Научная статья на тему 'Основоположник «Философии озарения» - Шихаб ад-Дин ас-Сухраварди'

Основоположник «Философии озарения» - Шихаб ад-Дин ас-Сухраварди Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
812
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основоположник «Философии озарения» - Шихаб ад-Дин ас-Сухраварди»

ОСНОВОПОЛОЖНИК «ФИЛОСОФИИ ОЗАРЕНИЯ» -ШИХАБ АД-ДИН АС-СУХРАВАРДИ

В.Н. Путягина

Последователи и биографы человека, заложившего основы философии озарения, называли его «величайший божественный мудрец, благородный философ», «чрезвычайно умный и красноречивый», «поднявшийся в миры света и познавший божественные тайны» (1). Шихаб ад-Дин Абу ал-Футух Йахья ибн Хабаш ибн Амирак ас-Сухраварди — таково полное имя основоположника хикмат ал-ишрак — философии озарения, гармонично сочетающей в себе элементы разнообразных философских учений и верований и объединившей философию и суфизм в неразрывное целое. Сохранившиеся до наших дней биографические данные, касающиеся Шихаб ад-Дина ас-Сухраварди, достаточно скудны в отношении фактов и дат. Свидетельства его учеников и историков дают основание полагать, что он родился около 545 г. хиджры (1154 г.) на северо-западе Ирана в провинции Зинджан в небольшом селении Сухравард. Известно, что уже в юном возрасте он покинул свой дом и отправился на поиски знания. Первым пунктом его остановки стал город Марага, где он вместе с Фахр ад-Дином ар-Рази (будущим известным мутакалли-мом) учился у Маджид ад-Дина ал-Джили, факиха и мутакаллима. Дальнейшее свое обучение он продолжил в Исфахане. Здесь под руководством Захира ал-Фа-риси он познакомился с трактатом по логике «Ал-Баса’ир» Ибн Сахлана ас-Сави.

Последующую географию путешествий ас-Сухраварди детально восстановить не представляется возможным. С уверенностью можно сказать лишь то, что он посетил Дияр ал-Бекр, где написал «Ал-Алвах ал-‘имадиййа», посвятив эту работу эмиру ‘Имад ад-Дину Кара Арслану. Ас-Сухраварди был в дружеских отношениях с Фахр ад-Дином ал-Маридини, благодаря которому он познакомился с философией мусульманских перипатетиков. Очевидно, что их встречи происходили перед тем, как ас-Сухраварди оказался в Алеппо, поскольку известно, что «ас-Сухраварди был убит до того, как ал-Маридини прибыл в Алеппо» (2).

По словам Шамс ад-Дина аш-Шахразури, непосредственного ученика ас-Сухраварди, жизнь учителя была полна странствий, в ходе которых он сходился с различными учеными и суфиями, стремясь пополнить свои знания. Сам ас-Сухраварди следующим образом описывает причину своих скитаний: «Мне

исполнилось почти тридцать, и большая часть моей жизни прошла в странствиях в поисках осведомленного спутника, но я не нашел никого, кто обладал бы высочайшими (благородными) науками, и никого, кто верил бы в них» (3).

Последние годы жизни ас-Сухраварди провел в Алеппо. Расположение и дружба Малика аз-Захира, сына Салах ад-Дина и правителя Алеппо, породили у придворного окружения зависть и вражду по отношению к ас-Сухраварди. Да и сам ас-Сухраварди своим поведением и высказываниями вызывал неоднозначную оценку среди его современников: были «те, кто связывал его с безбожием и ересью, и те, кто верил в его праведность» (4). Однако первое обращение богословов и факихов с просьбой изгнать ас-Сухраварди из Алеппо, направленное к Малику аз-Захиру, потерпело неудачу. Тогда факихи направили прошение самому Салах ад-Дину, в котором они призывали к незамедлительному уничтожению Шихаб ад-Дина ас-Сухраварди — безбожника, подрывающего устои веры населения Алеппо и, прежде всего, Малика аз-Захира (сына Салах ад-Дина). Непосредственным поводом, послужившим для обвинения ас-Сухраварди в ереси, стало его высказывание относительно потенциальной возможности Бога к сотворению пророка после Мухаммада (5). Салах ад-Дин, и без того не жаловавший философов, не замедлил издать приказ о казни ас-Сухраварди. Несмотря на симпатию к ас-Сухраварди, Малик аз-Захир не посмел ослушаться приказа отца. И в 587 г. х. (1191 г.) в возрасте 38 по х./36 лет ас-Сухраварди был казнен. Так трагически закончился жизненный путь Шихаб ад-Дина ас-Сухраварди, получившего впоследствии прозвище «ал-Мактул» (убиенный), которое его ученики трактовали не иначе как «ал-Шахид» (мученик) (6).

