the first all-Russia weightlifting championship in the absolute weight category was held in April 1897 in St. Petersburg Mikhailovsky Manege. The winner was G. Meyer from St. Petersburg. Guido Meyer from Russified Germans is a legendary figure. In the Russian championship he surpassed the results of the first Olympic champions in weight lifting of the previous year. Moreover, he trained successfully as a boxer under the guidance of legendary E.I. Lustallo. In 1899 Russia he became the all-round champion in boxing. He left the ring undefeated. In the 20-s of the last century he worked in the university, shared his rich teaching and sports experience with students. The purpose of the study was to analyze the stages and the contribution of the St. Petersburg scientific-pedagogical school in the development of athleticism in Russia.

Sports achievements in weight lifting had a solid scientific and methodological basis. The brilliant ideas stated in the works by P.F. Lesgaft, V.F. Krajewski, M.T. Luk'yanov, A.I. Falameev, N.S. Ip-politov serve as a solid scientific and methodological basis for modern researches of athleticism for students, master's students, postgraduates and doctoral students, both domestic and foreign.

Ключевые слова: атлетизм, тяжёлая атлетика, упражнения с отягощениями, силовая тренировка.

Зарождение отечественного атлетизма связано с Санкт-Петербургом. Под руководством доктора В. Ф. Краевского 10 августа 1885 г открылся кружок любителей поднимать тяжести. В апреле 1897 г в Петербурге, в Михайловском манеже, был проведён первый всероссийский чемпионат по поднятию тяжестей в абсолютной весовой категории. Победителем стал петербуржец Г. Мейер. Гвидо Мейер, из обрусевших немцев, - вообще легендарная личность. На чемпионате России он превзошёл результаты первых олимпийский чемпионов по поднятию тяжестей, показанных годом ранее. Более того, он успешно занимался боксом под руководством легендарного Э. И. Лустал-ло. В 1899 г стал абсолютным чемпионом России по боксу. Ушёл с ринга непобеждённым. В 20-е гг. прошлого века работал в нашем вузе, передавал свой богатый педагогический и спортивный опыт студентам.

Цель исследования - проанализировать этапы и вклад санкт-петербургской научно-педагогической школы в развитие атлетизма в России.

Спортивные достижения в поднятии тяжестей опирались на прочную научно-методическую основу. В Санкт-Петербурге был издан ряд методических пособий, касающихся выполнения упражнений с различными видами отягощений: барона М. Ки-стера «Наращивание мышц гирями» (СПб., 1893), В. Ф. Краевского «Наращивание физической силы без гирь и при помощи гирь» (СПб.,1900), Евг. Сандова «Сила и как сделаться сильным» (СПб., 1900), профессора Гаррисона «Развитие силы и наращивание мышц гирями» (СПб.,1902), М. Клосса «Упражнения с гирями» (СПб.,1903). Продолжая экскурс методической мысли того времени, нельзя не отметить смелость отдельных авторов, рекомендующих упражнения с отягощениями как для юношей, так и для девушек (Ф. И. Ольшаник - «Упражнения с гирями для лиц обоего пола». - М.,1905).

Особое место занимают взгляды на занятия с тяжестями В. Ф. Краевского. Краевский родился 29 июля 1841 г в Варшаве в семье потомственных польских дворян. В 1865 г. закончил медицинский факультет Варшавского университета. В 70-х гг. XIX в. В. Ф. Краевский неоднократно выезжал за границу на два-четыре года. Эти поездки за границу Владислав Францевич использовал для ознакомления с организацией физического воспитания в различных странах (Австро-Венгрии, Германии, Италии, Испании и др.).

