Научная статья на тему 'ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОДХОДЫ ИНДИИ К ОЦЕНКЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО МИРОУСТРОЙСТВА: ИЗНАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ'

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОДХОДЫ ИНДИИ К ОЦЕНКЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО МИРОУСТРОЙСТВА: ИЗНАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / МИРОВОЙ ПОРЯДОК / НЕНАСИЛИЕ / ПОЛИЦЕНТРИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фетисов Богдан Евгеньевич

В статье излагается содержание внешнеполитического дискурса Индии в части оценки политического устройства мира в период становления современной государственности. Данное содержание представлено в виде обобщенных подходов, порожденных изменениями международной среды и внутриполитической обстановки и определявших выбор параметров предпочтительного и оценку параметров существующего мироустройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIA’S FUNDAMENTAL APPROACHES TO ASSESSING THE POLITICAL WORLD ORDER: INITIAL POINTS

The article describes the content of Indian foreign policy discourse in terms of assessing the political world order in the early years of its modern statehood presenting. It as some generalized approaches rooted in both changes in the international environment and circumstances of Indian history which determined the choice of parameters of preferable world order and the assessment of parameters of the existing one.

Текст научной работы на тему «ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОДХОДЫ ИНДИИ К ОЦЕНКЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО МИРОУСТРОЙСТВА: ИЗНАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ»

2.2. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОДХОДЫ ИНДИИ К ОЦЕНКЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО МИРОУСТРОЙСТВА: ИЗНАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Фетисов Богдан Евгеньевич, аспирант факультета мировой политики Место учебы: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

bogdanfetisov@bk.ru

Аннотация: в статье излагается содержание внешнеполитического дискурса Индии в части оценки политического устройства мира в период становления современной государственности. Данное содержание представлено в виде обобщенных подходов, порожденных изменениями международной среды и внутриполитической обстановки и определявших выбор параметров предпочтительного и оценку параметров существующего мироустройства.

Ключевые слова: Индия, мировой порядок, ненасилие, полицентричность, национальные интересы, исключительность.

INDIA'S FUNDAMENTAL APPROACHES TO ASSESSING THE POLITICAL WORLD ORDER: INITIAL POINTS

Fetisov Bogdan E., postgraduate student of the Faculty of World Politics Study place: Lomonosov Moscow State University

bogdanfetisov@bk.ru

Abstract: the article describes the content of Indian foreign policy discourse in terms of assessing the political world order in the early years of its modern statehood presenting. It as some generalized approaches rooted in both changes in the international environment and circumstances of Indian history which determined the choice of parameters of preferable world order and the assessment of parameters of the existing one.

Keywords: India, world order, non-violence, polycentricity, national interests, exceptionalism.

С развитием полицентричности системы международных отношений широкую востребованность приобретает анализ дискурсов о политическом мироустройстве, а в особенности, создаваемых державами-претендентами на глобальное влияние. В их числе находится Индия, составляющие внешнеполитического дискурса которой в части оценки политического устройства мира в период становления современной государственности страны приводятся ниже. Для дальнейших исследований данного аспекта внешней политики Индии наиболее удобным представляется объяснять мотивацию оценок параметров политического мироустройства присутствием и взаимодействием некоторого набора обобщенных всеобъемлющих подходов, лежащих в основе данного фрагмента внешнеполитической риторики.

Соответствующие подходы были выявлены при рассмотрении как внутренних процессов, так и ответов на изменения в силовой конфигурации, технологических укладах, ценностях, преобразовывавших политическое мироустройство на этапе становления современного индийского государства. Потому прежде чем перейти к описанию подходов необходимо обозначить определенные вводные, которые формировали его внутреннюю и внешнюю среду в первые постколониальные годы.

Во-первых, колоссальное воздействие оказывал предшествующий опыт продолжительного колониального угнетения, который способствовал возникновению чувства виктимизации [МШег, 2009], стремления искоренить подобные практики в будущем, особой чувствительности в вопросах статуса и равенства, твердой приверженности автономии и постулата о превосходстве страны в культурной сфере в противовес превосходству материальной культуры колонизаторского Запада.