Наследие ас-Сухраварди, насчитывающее около 50 работ (7), получило широкое распространение на Востоке. Между тем, не будучи переведенным на латынь, оно было фактически неизвестно на Западе. И лишь в конце XIX века Запад благодаря исследованиям востоковедов начал свое знакомство с работами ас-Сухраварди.

Как при жизни, так в последующие века и сегодня ас-Сухраварди и его философия озарения рождают различное отношение и трактовки. На сегодняшний день можно выделить несколько основных подходов к рассмотрению философии озарения ас-Сухраварди:

а) интерпретация философии озарения как теософии. При таком подходе рационалистическая составляющая философии ас-Сухраварди и так называемые перипатетические сочинения трактуются как подготовительный этап. В соответствии с этой точкой зрения, рационалистическая философия рассматривается ас-Сухраварди лишь для того, чтобы показать ее ограниченность и несостоятельность на пути постижения истины. Подобной позиции придерживаются Кор-бен А., Наср С.Х. и отчасти Разави М.А. (8). Таким образом, главное внимание со стороны этих исследователей уделяется «Философии озарения» и аллегорическим рассказам, в частности метафизике света и символической составляющей. При этом опускается из вида логика и физика, что негативно сказывается, по словам таких востоковедов, как Уолбридж Дж. и Зиаи Х., не только на самих исследованиях, но и на критических изданиях работ ас-Сухраварди (9);

б) оценка ас-Сухраварди как философа, который, несмотря на его критику и существенные отклонения, остался в рамках философской системы Ибн Си-ны. Ас-Сухраварди рассматривается как ученый, интерпретировавший философию Ибн Сины с неоплатонистской точки зрения. Данный подход свойственен Хайри М.Й. и Аштияни Дж. ад-Д (1G);

в) Хоссейн Зиаи (11) видит в ас-Сухраварди, прежде всего, ученого-филосо-фа, создавшего независимую философскую систему, носящую анти-аристотелев-скую направленность. В связи с чем он говорит о необходимости всестороннего изучения «Хикмат ал-Ишрак» и «перипатетических», а точнее, «анти-перипатети-ческих» работ, занимающих центральное место в наследии ас-Сухраварди и способных полностью представить философию озарения. Аллегорические рассказы ас-Сухраварди, по мнению Зиаи, представляют интерес лишь с литературной точки зрения.

Интересно отметить, что до сих пор встречаются суждения, согласно которым философия озарения ас-Сухраварди трактуется как чуждая исламу и опасная для неокрепших душ верующих (12). И даже высказывается обеспокоенность все возрастающим интересом востоковедов к фигуре ас-Сухраварди и его философии.

Заключая представленный краткий обзор мнений о философском учении ас-Сухраварди, хотелось бы заметить, что полноценная реконструкция философии озарения ас-Сухраварди должна учитывать все аспекты его учения и уделить соответствующее внимание современным источникам, освещающим его.

Философия Шейха ал-Ишрака сочетает в себе, пожалуй, наибольшее количество различных идейных составляющих по сравнению с учениями других мусульманских мыслителей. В ней присутствуют элементы гностицизма, неоплатонизма, перипатетизма, верований древних персов и сабеев, суфизма. Такое насыщенное соединение разнородных идей и символов привело многих исследователей к заключению, что философская система ас-Сухраварди носит эклектический (в негативном смысле) характер. Философии ас-Сухраварди отказывалось в оригинальности, и она объявлялась простой компиляцией (Л. Массинь-он, Берг, де Бор, Афифи). Между тем анализ работ ас-Сухраварди позволяет утверждать, что подобный взгляд является заблуждением. Безусловно, ас-Сух-раварди прибегал к использованию идей и символов, почерпнутых из вышеперечисленных учений и верований, однако либо наделял их новым, ранее не присущим им значением, либо расширял их смысловую область.

Ошибочным также является вывод, согласно которому философия озарения ас-Сухраварди представляется в качестве «грандиозного проекта возрождения мудрости или теософии древнего доисламского зороастрийского Ирана»

(13). Хотя определенные основания для подобных суждений имеются. Например, в тексте «Макамат ас-суфиййа» можно встретить следующее высказывание: «Среди персов были те, кто отклонился от истины, и достойнейшие мудрецы, следовавшие истине ... Мы возродили их благородную световую истину...»

