Научная статья на тему 'Основополагающие мотивы к труду, потребности и ожидания дефицитных специалистов'

Основополагающие мотивы к труду, потребности и ожидания дефицитных специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / СТИМУЛИРОВАНИЕ К ТРУДУ / STIMULATION TO WORK / ПОТРЕБНОСТИ ПЕРСОНАЛА / THE NEEDS OF THE STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурмистрова Н.О., Бурмистров Д.А.

В статье рассмотрены проблемы поиска эффективных инструментов мотивации и стимулирования персонала к труду; выявления необходимых компонентов в общей системе управления персоналом на современном предприятии для привлечения, удержания и максимально продуктивной организации труда наиболее дефицитных на сегодняшний день специалистов. Приведены результаты исследования, целью которого является выявление основополагающих мотивов, ценностей, потребностей и ожиданий специалистов от сотрудничества с работодателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UNDERLYING MOTIVATIONS TO WORK, THE NEEDS AND EXPECTATIONS OF THE SCARCE EXPERTS

The article considers the problem of finding the effective tools of motivation and stimulation of staff to work; identify the necessary components in the overall system of personnel management in the modern enterprise to attract, retain and maximise the productive organization of labor is the most scarce today specialists. The results of the study, the purpose of which is to identify the underlying motives, values, needs and expectations from the cooperation with employers.

Текст научной работы на тему «Основополагающие мотивы к труду, потребности и ожидания дефицитных специалистов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PSYCHOLOGY

DOI: 10.18454/IRJ.2016.50.094 Бурмистрова Н.О.1, Бурмистров Д.А.2

1Восточно-Европейский институт психоанализа, 2Доктор биологических наук, Кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский институт биорегуляции и геронтологии ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ МОТИВЫ К ТРУДУ, ПОТРЕБНОСТИ И ОЖИДАНИЯ ДЕФИЦИТНЫХ

СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы поиска эффективных инструментов мотивации и стимулирования персонала к труду; выявления необходимых компонентов в общей системе управления персоналом на современном предприятии для привлечения, удержания и максимально продуктивной организации труда наиболее дефицитных на сегодняшний день специалистов. Приведены результаты исследования, целью которого является выявление основополагающих мотивов, ценностей, потребностей и ожиданий специалистов от сотрудничества с работодателями.

Ключевые слова: Мотивация, стимулирование к труду, потребности персонала.

Burmistrova N-О.1, Burmistrov D.A.2

1The East European Institute of psychoanalysis, 2PhD in Biology, PhD in Pedagogy, St. Petersburg Institute of Bioregulation and gerontology THE UNDERLYING MOTIVATIONS TO WORK, THE NEEDS AND EXPECTATIONS OF THE SCARCE

EXPERTS

Abstract

The article considers the problem offinding the effective tools of motivation and stimulation of staff to work; identify the necessary components in the overall system of personnel management in the modern enterprise to attract, retain and maximise the productive organization of labor is the most scarce today specialists. The results of the study, the purpose of which is to identify the underlying motives, values, needs and expectations from the cooperation with employers.

Keywords: Motivation, stimulation to work, the needs of the staff.

На сегодняшний день руководители большинства Российских предприятий заинтересованы вопросом внедрения и развития на предприятии эффективной системы мотивации и стимулирования персонала к труду. Мотивирование сотрудников эффективно только в том случае, когда представляет собой четко выстроенную систему, продуманное соотношение элементов мотивации с обозначенными целями и задачами.

Систему мотивации современного предприятия сегодня невозможно построить исключительно на материальном вознаграждении, увязываемом с результатами работы. Необходимо внедрение элементов мотивации, учитывающих потребности людей, занятых на производстве и оказывающих стимулирующее воздействие на персонал. При этом данная система, максимально соответствуя потребностям и ожиданиям сотрудников должна быть экономически целесообразна для работодателя.

Процесс мотивации через выявление ценностей и потребностей сотрудников сложен, но чрезвычайно важен. Поскольку, только данный подход дает возможность руководителям максимально эффективно использовать мотивационные инструменты в общей системе управления персоналом.

Суть мотивации и стимулирования сотрудников к труду в современной системе управления персоналом состоит в определении и реализации путей их личных интересов, ценностей и приоритетов, а также предоставлении им возможностей для постоянного развития, возможностей реализовать себя в процессе достижения стратегических целей организации.

Мотив - это опредмеченная потребность [1]. Структура потребностей человека определяется его местом в социальной структуре или ранее приобретенным опытом. Следовательно, между людьми существует множество различий в отношении тех потребностей, которые для них важны. Что еще более важно, так это то, что есть множество путей и способов удовлетворения потребности конкретного типа. Человек испытывает потребность, когда он ощущает физиологически или психологически недостаток чего-либо [2].

