Научная статья на тему 'Основополагающие моменты, обеспечивающие оптимальное планирование товарных ресурсов розничных торговых предприятий'

Основополагающие моменты, обеспечивающие оптимальное планирование товарных ресурсов розничных торговых предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРНЫЕ РЕСУРСЫ / ОПТИМАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ / ФАКТОРЫ / ЦЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ / РОЗНИЧНОЕ ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитинская Е. Б., Шерихова И. Е.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением оптимального планирования товарных запасов, как основной составляющей товарных ресурсов. Авторы показывают важность проведения анализа, исследования и выявления показателей деятельности предприятия, находящихся под воздействием товарных запасов, факторов, влияющих на запасы, а также целей управления товарными ресурсами, как основополагающих моментов, предшествующих эффективному планированию товарных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основополагающие моменты, обеспечивающие оптимальное планирование товарных ресурсов розничных торговых предприятий»

Поэтому возможность предотвращения аварийных состояний и катастроф с помощью разработанной нами методики управления деятельностью предприятий ЖКХ на основе теории СМО, позволит добиться устойчивости их деятельности, минимизировать риск снижения качественных параметров среды жизнедеятельности человека. В этом случае возрастет инвестиционная привлекательность сферы ЖКХ региона, а также повысится вероятность притока трудовых ресурсов, необходимых для успешного социально-экономического развития региона.

Список литературы:

1. Миронова М.Д. Проблемы эффективности управления предприятием жилищно-коммунальной сферы // Экономический вестник Республики Татарстан. - 2009. - № 3. - С. 32-34.

2. Петров Ю.П., Петров Л.Ю. Неожиданное в математике и его связь с авариями и катастрофами. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: БХВ-Петер-бург, 2005. - 240 с.: ил.

3. Солодухо Н.М. Гомогенно-гетерогенный подход в структуре гомоге-терогеники: научно-учебное издание. - Казань: Изд-во КГТУ, 2006. - 100 с.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ МОМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОПТИМАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРНЫХ РЕСУРСОВ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

© Никитинская Е.Б.*, Шерихова И.Е/

Нижегородский коммерческий институт, г. Нижний Новгород

В статье рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением оптимального планирования товарных запасов, как основной составляющей товарных ресурсов. Авторы показывают важность проведения анализа, исследования и выявления показателей деятельности предприятия, находящихся под воздействием товарных запасов, факторов, влияющих на запасы, а также целей управления товарными ресурсами, как основополагающих моментов, предшествующих эффективному планированию товарных ресурсов.

Ключевые слова товарные ресурсы, оптимальное планирование, товарные запасы, факторы, цели управления, розничное торговое предприятие.

В современных условиях функционирования торговые предприятия в рамках текущего и перспективного планирования в первую очередь стал-

* Преподаватель кафедры Прикладной информатики.

♦ Старший преподаватель кафедра Прикладной информатики.

киваются с распределением располагаемых ресурсов для достижения поставленных целей. Исходя из специфики деятельности торговых предприятий, важно отметить, что кроме основных ресурсов, характерных для предприятий любой отрасли, к ресурсам торговых предприятий относится особая категория - товарные ресурсы. Многие ученые-экономисты (А.И. Гребнев, Ю.К. Баженов, М.И. Баканов, А.Н. Соломатин, М.С. Абрютина, А.М. Мат-лин, И.А. Бланк, Л.А. Брагин, А.А. Спирин, Г.П. Фомин и др.) в научных трудах, посвященных деятельности торговых предприятий, значительное место уделяют рассмотрению именно данной категории ресурсов.

Под товарными ресурсами обычно понимают всю массу продукции, закупленную торговым предприятием с целью последующей реализации. Следует отметить, что товарные ресурсы формируются за счет товарных запасов и поступления новых товаров: величина имеющихся в наличии у предприятия товарных ресурсов должна превышать товарооборот на величину товарных запасов. Поэтому размеры товарных запасов предприятия должны находиться в определенном соответствии с размером товарооборота, т.е. для осуществления бесперебойного товарооборота в каналах товарного обращения все время должен быть в наличии оптимальный товарный запас, т.к. чрезмерное наличие запасов или их недостаточность приносят экономический ущерб торговой организации. В конечном счете, и в том, и в другом случаях ухудшается финансовое состояние организации [1, 5].

Следует отметить, что в период экономического кризиса предприятиям розничной торговли особенно важно своевременно реагировать на любые изменения покупательских предпочтений, оперативно внося коррективы в ассортимент. Помимо этого нельзя допускать излишка товарных запасов на складах торговых предприятий в условиях финансовой нестабильности. Следовательно, важно добиваться постоянного наличия в торговых предприятиях таких товарных запасов, которые бы по своим размерам и составу соответствовали бы установленному объему товарооборота и обеспечивали бесперебойное удовлетворение спроса покупателей.