Во-вторых, стремительно развивалось противопо-

ставление Пакистану, в понимании индийской стороны, агрессивным, нетерпимым, теократическим и милитаристским государством, что способствовало артикуляции и дальнейшему сохранению вышеописанного наполнения.

И, в-третьих, значительное влияние имели общие черты индуистской религиозной культуры, которые целенаправленно внедрялись в изначально не детерминированные философско-религиозными концептами [Talbot, Singh G., 2009] политические заявления и практику лидером движения за независимость страны Махатмой Ганди.

Сформированный под влиянием данных обстоятельств дискурс предстает в результате проведенного анализа как состоящий из набора обобщенных подходов, наиболее полно описывающих индийское видение политического мироустройства и самопозиционирования в нем, и, соответственно, задающих определенную оценку его параметров, которые и будут изложены далее.

Высший закон

Ответ на возникшие вызовы был результатом как потребности в политической культуре, которая задала бы вектор развития нового государства в насыщенный конфликтами период его становления, так и вывода на поверхность политической жизни, в том числе, во внешнеполитические установки и декларации, соответствующих задачам философских основ. В данном случае необходимые основы приобрели авторитетность благодаря деятельности одного из лидеров движения за независимость Индии Мохандаса Карам-чанда (или Махатмы, от санскр. - «великая душа») Ганди, который руководствовался собственной логикой борьбы против колониального правления Британской империи, а с зарождением внешней политики нового государства переложил данную логику на внешнеполитические подходы, в частности, и на под-

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОДХОДЫ ИНДИИ К ОЦЕНКЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО МИРОУСТРОЙСТВА: ИЗНАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ходы к оценке политического мироустройства. Апеллируя к определенному метафизическому порядку, изложенному в текстах ведической и других религиозных традиций, Ганди поставил целью одухотворение любых отношений и деятельности [Upadhyay, 1996: 27]. При этом Ганди был сторонником ригведийской мантры «ано бхадра критаво йанту вишватаха» (сан-скр. - «пусть благородные мысли приходят со всех сторон»)1, потому для него были важны дополнен-ность и подкрепленность предлагаемых им правил со стороны постулатов других конфессий, а также было совершенно неприемлемо их соперничество как про-тивоестественное2.

В итоге, при оценке мироустройства влиятельность получили следующие выведенные и предложенные Ганди установки.

Во-первых, это связанность сфер и уровней социальных отношений, что обусловило видение всех проблем не отдельно нравственными, экономическими, политическими, а неразрывно переплетенными, а также о фрактальности устройства социальных отношений, в частности, между плоскостями «личность в обществе» и «государство в мире» [Kripalani, 1970: 305].

Во-вторых, это равенство как следствие единого начала всех людей любого происхождения и вероисповедания в едином Боге [Prabhu, Rao, 1945: 71] и соответствующий принцип «васудхаива кутумбакам» (санскр. - «весь мир - одна семья»)3.

В-третьих, это разделение средств достижения целей на приемлемые и неприемлемые. Так, по Ганди, сам успех итогов деятельности зависит от средств и не может оправдывать их4, потому средства должны соответствовать, в первую очередь, принципу ахимсы (санскр. - «ненасилие»)5, в том числе, и при сопротивлении насилию, которое должно представлять из себя непокорность без агрессии («сатьяграха»)6.

В-четвертых, это представление о глобальных проблемах как следствиях нарушения предписанного нравственного порядка [Dutta, 1953: 126]. Неравный доступ к ресурсам, таким образом, является следствием забвения их принадлежности исключительно Богу7, а насилие и эксплуатация - изначального равенства, что должно быть заменено ответственным распределением благ для обеспечения основных потребностей всего человечества («сарводайя»)8.