В целях определения основополагающих мотивов к труду, а также исследования ценностей специалистов и их ожиданий от сотрудничества с работодателями нами был проведен опрос. В опросе приняли участие граждане трудоспособного возраста, сотрудники крупных производственных предприятий Санкт-Петербурга. Все опрошенные имеют среднее или высшее профессиональное образование и являются представителями дефицитных на сегодняшний день специальностей. Среди опрошенных рабочие высокой квалификации и инженеры различных категорий. Всего в опросе приняли участие 356 человек.

Участникам исследования было предложено ответить на вопросы относительно их приоритетов и жизненных ценностей, их отношения к ведению здорового образа жизни, продолжению образования, возможности их личностного и карьерного развития, а также их желание заниматься физической культурой и спортом.

Среди наиболее значимых ценностей и приоритетов, сотрудники предприятий, принявшие участие в опросе, отметили:

- постоянное самосовершенствование, духовный рост, интеллектуальное развитие - 74,4% опрошенных;

- ведение здорового образа жизни, отказ от алкоголя и курения, правильное питание - 69,4% опрошенных;

- ощущение социальной успешности, значимости - 52,5% опрошенных;

- забота о красоте своего тела - 36,1% опрошенных.

На вопрос о том, считают ли сотрудники, что успешный руководитель должен быть примером для подчиненных не только в области профессиональных знаний и умений, но также и личных качеств, положительно ответили 92,4% опрошенных.

На вопрос о том, считают ли сотрудники, что физическое здоровье является важным основополагающим фактором для максимально эффективного выполнения своих должностных обязанностей, положительно ответили 80,9% опрошенных.

Из общего числа 88,5% опрошенных считают, что для дальнейшего успешного развития им необходимо получение новых профессиональных знаний, умений, навыков, а 86,3% выразили желание получить дополнительное образование.

Среди наиболее интересных видов обучения (образовательных программ) сотрудникам интересны:

- курсы повышения квалификации - 57,9% опрошенных;

- посещение краткосрочных образовательных мероприятий (семинары, тренинги) - 49,2% опрошенных;

- получение второго (или более) высшего образования - 22,9% опрошенных;

- получение (завершение) высшего образования - 15,8% опрошенных.

Среди причин, которые в настоящее время мешают получать образование или посещать образовательные программы, сотрудники отметили:

- отсутствие свободного времени - 57,9% опрошенных;

- нехватка денежных средств - 50,8% опрошенных;

- отсутствие ясной цели - 8,2% опрошенных;

- отсутствие самодисциплины - 3,3% опрошенных.

Из всех опрошенных 37,7% признались в том, что они курят. Среди курящих сотрудников, на вопрос о желании бросить курить положительно ответили 81,2%.

Положительно на вопрос о желании ликвидации у себя симптомов хронических заболеваний мешающих успешному ведению профессиональной деятельности ответили 65,6%.

На вопрос о желании изменить свое физическое и духовное состояние при помощи занятий физической культурой и спортом положительно ответили 85,8%. Среди наиболее привлекательных видов физической деятельности сотрудники выделили:

- плавание - 60,6% опрошенных;

- занятия в тренажерном зале - 42,1% опрошенных;

- групповые виды - 23,5% опрошенных;

- бег - 18% опрошенных;

На вопрос о том, являются ли тренировки с профессиональным тренером эффективнее, чем самостоятельные занятия положительно ответили 71,3% от общего количества сотрудников, желающих заниматься физической деятельностью.

Среди причин, мешающих в настоящее время заниматься физической культурой и спортом, сотрудники отметили:

- отсутствие свободного времени - 56,8% опрошенных;

- нехватка денежных средств - 48,6% опрошенных;

- отсутствие самодисциплины - 9,3% опрошенных;

- отсутствие профессионального, высококвалифицированного тренера - 7,1% опрошенных.

На вопрос о том, является ли стимулом поощрение в виде оплаты спортивных, образовательных или иных мероприятий положительно ответили 81,4%. Среди вариантов наиболее желаемых для поощрений, сотрудники выбрали:

- оплата обучения - 55,7% опрошенных;

- оплата спортивных тренировок - 48,1% опрошенных.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Среди наиболее значимых приоритетов сотрудники предприятий выделили постоянное самосовершенствование, духовный рост, интеллектуальное развитие, а также ведение здорового образа жизни, отказ от алкоголя и курения, правильное питание. Таким образом, весьма эффективными инструментами мотивации и стимулирования к труду при правильной организации могут стать развитие на предприятиях системы развития персонала (в т.ч. внутрикорпоративное обучение) и системы привития сотрудникам здорового образа жизни с интеграцией в корпоративную культуру предприятий.

Сотрудники в подавляющем большинстве подтвердили то, что руководитель должен быть примером для подчиненных не только в области профессиональных знаний и умений, но также и личных качеств. Учитывая это, необходимо уделить особое внимание развитию руководителей всех уровней.