В конце XIX в. В. Ф. Краевский написал две работы: «Катехизис здоровья. Правила для занимающихся спортом» и «Развитие физической силы без гирь и при помощи гирь». В своих трудах Владислав Францевич разработал ряд методических рекомендаций, до сих пор не утративших своего значения. В их числе: обязательность врачебного контроля за состоянием здоровья занимающихся, регулярность занятий и последовательность в увеличении нагрузки, разносторонность физического развития, укрепление здоровья, закаливание, соблюдение гигиенических правил, особенно режима дня. Особое внимание он уделял лечебной гимнастике и предложил свою «Схему врачебно-гимнастических приемов». Эта схема сопровождена подробными пояснениями к их выполнению. В. Ф. Краевский, в частности, хорошо знал шведскую гимнастику, отмечал ее лечебную роль. Он ознакомился с имевшимися в то время в Петербурге аппаратами для лечебной гимнастики Густава Цендера и дал о них благоприятный отзыв. В. Ф. Краевский знал труды П. Ф. Лесгафта, поддерживал его стремление найти наиболее рациональную, последовательную методику использования физических упражнений. Научные и методические идеи В. Ф. Кра-евского не утратили актуальности и занимают достойное место в современных учебниках и учебных пособиях по тяжелой атлетике, бодибилдингу, борьбе. В Санкт-Петербурге ежегодно проводятся соревнования по тяжелой атлетике и греко-римской борьбе «Приз В. Ф. Краевского», на которых зажигаются новые звёзды атлетического спорта.

Пётр Францевич Лесгафт, выдающийся ученый, педагог и анатом, является автором фундаментальных положений в области физической культуры, которые сохраняют актуальность в настоящее время. В своей работе «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста», П. Ф. Лесгафт среди других вопросов рассматривает методические стороны занятий упражнениями с отягощениями.

Наибольший интерес с позиций современного развития силовых видов спорта вызывает раздел, посвящённый упражнениям с различными тяжестями. В самом начале раздела П. Ф. Лесгафт сетует, что «неудобства, встречающиеся при упражнениях с сопротивлением другого лица, могли бы устраниться, если бы удалось приспособить сопротивление в виде тяжести, которую можно было бы постепенно увеличивать; но это почти невозможно вследствие технических затруднений» (ч. 1, с. 286). Дело в том, что в начале века ещё не были изобретены разборные штанги и гантели. Применялись неразборные отягощения (гантели и штанги), так называемые «бульдоги». Для изменения веса в полые шары насыпался песок или дробь. Можно найти любопытное описание устройство гантелей (кстати, П. Ф. Лесгафт почему-то называл эти снаряды гирями) «... гири состоят обыкновенно из двух шаров, соединённых между собой поперечной перекладиной или рукояткой; они изготовляются большей частью из литого железа, покрываются лаком против ржавчины, а рукоятка обтягивается кожей, чтобы не пачкать руки» (ч. 2, с. 7).

Вообще следует отметить особую утончённость в описании атлетических снарядов, характерную для того времени. Для сравнения: «отец русской тяжёлой атлетики» В. Ф. Краевский отдавал предпочтение занятиям гирями, отмечая «. упражнения с гантелями вызывают усиленную деятельность всех мускулов тела, но всё-таки в этом направлении указанные приборы уступают гирям. Не говоря уже о том, что гири во всех отношениях развивают мускулы рук, ног и туловища, они в то же время значительно красивее гантелей» (1900, с. 43).

С именами ведущих учёных института им. П. Ф. Лесгафта Михаила Тимофеевича Лукьянова, Александра Ивановича Фа-ламеева и Николая Сергеевича Ипполитова связаны самые значительные события в тяжелоатлетическом мире 50-80-х гг. XX в. в нашей стране и за рубежом.

Учебная дисциплина «Тяжёлая атлетика» была введена в программу обучения института физической культуры

им. П. Ф. Лесгафта в 1925 г. Этот год считается годом рождением кафедры тяжёлой атлетики. Первым заведующим кафедрой стал Борис Павлович Адамович, в прошлом - один из сильнейших тяжелоатлетов Белоруссии. Преподавателей не хватало, поэтому к проведению учебно-тренировочных занятий привлекались студенты старших курсов Ю. Дуганов и М. Лукьянов. Впоследствии они стали ведущими специалистами в области тяжёлой атлетики.