В-пятых, это предпочтительная роль Индии как образца и служителя миру, что также понимается и как залог ее будущего благосостояния [Tendulkar, 1954: 322]. Предполагалось, что следование данным ориентирам должно было привести к созданию ненасильственного, неиерархического, неэксплуататорского и нерасистского мирового порядка [Yadav, 2005: 458].

1 Young India, 22.12.1927. P. 425; Young India, 11.08.1920. P. 4; Young India, 01.06.1921. P. 171.

2 Gandhi M.K. Hind Swaraj or Indian Home Rule. Ahmedabad: Nav-ajivan, 1938. P. 50.

3 Radhakrishnan N. Gandhi in the Globalised Context. Available at: https://www.mkgandhi.org/articles/ Radhakrishnan.htm (accessed: 04.08.2018).

4 Gandhi M.K. Ethical Religion. Madras: S. Ganesan, 1930. P. 42.

5 Harijan, 11.12.1939. P. 8.

6 Radhakrishnan N. Gandhi in the Globalised Context. Available at: https://www.mkgandhi.org/articles/ Radhakrishnan.htm (accessed: 04.08.2018)

7 Young India, 15.11.1928. P. 381.

8 Radhakrishnan N. Gandhi in the Globalised Context. Available at:

https://www.mkgandhi.org/articles/ Radhakrishnan.htm (accessed:

04.08.2018).

Так, при жизни Ганди метафизические идеи заложили основу специфического дискурса оценки политического мироустройства, остальные составляющие которого находились под влиянием рассмотренного подхода.

Всеобъемлющее ненасилие

Понимание Ганди высшего духовного порядка было таково, что принцип ненасилия являлся в нем универсальным. Несмотря на одобрение военного присутствия и возможного отпора пакистанцам в Сринагаре9, Ганди был убежден, что решение привнести в конфликт насилие приводит к изменению психологии сторон, делая их позиции непримиримыми, и потому ненасильственное разрешение конфликтов является единственным путем прогресса в отношениях и достижения стабильного мира10. Такое разрешение конфликтов должно строиться на диалоге, в котором признается необходимость уступок и компромиссов с обеих сторон, а также на усилении экономической взаимозависимости11, а в случае применения силы одной из сторон - на ненасильственном сопротивлении другой, что представлялось как моральный и потому верный эквивалент войны [Jain, 2011].

Из этого вытекают определенные частные представления о необходимых принципах мироустройства.

Во-первых, важнейшей его составляющей должен быть нейтралитет государств в ходе каких-либо конфликтов12.

Во-вторых, структура системы международных отношений должна склонять акторов проявлять сдержанность при разрешении проблем безопасности.

В-третьих, необходимо распространять культуру ненасилия с целью устранения противоречащих ей представлений, например, о существовании постоянных или естественных врагов.

Данные подходы к глобальному миропорядку нашли выражение с первых лет правления Джавахарлала Неру и были закреплены на конференции в Бандунге в 1955 году как пять принципов мирного сосуществования Панча-шила, которые подразумевали, в частности, взаимное ненападение и решимость поддерживать мирное сосу-ществование13. По словам Неру, подобная политика дружбы наций, бескомпромиссная по отношению к любым военным соглашениям, была основана на убеждении, что политику страха и враждебности, характеризующую Холодную войну, необходимо преодолеть14.

Очевидно, что зарождавшаяся тогда концепция и политика неприсоединения так же претерпевала на себе влияние принципа ненасилия, будучи направленной на дистанцирование от силовых акций, повторяющих те практики, которые, по мнению Неру, привели в про-

9 Menon Sh. Address by NSA at the Cariappa Memorial Lecture on 'The Role of Militaries in International Relations', October 5. 2011 // The official portal of External Affairs Ministry, Government of India. Available at: http://www.mea.gov.in/Speeches-Statements.htm ?dtl/412/Address+by+NSA+at+the+Cariappa+ Memorial+Lecture+ on+The+Role+of+Militaries+in+International+Relations (accessed: 09.08.2018).