Таким образом, для большинства торговых предприятий основной проблемой управления является оптимальное планирование товарных ресурсов, основной частью которых являются товарные запасы.

Планирование оптимального размера товарных запасов торгового предприятия необходимо начинать в первую очередь с определения показателей деятельности предприятия, находящихся под прямым или косвенным воздействием товарных запасов; факторов, влияющих на товарные запасы; целей управления товарными ресурсами.

Товарные запасы оказывают влияние на экономические показатели деятельности торгового предприятия, например, такие, как товарооборот, издержки обращения, прибыль предприятия и др.

Одним из основных экономических показателей, характеризующих деятельность торговых предприятий, является выручка от продажи товаров (табл. 1).

Таблица 1

Оборот и товарные запасы предприятий розничной торговли

Млрд. руб. (в фактически действо- В процентах к предыдущему Товарные

вавших ценах) году (в сопоставимых ценах) запасы: млрд.

Годы в том числе в том числе руб. (в факти-

всего продоволь- непродоволь- всего продоволь- непродоволь- чески дейст-

ственными ственными ственными ственными вовавших

товарами товарами товарами товарами ценах)

2005 7041,5 3217,6 3823,9 112,8 110,5 115,1 280,5

2006 8711,9 3947,4 4764,5 114,1 111,0 116,8 349,5

2007 10869,0 4891,3 5977,7 116,1 112,6 119,1 478,1

2008 13919,6 6344,6 7575,0 113,5 109,1 117,2 428,6

Источник: [3, с. 75, 95].

Как видно из табл. 1, товарооборот розничных торговых предприятий ежегодно характеризуется приростом, но в то же время следует отметить, что в 2008г. наблюдается замедление темпов прироста оборота предприятий (если в 2006г. оборот предприятий увеличился на 14,1 % по сравнению с 2005г., в 2007г. - на 16,1 % по сравнению с предыдущим годом, то в 2008г. прирост составил 13,5 %, т.е. на 2,6 % меньше прироста 2007г.). Исходя из того, что размер товарных запасов в организациях розничной торговли в 2008г. по сравнению с 2007 г. уменьшился на 49,5 млрд.руб. (с 478,1 млрд.руб. до 428,6 млрд.руб.), можно отметить следующее: сокращение размера товарных запасов розничных торговых предприятий связано с уменьшением оборота торговых предприятий.

Помимо товарооборота товарные запасы оказывают влияние и на другие показатели деятельности. Например, товарные запасы связаны с рядом статей издержек обращения:

- затраты на транспортировку;

- расходы на хранение товаров;

- заработная плата сотрудников;

- арендная плата, содержание торговых и складских помещений;

- амортизация основных средств и т.д.

Не менее важным экономическим показателем, связанным с товарными запасами, является прибыль предприятия. Но стоит отметить, что в условиях финансового кризиса (в связи с инфляционными процессами) влияние товарных запасов на издержки обращения и прибыль становится менее заметной.

Другой важной составляющей подготовительного этапа планирования товарных ресурсов является изучение влияния различных факторов на товарные запасы, наиболее важными из которых являются:

- соотношение спроса и предложения на товары и услуги (в том числе выявление потребностей в новых товарах);

- объем товарооборота;

- потребительские свойства товаров, т.е. требования, предъявляемые потребителями к качеству и внешнему виду товаров;

- размещение торговой сети (точки), т.е. расположение в определенном месте города (центр или окраина), близость автостанций и вокзалов, наличие новостроек и т.п.;

- условия торговли, т.е. формы и методы торговли, состояние материально-технической базы;

- характер отношений с поставщиками и посредниками (в том числе организация каналов товародвижения);

- условия взаимоотношений с различными финансовыми организациями (кредитные, финансовые, страховые, инвестиционные и другие компании);

- общеэкономические и общеполитические факторы (государственная экономическая и социальная политика; финансовая, кредитная, налоговая политика; покупательная способность населения; развитие внешнеэкономических связей и др.).

Общеэкономические и общеполитические факторы относятся к факторам косвенного воздействия, которые могут не оказывать немедленного воздействия на товарные запасы торгового предприятия, но, тем не менее, имеют опосредованное влияние [4].

Согласно данным обследования деятельности розничных торговых предприятий, проведенного Федеральной службой государственной статистики в конце 2008 г. - начале 2009 г., были выделены факторы, ограничивающие деловую активность предприятий розничной торговли (т.е. коммерческую деятельность предприятия), в которой существенное место занимает эффективность использования ресурсов, в том числе и товарных.