(14).

Рассмотрение и определение основного предмета философской системы ас-Сухраварди показывает некорректность вышеприведенного заключения. Главной целью, к которой стремился ас-Сухраварди на протяжении всей жизни, было постижение высшей неизменной мудрости. Многочисленные странствия, поиск достойного наставника, неустанное изучение различных учений и верований были обусловлены именно этой целью, которая, по словам ас-Сухраварди, в конечном итоге была достигнута. Описание и способы постижения высшей мудрости и стали основным предметом философии озарения.

Представленная в философии озарения мудрость не является мудростью древних персов. Это так называемая вечная мудрость, которая всегда присутствовала на земле: «Не думайте, что эта мудрость появилась в недавние времена. Мир никогда не оставался без этой мудрости и без человека, обладающего ей... Так было с тех пор, как существуют небеса и земля» (15). Носителями этой мудрости были мыслители разных народов мира, она трактовалась при помощи разнообразных выражений и символов, оставаясь при этом неизменной по своей сути и единой для всех. «Разница между древними мудрецами и современными только в выражениях ... между ними нет спора по основным вопросам» (16). Поскольку вечная мудрость выражается посредством символов, то она мало подвержена критике. Критика затрагивает лишь поверхностный смысл, оставаясь не в силах, по словам ас-Сухраварди, добраться до истинного смысла. Историю этой мудрости ас-Сухраварди возводит к Гермесу, которого называет «прародителем мудрости» (17). К «величайшим мудрецам и столпам истины» он относит также Эмпедокла, Пифагора, Джамасфа, Фрашауштара, Бузарджумихра (18). Главой же мудрости ас-Сухраварди называет Платона.

Среди тех, кто уже обрел мудрость, и тех, кто к ней только стремится, ас-Сухраварди выделяет несколько уровней. К первой группе принадлежат мудрецы, постигшие рациональное знание и гнозис. Во вторую группу входят мудрецы, овладевшие только рациональным знанием. Третью группу составляют те, кто обрел гнозис. К четвертому разряду он относит мудрецов, в полной мере познавших гнозис, но недостаточно уяснивших рациональное знание, и к пятой — сильных в рациональном знании и слабых в гнозисе. Те же, кто находится на начальном этапе познания, могут стремиться как к рациональному знанию, так и к гнозису, или же только к гнозису, или только рациональному знанию (19).

Сам ас-Сухраварди причисляет себя к первой, высшей, категории мудрецов, в полной мере овладевших гнозисом и рациональным знанием, познавшим вечную мудрость. Таким образом, философия озарения, направленная на обретение мудрости, складывается из двух составляющих: рациональной и интуитивной. Что касается рационального знания, то оно основывается на исследовании, рассуждении, умозаключении, доказательстве. Противоположный рациональному знанию гнозис базируется на интуиции, свидетельствовании, озарении. Ас-Сух-раварди акцентирует внимание на том, что его философия озарения адресована тем, кто ищет как рациональное знание, так и гнозис. Тем же, кто стремится только к рациональному знанию, ас-Сухраварди советует прибегнуть к философии перипатетиков (20).

Обращаясь непосредственно к понятию мудрости (хикма), ас-Сухраварди дает следующее определение: «мудрость есть отображение реальностей в душе» (21). Вторым центральным понятием учения ас-Сухраварди, в соответствии с которым и стали называть его философию, является озарение (ал-’ишрак). Озарение, согласно ас-Сухраварди, — непревзойденное эпистемологическое измерение мудрости. Через озарение «Свет Светов» являет все существующее не в его кажимости, а в его истинности.

Таким образом, Шихаб ад-Дин ас-Сухраварди сумел объединить два ранее противостоящих друг другу метода познания — рациональный и интуитивный — в рамках единой философской системы, философии озарения, «философии, за которую он заплатил ценою собственной крови» (22).

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Аш-Шахразури Шамс ад-Дин. Тарих ал-хукама’: нузхат ал-’арвах ва равдат ал-’афрах. — Каир, 1988. С. 375. Ибн Аби ’Усайби‘а. ‘Уйун ал-’анба’ фи табакат ал-’атыбба’. — Бейрут, 1987. — С. 273.

(2) Мухаммад ‘Али ’Абу Райан. ’Усул ал-фальсафа ал-’ишракийа ‘инда Шихаб ад-Дин ас-Сухраварди. — Каир, 1959. — С. 13.

(3) Маджму‘а мусаннафат шейх ал-’ишрак би тасхих ва мукаддама Генри Корбен. — Каир, б.г. — Китаб ал-Машари‘а ва-л-мутарахат. — Т. 1. — С. 5G5.