10 Harijan, 20.07.1947. P. 243; Harijan, 09.03.1947. P. 58.

11 Sinha Y. Inaugural Distinguished Persons Lecture by External Affairs Minister Yashwant Sinha on 'Diplomacy in the 21st Century' organized by the Foreign Service Institute of the Ministry of External Affairs, New Delhi, January 3, 2003 // India's Foreign Relations 2003 -Documents. New Delhi: Ministry of External Affairs, 2003. Pp. 65-72.

12 Young India, 31.12.1931. P. 427.

13 Panchsheel. Ministry of External Affairs of India, 2004. Available at: http://www.mea.gov.in/Uploads/Publication Docs/191_panch-sheel.pdf (accessed: 10.07.2018).

14 Nehru J. Changing India // Foreign Affairs, 41 (3), 1963. Pp. 453-465.

шлом к мировым войнам и могли снова привести к катастрофам даже в более широких масштабах15. Таким образом, логика ненасилия также изначально вела и к глубокому скептицизму в отношении любых вооруженных вмешательств.

Равноправное многообразие

Истоки данного подхода также находятся в одной из целей Ганди в отношении политического устройства мира, а именно в устремлении к такому положению, при котором нации, имеющие небольшой вес на мировой арене, будут признаваемы такими же значимыми, как и самые могущественные, а идеи превосходства и неполноценности будут полностью искоренены16. В итоге, подход отвергает представление о неискоренимом «конфликте цивилизаций»17, постулирует равноправие различных субъектов международных отношений и, признавая за ними право выбора собственного пути, стремится встроить их в универсальную структуру, отражающую древний ведический идеал «весь мир - одна семья». Логика подхода отвергает однополяр-ное или биполярное устройство системы международных отношений, предпочитая полицентричность, позволяющую лучше учитывать интересы сторон и развивать больший диапазон ценностей.

Изменение мироустройства в духе данного подхода требовало институционализации соответствующей плюралистической структуры на возможно более высоком уровне. Отражение данного подхода также можно обнаружить в принципах мирного сосуществования Панча-шила, которые включают в себя взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета сторон, взаимное ненападение, взаимное невмешательство и взаимовыгодное качество отношений18. Полем явных и перманентных проявлений подхода стала Организация Объединенных Наций, где с первой же сессии Генеральной Ассамблеи Индия привносила в обсуждения тематику прав человека, антирасизма и антиколониализма [ВИадауап, 2008].

Отдельного упоминания в контексте подхода равноправного многообразия требует оценка устройства мировой экономики, так как, возможно, именно относительно политического регулирования процесса экономического развития гандийский проект подразумевал наиболее радикальные изменения, которые должны были гарантировать условия, в которых была бы невозможна хозяйственная эксплуатация одних наций

15 Nehru J. India's Foreign Policy: Selected Speeches, September 1946 - April 1961. Delhi: The Publications Division, Ministry of Information and Broadcasting, Government of India, 1961. P. 2.

16 Harijan, 11.12.1939. P. 8.

17 PM's M. Singh Address at International Conference on Peace, Non-Violence and Empowerment - Gandhian Philosophy in the 21st Century, January 30, 2007 // Former Prime Ministers of India. Available at: https://archivepmo.nic.in/drmanmohansingh/speech-details.php?nodeid=449 (accessed: 20.07.2018).

18 Sinha Y. The Ninth Field. Marshall K.M. Cariappa Memorial Lecture by External Affairs Minister Yashwant Sinha on 'India and the Emerging World Order', New Delhi, October 18, 2003 // India's Foreign Relations 2003 - Documents. New Delhi: Ministry of External Affairs, 2003. Pp. 188-195; Narayanan K.R. Revitalising Panchsheel // The Hindu, 2004, July 20. Available at: https://www.thehindu.com/2004/07/20/stories/2004072002341000.htm (accessed: 23.07.2018); Rao N. Speech by FS on Prospects and Challenges of India China Interactions in the 21st Century, 2011 // The official portal of External Affairs Ministry, Government of India. Available at: http://www.mea.gov.in/Speeches-Statements.htm?dtl/304/Speech+by+FS+on+Prospects+ and+ Chal-lenges+of+India+ China+Interactions+ in+the+21st+Century +at+New+York (accessed: 11.08.2018).