На кафедре стали проводиться системные научные исследования. В конце 1947 г под руководством заслуженного мастера спорта СССР Н. И. Кошелева в нашем городе открылась первая в стране детско-юношеская школа по тяжёлой атлетике. На базе этой школы студенты кафедры проходили педагогическую практику. В 1961 г впервые в мире вышло учебно-методическое пособие «Тяжёлая атлетика для юношей» (авторы М. Т. Лукьянов и А. И. Фаламеев), которое было переведено на многие языки мира. Эта книга до настоящего времени не потеряла своей актуальности.

Этот период времени оказался самым удачным в спорте высших достижений. Победители Великой Отечественной войны побеждали и на спортивных помостах. Так, Ю. Дуганов в 1953 г. выиграл Чемпионат Европы, многократно побеждал на чемпионатах СССР. Чемпионом Первой Спартакиады народов СССР стал А. Фаламеев, неоднократный чемпион и рекордсмен страны. Выиграть чемпионат СССР в то время было сложнее, чем чемпионат мира или Олимпийские игры. Ленинградцы завоевали две высшие олимпийские награды. В 1956 г олимпийским чемпионом стал Ф. Ф. Богдановский, а в 1968 г. - Б. С. Селицкий. Эти результаты были достигнуты благодаря заслуженным тренерам СССР Н. И. Кошелеву, А. А. Елизарову, а также заслуженным тренерам РСФСР А. И. Фаламееву, Ю. В. Дуганову.

Михаил Тимофеевич Лукьянов - почётный мастер спорта СССР по тяжёлой атлетике, доцент, судья международной категории. Патриарх института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта.

Фундаментальный труд М. Т. Лукьянова, созданный совместно с А. И. Фаламеевым, называется «Тяжёлая атлетика для юношей» (240 стр. с рисунками и таблицами). Это было первое в мире учебное пособие, в котором были раскрыты многие тонкости тренировок начинающих тяжелоатлетов.

Обладая аналитическим складом ума, М. Т. Лукьянов и в научных исследованиях тяготел к получению точных конкретных параметров. Под его руководством в институте физической культуры им. П. Ф. Лесгафта велось комплексное исследование техники классических и вспомогательных упражнений со штангой среди атлетов различной квалификации.

Материалы исследования изложены в статье «Биомеханические особенности упражнения со штангой», опубликованной в ежегоднике «Тяжёлая атлетика» (М. Т. Лукьянов).

Александр Иванович Фаламеев после окончания 2-й Ленинградской спецшколы ВВС в 17 лет пошел добровольцем защищать Родину. Награждён орденом Отечественной войны 2-й степени, медалью «За боевые заслуги», «За трудовое отличие» и другими наградами. А. И. Фаламеев из тех, кто победил в Отечественной войне и стал чемпионом в тяжёлой атлетике послевоенного времени. Он неоднократный рекордсмен страны, бронзовый призёр Чемпионата СССР 1954 г, чемпион СССР 1955 г

Более 20 лет А. И. Фаламеев тренировал сборную команду Ленинграда по тяжелой атлетике, был одним из тренеров сборной команды СССР. Более четверти века являлся председателем Федерации тяжелой атлетики Ленинграда (1958-1984 гг.). Один из организаторов первой в мире (1952 год) детской спортивной школы по тяжелой атлетике, где занимались мальчишки 12-14 лет. До этого заниматься тяжелой атлетикой разрешалось юношам только с 18 или 19 лет. Он явно опережал время, стремился к самопознанию. Более четверти века верой и правдой служил в институте им. П. Ф. Лесгафта. Оказывал на-

учную и методическую помощь специалистам и спортсменам различных стран, работал тренером-преподавателем в Бирме. А. И. Фаламеев - доцент, почётный мастер спорта СССР по тяжёлой атлетике, заслуженный тренер РСФСР, судья международной категории по тяжелой атлетике, четыре раза избирался в Технический комитет Европейской федерации тяжелоатлетов (1971-1987), почетный президент Федерации тяжелой атлетики Санкт-Петербурга.