Таблица 2

Оценка факторов, ограничивающих деловую активность организаций розничной торговли (IV квартал, в % от общего числа организаций розничной торговли)

2005 2006 2007 2008

Высокий уровень налогов 50 48 46 43

Недостаточный платежеспособный спрос 56 53 49 46

Недостаток собственных финансовых средств 49 45 44 39

Высокая арендная плата 30 30 31 30

Высокие транспортные расходы 33 32 31 31

Высокий процент коммерческого кредита 24 24 23 24

Недостаточный ассортимент 16 13 13 11

Недостаток торговых, складских помещений 9 11 12 10

Источник: [2, с. 526].

Анализируя данные, представленные в табл. 2, можно отметить, что наибольшее влияние на деловую активность предприятий розничной торговли в 2008 г. оказали некоторые факторы, среди которых наиболее существенными можно назвать следующие: недостаточный платежеспособный спрос населения (46 %); высокий уровень налогов (43 %); недостаток финансовых средств (39 %) и высокая арендная плата (30 %). Причем, влияние названных факторов следует рассматривать как негативное. В том числе данные факторы отрицательно сказываются и на размере товарных запасов розничных торговых предприятий, что в свою очередь создает препятствия при достижении поставленных целей деятельности торгового предприятия.

Но в то же время следует отметить, что ряд факторов стал оказывать менее негативное влияние (по сравнению с предыдущими анализируемыми периодами). Например, негативное влияние такого фактора, как недостаточный ассортимент, в 2008г. отметили всего лишь 11 % руководителей розничных торговых предприятий, участвующих в статистическом обследовании, по сравнению с 13 % в 2006 и в 2007гг. Также некоторые руководители торговых предприятий перестали относить такой фактор, как «недостаток торговых и складских помещений» к негативному фактору, влияющему на деловую активность торгового предприятия: если в 2007г. процент опрошенных руководителей, считающих данный фактор негативным, составил 12 % (т.е. на 3 % и 1 % больше, чем в 2005 и 2006 гг. соответственно), то в 2008г. уже 10 % руководителей считают, что именно недостаток торговых и складских помещений оказывает негативное влияние на деловую активность торгового предприятия, в том числе и на уровень товарных запасов.

На наш взгляд, все рассмотренные выше факторы, оказывающие влияние на товарные запасы розничных торговых предприятий, целесообразно разделить на две группы:

1. управляемые факторы;

2. неуправляемые факторы.

Неуправляемые факторы ограничивают возможности торгового предприятия в осуществлении оптимального планирования товарными запасами, тем самым, влияя на принятие управленческого решения. С точки зрения конкретного торгового предприятия, одни факторы могут выступать управляемыми, а другие - менее управляемыми. Поэтому руководство каждого торгового предприятия должно выявлять основные факторы, оказывающие влияние на уровень товарных запасов (особенно, если это влияние негативное), учитывать эти факторы в ходе дальнейшего планирования размера товарных запасов и по возможности сгладить их негативное влияние.

После определения показателей и факторов следующим важным моментом, обеспечивающим оптимальное планирование товарных ресурсов торговых предприятий, является выбор целей управления товарными ресурсами.

Наиболее часто в качестве главной цели управления товарными ресурсами выступает минимизация затрат на закупку, хранение и управление товарными запасами. Иногда в качестве основной цели управления выступает оптимальное удовлетворение спроса покупателей на товары. На наш взгляд, уровень удовлетворения спроса следует рассматривать не как цель управления, а как одно или ряд ограничений, накладываемых на процесс управления. Таким образом, под целью управления товарными ресурсами розничных торговых предприятий следует рассматривать минимизацию затрат на закупку, хранение и управление товарными запасами, позволяющую обеспечить бесперебойную продажу товаров.

В качестве вывода следует отметить, что выявление всех приоритетных показателей, факторов как управляемых, так и неуправляемых, а также целей управления товарными ресурсами является основополагающим моментом в планировании товарных ресурсов, и только в этом случае планирование может быть оптимальным.

Список литературы:

1. Баканов М.И. Теория экономического анализа: учебник / М.И. Баканов, А. Д. Шеремет. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 416 с.

2. Российский статистический ежегодник: 2009: стат.сб. / Федер. служба гос. статистики (Росстат); [редкол. В. Л. Соколин и др.]. - М., 2009. - 795 с.

3. Торговля в России: 2009: стат.сб./ Федер. служба гос. статистики (Росстат); [редкол. А. Л. Кевеш и др.]. - М., 2009. - 629 с.

4. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: учебник / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 292 с. - (Серия «Высшее образование»).

5. Экономика торгового предприятия: Торговое дело: учебник / Под ред. Л. А. Брагина. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 314 с.

ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В МАНГИСТАУСКОЙ ОБЛАСТИ

© Нурмаганбетова А.А.*

Каспийский государственный университитет технологий и инжиниринга им. Ш. Есенова, Республика Казахстан, г. Актау

В Мангистауской области за последние годы произошел значительный рост показателя инвестиций в основной капитал. БШОТ-анализ

* Магистрант кафедра «Менеджмент».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.