другими. Так, в качестве инструментов построения соответствующего мирового хозяйства Ганди предлагал ограничение, а в некоторых случаях, и откат в масштабах технологизации19 и урбанизации20 мира, которые признавались полезными лишь в определенной мере 1, а также достижение самодостаточности («свадеши»), самоуправления («сварадж»)22 и всеобщей занятости23 по всему миру. Уровень потребления государств мира должен был рассчитываться исходя из реальных потребностей и при ответственном самоограничении24, что обеспечивало бы удовлетворение естественных нужд всего человечества. Разрабатывавшийся Ганди концепт опеки, построенный на постулате Ишопанишад о принадлежности всего творения исключительно Богу, был призван способствовать тому, чтобы обладатели благ, крупный капитал и наиболее экономически развитые государства, распоряжались ими как предназначенными для всего человечества25. Институт опеки Индия пыталась представить на Бреттон-Вудсской конференции 1944 года, где она продвигала статьи соглашения Всемирного банка и Международного валютного фонда в интересах развивающихся стран [Kirk, 2011: 39].

Просвещенный эгоизм

В первые годы по обретении независимости единственным видным деятелем, не поддерживавшим позиционирование Индии как нации, стремящейся, в первую очередь, к благоденствию всего мира, являлся вице-премьер Сардар Патель26, который считал необходимым направить усилия новообразованного государства, прежде всего, на укрепление собственной безопасности, выступая с критикой, в частности, «идеалистической» политики Неру в отношении Пакистана и Китая [Guhu, 2007: 168]. Тем не менее, данный подход, допустимость и необходимость просвещенного эгоизма наций, видимо, неизбежно должен был найти свое выражение по причине, с одной стороны, стремления предупредить попадание под новую зависимость, и с другой стороны, влияния реалитсткой традиции политической мысли Индии, например, трактата Артхашастра Каутильи [Chellaney, 1999; Singh, Gera, Dewan, 2013: 236].

Подход признает, что мировая политика, в конечном счете, конкурентна и обусловлена собственными интересами государств. Просвещенность национального эгоизма должна достигаться и поддерживаться стремлением к соответствию национальных интересов фундаментальным ценностям человечества и задаче разрешения глобальных проблем27. Кроме того, в соответствии с подходом признается, что страны не могут

19 Harijan, 25.08.1946. P. 281; Young India, 13.11.1924. P. 378.

20 Gandhi M.K. Hind Swaraj or Indian Home Rule. Ahmedabad: Navajivan, 1938. P. 96; Harijan, 09.10.1937. P. 293.

21 Young India, 22.10.1931. P. 318.

22 Harijan, 16.11.1934. P. 316; Young India, 29.01.1925; Young India, 06.08.1925; Young India, 01.12.1927; Young India, 19.03.1931.

23 Harijan, 22.06.1935. P. 146; Young India, 15.11.1928. P. 381.

24 Young India, 23.02.1921. P. 59.

25 Young India, 26.03.1931. P. 49; Harijan, 01.02.1942. P. 20; Harijan, 23.02.1947. P. 39.

26 Материалы конференции в честь Дня национального единства Индии. Культурный центр имени Джавахарлала Неру при посольстве Индии в Москве (JNCC), 2 ноября 2016 года, из личного архива.

27 Menon Sh. K. Subrahmanyam and India's Strategic Culture, January 19. 2012 // Pragati - The Indian National Interest Review. Available at: http://pragati.nationalinterest.in/2012/02/k-subrahmanyam-and-india%E2%80%99s-strategic-culture/ (accessed: 25.07.2018).