Опубликовал более 150 работ, среди которых главы в учебнике, учебные пособия, учебные программы, лекции, научные статьи. Публикации не потеряли актуальности и по сегодняшний день. Вот некоторые из учебно-методических пособий: «Тяжёлая атлетика для юношей» (1969 год, в соавторстве с М. Т. Лукьяновым), «Методические указания по обучению тяжелоатлетическим упражнениям» (1977), «Управление спортивной подготовкой тяжелоатлетов» (1979), «О стратегии и тактике в тяжелоатлетическом спорте. Об отборе подростков для занятий тяжёлой атлетикой» (1979, в соавторстве с Ю. С. Ковалёвым), «Техника классических упражнений» (1983), главы в учебнике «Тяжёлая атлетика и методика преподавания» (1986).

Одна из редких работ в теории и методике тяжелоатлетического спорта посвящена стратегии и тактике этого вида спорта. Во введении приводится высказывание академика В. М. Глуш-кова: «Любая попытка подчинить развитие науки только задачам производства может принести большой ущерб развитию самого производства... По мере развития техники меняется характер запросов к науке. Она требует решения все более и более абстрактных задач». А. И. Фаламеев констатирует, что «в научной, методической и учебной литературе почти полностью отсутствуют материалы по стратегии и тактике в тяжелоатлетическом спорте. Не раскрыты сколько-нибудь и теоретические основы этой очень важной стороны подготовки тяжелоатлета. Очень мало изучены и вследствие этого слабо освещены в теории стратегия и тактика выступления тяжелоатлета на соревнованиях. Поэтому тренер-преподаватель не в состоянии найти в опубликованных источниках практические рекомендации, советы, рациональные методы и средства по стратегической и тактической подготовке. А. И. Фаламеев отмечает, что «так же, как и стратегию, тактику разделяют на индивидуальную и командную. Индивидуальная тактика включает психическое влияние на спортивного противника и его окружающих (друзей, участников команды, тренеров), маскировку своей подготовленности, намерений; целесообразные действия, соответствующие конкретной обстановке и способствующие осуществлению общего стратегического плана. Безусловно, психическое воздействие на соперника не должно нарушать правил спортивной этики и норм поведения. С учетом сведений, полученных об основных конкурентах, и ситуации, сложившейся во время состязаний, выбирают те или иные методы в поведении атлета, уточняют вес штанги для первого подхода в рывке и после выполнения упражнения намечают последующие подходы. Психическое воздействие на соперника в процессе соревнований должно иметь место и между подходами к штанге.

Командная тактика предусматривает психическое воздействие на спортсменов и тренеров - спортивных конкурентов; маскировку подготовленности своей команды и отдельных ее участников, вуалирование распределения состава команды по весовым категориям, замыслов тренеров, тяжелоатлетов как до соревнований, так и в ходе спортивной борьбы. Ложные действия и намерения тренеров, спортсменов и умышленно ошибочная информация для окружающих (о весе тела участника, о весе штанги для первого и последующих подходов, о возможном отказе от спортивной борьбы и от дальнейших подходов по различным причинам и др.), не нарушающие общепринятых норм поведения, вполне допустимы для достижения победы на соревнованиях. Здесь важное значение приобретает способность тренера и тяжелоатлета следить за ходом соревновательной борьбы, быстро воспринимать, правильно оценивать

и перерабатывать получаемую в ходе состязаний информацию, прогнозировать действия соперника и находить оптимальные варианты тактических решений. Индивидуальная и командная тактика тесно связаны между собой. Индивидуальная тактика в командных соревнованиях зависит от интересов команды; она полностью подчинена командной стратегии и обеспечивает выполнение общих стратегических планов» (А. И. Фаламеев, Ю. С. Ковалёв, 1979).

Научные интересы Николая Сергеевича Ипполитова были сосредоточены на проблематике детского и юношеского тяжелоатлетического спорта. Результаты многолетних научных и практических исследований были обобщены в его кандидатской диссертации на тему: «Исследование прогностической значимости скоростно-силовых и силовых качеств у подростков при отборе для занятий тяжёлой атлетикой».