(4) Ибн Халликан, Абу-л-‘Аббас Шамс ад-Дин Ахмад. Вафайат ал-а‘йан. В б т. 1948— 195G. — Т. 4. — С. 317.

(5) Ал-Ма‘алуф ’Имиль. Китаб ал-ламахат ли-с-Сухраварди. — Бейрут, 1991.

(6) Корбен Г. Ас-Сухраварди ал-Мактуль му’ассис ал-мазхаб ал-’ишракий / Бадави ‘Абд ар-Рахман. Шахсийат калака фи-л-ислам. — Каир, 194б. — С. 95.

(7) См.: аш-Шахразури Шамс ад-Дин. Тарих ал-хукама’: нузхат ал-’арвах ва равдат ал-’афрах. — Каир, 1988.

(8) Корбен А. Ас-Сухраварди ал-Мактуль му’ассис ал-мазхаб ал-’ишракий / Бадави ‘Абд ар-Рахман. Шахсийат калака фи-л-ислам. — Каир, 194б; The Man of Light in Iranian Sufism. — New Lebanon, 1994; Наср С.Х. Three Muslim Sages. — Cambridge, 19б4; «Suhrawardi» History of Muslim Philosophy, ed. Sharif M.M. — Weisbaden, 19б3. Разави М.А. Suhrawardi and the School of Illumination. — Richmond, 199б; «The Significance of Suhrawardi’s Persian Sufi Writings in the Philosophy of Illumination» / Classical Persian Sufism: From Its Origin to Rumi, ed. Lewisohn L. — London, 1993.

(9) Suhrawardi. The Philosophy of Illumination. Transl. J. Walbridge&Hossein Ziai. — Brigham Young University Press, 1999. — С. xix

(1G) Hairi М. The Principles of Epistemology in Islamic Philosophy. — N.Y., 1992.

(11) Ziai H. Knowledge and Illumination. — Atlanta, 199G, «Shihab al Din Suhrawardi: Founder of Illuminationist School», «The Illuminationist Tradition»/ History of Islamic Philosophy, ed. Nasr S.H. and Leaman O. — N.Y., 2GG1.

(12) Та‘има С. Ат-тасаввуф ва-т-тафальсуф. — Каир, 2GG5. — С. 235.

(13) H. Corbin. The man of Light in Iranian Sufism. Omega Publications. 1994. — С. 8.

(14) Шихаб ад-Дин ас-Сухраварди. Макамат ас-суфийа. Хаккакаха ’Имиль ал-Ма‘алуф. — Бейрут, 1993. — С. б2.

(15) Маджму‘а мусаннафат шейх ал-’ишрак би тасхих ва мукаддама Генри Корбен. — Каир, б.г. — Хикмат ал-’ишрак. — Т. 2. — С. 11.

(16) Маджму‘а мусаннафат шейх ал-’ишрак би тасхих ва мукаддама Генри Корбен. — Каир, б.г. — Хикмат ал-’ишрак. — Т. 2. — С. 11.

(17) Маджму‘а мусаннафат шейх ал-’ишрак би тасхих ва мукаддама Генри Корбен. — Каир, б.г. — Хикмат ал-’ишрак. — Т. 2. — С. 1G.

(18) «Три древних легендарных персидских мудреца. Джамасф был царем Виштаспа, защитником Зороастра. Ему приписывают книги по астрологии и алхимии. Фрашауштар относится к ранним зороастрийцам, упоминается в Авесте. Бузаржумихр — Сасанидский визирь, живший в б веке и прославившийся своей мудростью» — Suhrawardi. The Philosophy of Illumination. Transl. J. Walbridge&Hossein Ziai. Brigham Young University Press, 1999. — С. 17G.

(19) Маджму‘а мусаннафат шейх ал-’ишрак би тасхих ва мукаддама Генри Корбен. — Каир, б.г. — Хикмат ал-’ишрак. — Т. 2. — С. 11—12.

(2G) Маджму‘а мусаннафат шейх ал-’ишрак би тасхих ва мукаддама Генри Корбен. — Каир, б.г. — Хикмат ал-’ишрак. — Т. 2. — С. 13.

(21) Шихаб ад-Дин ас-Сухраварди. Макамат ас-суфийа. Хаккакаха ’Имиль ал-Ма‘алуф. — Бейрут, 1993. — С. б3

(22) Икбал М. Татаввур ал-фикр ал-фальсафий фи ’Иран. — Каир, 1989. — С. 97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.