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОДХОДЫ ИНДИИ К ОЦЕНКЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО МИРОУСТРОЙСТВА: ИЗНАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

опираться на благоприятную международную среду, которая разделяла бы их трудности, и потому, в конечном счете, сами несут ответственность за защиту национальных интересов при взаимодействии с другими акторами.

Исходя из этого, подход подразумевает несколько составляющих.

Во-первых, государство закрепляется в качестве основного субъекта мировой политики и несет ответственность за отстаивание национальных интересов и преумножение «шакти» (санскр. - «внутренняя сила»), то есть своего собственного потенциала, который в условиях несовершенства намерений сторон единственный способен гарантировать мир.

Во-вторых, проводится жесткая линия в отношении вмешательств во внутренние дела государств.

В-третьих, проявляется глубокий скепсис по отношению к обязывающим международным соглашениям и к любого рода зависимостям, что позднее породит знаменитый принцип стратегической автономии [Gordon, 2014: 138]. Что касается экономической сферы, подход просвещенного эгоизма изначально применялся и в отношении мировой экономики, дополняя логику ответственности каждого члена мирового сообщества за благополучие и равенство возможностей других признанием правомерности отстаивания его членами своих ценностно оправданных интересов.

Очевидно, что и данный подход обуславливал предпочтительность полицентричного миропорядка с относительно стабильным равновесием.

Собственная исключительность

Наиболее востребованным подспорьем для формирования последнего подхода к оценке мироустройства на раннем этапе истории независимой Индии, исключительности самой Индии, являлась древняя ведическая философская традиция. Причем обоснования исключительности на данном фундаменте несколько парадоксальны: наличие тех же холистских ведических философских положений, которые побуждали Ганди отмечать, что его послание не таково, что Индия должна быть всем для индийцев [Tendulkar, 1954: 322], послужило основой и чувству индийской исключительности как преемницы богатого доколониального культурного наследия и как наиболее благородного государства на международной арене, которое, следовательно, вправе задавать определенные параметры миропорядка [Cohen, 2002: 182]. Из прославления, прежде всего, духовности, пацифизма и ненасилия зарождалась идея о морально превосходящей Индии, исповедующей мир и гармонию в условиях, где другие потворствуют ожесточенной борьбе за национальные интересы. Еще по обретении независимости Джава-харлал Неру заявлял, что Индии суждено стать глобальной державой [Mehta, 2009: 213], а в дальнейшем Индия Неру появилась на конференции в Бандунге как теоретик неприсоединения с убежденностью, что современная ей реальность мировой политики может быть заменена новыми концептами и что посредством политики Панча-шила она сможет играть ведущую роль в построении справедливого и морального миропорядка [Dixit, 2003: 62].

Кроме того, с обретением независимости появился стимул к возрождению того величия, которое приписывается древней Индии в признанно ценных с точки зрения мирового наследия и авторитетных в обществе религиозных мифах и древних эпосах, таких как Ма-

хабхарата и Рамаяна, согласно которым индийский субконтинент являлся колыбелью могущественных государственных образований прошлого и породил высокоразвитые теории государственного устройства, которые не только предшествовали европейским теориям и практике, но и содержали актуальные до сих пор принципы организации внутрисоциальных и международных отношений2 .

В данной статье были изложены составляющие внешнеполитического дискурса Индии в части оценки политического устройства мира в период становления современной государственности страны. По обретении независимости подходы Индии к предпочтительному и существующему политическому устройству мира были довольно революционными и характеризовались высокой цельностью благодаря всеприсутствующему фундаменту в виде подхода ориентирования на высший закон, включавший религиозно-философские принципы, главным образом, традиционной индуистской культуры. На его основе в виде более специфичных ответов на вызовы того времени кристаллизовались подходы всеобъемлющего ненасилия, равноправного многообразия, просвещенного эгоизма и собственной исключительности. Данное описание делает возможным дальнейшие исследования изменений содержания и взаимодействия подходов Индии к оценке параметров политического мироустройства в течение биполярного и постбиполярного периодов.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 90,32%.