Вывод. Блестящие идеи, заложенные в трудах П. Ф. Лес-гафта, В. Ф. Краевского, М. Т. Лукьянова, А. И. Фаламеева,

H. С. Ипполитова, служат твердой научно-методической основой для современных исследований атлетизма студентами, магистрантами, аспирантами и докторантами, как отечественными, так и зарубежными.

Использованная литература

I. Гаккеншмидт Г. Путь к силе. Как сделаться сильным и здоровым / Г. Гаккеншмидт. - СПб.: Изд-во Русская скоропечатня,1912. - 112 с.

2. Гаррисон. Развитие силы и наращивание мышц гирями / Гарри-сон. - СПб: Изд-во Ф.И. Митюрникова, 1902. - 132 с.

3. Кистер М. Наращивание мыщц гирями / М. Кистер. - СПб.: 1893.

- 19 с.

4. Клосс М. Упражнения с гирями / М. Клосс. - СПб.: Изд-во В.И. Гу-бинского, 1903. - 100 с.

5. Краевский В.Ф. Развитие физической силы без гирь и при помощи гирь / В.Ф. Краевский. - СПб.: Изд-во В.И. Губинского, 1900. - 64 с.

6. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста / П.Ф. Лесгафт. - 2-е изд., Ч. 1. - СПб., 1904.

- 392 с.: ил.

7. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста / П.Ф. Лесгафт. - 2-е изд. Ч. 2. - СПб., 1909. -415 с.: ил.

8. ЛукьяновМ.Т. Тяжёлая атлетика для юношей: учеб. пособие / М.Т. Лукьянов, А.И. Фаламеев. - М.: Физкультура и спорт, 1969. - 240 с.: ил.

9. Санкт-Петербург - родина отечественного атлетизма: международный сборник научных трудов / сб. науч. тр. / Под ред. Г.П. Виноградова. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2004. - 153 с.: ил.

10. Фаламеев А.И. О стратегии и тактике в тяжелоатлетическом спорте. Об отборе подростков для занятий тяжёлой атлетикой: метод. реком. / А.И. Фаламеев, Ю.С. Ковалёв. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1979. - 22 с.

References

1.

Gakkenshmidt, G. The way to power. How to become strong and healthy / G. Gakkenshmidt. - St.Petersburg: Russkaya skoropechatnya,1912. -112 P.

2. Harrison. Development of strength and muscle building using weights / Harrison. - St.Petersburg: Publishing House of F.I. Mityurnikov, 1902. - 132 P.

3. Kister, M. Muscle building with weights / M. Kister. - St.Petersburg: 1893. - 19 P.

4. Kloss, M. Exercises with weights / M. Kloss. - St.Petersburg: Publishing House of V.I. Gubinsky, 1903. - 100 P.

5. Kraevsky, V.F. Development of physical strength without using weights and dumbbells / V.F. Kraevsky. - St.Petersburg: Publishing House of V.I. Gubinsky, 1900. - 64 P.

6. Lesgaft, P.F. Guidance on physical education of schoolchildren / P.F. Lesgaft. - 2nd ed., P. 1. - St.Petersburg, 1904. - 392 P.: illustr.

7. Lesgaft, P.F. Guidance on physical education of schoolchildren / P.F. Lesgaft. - 2nd ed. P. 2. - St.Petersburg, 1909. -415 P.: illustr.

8. Luk'yanov, M.T. Weight lifting for young men: study guide / M.T. Luk'yanov, A.I. Falameev. - Moscow: Fizkultura i sport, 1969. - 240 P.: illustr.

9. St.Petersburg - the homeland of domestic athleticism: international collection of research papers / Collected research works. / Ed. by G.P. Vinogradov. - St.Petersburg: Lesgafta SPbSAPC, 2004. - 153 P.: illustr.

10. Falameev, A.I. On the trategy and tactics in weight lifting sport. On selection of adolescents for weightlifting classes: methodological recombinations / A.I. Falameev, Yu.S. Kovalev. - Leningrad: Lesgaft STOIPC, 1979. - 22 P.

Информация для связи с автором: panfilio@spmi.ru

Поступила в редакцию 14.02.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.