Учитывая, что из числа опрошенных, курят треть сотрудников, величина потерь работодателя довольно высока. Данный факт свидетельствует о том, что на предприятиях крайне желательно внедрение системы привлечения сотрудников к ведению здорового образа жизни. Это также подтверждает и то, что большинство курильщиков осознанно желают избавиться от вредной привычки.

Внедрение на предприятии системы привлечения сотрудников к ведению здорового образа жизни необходима и с учетом того, что больше половины опрошенных сотрудников имеют потребность в ликвидации у себя симптомов хронических заболеваний мешающих успешному ведению профессиональной деятельности. А более 80% сотрудников выразили желание изменить свое физическое и духовное состояние при помощи занятий физической культурой и спортом.

Литература

1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность I А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.

2. Экономическая библиотека. [Электронный ресурс] I Основы менеджмента. Первичные и вторичные потребности. URL: http://econom-lib.ru/1-97.php (дата обращения 07 июля 2016).

References

1. Leont'ev A. N. Activity. Consciousness. Personality / A. N. Leontiev. - M.: Sense, Academy, 2005. - 352 p.

2. Economic library. [Electronic resource] / Fundamentals of management. Primary and secondary needs. URL: http://econom-lib.ru/1-97.php (accessed 07 July 2016).

DOI: 10.18454/IRJ.2016.50.088 Гуслякова Н.И.1, Гуслякова А.В.2

1ORCID: 0000-0002-6910-9691, Доктор психологических наук, профессор,

Челябинского государственного педагогического университета 2ORCID: 0000-0001-8100-5185, Кандидат филологических наук, доцент, Московского педагогического государственного университета, Российского университета дружбы народов

МЕДИАДИСКУРСИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация

Данное исследование акцентирует внимание на рассмотрении степени воздействия современного медиадискурсивного пространства на профессиональное становление студентов в условиях вуза. Выдвигается гипотеза о том, что медиадискурсивное пространство способно оказывать как прямое, так и косвенное воздействие на студентов, независимо от выбранной ими специальности. В эксперименте принимают участие студенты трех российских вузов. Эмпирический материал, полученный в исследовании, указывает на влияние медиасреды на сознание студентов и выбор их будущей профессии.

Ключевые слова: медиадискурсивное пространство, студенты, профессиональное становление.

Guslyakova N.I.1, Guslyakova A.V.2

1ORCID: 0000-0002-6910-9691, PhD in Psychology, Professor, Chelyabinsk State Pedagogical University

2ORCID: 0000-0001-8100-5185, PhD in Philology, Associate professor, Moscow State Pedagogical University, RUDN University MEDIA DISCOURSE SPACE AS A FACTOR OF THE UNIVERSITY STUDENTS' PROFESSIONAL

DEVELOPMENT

Abstract

Our research aims to track and analyze the influence of the new media on the university students' professional development. We hypothesize that today's media discourse space affects both directly and indirectly on university students, n o matter what their future specialization is. Our students' survey was conducted in three Russian higher education institutions. The findings of the research reveal the interrelation between the media discourse space and students' multiple reactions to the comprehension of the new media. The main conclusions about the new media influence on the university students' professional development are drawn in the research.

Keywords: media discourse space, university students, professional development.

Медиадискурс первой четверти нового тысячелетия характеризуются способностью взаимодействовать и воздействовать на свою целевую аудиторию в спонтанно-инсценированном режиме. По мнению М.Р. Желтухиной, медиадискурс представляет собой «вербальный или невербальный, устный или письменный текст в совокупности с прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами, выраженный средствами массовой информации, взятый в событийном аспекте, представляющий собой действие, участвующий в социокультурном взаимодействии и отражающий механизм сознания коммуникантов» [1].

В исследованиях последних лет все чаще встречается термин «дискурсивное пространство», который понимается как в лингвистическом, так и в нелингвистическом смысле. Наиболее подробно дискурсивное пространство исследовано в работах С.Н. Плотниковой. По её мнению, оно тесно связано с понятием дискурсивной личности, которая представляет собой «языковую личность, порождающую определенный дискурс в виде непрерывно возобновляемого или законченного, фрагментарного или цельного, устного или письменного сообщения. Эта личность действует в сфере производства сообщений и несёт ответственность за их содержание» [2]. Именно человек, «живущий» в определенном языковом пространстве и производящий некие дискурсы, и формирует из них свое дискурсивное пространство.

Медиадискурсивное пространство, в котором, по мнению Е.Л. Вартановой, выделяется такой сектор, как СМИ в Интернете [3], обеспечивает своих коммуникантов круглосуточным доступом к постоянно обновляющейся информации, а также возможностью самостоятельно генерировать и редактировать содержание информационного контента [4]. Подобные характеристики усовершенствованных СМИ, включая простоту навигации в виртуальном медиапространстве все больше становятся популярными в молодежной среде.

С нашей точки зрения, медиадискурсивное пространство способно оказывать большое влияние на молодое поколение, его поведение, стиль жизни, профессиональные ориентиры. Причина подобного воздействия кроется в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.