Список литературы:

1. Bhagavan M. A New Hope: India, the United Nations and the Making of the Universal Declaration of Human Rights // Modern Asian Studies. 2008. 44 (2). Pp. 311-347.

2. Chellaney B. Challenges to India's National Security in the New Millennium // Securing India's Future in the New Millennium / Ed. by B. Chellaney. 1999. New Delhi: Orient Longman, pp. 527-595.

3. Cohen S.P. India: Emerging Power, Washington. D.C.: Brookings Institution Press, 2002.

4. Dixit J.N. Jawaharlal Nehru - Architect of India's Foreign Policy // Nehru Revisited / Ed. by M.V. Kamath. 2003. Mum-bai: Nehru Centre.

5. Gordon S. India's Rise as an Asian Power: Nation, Neighborhood, and Region. Georgetown University Press, 2014.

6. Guhu R. India After Gandhi: The History of the World's largest Democracy. London: Pan Books, 2007.

7. Jain V. Peace, Non-violence and Gandhian Concerns. Jaipur: Rawat Publications, 2011.

8. Kirk J. India and the World Bank: The Politics of Aid and Influence. London: Anthem Press, 2011.

9. Kripalani J.B. Gandhi, His Life and Thought. Delhi: Publications Division, 1970.

10. Mehta P.B. Still Under Nehru's Shadow? The Absence of Foreign Policy Frameworks in India // India Review. 2009. 8 (3). Pp. 209-233.

11. Miller M.C. Re-collecting Empire: "Victimhood" and the 1962 Sino-Indian War // Asian Security. 2009. Vol. 5. Issue 3. Pp. 216-241.

12. Prabhu R.K., Rao U.R. The Mind of Mahatma Gandhi. London, Oxford, 1945.

13. Talbot I., Singh G. The Partition of India. Cambridge University Press, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28 Menon Sh. K. Subrahmanyam and India's Strategic Culture, January 19. 2012 // Pragati - The Indian National Interest Review. Available at: http://pragati.nationalinterest.in/2012/02/k-subrahmanyam-and-india%E2%80%99s-strategic-culture/ (accessed: 25.07.2018).

14. Tendulkar D.G. Mahatma. Vol. 5. New Delhi: Publications Division, 1954.

15. Upadhyay K.N. Gandhi on Religion, Morality and Politics // Gandhian Approach to Contemporary Problems / Ed. by A.D. Mishra. New Delhi, Mittal, 1996, pp. 22-35.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Фетисова Б.Е. на тему «Основополагающие подходы Индии к оценке политического мироустройства: изначальное положение» Статья Фетисова Б.Е. представляет собой изложение результатов актуального по причине развития тренда к поли-центричности системы международных отношений исследования составляющих дискурса Индии в части оценки политического устройства мира в период становления современной государственности страны, который во многом определил ее дальнейший внешнеполитический курс.

Автор достаточно полно приводит обстоятельства, повлиявшие на формирование внутренней и внешней среды индийского государства в первые годы по обретении независимости, и

дает описание сложившегося в данном контексте дискурса оценки параметров мироустройства в виде обобщенных подходов, которые могут использоваться в качестве инструмента анализа позиций Индии по различным вопросам международной жизни.

Данная работа предлагает основу для дальнейшего изучения подходов внешней политики Индии, а также может применяться в ходе преподавания различных политологических курсов высшей школы.

Статья рекомендуется к публикации в научном издании, включенном в Перечень ВАК при Минобрнауки России.

Руководитель Центра индийских исследований

Института востоковедения РАН,

доцент кафедры региональных

проблем мировой политики

факультета мировой политики

МГУ им. М.В. Ломоносова, канд. ист. наук

Шаумян Т.Л.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.